Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Еткульский детский сад
«Золотой ключик»
Познавательный — исследовательский проектв средней группе
«Зимушка-Зима»
Шаймарданова Альбина Денисламовна
воспитатель
2021 — 2022 год
Информационная карта проекта
Тип проекта: познавательно –исследовательский, творческо – информационный, социальный.
Продолжительность проекта: 3неделя, краткосрочный.
Время проведения проекта: 3 недели с 20.12.2021г. по 14.01.2022 г.
Участники проекта:дети средней группы, воспитатель, родители.
Цель проекта:
Цельпроекта:
-Дать знания о живой и неживой природе зимой. Воспитывать любовь к природеродного края, бережное от-ношение к ней.
Задачипроекта:
— Расширять представления о зимних природных явлениях через представления познавательно — иссле-довательскую деятельность.
-Знакомитьи устанавливать связь с явлениями живой и неживой природы ( морозы, сильныеветры, идет снег, метут метели, замерзли водоемы), свойствами снега ( белый,хрустящий, рассыпчатый, холодный, пушистый, липкий)., анализировать делатьвыводы.
-Уточнять и расширять об образе жизни диких животных зимой ( заяц, лиса, волк,медведь и белка)
-Расширить представления о разнообразии птиц ( снегири, синицы, воробьи),способах добывания пи-щи, приспособлении к зимним условиям жизни.
— Создавать условия для выявления свойств и качеств снега и льда.
-Познакомить с процессом превращения воды в лед, льда и снега в воду.
— Развить любознательность, познавательные интересы, внимание, память, речь,наблюдательность, желание ухаживать за животными и растениями, экологическуювоспитанность дошкольников.
-Воспитывать заботливое отношение ко всему живому и животному миру.
— Повысить эффективность детско – родительских отношений.
-Развиватькоммуникативные навыки, память, внимание.
Предполагаемый результат:
— По окончанию проекта дети смогут устанавливатьзависимость жизни растений и животных от изменений в природе.
— Узнают, как и где зимуют животные и птицы.
— Бережно относится к природе.
-Расширить знания о зимней природе.
— Познакомятся с зимними видами спорта.
— Расширят представления о зимних играх и забавах.
— Участие родителей в предложенных мероприятиях,выставках.
Содержаниепроекта
Актуальность
Зима – это самое любимое время года длямногих ребят, ведь она готовит столько забав и развлечений: зимние забавы наулице, красивые зимние одежда и обувь, и, конечно же, любимые зимние праздники– Новый год и Рождество.
Природа является неотъемлемой частьюокружающей ребенка жизни: многообразие и красота явлений природы, растений иживотных привлекают внимание, пробуждают чувства, предоставляют обширное поледеятельности для ума, проявления эмоций и активных действий. Непосредственнаяблизость объектов природы дает возможность показать ребенку, каквзаимодействует человек и окружающая среда, как они зависят друг от друга. Вседети любят зиму, но не все задумываются, почему времена года сменяют другдруга, всем ли хорошо зимой, что было бы, если бы зимой не было снега.
Участие детей в проекте поможетмаксимально обогатить знания и представления детей о зиме, свойствах снега,природных явлениях, развить связную речь, творческие способности, поисковуюдеятельность. Общение с природой, познание ее тайн облагораживает человека,делает его более чутким. Поддерживая стремления детей к творчеству, проектпоможет им обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использоватьих, пережить радость открытий, побед и успеха. Проект предоставляет большиевозможности для творчества, позволяет приблизить обучение к жизни, развивает активность,самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе. Научить детейвидеть красоту окружающего мира, заботится о птицах и животных.Конкретизировать представление детей о зиме, как о времени года. У детейнедостаточное представление о характерных явлениях зимней погоды; о свойствахснега, почему ведут себя по-разному животные и птицы. Не умеют видеть красотузимнего пейзажа.
Комплексно-тематическоепланирование
Образовательные |
Осуществляемая детьми деятельность |
Познавательное |
Беседы: « Первые признаки зимы», « Как звери в лесу зимуют», « Как человек помогает зимой в лесу», « Откуда елка к нам пришла», « Праздник Новый год», « Новый год в других странах», « Снег кружиться, летает», « Зимующие и перелетные птицы», « Зачем нужно зимой помогать птицам», «Осторожно зимние травмы», « Как заботиться о здоровье зимой», « Что ты увидел по дороге в детский сад из живой и неживой природы», « Зимние забавы». «Зачем зимой снег», «Почему мне нравиться зима». Рассказ о возникновении праздника « Новогодней елки», « Почему мне нравится зима?», «Зачем зимой снег?», « Прогулка для здоровья», « Если хочешь быть здоров!», рассказа Н.Носова « На горке», А.Прокофьев « Как на горке на горе», Л.Квитко « Санки», А.Введенский « На лыжах», В.Осеевой « « На катке» Знакомство детей с « Зимними явлениями в природе», « Снег и его свойства». Рассматривание альбома « Зимний лес», иллюстрации на тему: « Зимние мотивы», ( репродукция картин русских художников), « Сказки леса», о зимних видах спорта, « Новый год в разных странах» Показ презентации « Русская зима», « Зимние виды спорта», форм снежинок, «Зимние забавы», « Русская зимушка – зима». |
Развитие речи |
Загадывание загадок о зиме и зимних явления природы, дереве, елке, о разных видах спорта. Чтение С.Я,Маршака « Двенадцать месяцев», Чтение стихотворения А.Пушкина « Волшебница – зима», рассказа В.Чаплиной « Кто как зимует», стихотворение « Зима», Л.Квитко « Санки». Сказки: В.Бианки« Кто как зимует?», русской народной сказки « Мороз Иванович», братьев Гримм « Бабушка Метелица», русская народная сказка «Два Мороза». Просмотр мультфильма « Зима в Простоквашино», В.Одоевский «Мороз Иванович», С. Иванов «Каким бывает снег». Заучивание стихотворения « Наша елка», Е.Ильина. Слушание П.И.Чайковского « Щелкунчик», А.Александрова «Новогодняя полька» |
Социально-коммуникативное |
Д / игра « Елочки в зимнем лесу», « Какая елочка» « Сколько на елочке шариков цветных», « Что в мешке деда Мороза», « Когда это бывает», « Какая« Какой, какая, какие? ( снег, зима, снежинки т.д.), Подбирай, называй, запоминай». «Из чего – какой? ( горка из снега, — снежная и т.д.), «Когда это бывает?», « Доскажи словечко», « Снежные слова», « Где чей хвост?», « Где чей след?», « Найди по следу», « Найди такую же снежинку», « Угадай, на что похожи?». Игровая ситуация « Не идется и не едется, потому что не гололедица», « Собери картинку», « Сделай снежинку», « Найди ошибку» ( Чего не бывает зимой), « Кому что нужно?», « Кто что делает зимой», « Кто без чего, охотник, Чем угостили птиц», « Мой день», « Кому, что нужно», « Укрась елочку», « Подбери признак», « Когда это бывает», « Что за птица?» |
Художественно-эстетическое |
Лепка « Саночки» Рисование: «Морозные узоры» Аппликация: «Изготовление Новогодних игрушек». Конструирование из снега « Печатки». Экспериментирование: « Таяние и замерзание снега», Опыты: « Свойства снега», « Каким снег бывает», « Почему снег мягкий?», « Почему снег греет», « Замерзание жидкостей», постройка снежной горки.
|
Физическое |
П/игра « Два мороза», « Кони» « Снежок», « Снежная карусель», « Мороз», « Ловишки со снежком». « Снежная баба» Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536 Пал. Гимнастика «На елке», « Зимняя прогулка» Спортивные игры « Веселые соревнования», « Дорожка препятствий», « Чья команда забросит в корзину больше снежков», « По кругу» |
Работас родителями:
1. Предложить провести экскурсию в зимний парк вместе с детьми;
2. Предложить совместно с детьми понаблюдать за природой и её изменениями в зимний период;
3. Предложитьсоздать фотоальбом «Наши семейные зимние традиции»;
4. Предложитьчтение детям художественной литературы на зимнюю тематику;
5. Консультациядля родителей « Внимание, наступает зима», « Как организовать детские зимниеигры и забавы»,
« Играем с детьмив подвижные игры», « Осторожно зимние травмы»».
Продукт проектнойдеятельности:
1. Развлечениедля детей средней группы «Новогодние чудеса»
2. Работыдетей:
— лепка« Саночки» »
— аппликация «ИзготовлениеНовогодних игрушек»
— рисование « Зима»
— вырезаниеснежинок.
— конструированиеиз снега « Печатки»
Эксперементирование:
— «Свойстваснега», «Каким бывает снег?»,
-« За чем ДедуМорозу и Снегурочке шуба»,
— « Почему снегмягкий».
1.этаппроекта – «Подготовительный»
(Постановкатемы, цели, задач педагогического проекта, работа с методическим материалом,художествен-ной литературой по данной теме, разработка комплексно –тематического плана, подбор дидактических игр, иллюстративного материала)
Задачи:
— изучить уровеньзнаний детей о таком времени года как зима, её сезонных особенностях, природныхявлениях, погодных условиях;
— создать условиядля наблюдения, а также для обогащения детского опыта;
— вызватьпознавательный интерес к данной теме у всех участников проекта.
— учитьустанавливать связи между живой и неживой природой ( погода – состояние воды,снега; время года – состояние растений), анализировать делать выводы.
