муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение городаНовосибирска
«Детский сад № 9 комбинированного вида»
г. Новосибирскул. Петухова, 82/1 тел. 342-96-76
Консультациядля педагогов:
Мнемотехникакак способ развития связной речи у детей
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будетдолго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»К.Д.Ушинский
Дошкольноедетство – наиболее благоприятный период для развитияречевой активности ребенка, когда собственная речь, свободная и уверенная,необходима ребенку для познания окружающего мира и самопознания.
Ни для кого не секрет,что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудныйсловарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушениезвукопроизношения, внимания, несовершенно и логическое мышление.
Дети не любят учитьстихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания.Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление иотрицательные эмоции. Очень важно пробудить интерес, увлечь их, раскрепостить ипревратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности –ИГРУ.
В дошкольном возрастепреобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основномнепроизвольный характер, у детской памяти удивительное свойство –исключительная фотографичность.
Поэтому перед нами всталазадача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагатьсвои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
При обучении детей,вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которыхочевидна, наряду с общепринятыми.
Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объёмпамяти путём
образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих эффективноезапоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Цельобучения мнемотехнике — развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именнопсихических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитиемречи.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Как любаяработа строится от простого к сложному. Начиная работу с простейшихмнемоквадратов (схема, в которую занесена определенная информация),последовательно переходим к мнемодорожкам (несколько мнемоквадратов,соединенных по смыслу и линейно) и позже к мнемотаблицам. Что можно изобразитьв мнемотаблице?
В мнемотаблице можноизображать практически все, т.е. производится графическое или частичнографическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий,т.е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобынарисованное было понятно детям.
Мнемотаблицы используются для решения следующихзадач:
1. Развитиесвязной речи:
• обогащения словарного запаса;
• при обучении составлению рассказов; при пересказаххудожественной литературы;
• при отгадывании и загадывании загадок;
• при заучивании стихов
2. Развитие всех видов памяти.
3. Развитие логического мышления (умение анализировать,систематизировать).
4. Развитие образного мышления (кодирование любой информации).
5. Решение различных общеобразовательных, дидактических задач,ознакомление с различной информацией.
6. Развитие смекалки, тренировка внимания.
7. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в событиях,рассказах.
8. Развитие графо-моторных навыков.
Алгоритм работы с моделью:
В работе с опорными схемами можно выделитьнесколько этапов:
1 этап.Это введение элементов схем, символов.
Например, обозначения: цвета, формы,величины, действия.
2 этап.Использование элементов опорных схем, символов на всехвидах занятий, в различных видах деятельности, т.к. у ребёнка не должно быть«привыкания», что этот символ применим только в какойто одной области, потомучто символ универсален.
3 этап.Введение отрицаний. Например, не большой, не съедобный 4 этап. Сочетание символов, «чтения» цепочки символов.
5 этап. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либокачество.
Задачей этого этапа является активный поискизображений, умение аргументировать свой выбор.
6 этап. Рассматривание таблицы иразбор того, что на ней изображено.
7 этап. Осуществляется перекодирование информации,т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
8 этап. После перекодированияосуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группахс помощью воспитателя, в старших самостоятельно.
Работа с мнемотаблицами: пересказ
Обучение пересказуначинается с простого воспроизведения хорошо знакомых детям сказок, построенныхна повторе («Колобок», «Репка», «Теремок») и далее переходим к художественнымпроизведениям.
Мнемотаблица помогаетдетям запомнить последовательность появления сказочных героев, их действий.
Пересказу – принадлежитособая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи,ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощьюмнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенокуже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении всвоей речи необходимых выражений.
Особенности работы:
1. Проводим предварительную работу по развитию и обогащению речи.
2. Начинаем с мнемоквадратов, далее — мнемодорожки, позже – мнемотаблицы.
3. Используем цветные мнемотаблицы.
4. Мнемотаблицы даются в готовом варианте.
5. Образы должны быть доступны и понятны детям.
6. Объем информации не должен быть более 9 мнемоквадратов.
7. Участие в создании мнемотаблиц.
Сказка«Колобок» Сказка «Два жадныхмедвежонка»
Работа с мнемотаблицами: заучивание стихотворения
Мнемотаблицы особенно эффективны приразучивании стихотворений.
Суть заключается вследующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка(изображение), таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически.После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводитстихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план -схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс созданиясвоей схемы.
Особенности работы:
Работа строится по томуже принципу, добавляем лишь простые символы, схемы (например, обозначения:цвета, формы, величины, действия) и увеличиваем объем информации (допустимобъем более 9 мнемоквадратов).
Наша Таня громко плачет, Уронила вречку мячик.
