Из опытаработы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников на уроках и вовнеурочной деятельности
Выступление подготовила
Марина Васильевна Пластинина,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №5»
Встановлении личности ребенка школа играет ведущую роль. Школа отнимает укаждого большую часть времени как раз тогда, когда происходит формирование всехосновных свойств личности: характера, ментальности, привычек поведения.
Воспитаниенравственного человека — воспитание личности, способной принимать решениев ситуациях морального выбора и нести ответственность за эти решения передсобой, перед окружающими людьми, своей страной и человечеством.
«Золотоеправило»нравственности, на которое я опираюсь в своей работе: «Относись к другим людямтак, как бы ты хотел, чтобы они относились к тебе».
В1 и 2 классах вся воспитательная работа была направлена на изучение правилвежливости, на применение этих правил в жизни, в классе, в общении сосверстниками. Было проведено множество классных часов и бесед, в том числе открытыйклассный час для родителей «Учимся вежливости».
Вэтом учебном году я ставила целью продолжить работу по нравственному воспитаниюдетей, развивать умение анализировать черты характера, формировать правильнуюсамооценку и потребность в работе по самовоспитанию.
Почемумы стали заниматься именно этими вопросами?
Когда я проводила внеклассное мероприятие «Дарите людямдоброту!» на вопрос: «Вспомните, с чем за последнее время вы чащевстречались со злом или добротой?» больше половины класса вспомнили сразуо злых действиях по отношению к ним. Добрые воспоминания были у семерыхучащихся из 25 учеников.
Поэтому, необходимость бесед на духовно-нравственные темы смладшими школьниками еще раз доказывает приведенный пример.
Однажды,я предложила детям написать мини-сочинение по русскомуязыку на тему: «Какой я? Знаю ли я себя?». Оказалось, чтоответить на эти вопросы для ребят оказалось затруднительно, дети не моглиназвать черты своего характера, оценить свое поведение, свои поступки. Тогда мыпришли к таким выводам:
· Ответитьна эти вопросы оказалось совсем не просто…
· Мыеще плохо знаем себя, значит, надо продолжать себя изучать.
· Чемраньше мы себя узнаем, тем меньше ошибок в жизни сделаем, а для этого нужно ужесейчас задумываться: «Какой я сейчас, каким я хочу стать, что мне надо изменитьв себе, что для этого я должен делать?»
· Надопостоянно помнить о двух существах, «живущих» в нас, и не поддаваться черномусуществу;
· Надоуметь анализировать свои поступки, постоянно думать: «Все ли правильно ясегодня сделал? Во всех ли ситуациях поступал правильно? За что мне сегоднябыло стыдно? Смог ли я сегодня кому-то принести маленькую радость? Не обидел лия кого своим поведением?».
Вэтом году я провела уже несколько занятий на тему: «Воспитай себясам». Мы разбираем, для чего надо заниматься самовоспитанием?
Ценнымявляется высказывание В.А. Сухомлинского: «Самовоспитание – это не что-товспомогательное в воспитании, а его фундамент. Никто другой не сможет воспитатьчеловека, если он сам себя не воспитает». Это высказывание было предложено дляобсуждения одним из моих учеников.
Конечно,говоря о духовном и нравственном воспитании нельзя ни сказать об уроках литературногочтения, ибо чтение – это упражнение в нравственном чувстве, по словамК. Ушинского.
Науроках чтения, в разделе «Устное народное творчество», дети знакомятся с представлениямио добре и зле, с обычаями народа, с его взглядами на мир и на человека.
Передизучением пословиц я даю детям ответить на вопросы анкеты:
-Есть ли у тебя друг, и почему ты считаешь его другом?
-Какие качества друга ты больше всего ценишь?
-Помогает ли тебе дружба в учебе?
Науроках русского языка я предлагаю детям закончить предложения:
Друг– это тот, кто…
Самыйлучший друг – мама, потому что…
Куроку чтения даю задание рассказать о своем друге.
Иуже при изучении пословиц мы говорим о таких понятиях, как добро, зло, дружба,товарищество. Сама потребность в дружбе возвышает человека, делает его добрее,щедрее к людям. Во все времена дружба была мерилом ценности человека. Недаромнарод сложил о ней пословицы и поговорки.
Особеннонравятся детям уроки слушания, после которых ведется обсуждение и беседа о литературных героях. На уроках появляется возможностьвоспитывать взаимопонимание, взаимочувствование, стремление услышать другого,понять и принять его мотивы, разобраться в себе и увидеть себя другими глазами.
Всеэто с одной стороны воспитывает совесть, с другой толерантность, которые всочетании друг с другом дают современное прочтение Евангелие: «Лицемер, выньпрежде бревно из своего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брататвоего».
Науроках литературного чтения при анализе поступков героев я предлагаю детямпорассуждать над высказываниями мудрых людей на эту тему:
· Еслиты сделал добро – скрой, если тебе сделали добро – расскажи.
· Небойтесь говорить о своих недостатках, а бойтесь их не исправлять.
· Незамечать своих недостатков – самый страшный недостаток.
- Если люди терпят разговоры о своих пороках – это лучший признак того, что они исправляются.
- Нет ничего отважнее, чем победа над самим собой.
- Нужно увидеть и знать свои недостатки, чтобы уметь рассказать о них. Кто таит их от другого, тот таит их и от себя.
Когдаопределяем черты характера литературных героев, мы всегда говорим, что можно инужно учиться на чужих ошибках. Обсуждаем характер, поступки с помощьювопросов:
· Какиечерты характера ярко видны у литературного героя?
· Стоитли вырабатывать эти черты характера у себя?
· Еслибы встретились с героем стихотворения, какой бы вы ему дали совет?
Частопредлагаю детям проанализировать свой вчерашний день:
· Выполнилили вы вчера «золотое правило»
· Поделитесьсвоими мыслями, за что вам вчера было стыдно
· Ктоиз одноклассников вас порадовал.
Аеще мы с детьми составляем « Алфавит нравственных и безнравственныхкачеств ». На уроках русского языка, пишем по 2 – 3 слова во времячистописания, и конечно, работаем над лексическим значением слова. Развиваетсяречь, обогащается словарный запас и для души полезно.
Нашалфавит:
· Аккуратность,активность.
· Безразличие,благородство, благоразумие, безответственность, безнравственность, бесстыдство,благодеяние.
· Верность,веселье, ворчливость, великодушие, воспитанность, вредность, внимательность,вежливость.
· Гнев,грусть, грубость, гордость, героизм, глупость, гуманность.
· Досада,достоинство, доверие, доброта.
· Ехидство.
· Жадность,жалость, жизнерадостность, жестокость, жизнелюбие.
· Зависть,зазнайство, злость, злорадство.
· Искренность,инициатива.
· Коварство,культура, красота, клевета.
· Лень,лесть, лукавство, ложь, любовь.
· Милосердие,мудрость, мужество, мечтательность.
· Нежность,наглость, несправедливость, надежность, ненависть, негодование, нравственность.
· Осторожность,отвага.
· Печаль,патриотизм, почет, пассивность.
· Радость,рассудительность, разум, равнодушие, решительность.
· Скука,страх, справедливость, совесть, самообладание, стыд, сознательность,серьезность, скромность, сочувствие, сопереживание, себялюбие.
· Терпеливость,тревога, трудолюбие, трусость, требовательность.
· Уверенность,упрямство, ум, уважение, учтивость, упорство.
· Фантазия,фамильярность.
· Храбрость,харизматичность.
· Целеустремленность,циничность.
· Честность,чуткость, честь, человеколюбие, человечность.
· Щедрость.
· Элегантность,энергичность.
· Юмор.
· Ябедничество,язвительность.
Работас данным алфавитом ведется у нас регулярно как во внеурочное время, так и науроках литературного чтения и русского языка. Он является нашим незаменимымпомощником.
Всвоей практике духовно- нравственного воспитания учащихся я также применяю сказкотерапию,использую сюжеты сказок Коротковой Л.Д. Дети любят слушать сказки, а сказкиучат жить. Сказка может в увлекательной форме и доступными для пониманиясловами показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, в самоекороткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя, даетвозможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственнойжизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способамивоспитательно — образовательной работы с детьми. Через сказку ребенок можетпонять законы мира, в котором он родился и живет.
Педагогическаякоррекция на основе работы со сказками позволяет ребенку на вербальном и эмоциональном уровне осознать, что такое «хорошо» и чтотакое «плохо», примерить на себя роль обидчика и обиженного, сильного ислабого, заботливого и равнодушного, примерить на себя роль родителя и оценитьсвой поступок со стороны, а также позволяет ребенку иными глазами взглянуть на окружающий мир и близких людей.
Хочетсяотметить, что большую роль в успешном осуществлении духовно-нравственноговоспитания учащихся младших классов играет привлечение родителей.Их активная позиция по отношению ко всему тому, что происходит в школе, вклассе у ребенка, играет положительную роль для самогоребенка.
Еслиродители принимают активное участие во всех делах класса вместе со своимребенком, то в глазах ребенка поднимается авторитет родителей и вместе с этимподнимается самооценка самого ребенка. А безразличие родителей к школьнымделам ребенка в дальнейшем порождает безразличие ребенка к делам родителей,черствость и цинизм.
Поэтомус родителями своих подопечных я стараюсь наладить тесную связь исотрудничество, провожу беседы по поводу духовно- нравственного,этического и эстетического воспитания детей в семье, привлекаю к активномуучастию в конкурсах, выставках, родительских семинарах, приглашаю на праздники,посвященные «Дню матери», православным праздникам «Рождество Христово»,«Пасха», «Масленица», праздничные вечера, спортивные состязания.
Патриотическоевоспитание является важной частьюдуховно-нравственного воспитания учащихся. Каждый год я нахожу интересныйматериал по патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста ипровожу внеклассные мероприятия, посвященные «Дню защитника Отечества», «Днюкосмонавтики», «Дню Победы»; классные часы о подвигах защитников Отечества, одетях-героях, о научных достижениях нашей страны; конкурсы рисунков навоенную, космическую тематику, осуществляю просмотр документальных ихудожественных фильмов о войне, современных достижениях науки и техники.Все это создает в душе каждого ребенка гордость за свой народ, за свою страну,воспитывает патриотические чувства к своей Родине.
Неотъемлемойчастью духовно-нравственного воспитания является экологическое воспитание,охрана природы. Каждый год в сентябре я провожу с детьми экологическую игру«Природа родного края», с помощью которой дети получают много интересной ипознавательной информации об окружающей их природе (растениях и животных). Какважно детям знать, какие растения произрастают в их родном крае, какой животныймир окружает их. Какое значение для человека имеет тот или иной видрастения или животного? Как и почему человек должен охранять родную природу?Ответы на все эти вопросы дети находят во время игры. Получая новые знания оприроде родного края, они начинают понимать значение природоохранительнойдеятельности человека. В течение учебного года проводятся беседы, викторины,конкурсы рисунков, которые посвящены экологическому воспитанию учащихся,привитию любви и заботы о родной природе.
Недавноя опять задавала детям вопрос: «Какими вы себя видите?». Дети отвечалидостаточно осознанно и с пониманием:
· чтобыне было стыдно за себя
· чтобыот меня исходило добро радость
· чтобысо мной было другим хорошо
Конечно,такие ответы, слышать отрадно. Я поняла, что дети стали задумываться, какой ясейчас, что мне надо изменить в себе, что для этого я должен делать.
Сдетьми необходимо, как можно чаще разговаривать обо всем, чтобы выявитьзатаенную обиду, месть, зависть, т.е. все то, что отравляет светлую детскуюдушу, и затем, путем бесед, объяснять, как надо поступать в той или инойситуации, учить любить тех, кто рядом с ними, учить относится друг к другу так,как если бы они хотели, чтобы относились к ним люди. Детство всегда с надеждойобращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило,ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. От того,направим ли мы их на путь истины, добра и света или оставим во тьме неведениясмысла жизни человека, зависит и наш завтрашний день.
Закончитьсвое выступление я хочу словами: «У каждого ребенка в глубине души спрятаныколокольчики. Надо только отыскать их, затронуть, чтобы они звенели добрым ивеселым звоном».
