МБОУ«Апраксинская СОШ»
Рассмотрена и одобрена «Утверждаю»
на заседании МО Директоршколы:
учителей «Начальные классы» / /Трошина Е.В.
Руководитель МО
/Алякина Ю.И./ Приказ№ 88 от 30.08.2022
Протокол №1 от 29.08.2022
Рабочаяпрограмма
учебногопредмета «Основы православной культуры»
4класс
Составитель:учитель начальных классов
АлякинаЮлия Ивановна
2022-2023уч .год
Пояснительнаязаписка
Рабочая программа курса «Основы православнойкультуры» для 4 класса разработана на основе примерной программы по «Основамправославной культуры» — одного из шести модулей учебного курса «Основырелигиозных культур и светской этики» федерального государственногообразовательного стандарта общего начального образования 2010 года и на основе программы общеобразовательных учреждений для 4-5 классов «Основырелигиозных культур и светской этики» (автор Данилюк А. Я.).
Планируемые результаты освоенияучащимися программы по основам православной культуры.
Личностные результаты изучения учебного предмета «Основы православной культуры» учащимися 4классов:
– осознание себя ответственным членом семьи, школы,общества и Российского государства (российская идентичность);
– развитие чувства преданности и любви к Родине, еёистории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознаниеответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;
– знание важнейших страниц священной истории Отечества,выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятниковправославной культуры России;
– осознание необходимости для личностного развития такихдобродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность,осторожность, трудолюбие и милосердие;
– умение следить за своими словами и делами; способностьконтролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
– настроенность на доброе поведение и добрыевзаимоотношения с окружающими;
– как результат преданности и уважения к традициямсвоего народа — уважительное отношение к людям других верований, другойнациональной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований иубеждений.
У выпускника будут сформированы:
· учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу испособам решения новой задачи;
· ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, втом числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствиярезультатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценокучителей, товарищей, родителей и других людей;
· способность к самооценке на основе критериев успешности учебнойдеятельности;
· формирование основ российской гражданской идентичности, чувствагордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своейэтнической и национальной принадлежности;
· формирование ценностей многонационального российского общества;
· становление гуманистических и демократических ценностныхориентаций;
· учащиеся получат возможность оценивать поступки как «хорошие» или«плохие», разрешая моральные противоречия на основе общечеловеческих ценностейи российских ценностей, в том числе человеколюбия, уважения к труду, культуре;
· принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивовучебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
· развитие самостоятельности и личной ответственности за своипоступки на основе представлений о нравственных нормах, социальнойсправедливости и свободе;
· развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторовморального поведения;
· выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
· развитие доброжелательности и эмоционально-нравственнойотзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
· развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
· расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира;
· приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве иразнообразии природы, народов, культур и религий.
Метапредметные результатыизучения основ православной культуры учащимися 4 классов:
– развитие познавательной деятельности младшегошкольника в гуманитарной сфере;
– любовь к родному языку, родной истории, литературе икультуре;
– умение сравнивать и анализировать документальные илитературные источники;
– умение описывать достопамятные события родного края,школы, семьи.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
· анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящуюпрактическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы,самоконтроль выполняемых практических действий;
· учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебномматериале в сотрудничестве с учителем;
· определять общую цель в совместной деятельности и пути еёдостижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлятьвзаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственноеповедение и поведение окружающих;
· адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,родителей и других людей;
· различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
· в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
· преобразовывать практическую задачу в познавательную;
· проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
· самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия вновом учебном материале;
· самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнениядействия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу егореализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
· осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации, в том числес помощью инструментов ИКТ;
· овладеет начальными формами познавательных универсальных учебныхдействий – исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа,классификации, обобщения;
· строить сообщения в устной и письменной форме;
· осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественныхпризнаков;
· осуществлять синтез как составление целого из частей;
· проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
· устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом кругеявлений;
· устанавливать аналогии.
Выпускник получит возможность научиться:
· осуществлять расширенный поиск информации с использованиемресурсов библиотек и сети Интернет;
· осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменнойформе;
· осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач взависимости от конкретных условий;
· строить логическое рассуждение, включающее установлениепричинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
· адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые,средства для решения различных коммуникативных задач;
· допускать возможность существования у людей различных точекзрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться напозицию партнёра в общении и взаимодействии;
· учитывать разные мнения и стремиться к координации различныхпозиций в сотрудничестве;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· договариваться и приходить к общему решению в совместнойдеятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
· строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, чтопартнёр знает и видит, а что нет;
· задавать вопросы.