Тише, Танечка, не плачь!
Не утонет в речке мяч.
Работа смнемотаблицами: составление описательного рассказа и пересказа с элементамитворчества
Если вы попроситедошкольника рассказать какую-либо историю, вы увидите, что связный рассказ унего не получается. Ребенок быстро сбивается, переключает внимание на что-то ивообще часто не успевает закончить рассказ и куда-то убегает по делам.Попробуйте разобрать с ним рассказ и нарисовать его в мнемотаблицу. Ребенокнаучится выстраивать рассказ по сюжетной линии, привыкнет к тому, что у любойистории должно быть начало и логичный конец.
Это наиболее трудный вид монологической речи.
В описание задействуютвсе психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Здесь важнонаучить ребенка выделять признаки предмета.
На этапе составленияописательного рассказа мы продолжаем вводить в мнемотаблицы символы,обозначающие слова.
Например: при виде символа в виде знакавопроса или контурного изображения объекта – детям предлагается
назвать предмет или объект.
«Цвет» — дети рассказывают о цвете предметапо цветовому пятну-палитре.
«Геометрические фигуры» — форма объекта.
«Рука» — какой предмет на ощупь или действие с ним.
«Человек» — для чегообъект нужен человеку, каким образом человек о нём заботится или как человекего использует.
«Части объекта» — из каких частей состоитобъект.
По мере необходимости можно использовать идругие символы.
Далее мы знакомим детей спонятием отрицания, вводим символы, обозначающие частицу «не», например,символ «перечеркнутый рот» может обозначать слово «несъедобный».
Обращаем внимание, что мнемотаблицы даются водном цвете и без детализации изображений, образы все также должны бытьдоступны и понятны детям, объем информации увеличивается по мере необходимости.
Кроме того, в процесс создания мнемотаблицвовлекаются дети, их участие способствует развитию не только графо-моторных навыков,но и лучшему запоминанию и кодированию информации.
По этой таблице ребенок выучит рассказ о птицах.
Расшифровка таблицы:
1. Что это за птица?
2. Онадикая или домашняя?
3. Какого цвета?
4. Чем питается?
5. Какиезвуки издает?
6. Чтоделает, как живет?
7. Где живет?
8. Какие унее детеныши?
9. Какуюпользу (или вред) приносит людям?
По такому же алгоритму можно придуматьрассказ обо всем, чем угодно. Ребенок сначала ответит на все вопросы поотдельности, а затем нужно попросить его рассказать об этом единым текстом,подглядывая в таблицу.
Рассказ может быть и о свойствах предметов,и о профессии, и о его друзьях – все, что угодно:
Многие явления легче разбирать помнемотаблицам. Видя образ того, о чем идет речь, ребенок легче запомнитинформацию, ведь она будет восприниматься мозгом автоматически, перекодируя ееиз абстрактного в образное мышление:
Подчеркну, чтомнемотаблицами не ограничивается наша работа по развитию связной речи у детей.
Мнемотехнику следуетвоспринимать как начальную, «пусковую», но при этом эффективную работу, так какее использование позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительнуюинформацию, сохранять и воспроизводить её.
Мнемотаблицы в своюочередь служат лишь дидактическим материалом в работе по развитию связнойречи.
Конечно, использованиемнемотехники ни в коем случае не призвано заменить самый известный и широкопопулярный метод в развитии и укреплении памяти — традиционное заучиваниетекстов наизусть. Однако с задачей помочь сделать процесс запоминания болеепростым, интересным мнемотехника справляется просто великолепно.
Списоклитературы:
1. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощьюмнемотехники Т.В. Большова / Спб.,2005 — 71с.
2. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системнымнедоразвитием речи /Воробьева В.К. – М., 2005 — 114с.
3. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Ефименкова Л.Н. –М., 1985 — с.92
4. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста собщим речевым недоразвитием // Глухов В.П. Дошкольное воспитание 2004г. № 6,с.6
5. Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми// Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя дошкольногоучреждения № 1, 2008, с.16
6. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей снарушениями речи / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М., 2007 — с.18
7. Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников снедоразвитием речи // Кудрова Т.И. Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51-54.
8. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связнойречи / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. №4. — с.102 -115.
9. Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядногомоделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников // Логопед. –2005. – № 1. – С. 7-12.
10. ТкаченкоТ.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Ткаченко Т.А.Дошкольное воспитание.1990. №10 — с. 16-21.
11. Полянская,Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детейдошкольного возраста», 2009.
12. Малетина,Н. «Моделирование в описательной речи детей с ОНР», 2004.
13. Чохонелидзе,Н. «Учим стихи по картинкам», 2006.
