X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Выступление на педсовете на тему: 

«Использование игровых и развивающихтехнологий во внеурочной деятельности»

 

 

 

Выполнила: учитель бурятского языка

Чагдурова Бэла Цыдендамбаевна

 

 

Игровая технология, какздоровьесберегающий фактор в обучении и развитии младших школьников

Образовательный процесс требует отучеников большого умственного и нервно-психического напряжения. Как развиватьумственную деятельность учащихся, не нанося вред здоровью? Необходимо большоевнимание уделять профилактике укрепления здоровья. Применение игровойтехнологии обучения – это один из главных секретов хорошего самочувствияучащихся начальных классов и высокой активности в учебном процессе. Игровыетехнологии способствуют воспитанию познавательных интересов, активизируютдеятельность.

Игровые технологии тренируют память,помогают выработать речевые умения, навыки, стимулируют умственнуюдеятельность, развивают внимание и познавательный интерес к предмету.

Игра – один из приемов преодоленияпассивности учеников, при этом  соревнования  в игре способствуютусилению работоспособности.

Функции игры как педагогического феномена:развлекательная, коммуникативная, самореализация, игротерапевтическая,диагностическая, коррекционная, межнациональная коммуникация, социализация.

Игра вводит учащихся в реальный контекстсложнейших человеческих отношений, способствует освоению общения. Игра – сферареализации себя как личности. Важен сам процесс игры, а не ее результат,конкурентность или достижение какой-либо цели. Процесс игры – это пространствосамореализации. Игра может быть использована для преодоления различныхтрудностей, возникающих в поведении, в общении с окружающими, в учении. Играобладает предсказательностью, она диагностичнее, чем любая другая деятельностьчеловека. Игра – это особое «поле самовыражения». При соблюдении учащимисяправил сюжета игры, знаний своей роли и ролей партнера психологическаякоррекция в игре происходит естественно. Коррекционные игры способны оказатьпомощь учащимся с отклонениями в поведении, помочь справиться с переживаниями,препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками. Игры –национальны и в то же время интернациональные, межнациональные. Они даютвозможность моделировать разные ситуации жизни. Искать выход из конфликтов, неприбегая к агрессивности, способствуют усвоению единых для всехсоциально-культурных ценностей. Синтез усвоения богатства культуры, потенциалавоспитания и формирования личности, позволяющей функционировать в качествеполноправного члена коллектива.

На основе анализа основных особенностейтехнологии развивающего обучения, технологии проблемно-диалогического обученияи игровой технологии разработан план проведения внеурочной деятельности в 3классе.

Игра – это огромноесветлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный потокпредставлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонекпытливости и любознательности.

   В настоящее время, всвете модернизации образования и перехода на новые ФГОС, особое вниманиеуделяется развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам, вчастности к организации внеурочной деятельности. Это говорит о том, что принципактивности ребёнка в процессе обучения и воспитания был и остаётся одним изосновных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качестводеятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознаннойпотребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствиемсоциальным нормам.

   Такого рода активностьсама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленныхуправленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды,т.е. применяемой педагогической технологии. К таким технологиям можноотнести игровую технологию. Именно её я активно использую ворганизации внеурочной деятельности. Это позволяет мне сделать процессвоспитания и обучения занимательным, создать у детей бодрое хорошее настроение,рационально распределить время на работу и отдых во время режимных моментов,облегчает преодоление трудностей в усвоении нового и закреплении уже знакомогоматериала.

   Я систематическисовершенствую и углубляю знания по теории и методике использования даннойтехнологии, обновляю и пополняю методическую копилку, стараюсь использоватьновые приемы в своей работе.

   Игра наряду с трудом иученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феноменнашего существования.

   По определению, игра –это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание иусвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуетсясамоуправление поведением.(3)

   Функции игровойдеятельности:

·        Развлекательная

·        Коммуникативная

·        Самореализации

·        Игротерапевтическая

·        Диагностическая

·        Функция коррекции

·        Социализации и др.

   Главные черты, присущиебольшинству игр:

·        Свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь пожеланию ребёнка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не толькоот результата;

·        Творческий, в значительной мере импровизационный, очень активныйхарактер этой деятельности;

·        Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество,состязательность, конкуренция;

·        Наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержаниесреды, логическую и временную последовательность её развития.

