Методическая статья
«Использованиеисторических документов на уроках истории в основной общеобразовательной школе»
Современныйурок невозможно представить без аналитической работы с источниками. Ихиспользование позволяет решить ряд взаимосвязанных задач: сформировать болееполные и прочные знания, конкретизировать и углубить их, проиллюстрироватьизучаемые вопросы, обеспечить доказательность теоретических положений, идей.Доступный учащимся исторический документ служит для них прекрасным материаломдля анализа; работа с документом активизирует мышление и воображение школьника,учит его разбираться в исторических явлениях, помогает выработке практическинеобходимых каждому гражданину умений разбираться в содержании важнейшихобщественно-политических документов современности.
Всвязи с появлением новых носителей информации, которые характеризуются широкойдоступностью, учащиеся получили возможность самостоятельно и непосредственноознакомится с текстами первоисточников. Для того, чтобы работать с ниминеобходим определенный навык, который учащиеся могут получить на урокахистории. Работа с историческими источниками способствует созданию представлений об изучаемом объекте: событиях, человеке, обществе, государстве.
Дляуправления качеством овладения учащимися навыками работы с источниками учителю,прежде всего, необходимо отобрать те приемы деятельности, которые нужно будетсформировать.
Явыделяю следующие:
1. внимательноепрочтение текста источника;
2. определениеего главной идеи;
3. выявлениеосновных понятий, фактов, имен, дат;
4. разбортекста с целью конкретизации описываемого явления;
5. анализаргументации автора;
6. постановкасобственных вопросов к тексту;
7. сопоставлениесодержания текста с имеющимися у учащихся знаниями, а также с другимиисточниками;
8. определениеважности и значения документа;
9. определениестепени объективности информации, содержащейся в документе;
10. формулированиеобобщенных выводов, причинно-следственных связей, логической цепи суждений иумозаключений;
11. презентацияанализа документа в виде сообщения, ответа на вопрос, схемы, таблицы, рефератаи т.п.
Затемя располагаю главные способы работы с документами по степени сложности ееорганизации.
Во– первых, это использование документа в процессе изложения учебного материалаучителем – его цитирование. Во-вторых, это комментированное чтение сразъяснением учителем смысла, терминов, содержания. На этом этапе в работуначинают вовлекаться обучающиеся.
Следующейступенью может быть коллективный разбор документа на основе системы вопросов,поставленных учителем. Ответы выслушиваются и уточняются как самими учениками,так и учителем. К этому этапу можно переходить после усвоения учащимися первого этапа организации деятельности. Все вышеуказанные методы являютсяхорошей базой для перехода к еще более высокой ступени работы учащихся сдокументальным материалом — самостоятельной. Работа с документами, как и любаядругая учебная деятельность, должна обязательно содержать все три указанныхкомпонента и важнейшая задача образования — научить обучающихся строить своюдеятельность как полноценную, разумную, в которой все три части сбалансированы,достаточно развернуты, осознанны и полностью осуществлены.
Впроцессе изучения истории выделены следующие уровни в работе с документами.
1.Воспроизводящий
2.Преобразующий.
3.Творческо-поисковый
Выборуровней определяется познавательными возможностями ученика и целями обучения.
Первый уровень – воспроизводящий. Он предполагает, что обучающиеся выписывают основныепонятия, определения, выводы, отвечают на поставленные вопросы, требующиеуточнения и пересказа текста; заполняют таблицы, схемы по образцу в ходеколлективного разбора документа, ориентированного на понимание текста;составляют простой план.
Преобразующийуровень предполагает разбор документа, выделение в нем главной идеи; сравнениеположений источника с другим теоретическим материалом; самостоятельный отбор,группировка фактов. На этом этапе большую роль в формировании умений работы сдокументами играют памятки. Памятки — учебные пособия, помогающие вопределенной последовательности образно воссоздать исторический факт илираскрыть его внутренние существенные стороны. Памятка представляет собойперечень вопросов и заданий, расчленяющих сложный учебный прием на несколькоболее простых операций.В преподавании истории большую роль играет умениепедагога учитывать сильные и слабые стороны УМК, который выбираетобразовательное учреждение и учитель. Знание преимуществ и недостатковучебников дает возможность педагогу методически правильно выстраивать своюработу.
Анализируяучебники, я поставила перед собой ряд вопросов:
1. Естьли к данной теме документы?
2. Какойхарактер носит данный(-ые) исторический (-ие) документ(-ы)?
3. Возможноли с помощью документов сопоставить различные точки зрения?
4. Даютли возможность документы получить новые знания, помимо материала текстаучебника?
5. Несетли воспитательную направленность данный документ?
6. Возможноли формулирование дополнительных вопросов к документу, помимо авторских?