Урок «Русский язык» (3 класс)
Тема: «Изменение имен существительных по числам»
(учитель: Белялова М.Г.)
Цель: развивать умениеизменять имена существительные по числам, различать род; развивать речьучащихся, умение наблюдать, размышлять, сравнивать, делать выводы, умениеработать в парах; воспитывать орфографическую зоркость.
Ходурока
1.Организационныймомент, сообщение темы и целей урока
Кто спешит так рано вшколу?
— Все спешат ученики!
Что несут они впортфелях?
— Книги, ручки,дневники!
Как вы сделалиоткрытие
Это удивительное?
— Помогло нам всемответить
Имя существительное!
Учитель: Так о чем же мы с вами сегодня продолжимразговор? (Об имени сущ.)
На какие вопросы отвечают имена существительные и чтоони обозначают? Что еще вам известно об именах существительных?
А помогут нам герои сказки «Приключения Незнайки иего друзей». Автору этой сказки Н.Н.Носову в 2008 году исполнилось бы 100 лет.
2.Повторение.Орфографическая минутка.
а) Записать под диктовку предложение. Выделитьорфограммы.
Разобрать по членам предложения и частям речи.
На березках лежат пушистые шапки снега.
— Разобрать по составу слова: березка, пушистые,шапки.
— Подобрать однокоренные слова с корнем снег-,определить части речи образованных слов.
б) Подобрать подходящие по смыслу именасуществительные.
Душистая …, тёплое …, жаркий …, хрустальная …,футбольный …,
дружная …, топленое …, интересная …, звездное …,огромный …
Укажите род имен существительных.
в) Индивидуальная работа по карточкам.
Подобрать подходящие по смыслу имена существительные,определить
род имен существительных:
№ 1 |
№ 2 |
№ 3 |
Теплый … |
Теплая … |
Хорошая … |
Мокрое … |
Холодный … |
Зеленое … |
Вкусная … |
Интересный … |
Белый … |
Важная … |
Высокое … |
Интересное … |
Веселый … |
Большая … |
Новая … |
Синее … |
Новое … |
Высокий … |
3.Словарнаяработа (Презентация )
а) «Угадайтеслово» (Из «Словарика»)
С . . . . А В . . . . А Я . . . . О
З . . . Д М . . . . О С. . . . И
Г . . . Д М . . . . . Ь Б . . . . А
Выделить орфограммы.
«Проверьсебя»
Найдите «лишнее» слово. Распредели слова по группам. Определитерод имен существительных. (Сапоги – во множественном числе) Как определить роду существительных во множественном числе?
б) Определите род существительных. (Устно)
Книги, платья, сады, окна, газеты, стулья, дороги,имена, города.
в) У Незнайки спросили: изменяются ли именасуществительные по родам?
Незнайка отвечает:
— Именасуществительные изменяются по родам. Например: Ученик – м. р. Ученица – ж. р.
Учитель: Прав ли Незнайка? (Не прав)
Вывод: Род имен существительных – постоянный признак.(Слова: ученик и ученица – однокоренные)
4. Физминутка:
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
5.Работапо теме урока
1) Наблюдение над изменением имен существительных почислам.
Вопрос Знайки: Чем отличается имя существительное вединственном числе от существительного во множественном числе?
а) Работа в парах. (У детей напартах карточки)
Изменить имена существительные почислам, выделить окончания и ответить на вопрос Знайки.
Единственное число |
Множественное число |
|
|
|
|
|
|
|
|
б) Работа над правилом. (Стр. 27)
2) Закрепление.
а) Работа по учебнику (стр. 27 упр. 423)
Самостоятельная работа. Распределите слова в 2столбика. (В 1-й столбик записать сущ. в единственном числе, во 2-й столбик –во множественном)
Проверка в парах.
б) стр. 28 упр. 424 (Комментированное письмо)
6.Повторение
1) Игра «Цепочка слов»
Стр. 29 упр. 426 (Устно)
7.Итогурока:
1.Чем отличаются имена существительные в единственномчисле от
имен существительных во множественном числе?
2.Игра «Подбери пару» Измените существительные почислам.
Носок — …, волна — …, поля — …, и т.д. (Детиподбирают слова)
Домашнеезадание: Стр. 27 – выучитьправило. Стр. 29 упр. 428