   Особенности игровыхтехнологий

   Все следующие задошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младшийшкольный возраст – учебная деятельность, средний – общественно-полезная,старший школьный возраст – учебно-профессиональная деятельность) не вытесняютигру, а продолжают включать её в процесс.

   Игра помогает мне какпедагогу, сплотить детский коллектив, включаясь в активную деятельность, детиприучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать своипоступки, правильно и объективно оценивать поступки других.

   Я могу сказать, чтоиспользование игр как средства воспитания во внеурочное время необходимо сцелью стимулирования познавательного интереса школьников. Есть основаниеполагать, что при частом использовании различного рода игр во внеурочное времяони будут иметь еще большую эффективность, формируя устойчивый интерес учащихсяк новому и интересному. И учитывая результат моего практического примененияданной технологии, могу утверждать, что дети с удовольствием реализуют своитворческие возможности, а также получают новые знания в непринужденной форме изакрепляют уже полученные.

   Игра – это естественнаядля ребенка и гуманная форма обучения и воспитания. Обучая посредством игры, мыучим детей не так, как нам, удобно дать материал, а как детям удобно иестественно его взять.

Роль игры в воспитании и еёразвивающий потенциал поистине огромны. Помимо развивающей, обучающей ивоспитательной функций игра обладает еще диагностическим, коррекционнымпотенциалом.

В современной педагогической литературеизложен достаточно широкий спектр подходов к классификации игр. Остановимсялишь на некоторых. А.В. Запорожец и А.П. Усова разработали следующуюклассификацию детских игр:

hello_html_m6b16024.jpg

Рисунок 1. Классификация игр с правилами

Согласно этой классификации игр игрыимеют:

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 1050

·        Готовое содержание

·        Заранее установленную последовательность действий.

Цель игр:

·        Решение поставленной задачи

·        Четкое выполнение правил игры.

Каждый тип отражает особенную рольигры в воспитании. Так, например, роль подвижных игр в воспитании высока,так как они развивают физическую активность ребёнка и умственные способности,потому что помимо ловкости и определённой физической подготовки подвижные игрытребуют сообразительности.

Также существует классификация детскихигр по сюжетно-ролевому признаку:

hello_html_m6888b46.jpg

Рисунок 2. Классификация по типу игры

Активность в творческих играх направленана выполнение замысла, развитие сюжета игры.

Особенность игры:

·        Дети сами выбирают тему игры.

·        Развивают сюжет.

·        Распределяют роли.

·        Подбирают нужные игрушки и атрибуты.

Роль взрослого в игре:

·        Побуждает к игре.

·        Тактически руководит игрой.

·        Развивает фантазию детей , сохраняет самодеятельность детей

В настоящее время в школе вучебно-воспитательном процессе широко используются следующие методы активногообучения:

·         проблемный;

·         диалоговый;

·         игровой;

·         исследовательский;

·         модульный;

·        критических ситуаций и т. д.

Активные методы обучения базируются наэкспериментально установленных фактах, что в памяти человека запечатлевается(при прочих равных условиях) до 90% того, что он делает, до 50% того, что онвидит, и только 10% того, что он слышит.

Игровой метод — это форма учебногопроцесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоениеобщественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях,эмоциональной деятельности.

К важнейшим свойствам игры относят тотфакт, что в игре и дети и взрослые действуют так, как действовали бы в самыхэкстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем стольвысокий уровень активности достигается ими добровольно, без принуждения.Игровая ситуация – это та ситуация, на которую ребенок согласился, в которой они педагог являются партнерами по игре.

При проведении игр наблюдается такаятенденция, что ученик в начале урока не желающий участвовать со словами «Я всеравно ничего не знаю», к середине, и концу игры с воодушевленным видом «бьётся»за очки для себя, или, что еще более значимо для команды. Причем при групповойдеятельности результат воспринимается им через призму общего успеха,отождествляя успех группы, команды как собственный. Коллективные игры формируюту учащихся умения работать в команде, вести дискуссию, слушать товарищей покоманде, уважать чужое мнение, отстаивать свою точку зрения. Для многихучащихся отстаивать свою точку зрения оказывается сложнее, чем принимать чужую,и только в той ситуации, если ребенок знает информацию, он делает это уверенно.Получив за свою точку зрения баллы, у него появляется интерес и желание кдальнейшему поиску информации.