Выпускник получит возможность научиться:
· учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей,отличные от собственной;
· учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственнуюпозицию;
· проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленныедоговорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми исверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективнойкоммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
· задавать вопросы, необходимые для организации собственнойдеятельности и сотрудничества с партнёром;
· осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничественеобходимую взаимопомощь;
· адекватно использовать речевые средства для эффективного решенияразнообразных коммуникативных задач
Предметные результатыизучения основ православной культуры в начальной школе:
– развитие чувства прекрасного в процессе знакомства спамятниками православной культуры;
– знание достопамятных событий отечественной истории,имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев исвятых людей России;
– умение соотносить имена выдающихся историческихличностей с основными вехами и важнейшими событиями родной истории (к примеру,Александр Невский — Ледовое побоище);
– умение видеть в памятниках письменности ипроизведениях русской классической литературы славянизмы, их необычные формы ипонимать их смысл;
– умение соотносить старый и новый стили (датыюлианского и григорианского календарей), знание причины расхождения этихкалендарей;
– приобщение к духовно-нравственным ценностям своегонарода;
– усвоение нравственных норм и правил поведения в ходезнакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значениев истории России, в становлении её духовности и культуры;
– приобретение устойчивых представлений о нравственностии духовности в рамках понятий добро – зло, правда – ложь, свобода иответственность, совесть и долг;
– формирование потребности в нравственномсовершенствовании.
выпускник научится:
· понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человекаи общества;
· знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество,семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции многонациональногонарода России;
· знакомство с основными нормами светской и религиозной морали,понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье иобществе;
· формирование первоначальных представлений о Православии и его ролив культуре, истории и современности России; общиепредставления об исторической роли Православия в становлении российскойгосударственности;
· формирование первоначального представления об отечественнойрелигиозно-культурной традиции как духовной основе многонациональногомногоконфессионального народа России;
· осознание ценности человеческой жизни;
· знание важнейших страниц истории Отечества, выдающихся имён вистории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культурыРоссии;
· становление внутренней установки личности поступать согласно своейсовести;
· воспитание нравственности, основанной на свободе совести ивероисповедания, духовных традициях народов России;
· нравственная оценка поведения исторических лиц, героевхудожественных произведений и фольклора с точки зрения соответствиянравственным ценностям;
· получат возможность приобрести базовые умения работы сИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемомИнтернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио ивидеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержкусобственных сообщений.
Содержаниеучебного предмета
Раздел 1. Знакомство с новым предметом (3 ч.)
Россия – наша Родина.
Россия как государство. Россия как часть планеты Земля.Представления о мире в древности. Образ мирового дерева. Историческая связьпоколений. Значение семьи в жизни человека и человечества. Родословная.Родословное древо.
Духовные ценности человечества. Культура. Религия.
Культура и духовные ценности человечества. Общие духовныеценности народов, населяющих Россию. Религия. Древние представления о Вселеннойи богах. Языческие верования. Наиболее распространенные в современном мире итрадиционные для России религии: христианство, ислам, иудаизм, буддизм.Религиозная культура: религиозные тексты, религиозные обряды, религиозноеискусство. Священные тексты, сооружения и предметы, религиозные практики разныхрелигий. Вечные вопросы человечества. Религия и наука. Этика как частьфилософии. Нравственный закон в светской и религиозной жизни.
Раздел 2. Введение в православнуюкультуру ( 28 ч.)
Человек и Бог в православии. Кого православнаякультура называет Творцом. Какие дары получили от Творца люди. Как вера влияетна поступки человека. Вечные вопросы человечества.
Православная молитва. Молитва и ее смысл дляверующих. Виды молитв. Молитвы-просьбы. Правила молитвы. Значение совместноймолитвы в храме для православных верующих. Молитвы в повседневной жизниправославных верующих. Православная молитва перед учением.
Библия и Евангелие. Библия как источник знаний, мудростии нравственности. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Основноесодержание: святые в христианской традиции. Святые равноапостольныеКирилл и Мефодий. Создание славянской азбуки и распространение Евангелия средиславянских народов. Библия — священная книга христианства. Ветхий Завет и НовыйЗавет.
Проповедь Христа. Что такое проповедь (Нагорная проповедь).Как христиане относятся к мести, и почему. Чему учил Христос. Смысл проповедейХриста. Ученики Иисуса Христа. Что является духовными сокровищами. Какоебогатство христиане считают истинным и вечным.
Христос и Его крест. События, предшествующиерождению Иисуса Христа. Благовещение. События жизни Иисуса Христа. Рождество,детство и юность, начало проповеднической деятельности. Деяния Иисуса Христа.Чудеса. Предательство Иуды. Распятие. Воскресение. Вознесение. Апостолы и ихпроповедническая деятельность. Христианские представления об Иисусе Христе какСпасителе.
Пасха. Пасха – главный христианский праздник.Великий пост. Правила Великого поста. Смысл поста для православных верующих.Подготовка к Пасхе. Традиционные пасхальные блюда. Пасхальная служба в храме.Крестный ход. Пасхальные колокольные звоны.
Православное учение о человеке. Чем человек отличаетсяот животного. Что такое «внутренний мир» человека. В чём заключается свободадля христианина. Как Библия рассказывает о происхождении души христианина.
Совесть и Раскаяние. Заповеди. Что христианесчитают добром, злом, грехом, что такое совесть, раскаяние, покаяние.Христианские заповеди. Совесть. Божественное происхождение заповедей согласнохристианскому учению. Значение заповедей. Смысл заповедей. Заповеди оботношении к Богу. Заповеди об отношении человека к себе и другим людям. Любовькак основа всех заповедей. Совесть в системе нравственных ценностейправославия.
Милосердие и сострадание. Кого христиане называют«ближним». Как христианин должен относиться к людям. Милосердие какнравственное качество и христианская добродетель. Житие Николая Чудотворца.Подвиги любви к ближнему. Что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным.Какие существуют дела милосердия.
Золотое правило этики. Что такое «этика». Главное правилочеловеческих отношений. Почему главное правило этики называется «золотое».
Храм. Храм как культурно-историческое наследие. Значение храма вжизни православных верующих. Традиции строительства храмов на Руси. Храмы какпроизведения архитектуры и искусства. Различное и общее во внешнем обликеправославных храмов. Правила поведения в храме. Забота государства и РусскойПравославной Церкви о сохранении шедевров православной архитектуры и искусства.Каноны строительства храма. Строительство новых храмов. Внутреннее строение иубранство храма.
Икона. Фрески и иконы в храме. Фрески. Технология, правила итрадиции создания фресок. Икона как особый священный предмет для православныхверующих. Назначение иконы. Отношение верующих к иконе. Чудотворные иконы.Фрески и иконы как произведения искусства и культурное достояние России. АндрейРублев. Особенности изображения на иконе фигур и фона. Детали изображения наиконе. Система символов в иконописи. Символика цвета и света в иконописи.
Как христианство пришло на Русь. Принятиехристианства на Руси. Летописные свидетельства о крещении Руси. Представления оБоге в христианстве. Представление о сотворении мира в христианстве. Первыелюди, грехопадение Адама и Евы, появление в человеческой жизни страданий и зла.Иисус Христос. Православие. Распространение православия в мире. Православие кактрадиционная религия России.
Подвиг. Что такое подвиг, что такое жертвенность. Пример подвижническойжизни архиепископа Луки Войно-Ясенецкого. Ценности, ради которых люди жертвуютсвоим временем, здоровьем, даже жизнью.
Заповеди блаженств. Что делает христианина счастливым.Почему христиане благодарны Иисусу Христу. Текст Заповедей Блаженства
Зачем творить добро? Свобода воли и проблема выбора как нравственная проблема. Ответственность человека за свой выбори свои поступки. Забота человека о своей душе. Нравственные поступки. Любовь,уважение и терпение как основа человеческих взаимоотношений. Прощение, умениепрощать.
Чудо в жизни христианина. Православие о Божием суде. Чудеса,совершенные Иисусом Христом согласно Евангелию. В чём состоит христианскоеучение о Святой Троице. Что такое христианские добродетели и в чём онипроявляются. Почему христиане верят в бессмертие. Творение добра. Как вера вБожий суд влияет на поступки христиан.
Таинство причастия. Церковные таинства, их смысл изначение для верующих. Таинство крещения. Обряд крещения в православнойтрадиции. Смысл обряда крещения. Наречение имени в православной традиции.Таинство миропомазания. Смысл обряда миропомазания. Таинство покаяния. Таинствопричащения. Происхождение и смысл таинства причащения. Таинство брака. Обрядвенчания в православной традиции. Обрядовая и духовная составляющие церковныхтаинств.
