МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕБЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДОНЕЦКИЙ ТЕХНИКУМПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
ДОКЛАД
на тему: «Общие представления о профессиональных компетенциях»
Выполнила
преподватель 1 категории:
Шаталова В.Н.
ДОНЕЦК – 2022
Содержание
Введение……………………………………………………………………. 3
1. Общиепредставления о профессиональных компетенциях……………4
2. Содержаниепрофессиональной компетентности педагога…………..7
3. Заключение………………………………………………………………10
4. Литература……………………………………………………………………….11
Введение
Педагогическая профессия является одновременно преобразующей иуправляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужнобыть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога, поэтомувыражает единство его теоретической и практической готовности в целостнойструктуре личности и характеризует его профессионализм.
Профессиональной деятельностью педагога как разновидностью еготрудовой деятельности является педагогическая деятельность. Термин«педагогический» раскрывает принадлежность индивида к педагогической профессии,которая обслуживает педагогическую деятельность. Таким образом, термины«профессиональная деятельность педагога» и «педагогическая деятельность» несутна себе одну и ту же смысловую нагрузку. Исходя из этого термины«профессиональная компетентность» и «педагогическая компетентность» могутупотребляться в качестве синонимов. Профессиональная компетентность — ключевоепонятие для характеристики педагогической деятельности.
В.Г.Суходольский отмечает, что профессиональная компетентностьпедагога это – «способность к эффективному выполнению профессиональнойдеятельности, определяемой требованиями должности, базирующейся нафундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении кпедагогической деятельности. Она предполагает владение профессиональнозначимыми установками и личностными качествами, теоретическим знаниями,профессиональными умениями и навыками» [5, с.74].Значит, компетентность – этосплав теоретической и практической готовности человека к педагогическойдеятельности. А профессиональная компетентность – это есть профессионализм ипедагогическое мастерство учителя.
Общие представления о профессиональных компетенциях
Компетенция – совокупность взаимосвязанных качествличности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых поотношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых чтобыкачественно и продуктивно действовать по отношению к ним.
Компетентность – владение, обладаниечеловеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение кней и предмету деятельности.
Быть компетентным означает способность (умение) мобилизировать в даннойситуации полученные знания и опыт. Согласно словарю Ожегова, понятие“компетентный” определяется как “осведомленный, авторитетный в какой-либообласти”.(3,с.303)
Профессионализм — это достижение высокихобразцов осуществления нескольких сторон педагогического труда (деятельность,общения, личности педагога).
Необходимой составляющей профессионализма человекаявляется профессиональная компетентность.
Профессиональная компетентность – это система знаний, интеллектуальныхи предметно-практических умений, навыков, привычек, обеспечивающих понимание ивыполнение профессиональной деятельности. Компетентность представляет единство субстанционального и процессуального,когнитивного и оперативного аспектов. Характеристиками профессиональнойкомпетентности являются: полнота, глубина, системность. Осознанность,прочность, оперативность, как знаний, так и деятельности.
Требования к компетентности, варьируя взависимости от положения личности в системе разделения управленческого труда ворганизации, условно подразделяют на две основные группы [2,с.304].
Во-первых, называют знания и умения,присущие специфике деятельности учители, обусловленной особенностямипредмета труда – информации, знаний по предмету и продукта труда – знанийучеников.
Во – вторых, способность ипредприимчивость в усваивании и использовании и передаче полученной информации,способность к системному восприятию и интерпретации информации,структурированию проблем и методическому поиску их разрешения.
Во-третьих, отмечают умение работатьс обучающимися, родителями и управлять собой и временем.
Профессиональнаядеятельность педагога протекает в условиях высокой ответственности ижесткого дефицита времени, а отсюда высокой плотности действии и решений вединицу времени. Ему приходится формулировать и решать задачи с высокойстепенью нестандартности. Он является «законодателем» знаний,правил, распорядка. «Моделью» подражания, копирования в образовательной среде.(4,с.140)
Профессиональнаякомпетентность – это способность педагога решать профессиональные проблемы,задачи в условиях профессиональной деятельности.
Профессиональная компетентность – этосумма знаний и умений, которая определяет результативность и эффективностьтруда. Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процессусвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитиюиндивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта,предполагающий непрерывное самообразование, саморазвитие исамосовершенствование педагога.