Развивать познавательную активностьпомогают интеллектуально-дидактические игры, особенно если эти игры проводятсяв системе, т.е. имеют продолжение.  Ребенок, заинтересованный в результатеигры однажды, будет самостоятельно искать информацию, которая ему поможет вследующей игре быть лучше. Игры из этой категории построены по определеннымправилам, которым ребенок должен следовать, кроме того, проводят их сиспользованием различных материалов, способствующих лучшему восприятиюпроисходящего, а также повышающих у ребенка интерес к игре, способствуютумственному развитию, такие игры часто приобретают соревновательный характер ипроходят в форме викторин и интеллектуальных конкурсов. Так как в рамках урока,или внеклассного мероприятия время учителя ограничено, то многие игрыпроводятся в два этапа, вот здесь и находится «ключик» к развитиюпознавательной активности. Задача учителя построить игру так, чтобы во второмэтапе, детям были известны темы, по которым будет строиться игра, или чтобы данныетемы ученики выбрали для себя сами.

Дети со сниженной самооценкой, неуспешныев традиционной учебной деятельности, получают возможность проявить себя вдругой, более знакомой им форме деятельности, показать свои возможности, в тойсфере, где на традиционном уроке они проявить себя не могут. Условия многих игрпозволяют ребенку выигрывать за счёт творческих фантазий и отсутствия боязнипроявить её в ходе игры, нестандартного мышления, чувства юмора, быстротыреакции, умения сотрудничать с командой и всем классом. 

Уроки с применением игровых технологийделают увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активногопознавательного интереса школьников. На таких занятиях складывается особаяатмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умениеработать в группе: её победа зависит от личных усилий каждого. Достаточно частоэто требует от ученика преодоления собственной застенчивости и нерешительности,неверия в свои силы.  Таким образом, игра на уроках пополняет и расширяетзнания, вызывает положительные эмоции, позитивный настрой, способствуетсамоутверждению ребёнка.

Чтобы адекватно реагировать на этиизменения в мире, человек должен активизировать свои творческие способности,развить в себе творчество.

Современная школа, выбрав столь сложныйпуть развития, требует использования новых образовательных технологий. Учитель,переживающий и болеющий душой за каждого ребенка, желающий сделать обучениеинтересным и в максимальной степени плодотворным, ищет эффективные пути решенияобозначенной проблемы. Для  меня  таким способом стала внеурочнаядеятельность в начальной школе. В процессе занятий учащиеся включаются впознание окружающего мира, реализации своих идей, творческие способности, гдеучащиеся выполняют проблемные задания, развивающие мышление, игры,головоломки,  творческие работы, поиск и сбор информации, тематическиепрезентации.

 Творчество детейнеобходимо развивать как в процессе всего обучения, так и во внеурочнойдеятельности в младшей школе. В настоящее время одно из актуальных значенийприобретает проблема развития творческих способностей личности. Я стараюсь чащепроводить занятия с использованием компьютера, мультимедиа технологий. В глазахдетей зажигаются искры от таких занятий, в классе стало больше интересных идейи неожиданных вопросов. В своей деятельности я рассматриваю ИКТ как способпостижения мира, как возможность личностно-ориентированного подхода к ученику,как источник дополнительной информации, как способ раскрытия индивидуальнойактивности учащегося и учителя. С использованием информационных технологийпровожу  математику, русский язык, технологию, рисование, и окружающиймир, но особенно удаются занятия во внеурочной деятельности, так как назанятиях можно выявить творчески способных и любознательных детей.

      Применениеигровых и развивающих технологий  во внеурочной деятельности раскрываетнеограниченные возможности для повышения познавательного интереса обучающихся,обеспечивая интеллектуальное развитие каждого ребенка, и является началом длятворчески развитой личности; обеспечивается эффективная организация творческойдеятельности учащихся. Использование компьютерных технологий в процессе занятийво внеурочной деятельности влияет на рост профессиональной компетентностиучителя. Это способствует значительному повышению качества образования, чтоведет к решению главной задачи образовательной политики.

В условиях реализации ФГОС НОО вовнеурочной деятельности важнейшими качествами личности становятсяинициативность, способность творчески мыслить, готовность обучаться в течениевсей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Школа является безусловно важным элементом в этом процессе.

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 1050

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет