Сценарий классного часа «Символы России».
Цель: познакомить детей с символикойРоссийского государства: флагом, гербом, гимном.
Задачи:
Образовательные
— актуализировать понятия “герб”, “гимн”и “флаг” как основы государственности в РФ;
Воспитательные
— формировать уважительное отношение ккультуре родной страны;
— воспитывать чувство патриотизма,ответственности за свою страну;
Развивающие
— создать условия для развитиякоммуникативных умений учащихся в процессе групповой работы;
— расширять кругозоручащихся, обогащать словарный запас детей;
— способствовать развитию навыковмышления.
Основные понятия: герб, флаг, гимн.
Оборудование: Компьютер, проектор, экран.
Аудиозаписи.
Электронная презентация.
Время занятия: 40минут.
Форма проведения: групповаяи индивидуальная работа.
Ход мероприятия.
I. Организационный момент
Приветствие
II. Основная часть
Учитель:
Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живём.
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовём.
Мы с вами живем в огромной стране, котораяназывается…(ответы детей) (Россия).
Сегодня мы поговорим о символах нашегогосударства. Для начала давайте разберемся, что же это такое – символ? (Ответыдетей.)
В переводе с греческого это слово означает«знак», «опознавательная примета».
Символ — это то, что служит условнымзнаком какого-то явления, идеи. Например, голубь — символ мира; береза — символРоссии.
Еще существуют государственные символы.Это отличительные знаки конкретного государства. У каждого государства своисимволы.
Символика любого государства — этовоплощение его истории и отражение настоящего, это зрительный и музыкальныйобраз страны.
– Как называется государство, в котором мыживем? (ответы детей) (Россия)
– А что для нас – Россия? Как мы называемстрану, где родились? (Родина)
– Какие вы знаете символы нашей Родины? (Герб,гимн, флаг)
III. Учитель:
Ребята, что обозначает слово “герб”?(ответы учеников)
Понятие “герб” происходит от немецкогослова “наследство или наследие” и является знаком отличия, важнейшей эмблемойгосударства, города, области, а также отдельных лиц и родов.
Где можно увидеть его изображение?(ответы учеников)
Его изображение помещается на флагах,монетах, печатях, бланках, марках и других предметах, чтобы показатьпринадлежность к тому или иному государству.
Государственный герб РоссийскойФедерации былпринят в декабре 2000 года. Золотой двуглавый орел — это символ вечностиРоссии, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орланапоминают об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. А грудьорла защищена щитом с изображением святого Георгия, Георгия Победоносца. СвятойГеоргий с давних времен был наиболее почитаем на Руси. Его считали заступникомчеловека, ограждающим его от сил зла, бесстрашно вступающим в борьбу с самойгрозной и темной силой.
Учитель:
Пусть крепнет от моря до моря
Двуглавого сила орла!
Пусть вечно на вольном просторе
Россия стоит, как скала!
Пусть высится гордо и смело…
Над нею трёхцветный наш флаг
Во благо славянского дела,
Врагам всем на зависть и страх!
Учитель: О каких символах России говоритсяв стихотворении?
(ответы учеников- герб, флаг)
IV.Учитель: Слово “Флаг” – голландскогопроисхождения и означает “корабельное знамя”.
Флагнаш — символ доблести
Инародной гордости.
УРоссии важный день,
Отмечатьнам нужно всем!
Государственныйфлаг – это символ свободы, независимости, самостоятельности государства. Как выдумаете, зачем государству нужен флаг? (ответы детей) (Флаг нужен, чтобыслужить отличительным знаком, объединять людей.)
Закон о Государственном флаге был принятв декабре 2000 года.
21 августа- День Государственного флагаРоссии.
Государственный флаг РоссийскойФедерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых поразмеру горизонтальных полос: верхняя — белого, средняя — синего, нижняя -красного цвета.
Издревле каждый цвет имел своеособое значение.
Что же означают цвета российского флага?
· на Русибелый цвет означал мир, чистоту, правду;
· синий -небо, верность, веру;
· красный -смелость, доброту, честность, огонь и кровь.
Триполоски флага – это неспроста:
Белаяполоска – мир и чистота,
Синяяполоска – это цвет небес,
Куполовнарядных, радости, чудес,
Краснаяполоска – подвиги солдат,
Чтосвою Отчизну от врагов хранят.
Онстраны великой самый главный знак –
Доблестныйтрехцветный наш российский флаг!
А где можно увидеть флаги? ( ответы детей).
Государственный флаг можно увидеть на Кремле в Москве,боевых кораблях и самолётах российской армии, космических кораблях. ПодРоссийским флагом выступают наши спортсмены на всех спортивных соревнованиях,олимпиадах.
V. Физкультминутка:
«Будем мир мы защищать» (выполняется в парах).
Раз, два, три, четыре, пять. Поочередно соединяют пальчики обеихрук.
Будем мир мы защищать! Жмут руки друг другу.
На границе встанем, Прямые руки вытягивают вперёд.
Всех врагов достанем. Шаг, выпад вперёд.
Будем чаще улыбаться, Повороты в стороны, улыбаются другдругу.
А не ссориться и драться! Обнимаются друг с другом.
VI. Звучит фонограмма гимна.
Учитель: Как называется это музыкальноепроизведение? Какое оно? Какие чувства вы испытываете, когда слушаете его?(ответы учеников)
Чтотакое гимн? (ответы детей)
Песняглавная в стране!
Вгимне российском есть такие слова:
«Россия— любимая наша страна».
Россиейгордимся, России верны,
Инет на свете лучше страны!
Гимнслушаем стоя и молча всегда:
Егонам включают в момент торжества!
· Слово «гимн»греческого происхождения, оно означает «торжественная, хвалебная песня».
· Гимнисполняется в особых, наиболее важных случаях. Его слушают и исполняют стоя.
· Гимн имеетогромное значение для своего народа, как в прошлом, так и в настоящем.
Текст гимна принадлежит известномусоветскому писателю С.В.Михалкову, а музыка – композитору и дирижёруА.В.Александрову.
Мы познакомились с государственнымисимволами величия и могущества России. Они достались нам в наследство отпредков. Какими они станут в будущем – зависит только от нас.
VII. Итог занятия.
– Какие государственные символы России вы теперь можете назвать?(Герб, гимн, флаг)
–Что нового о них вы узнали?
–Как вы считаете для чего нам нужно изучать историю наших государственныхсимволов? (Государственная символика является частью истории и культурыстраны, изучая, её мы, учимся уважать и любить нашу Родину, гордиться ей и бытьдостойными её гражданами).
Нет на свете родины милее,
Где других лазурней небеса,
Солнце ярче, звёзды всех светлее,
Где отрадны рощи и леса;
Где в реках стремительные воды.
Голубеют, словно бирюза,
Где, когда настанет непогода,
Весь народ выходит, как гроза!
Нет на свете Родины дороже.
Надо всем нам делать для неё,
Чтобы день, который нами прожит,
Каждым часом радовал её.
Всюду все в её раздольях – наше.
Отдадим ей думы и дела.
И кругом садами опояшем,
Чтобы вечно Родина цвела!
Учитель: Ребята, любите свою Родину ипомните, что каждый из нас – её частичка!
