X-PDF

Мечты в повести А.С. Грина Алые паруса.

Поделиться статьей

Дата: 09.02.2023

Учитель: Грачева Анна Владимировна

Предмет: литература

Класс: 6

Тема урока: Мечты в повести А.С. Грина«Алые паруса».

Тип урока: итоговый урок поповести-феерии А.С. Грина «Алые паруса»

Оборудование: компьютер, проектор, презентация.

Раздаточный материал: распечатки с текстом,кораблики.

Цель урока: Рассмотреть мечты главныхгероев повести А.С. Грина «Алые паруса» и на их примере определить путивоплощения мечты.

Задачи урока:

Ι. Образовательные: познакомить учащихся с мечтамиглавных героев повести А.С. Грина «Алые паруса»; формировать умениеанализировать текст художественного произведения; развивать умение выражатьсвои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; формировать представлениео героях произведения на основе сопоставления историй их жизни; обогащатьсловарный запас; осмыслить значение слова “мечта” и определить пути еёвоплощения на примере главных героев повести А.С. Грина «Алые паруса».

ΙI. Развивающие: развивать устную речьучащихся; навыки анализа образа литературного героя (умение видеть мир чувств ипереживаний) и навыки сравнения героев произведения; формировать у учащихсясобственное отношение к событиям и героям рассказа, способствуя развитиюактивной жизненной позиции, умения отстоять собственную точку зрения; развиватьумение обобщать изученное.

ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношениек художественному слову; гуманное отношение к человеку; отношение к мечте как кнеотъемлемой части жизни человека, которая определяет его духовный мир.

Ходурока

Этап

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание

Время

Формируемые УУД

Оргмомент

 

 

 

 

 

 

Слайд 1

 

 

 

 

Приветствие

 

 

 

 

 

Слайд 2

 

 

 

 

 

Слайд 3

 

 

 

 

 

 

Слайд 4

Эпиграф к уроку:

Мечта разыскивает путь, —

Закрыты все пути;

Мечта разыскивает путь, —

Намечены пути;

Мечта разыскивает путь, —

Открыты все пути

А. Грин «Движение»

Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть. Садитесь поудобнее, сегодня мы с вами погрузимся в сказочный красочный мир Александра Степановича Грина.

Но для начала я  хочу вам  предложить  не совсем обычное начало урока. Давайте поиграем в игру «Узнай личность».  На проекторе будут появляться фотографии  людей, которые входят в галерею славы нашей страны, а вы должны будете узнать их и рассказать, чем они знамениты.

 

1 сл. Александр Васильевич Суворов  — Великий русский полководец, участвовавший более чем в 60 боях и не потерпевший ни одного поражения. А свою первую победу он одержал еще в детстве. Дело в том, что  Александр в был очень  слабым ребенком, часто болел. Но у него была заветная мечта стать военным и Суворов  твердо решил осуществить ее.  Александр Васильевич усердно  занимался спортом, приучал себя к холоду, к простой одежде и еде. В настоящее время в честь великого полководца названы военные училища, и сегодняшние мальчишки-курсанты с гордостью называют себя «суворовцами»

2 сл. Михаил Васильевич Ломоносов  — первый русский ученый (химик, физик, историк), поэт и художник. Родился  более 300 лет назад в небольшой рыбацкой деревушке на севере России, учился по церковным книгам. Отец  хотел, чтобы его сын стал рыбаком, но у Михайлы была совсем другая цель: он задумал учиться и в одну из декабрьских ночей ушел с рыбным обозом в Москву за своей мечтой.  Очень много трудностей преодолел Ломоносов на своем пути к науке, но благодаря упорству и непоколебимой воле,  стал первооткрывателем во многих областях. Под влиянием Ломоносова был открыт МГУ, который сейчас носит его имя.

 

3 Юрий Алексеевич Гагарин – первый космонавт.  Простой деревенский мальчишка, выходец из крестьянской семьи, Юрий  вдруг «заболел»  небом.   Вот, что он вспоминает: «После первого запуска спутника я стал мечтать. Мечтал, что, может быть, когда-нибудь поведу космический корабль». И вот 12 апреля 1961 с космодрома Байконур впервые в мире стартовал космический корабрь «Восток» с космонавтом Гагариным на борту.

 

3 мин

Личностные: мобилизация внимания, формирование уважения к окружающим

Постановка целей

 

 

 

 

 

 

Актуализация темы

 

 

Создание ассоциативной схемы

 

 

 

 

 

 Определение целей урока

 

 

 

 

Слайд 5

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 6

 

 

 

 

 

 

Формулировка темы урока

 

Слайд 7

— Ребята, как вы думаете, что объединяет этих людей?  ( У всех них была мечта, они страстно верили и благодаря упорству, ценой неимоверных усилий добились своей мечты.)

 

— А кто мне ответит на вопрос,  что связывает их с героями нашего произведения?  ( Герои «Алых парусов» Ассоль и Грей тоже умели мечтать, они верили в исполнение своих грез, их мечты сбылись)

 

— О каком понятии мы будем с вами говорить? (о мечте)

 

 — А  какую цель мы поставим сегодня на уроке, на какой вопрос мы должны ответить? (Сегодня на уроке мы ответим на вопрос, почему сбылась мечта главных героев)

 

— Какие шаги мы должны предпринять, чтобы на этот вопрос ответить?

1) Определить лексическое значение слова «мечта»

2) Проследить путь осуществления мечты Ассоль и Грея

3) Ответить на вопрос урока

И последним пунктом нашего плана я предлагаю вам вывести формулу осуществления мечты.

4) вывести формулу осуществления мечты.

 

Откройте тетради. Отступите место для записи темы, и запишите высказывание к уроку, обратите внимание оно не закончено:

у каждого в жизни должны быть свои

алые паруса, своя…( мечта.)

Предлагаю создать ассоциативную схему. С чем ассоциируются у вас ? Алые паруса-это… существительное:

 

https://files.1urok.ru/images/4972001a79cf6830efcd053fefeb7bdec457d1ab.png

Я согласна с вашими ассоциациями, все они верны, но давайте выберем одно самое яркое понятие, которое продолжит мысль эпиграфа и войдет в заглавие темы урока. Алые паруса- это, в первую очередь, … мечта. Молодцы! Запишите это слово в продолжение высказывания.

Итак, прочитайте еще раз высказывание.- смысл этого высказывания нам понятен, а как вы думаете: Кому принадлежат эти слова? Попробуйте определить тему урока. Как бы вы её сформулировали?

Тема мечты в повести А. Грина «Алые паруса».

А. Грин. Алые паруса моей мечты и надежды

 

10 мин

 

 

 

 

 

 

Формирование умения подбирать слова, соподчиненные ключевому понятию, определяющие его признаки и свойства;

Умение создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

Формирование стремления определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

 

 

 

 

 

Коммуникативные:

Формирование умения полно и точно выражать свои мысли.

 

 Регулятивные: формирование стремления к целеполаганию, планированию.

Формирование умения ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

 Умение формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

Основное содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словарная работа

 

 

 

Работа с текстом

 

 

Слайд 8

 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
60.87%
НЕТ
39.13%
Проголосовало: 1536

 

 

Слайд 9 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 10 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа

 

 

 

Работа с текстом

 

 Беседа

 — Что для вас мечта, какие ассоциации у вас возникают с этим словом.

 (Дети делятся ответами)

Вот вы много назвали прилагательных, с которыми сочетается слово «мечта», а скажите, могут ли сочетаться с этим словом прилагательные серый, черный, скучный, обыденный? (нет, потому что мечта – это всегда что-то светлое, доброе, необычное). Но а теперь обратимся к словарю, вот какое толкование дает словарь Ожегова

Мечта — это

1. Нечто, созданное воображением

2. Предмет желаний, стремлений идея, которую необходимо воплотить в жизнь.

 Итак, что такое мечта мы с вами определились, теперь давайте проследим, какой путь проделали герои на пути к своей мечте.

 

 Итак, что такое мечта мы с вами определились, теперь давайте проследим, какой путь проделали герои на пути к своей мечте.

 

Грей

Давайте посмотрим, о чем мечтает этот герой.

Обратите внимание на первый отрывок из распечатки. Прочитаем его, чтобы понять, какими качествами обладал наш герой.

