Фильм «Иди и смотри» — свидетельствои предостережение
Люди!
Покуда сердца стучатся,—помните!
Какою ценой завоеваносчастье,—
пожалуйста, помните!
Р.Рождественский Реквием
Одной из самых трагических страниц в истории ХХстолетия стала Великая Отечественная война. Война … самое страшное, суровое и беспощадное слово в мире.Война… она приносит людям страдания, горе, слезы, голод. Вторая Мировая война принеслаколоссальные разрушения и миллионные жертвы, причем в большинстве своём средимирного населения. Это произошло из-за того, что на захваченной немцамитерритории оккупационные власти, руководствуясь человеконенавистническойидеологией расового превосходства и исполняя планы гитлеровского руководстварасширения жизненного пространства для арийцев, проводили политику геноцида вотношении местных жителей. Они их пытали, расстреливали, сжигали, вешали.Существуют десятки и сотни тысяч свидетельств нацистских расправ. Все они былиосуждены на Нюрнбергском процессе, на котором судили высшее руководствогитлеровской Германии, обвиненных в преступлениях против человечества. Былопризнано, что они не имеют срока давности потому, что никогда такое не должноповториться. Именно для того, чтобы люди помнили, представители творческойинтеллигенции, люди искусства, сами пережившие войну, отразили в своемтворчестве: фильмах, картинах, романах и повестях, — варварские случаигеноцида. Силой искусства они акцентировали внимание именно на ужасах войны длятого, чтобы доказать, что это последствия победы фашистских идей в Германии.Война никогда не принесет даже победителю счастье. Она очень жестока.
В последнее время эта трагедия стала забываться. Такойвывод можно сделать на основании того, что сегодня фашистская идеология вновьпобеждает и овладевает умами широких масс. И чтобы остановить это, нужнопоказать последствия господства фашизма, для этого нужно помнить запечатленныехудожниками ужасы такой политики.
Целью моей работы является исследование произведениякинематографического искусства, которое отразило геноцид мирного населения вгоды Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Предметом исследования сталфильм «Иди и смотри», совместного производства киностудиями «Мосфильм» и «Беларусьфильм,снятого в 1985 году режиссёром Элемом Климовым, по авторскому сценарию,написанному им совместно с Алесем Адамовичем.
Этот фильм, когда вышел на экраны, приобрел славуодного из самых лучших и правдивых фильмов о войне. Это неудивительно: обаавтора прошли войну. Элем Климов родился в 1933 году в Сталинграде. На момент,когда разворачивалась Сталинградская битва он был подростком. Его эвакуировалииз города, когда Сталинградское сражение уже было в самом разгаре[1]. СудьбаАлеся Адамовича и его персонажей похожи. Соавтор режиссёра в подростковомвозрасте попал партизанский отряд, который воевал против фашистов в Белоруссии[2].
Фильм «Иди и смотри» вышел к 45-летию Победы в ВеликойОтечественной войне и завоевал несколько наград на различных фестивалях[3]. В немрассказывается о нескольких днях жизни белорусского подростка, в течениекоторых он потерял всех родственников, стал свидетелем трагических событий,чуть не погиб во время карательной операции фашистов против партизан.
Авторы картины положили в основу фильма обобщенныесведения о событиях, происходивших на всей оккупированной территории. ВБелоруссии было уничтожено свыше пяти тысяч деревень, из них 628 вместе сосвоими жителями. Эта цифра указана в титрах фильма. Самым известным фактом геноцидастала Хатынь. В этой деревне жителей согнали в сарай и заживо сожгли из-затого, что недалеко от этого населённого пункта попал в засаду партизан немецкийотряд[4].
Самым ужасным было то, что осуществлялась эта операциясилами специального подразделения СС зондербатальона «Дирлевангер» и «118-йшуцманшафт-батальон»-коллаборационистское подразделение немецкойвспомогательной охранной полиции, в составе которой были советские граждане,попавшие в плен или добровольно перешедшие на сторону немцев. Документысвидетельствуют о том, что большинство в их составе были этнические украинцы.Руководство отрядом осуществляли немецкие офицеры [5].
Чудом удалось остаться в живых двум подросткам и 59-летнему кузнецу, которые и рассказали о произошедшем. Каратели заставилижителей прийти в управление для проверки документов. Затем их согнали в сарай…Двери закрыли… Постройку обложили сеном и соломой, облили бензином и подожгли…Люди стали стараться вырваться наружу… Под их напором дверь не выдержала иобгоревшие люди выскочили наружу. Каратели открыли по ним огонь[6].
Авторы фильма реалистично воспроизводят на экране этисобытия. Отряд карателей заходит в село, издеваются над жителями и сгоняют их вбольшой амбар. На экране показано, как людей плотно набивают в помещение, каким страшно. Крики, просьбы о пощаде, попытки открыть дверь. Немецкий офицерпредлагает жителям оставить детей и выйти. Запертые люди не выходят. Главныйгерой вылезает в окно. Немцы позволят ему это сделать. За ним карабкаетсямолодая мать с ребенком. Коллаборационисты отнимают у нее ребенка и забрасываютобратно в окно. Женщину же начинают таскать по земле за волосы. Играетбравурная музыка. По деревне возят труп убитого партизана. Затем карателизабрасывают амбар гранатами, поджигают его и деревенские дома из огнемета.Оставшиеся в живых люди пытаются выбраться. По ним немцы и коллаборационистыоткрывают огонь из пулемета, автомата и винтовок. В живых они оставили тольконемощную старуху, прикованную к кровати. Ее кровать вынесли на улицу и оставилипосреди горящего села со словами: «Оставляем тебя на развод! Бабуля, ты нам ещёнарожаешь!».
Эти жестокие кадры вызывают ужас. Они реалистичны.Создатели фильма утверждали, что во время съемок использовались настоящие пули.Когда они пролетали над головами актёров, то действительно вызывали у них ужас,поэтому их испуг был искреннем[7].Очень последовательно меняется внешность главного героя. В начале фильма – этоздоровый, жизнерадостный подросток. В конце – изможденный, седой, морщинистыйстарик. Это особенно видно в сцене, когда немцы поставили его на колени иприставили к виску пистолет, таким образом позировали для фото. Лицо главногогероя показано крупным планом. Оно само по себе вызывает ужас, так как отражаетвесь пережитый ребенком кошмар.
Возникает вопрос, что хотели добиться создателифильма, показав так реалистично жестокость? Ответ лежит на поверхности. Онихотели показать чудовищность преступления нацистов и вызвать у зрителянеприятие любой войны в принципе. Эта мысль красной линией проходила с самогоначала картины. Жизнь мирных жителей теперь зависит от многих факторов: отслучая, от благосклонности оккупационных властей и полицаев. Главный геройуходит к партизанам, но они не разрешают юному герою участвовать в боях. Этоего не спасает, так как возвращаться ему некуда – его деревня разбита, ародственники убиты. Оставшиеся жители пытаются спастись на острове, но и там ихдостает война, так как начинается обстрел. Маленькому человеку невозможноукрыться от войны, от ее жестокости.
Фильм «Иди и смотри» кардинально отличается от другихкартин о войне. В нем нет батальных сцен, сражений, сюжетной линии. Большаячасть экранного времени – это блуждание подростка по краю военной бездны, егонечеловеческое страдание. Через трагедию одного ребенка авторы показываюттрагедию всего народа. Просмотр фильма вызывает чувство утраты, печали,разрушения. Мы понимаем, что очень мало знаем о том периоде, что понимаем егонеправильно. Война – это не победные реляции и марши. Это боль, слезы,страдания, сломанные судьбы и психика. Главный герой выжил, но он уже никогдане посмотрит на мир невинными глазами. За несколько лет он постарел навечность.
Фильм заставляет задуматься о том, почему сталовозможным столь чудовищные преступления. Как люди, еще вчера бывшие добрымисоседями, теперь могут так жестоко относиться друг другу, не жалеть ни детей,ни женщин, ни стариков? Как так получилось, что они могут радоваться чужимстраданиям, что они могут находить смешным отчаяние беспомощных и униженныхлюдей?
Авторы фильма дают ответ на этот вопрос. Это сталовозможным благодаря тому, что в Германии фашистские идеи завладели массами. Онипоказывают документальные кадры, на которых изображены кадры с Гитлером,которого приветствуют толпы немцев. Имперские идеи, которые убедили немцев всвоей исключительности, культ вождя привели к тому, что они пришли на чужуютерриторию убивать и не видели в этом ничего плохого. В этом заключаетсятрагизм ситуации. Авторы как бы говорят, что такое не должно повториться.Главный герой стреляет по воображаемому Гитлеру, и каждый его выстрел звучиткак лозунг: «Никогда более», «Никогда более» ….
Таким образом, можно сделатьвывод, что во время Великой Отечественной войны немецкие захватчики,ослепленные человеконенавистническими идеями, совершали на территории СССРчудовищные преступления, которые попадают под определение геноцид. В нашейстране погиб каждый четвертый… Каждый четвертый: мужчины, юноши, женщины, дети.Жизнь каждого четвертого оборвала жестокость и нечеловечность немецких солдат.Именно нечеловечность. Разве можно того, кто убивал детей, глядя в глаза им иих матерям, кто сжигал людей живыми и при этом смеялся, для кого жизнь человеканичего не значит, назвать человеком? Нет!
Фильм «Иди и смотри» не только отражает весь трагизмэтой политики в художественной форме, но и предостерегает от повторенияподобного в будущем. Это самый страшный и правдивый фильм о войне, которыйнужно идти и смотреть, чтобы помнить, не забывать, не повторять…
Мир не должен забывать ужасы войны,разлуку, страдания и смерть миллионов людей. Это было бы преступлением передпавшими, преступлением перед будущим. Помнить о войне, о героизме и мужествелюдей, бороться за мир — обязанность всех живущих на земле.
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. АзадовскийР. Адамович Алесь Михайлович// Новейшая история отечественного кино. 1986-2000.Кино и контекст. — Т. I.- СПб.: Сеанс, 2001 Иди и смотри// Энциклопедия кино-2010
2. КирилловаН.В., Селеменев В.Д., Скалабан В.В Хатынь. Трагедия и память. Документы иматериалы. — Минск: НАРБ, 2009.ISBN 978-985-6372-62-2.
3. Новейшаяистория отечественного кино: 1986-2000. Том IV / сост. Л. Ю. Аркус-СПб.: Сеанс,2002.- 760 с-ISBN 5-901586-04-