МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования Ямало-Ненецкого автономногоокруга
г.Ноябрьск
МБОУ СОШ № 13 с УИП эстетического цикла
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 5060150) учебногопредмета
«Математика»
для1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год
Составитель:Ермакова Дарья Владимировна
учительначальных классов
Ноябрьск 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Математика»для обучающихся 1 класса составлена на основе Требований к результатам освоенияосновной образовательной программы начального общего образования,представленных в Федеральном государственном образовательном стандартеначального общего образования, а также Примерной программы воспитания.
В начальной школе изучение математики имеетособое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, опытвыполнения предметных и универсальных действий на математическом материале,первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом обучения восновном звене школы, а также будут востребованы в жизни.
Изучение математики в начальной школенаправлено на достижение следующих образовательных, развивающих целей, а такжецелей воспитания:
— Освоение начальных математических знаний — пониманиезначения величин и способов их измерения; использование арифметических способовдля разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные ипрактические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполненияарифметических действий.
— Формирование функциональной математической грамотностимладшего школьника, которая характеризуется наличием у него опыта решенияучебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на понимании иприменении математических отношений («часть-целое», «больше-меньше»,«равно-неравно», «порядок»), смысла арифметических действий, зависимостей(работа, движение, продолжительность события).
— Обеспечение математического развития младшего школьника- формирование способности к интеллектуальной деятельности, пространственноговоображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбиратьаргументацию, различать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, вестипоиск информации (примеров, оснований для упорядочения, вариантов и др.).
— Становление учебно-познавательных мотивов и интереса кизучению математики и умственному труду; важнейших качеств интеллектуальнойдеятельности: теоретического и пространственного мышления, воображения,математической речи, ориентировки в математических терминах и понятиях;прочных навыков использования математических знаний в повседневной жизни.
В основе конструирования содержания и отборапланируемых результатов лежат следующие ценности математики, коррелирующие состановлением личности младшего школьника:
— понимание математических отношений выступает средством познаниязакономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий,протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы,размера и т.д.);
— математические представления о числах, величинах,геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природыи человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объектыприроды);
— владение математическим языком, элементамиалгоритмического мышления позволяет ученику совершенствовать коммуникативнуюдеятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочкирассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).
Младшие школьники проявляют интерес к математическойсущности предметов и явлений окружающей жизни — возможности их измерить,определить величину, форму, выявить зависимости и закономерности их расположения во времени и в пространстве. Осознанию младшим школьникоммногих математических явлений помогает его тяга к моделированию, что облегчаетосвоение общего способа решения учебной задачи, а также работу с разнымисредствами информации, в том числе и графическими (таблица, диаграмма, схема).
В начальной школе математические знания иумения применяются школьником при изучении других учебных предметов(количественные и пространственные характеристики, оценки, расчёты и прикидка,использование графических форм представления информации). Приобретённыеучеником умения строить алгоритмы, выбирать рациональные способы устных иписьменных арифметических вычислений, приёмы проверки правильности выполнениядействий, а также различение, называние, изображение геометрических фигур,нахождение геометрических величин (длина, периметр, площадь) становятсяпоказателями сформированной функциональной грамотности младшего школьника ипредпосылкой успешного дальнейшего обучения в основном звене школы.
На изучение математики в 1 классе отводится 4 часа в неделю,всего 132 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основное содержание обучения в программепредставлено разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия»,«Текстовые задачи», «Пространственные отношения и геометрические фигуры»,«Математическая информация».
Числа и величины
Числа от 1 до 9: различение, чтение, запись.Единица счёта. Десяток. Счёт предметов, запись результата цифрами. Число ицифра 0 при измерении, вычислении.
Числа в пределах 20: чтение, запись,сравнение. Однозначные и двузначные числа. Увеличение (уменьшение) числа нанесколько единиц.
Длина и её измерение. Единицы длины:сантиметр, дециметр; установление соотношения между ними.
Арифметические действия
Сложение и вычитание чисел в пределах 20.Названия компонентов действий, результатов действий сложения, вычитания.Вычитание как действие, обратное сложению.
Текстовые задачи
Текстовая задача: структурные элементы,составление текстовой задачи по образцу. Зависимость между данными и искомойвеличиной в текстовой задаче. Решение задач в одно действие.
Пространственные отношения и геометрические фигуры
Расположение предметов и объектов наплоскости, в пространстве: слева/справа, сверху/снизу, между; установлениепространственных отношений.
Геометрические фигуры: распознавание круга,треугольника, прямоугольника, отрезка. Построение отрезка, квадрата,треугольника с помощью линейки на листе в клетку; измерение длины отрезка всантиметрах.
Математическая информация
Сбор данных об объекте по образцу.Характеристики объекта, группы объектов (количество, форма, размер).Группировка объектов по заданному признаку.
Закономерность в ряду заданных объектов: её обнаружение,продолжение ряда.
Верные (истинные) и неверные (ложные)предложения, составленные относительно заданного набора математическихобъектов.
Чтение таблицы (содержащей не более 4-хданных); извлечение данного из строки, столбца; внесение одного-двух данных втаблицу. Чтение рисунка, схемы с одним-двумя числовыми данными (значениямиданных величин).
Двух-трёхшаговые инструкции, связанные свычислением, измерением длины, изображением геометрической фигуры.
Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень)
Универсальные познавательные учебныедействия:
— наблюдать математические объекты (числа, величины) вокружающем мире;
— обнаруживать общее и различное в записи арифметическихдействий;
— понимать назначение и необходимость использованиявеличин в жизни;
— наблюдать действие измерительных приборов;
— сравнивать два объекта, два числа; распределять объектына группы по заданному
основанию;
— копировать изученные фигуры, рисовать от руки пособственному замыслу; приводить примеры чисел, геометрических фигур;
— вести порядковый и количественный счет (соблюдатьпоследовательность).
Работа с информацией:
— понимать, что математические явления могут бытьпредставлены с помощью разных средств: текст, числовая запись, таблица,рисунок, схема;
— читать таблицу, извлекать информацию, представленную втабличной форме.
Универсальные коммуникативные учебныедействия:
— характеризовать (описывать) число, геометрическуюфигуру, последовательность из нескольких чисел, записанных по порядку;
— комментировать ход сравнения двух объектов; описыватьсвоими словами сюжетную ситуацию и математическое отношение, представленное взадаче;
— описывать положение предмета в пространстве различать ииспользовать математические знаки;
— строить предложения относительно заданного набораобъектов.
Универсальные регулятивные учебныедействия:
— принимать учебную задачу, удерживать её в процесседеятельности;
— действовать в соответствии с предложенным образцом,инструкцией;
— проявлять интерес к проверке результатов решенияучебной задачи, с помощью учителя устанавливать причину возникшей ошибки итрудности;
— проверять правильность вычисления с помощью другогоприёма выполнения действия.
Совместная деятельность:
— участвовать в парной работе с математическим материалом;
— выполнять правила совместной деятельности:договариваться, считаться с мнением партнёра, спокойно и мирно разрешатьконфликты.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение математики в 1 классе направлено надостижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатовосвоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Математика»у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
— осознавать необходимость изучения математики дляадаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека;
— развития способности мыслить, рассуждать, выдвигатьпредположения и доказывать или опровергать их;
— применять правила совместной деятельности сосверстниками, проявлять способность договариваться, лидировать, следоватьуказаниям, осознавать личную ответственность и объективно оценивать свой вкладв общий результат;
— осваивать навыки организации безопасного поведения винформационной среде;
— применять математику для решения практических задач вповседневной жизни, в том числе при оказании помощи одноклассникам, детяммладшего возраста, взрослым и пожилым людям;
— работать в ситуациях, расширяющих опыт примененияматематических отношений в реальной жизни, повышающих интерес кинтеллектуальному труду и уверенность своих силах при решении поставленныхзадач, умение преодолевать трудности;
— оценивать практические и учебные ситуации с точкизрения возможности применения математики для рационального и эффективногорешения учебных и жизненных проблем;
— оценивать свои успехи в изучении математики, намечатьпути устранения трудностей;
— стремиться углублять свои математические знания иумения; пользоваться разнообразными информационными средствами для решенияпредложенных и самостоятельно выбранных учебных проблем, задач.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения у обучающегося формируются следующиеуниверсальные учебные действия.
Универсальные познавательные учебныедействия:
1) Базовые логические действия:
— устанавливать связи и зависимости между математическимиобъектами (часть-целое; причина-следствие; протяжённость);
— применять базовые логические универсальные действия:сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение;
— приобретать практические графические и измерительныенавыки для успешного решения учебных и житейских задач;
— представлять текстовую задачу, её решение в видемодели, схемы, арифметической записи, текста в соответствии с предложеннойучебной проблемой.
2) Базовые исследовательские действия:
— проявлять способность ориентироваться в учебномматериале разных разделов курса математики;
— понимать и адекватно использовать математическуютерминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных ипрактических задач;
— применять изученные методы познания (измерение,моделирование, перебор вариантов)
3) Работа с информацией:
— находить и использовать для решения учебных задачтекстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды;
— читать, интерпретировать графически представленнуюинформацию (схему, таблицу, диаграмму, другую модель);
— представлять информацию в заданной форме (дополнятьтаблицу, текст), формулировать утверждение по образцу, в соответствии стребованиями учебной задачи;
— принимать правила, безопасно использовать предлагаемыеэлектронные средства и источники информации.
Универсальные коммуникативные учебныедействия:
— конструировать утверждения, проверять их истинность;
— строить логическое рассуждение;
— использовать текст задания дляобъяснения способа и хода решения математической задачи; — формулироватьответ;
— комментировать процесс вычисления, построения, решения;объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии;
— в процессе диалогов по обсуждению изученного материала— задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников,приводить доказательства своей правоты, проявлять этику общения;
— создавать в соответствии с учебной задачей текстыразного вида — описание (например, геометрической фигуры), рассуждение (кпримеру, при решении задачи), инструкция (например, измерение длины отрезка);
— ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить, дополнять,исправлять деформированные;
— составлять по аналогии; . самостоятельно составлятьтексты заданий, аналогичные типовым изученным.
Универсальные регулятивные учебныедействия:
1) Самоорганизация:
— планировать этапы предстоящей работы, определять последовательностьучебных действий;
— выполнять правила безопасного использования электронныхсредств, предлагаемых в процессе обучения.
2) Самоконтроль:
— осуществлять контроль процесса и результата своейдеятельности, объективно оценивать их;
— выбирать и при необходимости корректировать способыдействий;
— находить ошибки в своей работе, устанавливать ихпричины, вести поиск путей преодоления ошибок.
3) Самооценка:
— предвидеть возможность возникновения трудностей иошибок, предусматривать способы их предупреждения (формулирование вопросов,обращение к учебнику, дополнительным средствам обучения, в том числеэлектронным);
— оцениватьрациональность своих действий, давать им качественную характеристику. Совместнаядеятельность:
— участвовать в совместной деятельности: распределятьработу между членами группы (например, в случае решения задач, требующихперебора большого количества вариантов, приведения примеров и контрпримеров);
— согласовывать мнения в ходе поиска доказательств,выбора рационального способа, анализа информации;
— осуществлять совместный контроль и оценку выполняемыхдействий, предвидеть возможность возникновения ошибок и трудностей,предусматривать пути их предупреждения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
— читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 20;
— пересчитывать различные объекты, устанавливатьпорядковый номер объекта;
— находить числа, большие/меньшие данного числа на заданноечисло;
— выполнять арифметические действия сложения и вычитанияв пределах 20 (устно и письменно) без перехода через десяток; называть иразличать компоненты действий сложения (слагаемые, сумма) и вычитания(уменьшаемое, вычитаемое, разность);
— решать текстовые задачи в одно действие на сложение ивычитание: выделять условие и требование (вопрос);
— сравнивать объекты по длине, устанавливая между нимисоотношение длиннее/короче (выше/ниже, шире/уже);
— знать и использовать единицу длины — сантиметр;измерять длину отрезка, чертить отрезок заданной длины (в см);
— различать число и цифру; распознавать геометрическиефигуры: круг, треугольник, прямоугольник (квадрат), отрезок;
— устанавливать между объектами соотношения:слева/справа, дальше/ближе, между, перед/за, над/под;
— распознавать верные (истинные) и неверные (ложные)утверждения относительно заданного набора объектов/предметов;
— группировать объекты по заданному признаку; находить иназывать закономерности в ряду объектов повседневной жизни;
— различать строки и столбцы таблицы, вносить данное втаблицу, извлекать данное/данные из таблицы;
— сравнивать два объекта (числа, геометрические фигуры);распределять объекты на две группы по заданному основанию.