Это случилось в библиотеке…

Обернувшись к выходу, Грэй увидел над дверью огромную картину, сразу содержанием своим наполнившую душное оцепенение библиотеки. Картина изображала корабль, вздымающийся на гребень морского вала. Струи пены стекали по его склону. Он был изображен в последнем моменте взлета. Корабль шел прямо на зрителя. Высоко поднявшийся бугшприт заслонял основание мачт. Гребень вала, распластанный корабельным килем, напоминал крылья гигантской птицы. Пена неслась в воздух. Паруса, туманно видимые из-за бакборта и выше бугшприта, полные неистовой силы шторма, валились всей громадой назад, чтобы, перейдя вал, выпрямиться, а затем, склоняясь над бездной, мчать судно к новым лавинам. Разорванные облака низко трепетали над океаном. Тусклый свет обреченно боролся с надвигающейся тьмой ночи. Но всего замечательнее была в этой картине фигура человека, стоящего на баке спиной к зрителю. Она выражала все положение, даже характер момента. Поза человека (он расставил ноги, взмахнув руками) ничего собственно не говорила о том, чем он занят, но заставляла предполагать крайнюю напряженность внимания, обращенного к чему-то на палубе, невидимой зрителю. Завернутые полы его кафтана трепались ветром; белая коса и черная шпага вытянуто рвались в воздух; богатство костюма выказывало в нем капитана, танцующее положение тела – взмах вала; без шляпы, он был, видимо, поглощен опасным моментом и кричал – но что? Видел ли он, как валится за борт человек, приказывал ли повернуть на другой галс или, заглушая ветер, звал боцмана? …

Грэй несколько раз приходил смотреть эту картину. Она стала для него тем нужным словом в беседе души с жизнью, без которого трудно понять себя…

  

Что мы знали об этом герое из данного отрывка?

Запишите в тетрадь:

Грей –и 3 прилагательных (он какой?)

добрый, целеустремленный, отважный

О чем мечтает Грей? Когда зародилась его мечта? Что он делает для осуществления своей мечты?

Обратите внимание, он сделал свою мечту целью. И активно шел к ней. Свершилась мечта Грея?

 

Обратимся к Ассоль. Обратимся к отрывку 2.

Прочитаем этот фрагмент чтобы понять, какая наша героиня и о чем она мечтает, а таже для того, чтобы сравнить истории этих героев.

Пока она шьет, посмотрим на нее ближе — во внутрь. В ней две девушки, двеАссоль, перемешанных в замечательной прекрасной неправильности. Одна была дочь матроса, ремесленника, мастерившая игрушки, другая — живое стихотворение, со всеми чудесами ее созвучий и образов, с тайной соседства слов, во всей взаимности их теней и света, падающих от одного на другое. Она знала жизнь в пределах, поставленных ее опыту, но сверх общих явлений видела отраженный смысл иного порядка. Так, всматриваясь в предметы, мы замечаем в них нечто не линейно, но впечатлением — определенно человеческое, и — так же, как человеческое — различное. Нечто подобное тому, что (если удалось) сказали мы этим примером, видела она еще сверх видимого. Без этих тихих завоеваний все просто понятное было чуждо ее душе. Она умела и любила читать, но и в книге читала преимущественно между строк, как жила. Бессознательно, путем своеобразного вдохновения она делала на каждом шагу множество эфирно-тонких открытий, невыразимых, но важных, как чистота и тепло. Иногда — и это продолжалось ряд дней — она даже перерождалась; физическое противостояние жизни проваливалось, как тишина в ударе смычка, и все, что она видела, чем жила, что было вокруг, становилось кружевом тайн в образе повседневности. Не раз, волнуясь и робея, она уходила ночью на морской берег, где, выждав рассвет, совершенно серьезно высматривала корабль с Алыми Парусами. Эти минуты были для нее счастьем; нам трудно так уйти в сказку, ей было бы не менее трудно выйти из ее власти и обаяния.

Что мы узнали о героине из этого фрагмента текста?

Какая она?

Ассоль- мечтательная, добрая, доверчивая

О чем мечтает Ассоль? Когда зародилась её мечта? Что она делает для воплощения своей мечты? Свершилась мечта Ассоль?

В чем сходство этих историй? Когда зарождается мечта? Что нужно для её осуществления?

15 мин

 

 

 

 

Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; обогащение словарного запаса учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование умения ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

Умение устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

Умение резюмировать главную идею текста;

 

Формирование умения выделять общее у двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

Подведение итогов/выводы

 

Формулировка и запись вывода

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 11

 

 

 

 

Слайд 12

Давайте обобщим все то, что мы проговорили, и выделим главное с помощью синквейна (работа в парах, составление синквейна про Ассоль и Грея)

 

 

 Ассоль

Добрая, романтичная

Ждать, любить, верить

Живет в ожидании чуда

Мечта

 

Грей

Романтичный, добрый

Мечтать, плыть, любить

Сотворил чудо своими руками

Романтик

Обратимся к последнему пункту нашего плана и выведем формулу исполнения мечты

Осуществление мечты= желание+ действовать

Если вернуться к началу нашего урока, вспоминая великих людей можем мы, сказать, что эта формула работает?  (Конечно, все люди, добившиеся успеха    – это самое ценное, что есть у человека, они зажигают огонь в его душе. — —

— Нужно ли человеку мечтать?

