X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

Урок 4.Творческая мастерская

«Твой духовный мир. Милосердие и сострадание.»

Подготовила: МЕЛЕНТЬЕВА Н.Н.,учительрусского языка и литературы, ОДНКНР

МБОУ «СОШ №14 с УИОП».

 

           Класс: 5 класс.

                Цели и задачи занятия:

                Цели урока:

1.      Углубление представлений омилосердии и сострадании. Освоение данных понятий на новом для обучающихсяматериале.

2.      Воспитывать потребностьбыть милосердным, делать добро, сострадать.

Задачи урока:

1.      Формировать у детеймилосердное и сострадательное отношение к людям.  Дать возможность школьникампочувствовать, что милосердие – это бескорыстная помощь попавшему в бедучеловеку со стороны другого.

2.      Развивать навыки работы стекстом, развивать речь, творческое и логическое мышление.

3.       Создать ситуацию для осознания личностного опыта.На примере…притчи – «Если ты такой милосердный, то забирай даром» показатьдетям, что самая большая радость для человека – это протянуть руку помощинуждающемуся.

4.        Помочь детям осознать сутьхристианского отношения к ближнему;  усвоить, что дела милосердия в большейстепени изменяют к лучшему того, кто их совершает, чем тех, в отношении когоони делаются.

 

Формирование УУД:

личностные: самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей иотвечать за этот выбор.

регулятивные: развивать умение принимать и сохранять учебную задачу;развивать умение делать выводы и обобщения;

познавательные: находить в тексте ответ на заданный вопрос;анализировать изучаемые объекты по смысловому восприятию текста; проводитьаналогию между изучаемым объектом и собственным опытом;

 коммуникативные: управление поведением партнера, развивать умениедоговариваться, приходить к общему решению при работе в группе, планированиеучебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение выражать свои мысли.

Ожидаемые результаты:

  • обучающиеся задумаются над понятиями милосердия и сострадания;
  • узнают,  как милосердный человек должен относиться к людям;
  • обогатят свой лексический запас (на новом для них содержательном и мировоззренческом уровне).

 

 

Основные термины ипонятия:  милосердие,сострадание, доброта, духовный мир человека

 

Формы и виды деятельности: беседа, участие в диалоге, самостоятельнаяработа с источником информации,  работа в группах, работа с  карточками.

Ресурсы:

— компьютер, панель;

— презентация;

— Ю. Друнина стихотворение «Бинты»

 -стихи «Нищий» М.Лермонтова и «Нищий» Я.Полонского

-Притча о добром самарянине

— текст рассказа Л. Улицкой «Бумажная победа»

-видеоролики «Нищий»,»Быть человеком»

-Пословицы о милосердии и сострадании

-толковый словарь.;

-раздаточный материал (на основе жизненных ситуаций);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                            Ход мероприятия

  1. этап: Вводный (мотивационно — организационный)

Цель: включениеобучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. (Хочу, потому чтомогу.)

Учитель: Ребята, здравствуйте! Поприветствуйте друг друга. Мне очень хочется,чтобы наша встреча принесла всем нам радость общения и наполнила наши сердцадобрыми чувствами.

А сейчас послушайте  притчу:

Если ты такой милосердный, тозабирай даром

Продавец одного небольшого магазинчика прикрепил у входаобъявление «Продаются котята». Эта надпись привлекла внимание детишек, и черезсчитанные минуты в магазин вошел мальчик. Поприветствовав продавца, он робкоспросил о цене котят. – От 30 до 50 рублей, – ответил продавец. Вздохнув,ребенок полез в карман, достал кошелек и стал пересчитывать мелочь. – У менятолько 2 рубля сейчас, – грустно сказал он.

– Пожалуйста, можно мне хотя бы взглянуть на них, – снадеждой попросил он продавца. Продавец улыбнулся и вынул котят из большогокороба. Оказавшись на воле, котята довольно замяукали и бросились бежать.Только один из них, почему-то явно от всех отставал. И как-то странноподтягивал заднюю лапку. – Скажите, а что с этим котенком? – спросил мальчик.Продавец ответил, что у этого котенка врожденный дефект лапки. – Это на всюжизнь, так сказал ветеринар, – добавил мужчина. Тогда мальчик почему-то оченьзаволновался. – Вот его-то я и хотел бы приобрести. – Да ты что, мальчик, смеешься?Это же неполноценное животное. Зачем оно тебе? Впрочем, если тытакой милосердный, то забирай даром, я тебе его и так отдам, –сказал продавец. Тут, к удивлению продавца, лицо мальчика вытянулось. – Нет, яне хочу брать его даром, – напряженным голосом произнес ребенок. – Этот котенокстоит ровно столько же, сколько и другие. И я готов заплатить полную цену. Япринесу вам деньги, – твердо добавил он. Изумленно глядя на ребенка, сердцепродавца дрогнуло. – Сынок, ты просто не понимаешь всего. Этот бедняжка никогдане сможет бегать, играть и прыгать, как другие котята. При этих словах мальчикстал заворачивать штанину своей левой ноги. И тут пораженный продавец увидел,что нога мальчика ужасно искривлена и поддерживается металлическими обручами.Ребенок взглянул на продавца. – Я тоже никогда не смогу бегать и прыгать. Иэтому котенку нужен кто-то, кто бы понимал, как ему тяжело, и кто бы егоподдержал, — дрожащим голосом произнес мальчик. Мужчина за прилавком сталкусать губы. Слезы переполнили его глаза… Немного помолчав, он заставил себяулыбнуться.

– Сынок, я буду молиться, чтобы у всех котят были бы такие прекрасныесердечные хозяева, как ты. 

— Какие чувства вы испытали, когда слушали?

— Каким качеством обладал мальчик?

— Как назвал продавец мальчика? (слайд-подсказка )

II. Целепологание. Работа над понятием Милосердие и сострадание.

— Одно из самыхкрасивых слов на свете — милосердие. 

Ребята, давайте применим свои знания по русскому языку на этомуроке, и разберём это слово по составу.

— Ребята, каквы понимаете слово милосердие? ( Ответ: Милое сердце)

 Это слово говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.

-С какой интонацией  мы произносим это слово? (доброй, нежной, ласково)

 Беседа.Мы с нежностью говорим: «Милый, милая…» Милый тот, кто мил нашему сердцу, комумы радуемся при встрече, кого любим, кого всегда хотим видеть, по кому скучаем,если его нет.

— А где ещеможно узнать значение этого слова? (в словаре) (слайд)

Представленная информация была полезной?
ДА
58.76%
НЕТ
41.24%
Проголосовало: 965

Милосердие –сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другомучеловеку. (Энциклопедия «Кругосвет»)

Милосердие –готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается. (Толковыйсловарь русского языка)

Во всех определениях встретили слово — сострадание

 Как вы понимаетеслово сострадание? (Ответ: способность переживать задругого) (слайд)Сострадание способностьпереживать боль другого человека, как собственную.

— Как вы думаете, что лежит в основе милосердия (в основе лежитЛюбовь.)

 

— Подберите еще слова, близкие по значению слову «милосердие».

(Доброта, Сострадание, Любовь, Сочувствие, Забота)

— Вы догадались, о чем будем сегодня говорить, тема нашего урока?)

— На какие вопросы мы постараемся найти ответы? (слайд).

— Вы узнаете:-Что такое «милосердие».- Кого называют«ближним».

-Как христианин должен относиться к людям. (Слайд)

Мы попытаемся ответить сегодня на вопрос: что такое милосердие исострадание и нужны ли эти качества сегодня в нашей жизни.

Откройтесвои тетради , запишите тему сегодняшнего урока.

 

Милосердие,доброта, искренность, сострадание, сопереживание…. В каждом из нас естьмаленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый человек любит природу и охраняетеё. Добрый человек — это тот, кто любит людей и помогает им. Доброта,способность чувствовать радость и боль другого человека, как свою личную,чувство милосердия в конечном итоге делают человека – человеком.

Сегоднямы с Вами поговорим о таких человеческих ценностях, как доброта, чуткость,сострадание и сопереживание, терпимость, доброжелательность и милосердие-это иесть наш духовный мир.

Еслиоглядеться и посмотреть внимательно вокруг, трудно не заметить, что среди насживут люди, которым необходимо и дорого самое обыкновенное человеческоевнимание и доброта.

 

 

III.Повторение . Проверка домашнего задания.

Мы с вами на прошлом уроке говорили о заповедях. Заповеди – этонорма, это то, что положено делать, чтобы не навредить ближним и самомусебе. (слайд)

 

Заповеди записаны в Библии, которая говорит о том, что они данылюдям от

Бога. Он дал Моисею 10 заповедей, начертанных на каменных плитах.