Монастырь. Монастыри в истории Древней Руси. Внешний вид православногомонастыря. Стены и надвратная церковь. Защитные функции монастыря в военноевремя. Монашество как духовный подвиг. Монашеский постриг и монашеские обеты.Правила монашеской жизни, монастырский устав. Послушания. Архитектурныйансамбль монастыря. Монастыри как центры культуры, просвещения и благотворительности.Монастыри как объекты культурного наследия. Монашество в православной традиции.
Отношение христианина к природе. Какие качества делаютчеловека «выше» природы. Какую ответственность несёт человек за сохранениеприроды. В чём проявляется милосердное отношение к животным. Почему человекстал оказывать губительное воздействие на природу?
Христианская семья. Основа семьи в православнойтрадиции. Почему заключение брака в церкви называется «венчание». День семьи,любви и верности – светский и церковный праздник. Служение всемье. Долг членов семьи по отношению друг к другу. Послушание и смирение какхристианские добродетели.
Защита Отечества. Имена и подвиг святых защитников Родины.Когда война бывает справедливой. Когда против общих недругов России вместесражались разные народы. Какие поступки недопустимы даже на войне.Монахи-воины. Пересвет и Ослябя. Поединок Пересвета с Челубеем.
Христианин в труде. Какие заповеди получилипервые люди от Творца. Что такое первородный грех. Что такое пост, и для чегоон нужен христианину. Какие дела может совершать человек (даже ребёнок) наблаго других людей, на благо своей Родины.
Любовь и уважение к Отечеству. Главные ценностидля человека, к какой бы национальности или религиозной культуре он себя ниотносил, – Родина, семья, жизнь, культура. Благотворительность и милосердие вправославной традиции. Подвиги любви. Жертвенность как основа любви. Защита Родины.
Раздел 3. Подведение итогов курса (3 часа).
Творческая деятельность учащихся. В ходе изученияпредмета предусмотрена проектная деятельность обучающихся, поэтапная подготовкак ним и защита проектов на основе изученного материала. В зависимости отсложности темы творческие задания (творческие проекты) могут носитьиндивидуальный или коллективный характер.
Календарно-тематическоепланирование
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата проведения |
|
|
план Представленная информация была полезной? ДА 59.34% НЕТ 40.66% Проголосовало: 1188 |
факт |
|
|||
1 |
Россия — наша Родина
|
1 |
|
|
|
2-3 |
Культура и религия |
2 |
|
|
|
4 |
Человек и Бог в православии |
1 |
|
|
|
5 |
Православная молитва |
1 |
|
|
|
6 |
О молитве «Отче Наш» |
1 |
|
|
|
7 |
Библия и Евангелие |
1 |
|
|
|
8 |
Проповедь Христа |
1 |
|
|
|
9 |
Христос и Его Крест |
1 |
|
|
|
10 |
Пасха |
1 |
|
|
|
11 |
Православное учение о человеке |
1 |
|
|
|
12 |
Совесть и раскаяние |
1 |
|
|
|
13 |
Заповеди |
1 |
|
|
|
14 |
Милосердие и сострадание |
1 |
|
|
|
15 |
Золотое правило этики |
1 |
|
|
|
16 |
Храм |
1 |
|
|
|
17 |
Икона |
1 |
|
|
|
18 |
Экскурсия в храм |
1 |
|
|
|
19 |
Как христианство пришло на Русь |
1 |
|
|
|
20 |
Подвиг |
1 |
|
|
|
21 |
Заповеди блаженства |
1 |
|
|
|
22 |
Зачем творить добро? |
1 |
|
|
|
23 |
Чудо в жизни христианина |
1 |
|
|
|
24 |
Православие в Божием суде |
1 |
|
|
|
25 |
Таинство Причастия |
1 |
|
|
|
26 |
Монастырь |
1 |
|
|
|
27 |
Отношение христианина к природе |
1 |
|
|
|
28 |
Христианская семья |
1 |
|
|
|
29 |
Защита Отечества |
1 |
|
|
|
30 |
Христианин в труде |
1 |
|
|
|
31 |
Любовь и уважение к Отечеству |
1 |
|
|
|
32 |
Творческие работы |
1 |
|
|
|
33 |
Творческие работы |
1 |
|
|
|
34 |
Экскурсия в краеведческий музей |
1 |
|
|
|