У Грина есть замечательные строки: (обращение к эпиграфу урока)

Как вы понимаете эти строчки?

Мечты заставляют человека творить,  для человека мечтающего нет ничего .Если вы верите и готовы действовать вам под силу сотворить чудо. Я желаю вам, чтобы у вас у каждого были свои алые паруса, своя мечта, и не важно, какая она, большая или маленькая, главное, что она заветная.

(5 мин)

Формирование умения строить вывод на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

Умение создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

 

рефлексия

Беседа

Слайд 13 

Творческое задание

 

Сейчас я предлагаю вам собраться с мыслями, посмотреть на прекрасный корабль с алыми парусами и на этих алых крыльях создать свою, быть может, даже самую невероятную мечту.

(создание мечты)

2 мин

Формирование умения анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты

Умение выстраивать жизненные планы на будущее, четко формулировать свои мысли.

Домашнее задание

Запись д/з

Слайд 14

Написать сочинение на тему: «Нужна ли человеку мечта?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Это случилось в библиотеке…

Обернувшись к выходу, Грэй увидел над дверьюогромную картину, сразу содержанием своим наполнившую душное оцепенениебиблиотеки. Картина изображала корабль, вздымающийся на гребень морского вала.Струи пены стекали по его склону. Он был изображен в последнем моменте взлета.Корабль шел прямо на зрителя. Высоко поднявшийся бугшприт заслонял основаниемачт. Гребень вала, распластанный корабельным килем, напоминал крыльягигантской птицы. Пена неслась в воздух. Паруса, туманно видимые из-за бакбортаи выше бугшприта, полные неистовой силы шторма, валились всей громадой назад,чтобы, перейдя вал, выпрямиться, а затем, склоняясь над бездной, мчать судно кновым лавинам. Разорванные облака низко трепетали над океаном. Тусклый светобреченно боролся с надвигающейся тьмой ночи. Но всего замечательнее была вэтой картине фигура человека, стоящего на баке спиной к зрителю. Она выражалавсе положение, даже характер момента. Поза человека (он расставил ноги,взмахнув руками) ничего собственно не говорила о том, чем он занят, нозаставляла предполагать крайнюю напряженность внимания, обращенного к чему-тона палубе, невидимой зрителю. Завернутые полы его кафтана трепались ветром;белая коса и черная шпага вытянуто рвались в воздух; богатство костюмавыказывало в нем капитана, танцующее положение тела – взмах вала; без шляпы, онбыл, видимо, поглощен опасным моментом и кричал – но что? Видел ли он, каквалится за борт человек, приказывал ли повернуть на другой галс или, заглушаяветер, звал боцмана? …

Грэй несколько раз приходил смотреть эту картину.Она стала для него тем нужным словом в беседе души с жизнью, без котороготрудно понять себя…

 

 

Пока онашьет, посмотрим на нее ближе — во внутрь. В ней две девушки, двеАссоль,перемешанных в замечательной прекрасной неправильности. Одна была дочь матроса,ремесленника, мастерившая игрушки, другая — живое стихотворение, со всемичудесами ее созвучий и образов, с тайной соседства слов, во всей взаимности ихтеней и света, падающих от одного на другое. Она знала жизнь в пределах,поставленных ее опыту, но сверх общих явлений видела отраженный смысл иногопорядка. Так, всматриваясь в предметы, мы замечаем в них нечто не линейно, новпечатлением — определенно человеческое, и — так же, как человеческое —различное. Нечто подобное тому, что (если удалось) сказали мы этим примером,видела она еще сверх видимого. Без этих тихих завоеваний все просто понятноебыло чуждо ее душе. Она умела и любила читать, но и в книге читалапреимущественно между строк, как жила. Бессознательно, путем своеобразноговдохновения она делала на каждом шагу множество эфирно-тонких открытий,невыразимых, но важных, как чистота и тепло. Иногда — и это продолжалось ряддней — она даже перерождалась; физическое противостояние жизни проваливалось,как тишина в ударе смычка, и все, что она видела, чем жила, что было вокруг,становилось кружевом тайн в образе повседневности. Не раз, волнуясь и робея,она уходила ночью на морской берег, где, выждав рассвет, совершенно серьезновысматривала корабль с Алыми Парусами. Эти минуты были для нее счастьем; намтрудно так уйти в сказку, ей было бы не менее трудно выйти из ее власти иобаяния.

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.87%
НЕТ
39.13%
Проголосовало: 1536

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет