Тема. Личные местоимения.
Цель. Сформироватьумение учащихся правильно употреблять и писать личные местоимения.
Ходурока.
I. Введение в тему.
Прослушивание песни «Родина моя» (Слова: Р. Рождественский. Музыка: Д. Тухманов)
(Слайды 1-13)
— Понравилась ли вам песня? О чёмздесь поётся? Что для вас Родина? Какие слова песни особенно близки? Ктопредставляет дружную семью нашей Родины?
К какой части речи относятся такиеслова?
Сформулируйте тему, задачи урока.
II. Новая тема.
1. Составьте предложение о Родине, употребив личные местоимения.
2. Разбор предложения — За то,друзья, мы так Отчизну любим, что на земле прекрасней3 всех она. — укажителичные местоимения. Что мы знаем о них? (слайд 14)
-Найти в тексте песни местоимения. Выпишитевместе сглаголами, определите падеж. (Текст песни раздаётся ученикам)
— Какие особенности склонения выувидели? (слайд 15)
3. Работа по развитию речи
Личное местоимение Яочень часто употребляется в поэтической речи. Как вы думаете, почему?
— Для того, чтобы ответитьна данный вопрос, предлагаю вам прослушать отрывки из стихотворений поэтов Н.Рубцова, С. Есенина (слайд16, 17)
(В лирическом произведении поэтчасто рассказывает о своих личных чувствах, переживаниях, о своём восприятиижизни)
(слайд 18)
III. Объяснение домашнего задания. Кромебескрайней Родины у каждого человека есть небольшой кусочек земли, где онродился. Это так называемая Малая Родина. И в следующем задании вы должныбудете показать, что вы можете рассказать не только о нашей общей большойродине, но и о нашей Малой Родине.
IV/. Ответьте на шуточные вопросы:
1. В какомместоимении два звука, но одна буква? (я)
2. Какиедва личных местоимения мешают движению на дорогах? (я-мы)
3. Скольколичных местоимений в слове «семья»?(7)
4. Первыйслог – личное местоимение, второй – детская болезнь. Вместе получается слово ,обозначающее предмет, который помогает судну удержаться на месте. (якорь)
5. первыйслог – личное местоимение, второй – звук, который издаёт лягушка, вместе –овощ. (тыква)
Написать сочинение «Моя Родина»,используя личные местоимения.
IV. Рефлексия.
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…
Родина моя (Я, ты, он, она)
Слова: Р. Рождественский
Музыка: Д. Тухманов
Я, ты, он, она
Вместе — целая страна,
Вместе — дружная семья,
В слове мы — сто тысяч я.
Большеглазых, озорных,
Чёрных, рыжих и льняных.
Грустных и весёлых
В городах и сёлах.
Над тобою солнце светит,
Родина моя.
Ты прекрасней всех на свете,
Родина моя.
Я люблю, страна, твои просторы,
Я люблю твои поля и горы,
Сонные озёра
И бурлящие моря.
Над полями выгнет спину
Радуга-дуга.
Нам откроет сто тропинок
Синяя тайга.
Вновь настанет время спелых ягод,
А потом опять на землю лягут
Белые, огромные, роскошные снега,
Как будто праздник.
Припев:
Будут на тебя
Звёзды удивлённо смотреть.
Будут над тобой
Добрые рассветы гореть
В полнеба.
В синей вышине
Птицы будут радостно петь,
И будет песня звенеть
Над тобой в облаках
На крылатых твоих языках.
Я, ты, он, она
Вместе — целая страна,
Вместе — дружная семья,
В слове мы — сто тысяч я.
Над тобою солнце светит,
Льётся с высоты.
Всё на свете, всё на свете
Сможем я и ты.
Я прильну, земля, к твоим берёзам,
Я взгляну в глаза весёлым грозам.
И смеясь от счастья, упаду в твои цветы.
Обняла весна цветная
Ширь твоих степей.
У тебя, страна, я знаю,
Солнечно в судьбе.
Нет тебе конца и нет начала,
И текут светло и величаво
Реки необъятные,
Как песня о тебе,
Как будто праздник.
