ГБОУ «Зугрэсская специальная школа-интернат № 31»
Конспект урока природоведения
6 класс
Тема: Полезные ископаемые, из которых получают минеральныеудобрения. Калийная соль. Внешний вид и свойства. Добыча и использованиекалийной соли.
Подготовила и провела учитель-дефектолог: Болдырева В.В.
г. Зугрэс, 2022
Темаурока: Полезные ископаемые, из которых получают минеральные удобрения.Калийная соль. Внешний вид и свойства. Добыча и использование калийной соли.
Цели изадачи урока.
Коррекционно-образовательные:
— Закрепить ирасширить знания о группах полезных ископаемых (по их использованию), ихвнешний вид и свойства, использование человеком и способы добычи.
— Обобщить исистематизировать знания обучающихся о полезных ископаемых. Научить применятьполученные знания на практике.
— Формироватьзнания о полезных ископаемых, из которых получают минеральные удобрения. Рассмотретьвнешний вид и свойства калийной соли .Познакомить с добычей и использованиемкалийной соли человеком в народном хозяйстве.
Коррекционно-развивающие:
— Развивать умениеклассифицировать полезные ископаемые по использованию.
— Корригироватьдолговременную память, зрительное и слуховое восприятие, непроизвольноевнимание, устную и связную речь.
— Расширять словарныйзапас обучающихся новыми словами и терминами и применять их в своей речи.
— Развивать умениесистематизировать информацию и делать выводы.
Коррекционно-воспитательные:
— Воспитыватьположительное отношения к обучению.
— Содействоватьэкологическому воспитанию обучающихся, прививать бережное отношение к природнымбогатствам.
— Учитыватьпотенциальные возможности учеников в способности мыслить, проводить анализ,сравнение.
Оборудование:условныеобозначения полезных ископаемых, карточки, дополнительная литература,ИТР(видеоролик), коллекция полезных ископаемых, Цветик- семицветиквопросы, атласы, план описания полезных ископаемых, стакан с водой, коллекцияминеральных удобрений, слова для словарной работы.
Тип урока:комбинированный
Формапроведения:традиционная
Методическаяцель: формированиекоммуникативной компетентности
Методыобучения: объяснительно-иллюстративный,частично-поисковый, практический, игровой.
ХОД УРОКА
Подготовительнаячасть
1.Организационный момент
Прозвенел звонок,значит, начался урок.
Что б уютным сталнаш класс, улыбнитесь мне сейчас.
2. НПП
— Ребята, какуютему мы изучаем на протяжении многих уроков? (Полезные ископаемые)
— Сейчас мыпоиграем в игру Отгадай и проверим ваши знания о полезныхископаемых.
ИграОтгадай
Загадкио полезных ископаемых.
1.Ончерный и блестящий,
Людямпомощник настоящий.
Он несетв дома тепло,
От негов домах светло,
Помогаетплавить сталь,
Делатькраски и эмаль. ( Каменный уголь)
2.Оночень нужен , детворе,
Он надорожках во дворе,
Он и настройке, и на пляже,
И он встекле расплавлен даже.(Песок)
3.Рослина болоте растения…
А теперьэто топливо и удобрение.(Торф)
4.Белый камешек растаял,
На доске следы оставил. ( Мел)
5.Безнее не побежит
Нитакси, ни мотоцикл,
Неподнимется ракета.
Отгадайте,что же это?(Нефть)
6.Оночень прочен и упруг,
Строителямнадежный друг:
Дома,ступени, постаменты
Красивыстанут и заметны.(Гранит)
7. На кухне умамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички.(Природный газ)
8.Покрывают им дороги,
Улицы в селениях.
А еще он есть в цементе.
Сам он удобренье. (Известняк)
Отгадав загадку ополезном ископаемом, учащийся подбирает к данному полезному ископаемомуусловное обозначение и закрепляет его на доске.
Вывод: при помощиусловных знаков мы можем на физической карте определить основные месторожденияполезных ископаемых.
Работа сатласами
— У вас на партахлежат атласы, посмотрите и скажите, месторождения каких полезных ископаемыхесть на территории Донецкой области.
Основнаячасть
1.Актуализация опорных знаний
Фронтальныйопрос
— Что называюполезными ископаемыми?
— На какие группыделят полезные ископаемые по их использованию?
— Назовитеполезные ископаемые применяемые в строительстве.
— Назовите горючиеполезные ископаемые
— Как называюместа, где залегают полезные ископаемые?
— Кто открываетэти месторождения?
— Какими способамиведут добычу полезных ископаемых?
2.Групповая работа.
Учащиеся поделенына две группа (Исследователи и Эксперты). У каждойгруппы на столе коллекция полезных ископаемых. Пользуясь планом , обучающиесякаждой группы характеризуют данные полезные ископаемые. Члены команды могутоказывать помощь товарищу.
План
1. Названиеполезного ископаемого.
2.Цвет и свойства.
3. Способы добычи.
4. Использование.
Гранит -зернистый, очень прочный, твёрдый камень. Состоит из зёрен трёх минералов -полевого шпата(красного цвета), кварца (светло серого цвета), слюды (чёрногоцвета). Используют как строительный и отделочный материал. Из него делаютпамятники, отделывают стены домов и станций метро.
Обыкновенныйизвестняк — плотныйкамень, белого, серого или желтоватого цвета. Используется при строительстведомов, мощении дорог, приготовлении извести.
Мел — самыймягкий известняк. Им пишут на доске. Толчёным мелом белят стены. Используют приизготовлении зубного порошка.
Песок — состоит изотдельных мелких песчинок разного цвета. Он сыпуч, хорошо пропускает воду.используется в стекольном производстве; в литейном деле, при плавленииметаллов; в строительстве.