 — Какие заповеди вам были известны?

— О каких заповедях вы узнали на прошлом уроке?

— Какие заповеди заставили вас задуматься? Над чем?

— Соотнеси пословицу и заповедь (работа в группе)

Железо ржа съедает, а завистливый от зависти погибает

Почитай отца твоего и матерь твою.

На свете всё найдёшь, кроме отца и матери.

Не завидуй.

Не ищи правды в других, коли её в тебе нет.

Не убивай.

Насилие яд для души.

Не укради.

Вору потакать – что самому воровать.

Не лги.

— Какую из заповедей вы считаете для себя наиболее важной.

Все заповеди можно свести к одной: «Люди, любите другдруга!»

III. Открытие нового знания.

Люби ближнего. (слайд) Однажды Иисуса Христаспросили: какая самая главная среди множества заповедей? Он сказал: важнеевсего любовь к Богу и к человеку. «Люби ближнего как самого себя». И тогда Емузадали непростой вопрос: «а кто мой ближний?».

-А как бы вы ответили на этот вопрос?

В самом деле, нет человека, который бы никого не любил. Но оченьмногие говорят: «Я люблю тех, кто любит меня, то есть мою семью и моих друзей.Это и есть мои ближние (близкие)». Христос же на заданный Ему вопрос ответилпритчей о добром самаритянине:

Милосердный самаритянин. (слайд)

«На некоего человека напали разбойники, избили его и ограбили.Прохожие остались прохожими. Они проходили мимо. Каждый из них при видеокровавленного человека говорил своей совести, что он очень торопится, что унего впереди очень важные дела – и проходил. Но один приезжий человек, которыйдаже не очень правильно говорил на местном языке, остановился. Раненый человекзамер. Ведь совсем недавно он со своими приятелями недобро подшучивал над этимприезжим. Неужели сейчас он отомстит?.. А прохожий нагнулся, перевязал раны,отвез раненого в гостиницу и оплатил его лечение.

Родные и единоплеменники не увидели в избитом своего ближнего ипрошли мимо. А вот приезжий незнакомец смог отнестись к нему как к своемуближнему.»

 

— Понравился вам самарянин? Чем? (да,он добрый, помог ближнему)

-Словарная работа (слайд)

 

— Назовите главную заповедь Христа. ( Люби ближнего, каксамого себя)

(Детям предоставляется возможность почувствовать и понять, чтомилосердие – это бескорыстная помощь попавшему в беду человеку со стороныдругого, что ближним христиане называют того, кто нуждается в помощи.)

IV.Осмысление нового знания

— Добрый самаритянин или по-другому – милосердный – тот человек, укоторого милое, доброе сердце. Он всегда спешит на помощь к ближнему.

— Эту историю Иисус рассказал народу. И Ему очень нравится, когдамы поступаем так, как добрый самарянин. Поэтому Он сказал: «Иди и ты поступайтак же. И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте сними..»

— Откуда в людях равнодушие?- Почему утрачивается чувствомилосердия?

— Милосердие подвигает нас на доброделание. Помогая другим, тыпомогаешь себе, потому что творение добра приносит благо и радость для тебясамого. Быть милосердным – значит жить в радости.

Помните удивительное свойство души: чем больше мы отдаем добрадругим, тем больше получаем его.

— Наверное, с каждым из нас было такое, что когда мы совершиличто-то недоброе или поссорились с другом, на душе стало скверно, сердцеразрывалось от боли и хотелось, чтобы к нам проявили милость, чтобы наспростили. Мы хотим мира. Мир лечит душу. Но если мы хотим, чтобы нас прощали,то, значит, и других мы должны учиться прощать, особенно, если у них случилась беда.Любовь начинается с прощения.

Это непросто – переступить через свои давние и вроде бысправедливые обиды. Но это – самый высокий из призывов Иисуса Христа: «А Яговорю вам: любите врагов ваших».

— Да, это трудно. Но если человек принимает благодатную силуХриста, то и это ему под силу. 

 

 

Говоря о милосердии я не могу не затронуть тему «Сестра милосердия».  Это они  в войну ценой собственной жизни спасали солдат, вытаскивали их с поля боя, чтобы перевязать им раны. И занимались они этим не за деньги.

У Ю. Друниной есть стихотворение «Бинты»


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.76%
НЕТ
41.24%
Проголосовало: 965

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет