Планоткрытого занятия:
«ЭдуардУспенский и его волшебные, добрые книги».
3 класс.
Цель занятия: познакомить с творчеством Э. Успенского, сосказками и литературными персонажами (крокодил Гена, Чебурашка, почтальонПечкин, кот Матроскин и другими).
Задачи: развивать выразительную речь, память, мышление,артистические способности; умение передавать интонацию героя, воспитыватьтерпимость, сочувствие к окружающим, умение дружить и находить общий язык совсеми людьми. Продолжать обогащать словарь детей новыми понятиями. Развиватьлюбознательность, внимание.
Предварительная работа -просмотр мультфильмов и чтение:
Крокодил Гена и егодрузья
Дядя Фёдор, кот ипёс
Про Веру иАнфису
Зима вПростоквашино
Ход мероприятия:
Мы все свами были маленькими детьми, играли в игрушки, спать ложились с куклами имашинками. Мамы читали нам добрые, волшебные сказки перед сном. И я уверена,что вы хотя бы раз перед сном смотрели телепередачу Спокойной ночи,малыши мультфильмы. Мне хотелось бы на минутку вернуть вас в то время,чтобы вы вспомнили любимую вашу сказку, любимый мультфильм и конечно любимогосказочного героя (ответы детей).
ДядяФедор, пес и кот.Тетя дяди Федора.Любимая девочка дядиФедора.Зима в Простоквашино.Новые порядки вПростоквашино.Дядя Федор идет в школу.Привидение изПростоквашино.Клад из деревни Простоквашино.Праздники вдеревне Простоквашино.Крокодил Гена и его друзья.Бизнескрокодила Гены.Чебурашка уходит в народ.Крокодил Гена –и грабители.Похищение Чебурашки.Три комикса сЧебурашкой.Следствие ведут Колобки.Вниз по волшебнойреке.Грамота.Дядюшка Ау.
И многиедругие произведения.
А знаетели вы кто является автором этих сказок? Я предлагаю разгадать кроссворд.
Кроссворд № 1
1. Друг крокодила Гены? (ЧебУрашка)
2. Кот дяди Фёдора? (МатроСкин)
3. Почтальон (Печкин)
4. Крокодил, сменщик Гены (ВалЕра)
5. Обезьянка Веры (АНфиса)
6. Крыса (АнфиСка)
7. Вредная старушка (ШапоКляк)
8. Собака дяди Фёдора (ШарИк)
9. Почтальон дядя Фёдора(ХватаЙка)
(Дети, отгадавкроссворд, получают слово Успенский)
Э.Успенский прожил долгую и счастливую творческую жизнь. Герои его сказок всегдас нами, а значит с нами талантливый детский писатель и поэт.
Эдуард Николаевич Успенский.
Отворчестве Успенского сегодня пойдет речь на нашем занятии.
— Кто жеэто Успенский? (Это дети писатель и поэт, произведения которого мы с вамичитали)
Как хорошо уметь читать
Об этом каждый должензнать.
Барто, Маршак и Михалков
Нас удивят без лишних слов.
Чуковский вот уж много лет
Для всех детей приятныйдед.
Теперь Успенский нам знаком
Об этом речь мы поведём…
Биография Эдуарда Успенского
РодилсяЭдуард Успенский 22 декабря 1937 года в Московской области городе Егорьевске. Умаленького Эдика была любимая плюшевая игрушка. Уши большие, хвост пуговкой, непоймешь — не то заяц, не то собака. Словом, неизвестный науке зверь, которогопотом в своей сказочной повести Успенский назвал Чебурашка. В сказке Успенскийописывал зверька: «Глаза у него были большие и желтые, как у филина, головакруглая, заячья, а хвост коротенький и пушистый, такой, какой бывает обычно умаленьких медвежат».
ЭдуардУспенский рос хулиганом. Он прогуливал уроки, часто затевал драки и задиралодноклассников. Но в седьмом классе у Успенского проснулся интерес к учебе. Онсломал ногу, когда ползал по чердаку заброшенной церкви, и школьника положили вбольницу. Чтоб не остаться на второй год, он попросил маму принести в палатуучебники.
Вдевятом классе Эдуард Успенский стал пионервожатым у третьеклассников. Длясвоих подопечных он впервые написал юмористические стихи. Успенский вспоминал: «Поройя проводил с ними целый день: мы вместе катались на лыжах и ходили в театр.Именно эта возня с детьми сделала меня детским писателем».
В 1966году Успенский написал книгу «Крокодил Гена и его друзья». За этой книгой былинаписаны следующие сказочные, детективные, приключенческие и фантастическиепроизведения: Дядя Федор, пес и кот, Вниз по волшебнойреке, Меховой интернат, Следствие ведут Колобки,Красная рука, черная простыня, зеленые пальцы, Юности честноезерцало, Чебурашка уходит в народ и другие.
Всборнике Разноцветная семейка собраны стихотворения, написанныеЭдуардом Николаевичем. По произведениям Успенского снято много мультфильмов.Рыжий, рыжий, конопатый, Пластилиновая ворона,Крокодил Гена и его друзья, Трое из Простоквашино,Следствие ведут Колобки, Разноцветная семейка.
ЭдуардНиколаевич вел передачи на радио и телевидении (Радионяня, ЭдуардУспенский также написал текст песни-заставки передачи.АБВГДейка. Писательпридумал интересный формат уроков-спектаклей, где роль учеников играли клоуны.Успенский опубликовал самые удачные стихи из «АБВГДейки» в книге «Школаклоунов»). Успенский автор и ведущий телепередачи В нашу гавань заходиликорабли. Писатель вспоминал:«Нашу передачу мы начинали как передачудетских романтических песен. Но выяснилось, что дети этих романтических песенне знают, не очень воспринимают. А люди моего возраста и младше сталиблагодарить за эти песни». В эфире звучали студенческие, военные песни —любые композиции, которые исполняли люди вечерами на кухне. Многие слушателиприсылали в редакцию ноты и записи на кассетах.
ЭдуардНиколаевич так много успевал. Может быть потому, что фамилия у него такая –Успенский!
В Россиине найдешь человека, которому не было бы знакомо творчество Эдуарда Успенского.Всю свою жизнь этот человек посвятил детям и способам сделать их счастливыми.Рассказы литератора вырастили много поколений малышей, которые верят в добротуи дружбу, отвагу и честность, и поэтому способны помочь близким и родным втрудную минуту.
ВИКТОРИНА
1. Сколько лет Дяде Федору? (шесть)
2. Почему Дядя Федор ушел из дома?(кота не разрешили оставить)
3. Какой породы был Шарик? (дворняжка)
4. Откуда у Дяди Федора появилисьденьги? (клад нашли)
5. Что или кого купил Матроскин? (коровуМурку)
6. Что купил Шарик? (фоторужье)
7. Что купил Дядя Федор? (трактор)
8. Кто вытащил Шарика из реки? (Бобрёнок)
9. Почему галчонка назвалиХватайкой? (хватал разные вещи и прятал на шкаф)
10. Кто мог окучиватькартошку задними лапами? (Шарик)
11. Какую наградуполучил почтальон Печкин от родителей дяди Фёдора? (Велосипед)
12. На чём приехаламама дяди Федора в Простоквашино? (На лыжах)
13. Как звалиродителей дяди Фёдора? (Римма и Дима)
14. Как звалипочтальона Печкина? (Игорь Иванович)
15. Как звали телёнкаМурки? (Гаврюша)
16. Как советовалМатроскин дяде Федору есть бутерброд, чтобы было вкуснее? (Колбасой вниз)
17. На каком музыкальноминструменте играл кот Матроскин? (На гитаре)
18. Чьи это слова:«хорошими делами не прославишься»?(Старуха Шапокляк)
19. Назовите имя собаки,которой крокодил Гена и Чебурашка помогали найти друга. (Тобик)
20. Сколько леткрокодилу Гене? (50 лет)
21. Откуда взялсяЧебурашка? (Его привезли из южной страны в коробке с апельсинами)
22. Как называла своюкрысу старуха Шапокляк? (Лариска)
23. Кто из героев могподать следующие объявления?
Физ. минутка.
Просмотр видео «Антошка»
Мы продолжаем с вамипутешествие по произведениям Э. Успенского. Итак, задания. Мы сейчаспосмотрим, кто из вас лучше знает творчество писателя.
1задание Кто есть, кто
—По именам сказочных персонажей угадайте, кто они.
Чебурашка(игрушка), Анюта (жирафа), Анфиса (обезьянка), Матроскин (кот),Лариска (крыса), Печкин (почтальон), Шарик (собака), МарияФранцевна (обезьянка).
2 задание Веселые объявления
1.Реализую молокопродуктывысокого качества. Производитель: ферма Мурка
( Кот Матроскин.)
2. Продаю ружье дляфотоохоты. Недорого!
( Шарик)
3. Поздороваюсь с каждойдворняжкой за лапу.
( Чебурашка)
4. Отдам в хорошие рукивоспитанную крысу. Кличка Лариса. Окрас серый. Хвост: 10 см.
( Шапокляк)
5. Организую курсыразговорного русского языка. Обучаю фразам: Кто там?, Это я- почтальон Печкин!
( Галчонок)
6. И Барсиком меня звали, иПушком, Оболтусом. Только всё мне это не нравится. Я хочу фамилию иметь…(Матроскин)
7. «Предлагаю почтовыеуслуги: вынос газет и журналов, разнос посылок, вручение телеграмм и писем.Оплата: чашка чаю с баранками и другими вкусными вещами» (Почтальон Печкин)
— Вы хорошо знаете героевпроизведений Эдуарда Успенского. А сейчас прочитаем о них стихи.
В Простоквашино живут
Дружныеребята:
ДядяФёдор, пёс и кот-
Ясно,полосатый.
Хоть и ссорятся порой-
Знаеммы из книжки,
Нонадёжнее друзей
Нету умальчишки.
Он ворчит и почту носит,
Всемон хорошо знаком
Иногдаприходит в гости
ДядяПечкин-почтальон.
Умалюсенькой девчушки
Ктоотнял ириску?
Этовредные проделки
Шапоклякс Лариской.
Из тропического леса
Чебурашкак нам приплыл.
И в витринемагазина
Онработу получил.
На гармошке он играет,
Взоопарке проживает.
Оченьсильно удивил
Всехнас Гена-крокодил.
У Ау забот немало,
Всеххлопот не перебрать:
Поночам бродить по лесу,
Ну аднём людей пугать.
Есть у девочки подружка:
Не котёнок,не игрушка,
Интуристка,иностранка-
Озорнаяобезьянка.
Кто придумал всех друзей,
Подскажитепоскорей!
Неписатель — просто клад
НашУспенский Эдуард.
Вот наэтой веселой ноте мы будем заканчивать наше занятие, посвященное жизни итворчеству детского писателя и поэта Э. Успенского. Вы многое знали, сегодня ещебольше дополнили ваши знания. Вы отлично справились со всеми конкурсами изаданиями. Я хочу Вам пожелать, чтобы сказка еще долго не заканчивалась в вашейжизни, чтобы вы всегда придерживались правилам доброты и знания, а значитпроизведения Э.Успенского будут жить!