Действияпедагога: изучение литературы по данной теме;разработка комплексно – тематического плана, под-бор дидактических игр,иллюстративного материала; организация беседы с детьми, обсуждения проблемноговопроса, уточнение знаний детей о погодных и природных изменениях зимой;организация наблюдений на свежем воздухе, а также тематических прогулок;организация бесед с родителями, познакомить с явлениями живой и неживойприроды ( морозы, сильные ветры, идет снег, метут метели, замерз-ли водоемы),свойствами снега ( белый, хрустящий, рассыпчатый, холодный, пушистый, липкий),расширить представления о разнообразии птиц ( снегири, синицы, воробьи),способах добывания пи-щи, приспособлении к зимним условиям жизни.
Действиядетей: участие в беседе и наблюдениях, задаваниевопросов, изучений особенностей природных и погодных изменений с педагогом иродителями.
Действияродителей: рассматривание узоров на окне сдетьми и обсуждение природных и погодных изменений; проведение экскурссии сдетьми и рассматривание окружающей среды, зимних пейзажей.,
2этап проекта — «Практический»
(проведениедидактических и подвижных игр; организация наблюдений, проведение опытов;чтение художественной литературы на зимнюю тематику; НОД по художественно – эстетическомуразвитию — аппликация, рисование, лепка, конструирование; прослушиваниемузыкальных произведений; разучивание стихотворений и песен по данной теме;рассматривание репродукций картин и иллюстраций)
Задачи:
— закрепить знаниядетей о признаках зимы и природных явлениях, характерных для этого временигода;
— воспитыватьпознавательный интерес к наблюдениям за объектами природы зимой, к природнымзимним явлениям;
— обогащатьпредставления об объектах природы и отражать в разных продуктах детскойдеятельности.
Действия педагога:проведение дидактических и подвижных игр; организация наблюдений и проведениеопытов; чтение художественной детям литературы на зимнюю тематику; организация и проведение НОД по художественно – эстетическому развитию.
Действиядетей: участие в дидактических и подвижныхиграх, а также в НОД, в проведении опытов и наблюдениях; слушание произведенийхудожественной литературы, участие в обсуждении и задавание вопросов;прослушивание музыкальных произведений; разучивание стихотворений и песен поданной теме; рассматривание репродукций картин и иллюстраций.
Действияродителей: проведение с детьми опытов соснегом; прогулки и наблюдения с детьми; разучивание вместе с детьмистихотворений и песен; создание фотоальбома «Наши семейные зимние традиции».
3этап проекта — «Итоговый»
(развлечение«Новогодние чудеса», выставка детских работ, подведение итогов)
Задачи:
— формироватьжелание трудиться и играть сообща, обогащать представления об объектах природыи отражать в разных продуктах детской деятельности; формировать позитивныеустановки к различным видам труда.
Действияпедагога: организация и проведение развлечения«Новогодние чудеса»; создание условий для проявления творчества детей;подведение итогов детской деятельности; организация выставки детских работ.
Действиядетей: участие в развлечении; проведениеповторно опытов со снегом самостоятельно, под присмотром взрослого; созданиевыставки своих работ вместе с воспитателем, самостоятельные дидактические игры.
Действияродителей: знакомство с продуктами детскойдеятельности.
Пореализации проекта были получены следующие результаты:
1. У детейсформировались устойчивые знания о таком времени года как зима, её сезонныхособенностях, природных явлениях, погодных условиях, приобрели познавательныйопыт;
2.Дети научилисьназывать признаки зимы и природные явления, характерные для этого времени года;
3.У детей развитыпредставления об изменениях, происходящих зимой в природе;
4.У детей развитаэмоциональная отзывчивость на красоту окружающей природы в зимний период;
5.У детейпроявляется познавательный интерес к наблюдениям за объектами природы зимой, кприродным зимним явлениям;
6. Детипознакомились с правилами безопасного поведения на улице в зимнее время года;
7. Сформировалсяинтерес детей к зимним видам спорта; узнали, где зимуют животные и птицы,расширили представления о зимних играх и забавах.
Литература
1.Анцифирова,Н.Г.Необыкновенноерисование//Дошкольная педагогика,№7(72)сентябрь2011г. «ДЕТ-СТВО-ПРЕСС» , СПб
2. Колдина Д.Н.Рисование с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 – 48с.
3. Оберемок С.М.Методы проектов в дошкольном образовании. – Новосибирск, 2005
4. Открытыемероприятия для детей средней группы детского сада. Образовательная область«Речевое развитие». Практическое пособие для старших воспитателей, методистов ипедагогов ДОУ, родителей, гувернеров – Авт.- сост.: Аджи А. В., Воронеж: ООО«Метода», 2015. – 184 с.
5. Программавоспитания и обучения в детском саду /Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой,Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2007
6. Тимофеева.А.А.Проектный метод в дошкольном образовании//Детский сад – Теория и практика -2012, №9
7. Хрестоматия длядетей старшего дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет. сада/ Сост. З. Я.Рез, Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая; Под ред. В. И. Логиновой.- М.:Просвещение, 1990 – 120 с.
8. Яковлева Н. Г.Психологическая помощь дошкольнику. – СПб.: Валери СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002 –112с.