Глина — состоит изочень мелких частичек белого, жёлтого, серого, коричневого, голубоватого цвета.Твердая как камень, при намокании становится липкой и пластичная, плохопропускает воду. Широко применяется в строительстве. Из глины делают кирпичи,изготавливают посуду, игрушки, фарфор, фаянс и многое другое.
Торф — твердоегорючее полезное ископаемое бурого цвета, без запаха. Торф хрупкий, не тонет вводе, но впитывает её. Сухой торф легко загорается, горит тускло образуя многодыма, выделяет тепло.
Каменныйуголь —чёрногоцвета, твёрдый, но хрупкий, горюч. Используется для отопления жилых помещений,изготовления кокса, краски, лекарств, пластмассы, духов и многого другого.
( Подвести итогработы в группах.)
2.Проверка домашнего задания стр. 96-97
— Какую тему мыизучали на прошлом уроке?
ИграВолшебный цветок
— Ребята, Волшебныйцветок подготовил нам задание, вы готовы его выполнить?
(Учащиеся выбираютвопрос и отвечают на него).
Индивидуальнаяработа
Карточка № 1
Подчеркнигорючие полезные ископаемые:
гранит, природныйгаз, мел, нефть, известняк, торф, мрамор, каменный уголь.
ВопросыД/З
— Где в природевстречается природный газ?
— Каковы свойстваприродного газа.
— Чем отличаетсяприродный газ от каменного угля и нефти?
— Почему сталиприменять природный газ как топливо?
— Почему сприродным газом нужно обращаться осторожно?
— Что получают изприродного газа?
(Подвести итогработы)
(Тема урока изадачи для учащихся записана на доске.)
4.Словарная работа
Минеральныесоли — вещества, которые содержатся в почве и необходимы растениям для питания ироста.
Минеральныеудобрения — ихпроизводят на заводах из полезных ископаемых и вносят в почву как минеральныесоли.
(Слова записать всловарь)
5. Объяснениенового материала
(Материал учебника стр. 98-100)
Планобъяснения материала
1. Полезныеископаемые, из которых получают минеральные удобрения. (Калийная руда,фосфориты) Показ полезных ископаемых и удобрений которые из них производят(суперфосфат, калийные удобрения).
2. Внешний вид исвойства калийной соли.
3. Демонстрацияопыта.
Растворить встакане воды калийную соль.
Вывод: Калийнаясоль хорошо и полностью растворяется в воде.
4. Выступлениеучащихся с информацией, которую они подготовили.
Добыча ииспользование калийной соли в народном хозяйстве.
Добыча калийной соли
Месторожденийкалийной соли довольно много, и имеются они во многих странах мира. Крупнейшиеместорождения калийной соли находятся в Канаде, России, Белоруссии, Германии,США, Индии, Италии, Израиле, Иордании, Великобритании, Китае и в Украине.Самыми крупными залежами калийной соли в Украине являются Стебниковское иКалуш-Голинское месторождения, в России – Пермский край (Березники), а вБелоруссии – город Солигорск.
Добыча калийной соли, совершается шахтным методом.Это весьма опасно, ведь соляные слои отличаются своей неустойчивостью ихрупкостью, что приводит к частым обвалам на шахтах.
Использование калийной соли в народномхозяйстве.
Калийная сольдовольно широко употребляется в народном хозяйстве: в выпуске кожи и красок, в химической промышленности, в электрометаллургии, в фотографии, в медицине,в производстве стекла и мыла, но наиболее известно применение калийной соли всельском хозяйстве в качестве удобрения. Хлориды калия просто незаменимы длянормального роста и плодоношения растений. Имеются несколько разновидностейкалийных удобрений на основе калийной соли: сернокислый калий, хлористый калий,калийная селитра, калийная соль и другие.
5. ИспользованиеИКТ (просмотр видеоролика Добыча и обработка калийной руды)
— Каким способомдобывают калийную руду?
— Что получают изкалийной руды?
6. Условноеобозначение калийной соли на карте. (Показать условное обозначение).
6.Физминутка
По дорожке. подорожке
Скачем мы направой ножке.(На правой ноге)
И по той жедорожке
Скачем мы на левойножке. (На левой ноге)
По тропинкепобежим,
До лужайки добежим.(Бегна месте)
На лужайке. налужайке
Мы попрыгаем какзайки.(Прыгать на двух ногах)
Стоп. Немного отдохнём,(Вдох ,выдох)
И домой пешкомпойдём.(Маршируем на месте)
Закреплениенового материала
7. Работав тетрадях
(Записать тему иматериал урока )
Калийная сольсерого цвета, легко измельчается и хорошо растворяется в воде. Онагорько-солёная на вкус. Встречается в пластах земли на разной глубине. Добываюткалийную руду в шахтах. Калийные соли необходимы для роста и развитиярастений.
8. Работас учебником
Стр. 98 -100
Читать текст настранице 98 и отвечать на вопросы учебника.
9. Работапарами
Поделить учащихсяна пары.
Обучающиесяработают с карточками, а затем проверяют работу обменявшись карточками в паре.
Карточка №2
Подчеркниполезные ископаемые, из которых получают минеральные удобрения:
гранит, калийнаяруда, нефть, мел, фосфорит, песок, глина.
Карточка №3
Подчеркниполезные ископаемые, применяемые в строительстве:
нефть, гранит,песок, фосфорит, мрамор, глина, каменный уголь, мел, известняк.
Заключительнаячасть
10. Домашнее задание
Читать и отвечатьна вопросы учебника Стр. 98 — 100
11. Итогурока
ИграИнтервью
— Вам понравилсяурок?
— Назовите темуурока?
— Что мы делали науроке?
— Какой вид работывам понравился ?
Оценить работуучащихся на уроке, прокомментировать оценки.