Деятельность учителя при этом должнабыть направлена на:
– использование в работеинтерактивных технологий;
– проведение нестандартных уроков;
– организацию исследовательскойработы;
– стимулирование самообразовательнойдеятельности учеников;
– отслеживание динамики развитияучащихся;
– подбор заданий, которые требуютиспользования дополнительных источников информации;
– проведение консультаций по поискунеобходимой информации;
– обучение приемам составления плана,написанию конспектов, умению выделять главное;
– подготовку заданий творческогохарактера;
– стимулирование высказываниясобственных мыслей;
– использование диалогических методовв работе;
– разработку заданий разного уровня;
– создание проблемных ситуаций;
– внедрение методов самооценки ивзаимопроверки;
– организацию работы в парах игруппах переменного состава и др.
К профессионально-педагогическимкомпетенциям относят:
Социально — психологическаякомпетенция.
Общепедагогическая профессиональнаякомпетенция.
Предметная компетенция.
Управленческая компетенция.
Рефлексивная компетенция.
Информационно – коммуникативнаякомпетенция.
Компетенция в сфере инновационнойдеятельности.
Креативная компетенция.
Остановлюсь на некоторых из них:
Информационная компетентностьзаключается в умении:
Интерпретировать, систематизировать,критически оценивать, анализировать.
Использовать полученную информацию.
Представлять имеющуюся информацию веё различных формах и на различных носителях.
Социальная компетентность:
Соотносить свои устремления синтересами других людей.
Привлекать других людей к решениюпоставленных задач.
Продуктивно взаимодействовать счленами группы.
Анализировать и разрешатьпротиворечия.
Коммуникативнаякомпетентность:
Ставить цели.
Грамотно оформлять документы.
Представлять и цивилизованноотстаивать свою точку зрения.
Каковы же критерии и показатели профессиональной компетентности учителя?
Показатели:
-ценностное отношение к профессии;
-ценностное отношение: к событиям, клюдям, к себе – образ «Я – учитель-исследователь»;
-готовность к проявлению личнойинициативы и дальнейшему профессиональному росту.
Выделенным компетенциям деятельностибудут соответствовать соответствующие компетентности педагога:
-компетентность в мотивации учебнойдеятельности ученика;
-компетентность в раскрытииличностного смысла конкретного учебного курса и учебного материала конкретногоурока;
-компетентность в целеполаганииучебной деятельности;
-компетентность в вопросах пониманияученика, что необходимо для реализации индивидуального подхода в обучении;
-компетентность в предметепреподавания (предметная компетентность);
компетентность в принятии решений,связанных с разрешением педагогических задач;
компетентность в разработке программдеятельности и поведения;
-компетентность в организацииучебной деятельности, которая, в свою очередь, предполагает:
-компетентность в организацииусловий деятельности, прежде всего информационных, адекватных поставленнойучебной задаче;
-компетентность в достижениипонимания учеником учебной задачи и способов ее решения (способовдеятельности);
-компетентность в оценивании текущихи итоговых результатов деятельности
к развитие профессиональнойкомпетентности.
Развитие профессиональной компетентности– это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта,ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплениюпрофессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие исамосовершенствование. Можно выделить этапы формирования профессиональнойкомпетентности:
1. Самоанализ и осознаниенеобходимости.
2. Планирование саморазвития (цели,задачи, пути решения);
3. Самопроявление, анализ,самокорректировка.
Формирование профессиональнойкомпетентности — процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельностинеобходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленныеэтапы повторяются, но уже в новом качестве.(5,с.301)
К основным составляющимпрофессиональной компетентности педагога относятся:
-Интеллектуально-педагогическаякомпетентность – умение применять полученные знания, опыт в профессиональнойдеятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога кинновационной деятельности;
-Коммуникативная компетентность –значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать,экстраверсию, эмпатию.
-Информационная компетентность –объем информации педагога о себе, учениках, родителях, о коллегах.
-Регулятивная компетентность –умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции,способность к рефлексии, стрессоустойчивость.
Под профессиональнойкомпетентностью принято понимать интегральную характеристику деловых иличностных качеств, отражающую уровень знаний, умений и навыков, опыта,достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связанас принятием решений.
Основными компонентамипрофессиональной компетентности преподавателя являются:
-социально-правовая компетентность –знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми,а также владение приемами профессионального общения и поведения;
-персональная компетентность –способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, атакже реализации себя в профессиональном труде;
-специальная компетентность –подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности,умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своеготруда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения поспециальности;
-экстремальная компетентность –способность действовать во внезапно усложнившихся условиях, при авариях,нарушениях технологических процессов.
Профессиональная компетентностьпреподавателя включает в себя предметную, психолого-педагогическую иметодическую составляющие.
Предметнаякомпетентность включает:
-знания в области преподаваемойдисциплины;
-ориентацию в современныхисследованиях по преподаваемой дисциплине;
— владение методиками преподаваниядисциплины (умение ориентироваться в разнообразии различных методов и приемовобучения);
-использование современных педагогическихтехнологий обучения.
Психолого-педагогическуюкомпетентность мы
рассматриваем как:
— базовыми психолого-педагогическимизнаниями и умениями, обусловливающими успешность решения широкого круга воспитательныхи образовательных задач;
-умение выявлять индивидуальныеспособности студентов и строить образовательный процесс с их учетом;
-умение выявлять пробелы в знаниях иумениях студентов, реализовать индивидуальные способы работы по ликвидациипробелов;
-умение устанавливать педагогическицелесообразные взаимоотношения со студентами, коллегами, родителями;
-умение создавать благоприятныймикроклимат в педагогическом коллективе.
Методическая компетентностьэто:
-умение планировать, отбирать,синтезировать и конструировать учебный материал;
-умение организовывать различныеформы занятий;
-умение реализовывать деятельностныйподход к обучению и умение организовать учебную работу студентов;
-умение применять инновационныетехнологии обучения;
-квалифицированное применениездоровьесберегающих технологий обучения;
-умение использовать приемыпедагогической техники при формировании ключевых компетенций студентов;
-умение организовыватьсамостоятельную работу на занятиях и во внеурочной деятельности.
Подводя итог вышесказанного:
— Компетентный преподаватель знает илюбит свою дисциплину, любит свою работу.
— Компетентный преподаватель владеетразнообразными методами обучения.
— Компетентный преподаватель умеетвызвать и удержать интерес обучающихся, соизмеряет темп обучения с темпомусвоения знаний, управляет их вниманием.
— Компетентный преподаватель имеетличную концепцию обучения и постоянно развивается.
Заключение
Современный учитель -это человек, который выполняет разнообразные функции не только в школе, но и заеё пределами.. Деятельность учителя должна носить не только творческий, но иисследовательский характер. Он должен не только знать и уметь применить напрактике основные педагогические теории, но и творчески их использовать, атакже стремиться к воплощению собственных педагогических идей.
В ходе работы над рефератом, сделаны следующие выводы:
Определенасущность понятия «профессиональная компетентность педагога». изучение различныхмнений, представленных исследователями природы компетентности, таких как А.В.Хуторской, С.Е. Шишов, В.Г. Суходольский, по определению сущности понятия«профессиональная компетентность» дает возможность представить ее какинтеграцию знаний, опыта и профессионально значимых личностных качеств, которыеотражают способность педагога эффективно выполнять профессиональнуюдеятельность и включают профессионализм и педагогическое мастерство учителя.
Таким образом профессионально компетентным можноназвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляетпедагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильновысоких результатов в обучении и воспитании учащихся. Развитие профессиональнойкомпетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизациипрофессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональныхкачеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывноесамообразование, саморазвитие и самосовершенствование педагога.
Литература:
1 .Кушин В.С. Общие основыпедагогики. — Р-н/Д.: Март, 2002.162с.
2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика, СПб:Издательство «Питер», 2000. – 304 с.
3. Зязюн И.А. и др. Основы педагогическогомастерства. – М.: Просвеще-ние, 1989. – 303 с.
4. Резниченко М.Г. Введение в педагогическуюдеятельность: Учебное пособие для студентов факультета начального образования.– Самара: Изда-тельство СГПУ, 2003 -140с.
5. Пидкасистый П.И. Педагогика: Учебноепособие для студентов педаго-гических вузов и педагогических колледжей. – М.:Российское пед. агентство, 1996. -301с.
