МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ
«МАЙСКАЯ ШКОЛА С КРЫМСКОТАТАРСКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ»
ДЖАНКОЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Рассмотрено На заседании ШМО учителей естественно-математического цикла и информационных технологий _______ Азаматова Л.Р. Протокол № ____ от_________2021 г. |
Согласовано Зам. Директора по УВР
_____ Куртнезирова Ш.М.
от________2021 г.
|
Утверждаю Директор МОУ
________ Р.З.Куртнезиров
Приказ № ________
от __________2021 г.
|
Рабочая программа
элективного курса
«Страноведение»
Класс: 10
Срок реализации программы: до принятия новой
Учитель географии
Исмаилов Серан Диляверович
Категория: I (первая)
с. Майское, 2021г.
Рабочая программа элективного курса «Страноведение» для 10 классасоставлена на основе следующих нормативных документов:
* Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в РоссийскойФедерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
* Федерального компонента государственного образовательного стандарта,утвержденного приказом № 1089 от 05.03.2004 г. (в ред. 2017 г.).
* Приказа Министерства образования и науки РФ от04.10.2010 г №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательнымучреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудованияучебных помещений».
* Основной образовательной программы среднего общего образования МОУ«Майская школа с крымскотатарским языком обучения».
* Учебного плана МОУ «Майская школа с крымскотатарским языком обучения» на 2021-2022 учебный год.
* Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочихпрограмм по учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности МОУ«Майская школа с крымскотатарским языком обучения».
1. Планируемые результаты освоения курса.
География восновной школе — предмет, формирующий у обучающихсясистему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планетелюдей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения ихозяйства, об особенностях и о динамике главных природных, экологических,социально-экономических, политических процессов, протекающих в географическомпространстве, о проблемах взаимодействия природы и общества, об адаптациичеловека к географическим условиям проживания, о географических подходах кустойчивому развитию территорий.
Страноведческие знания выступают важной составляющейшкольного географического образования. В современном мире с развитиеммеждународных контактов усиливается значение знаний о различных территориях истранах.
Страноведение соединяет в своем содержании познаниеприроды, населения, его культуры и хозяйства в пределах отдельных территорий.Оно помогает учащимся понять причины разнообразия природы отдельных стран,взаимосвязи между людьми и природной средой на конкретной территории, создает условиядля общения с людьми другой культуры.
Страноведение вызывает большой интерес к событиямобщественной жизни. Росту интереса учащихся к познанию стран мира способствуюти тематические передачи по телевидению и статьи в газетах и журналах.
В курсе Страноведения объектом изучения становитсяконкретная территория, независимо от того, какое по площади государствоизучается маленькое или большое.
Практика показывает, что страноведческие характеристикистран вызывают большой познавательный интерес. Взаимосвязанное изучениеприроды, населения и его хозяйственной деятельности развивают умение работать сдополнительной литературой и Интернет ресурсами, составлять на их основекомплексные страноведческие характеристики.
Этот процесс требует более сложной мыслительнойдеятельности, тесно связанной с умениями получать информацию из разныхисточников знаний, анализировать её, сравнивать полученные знания. Нельзя неотметить связь Страноведения с такими науками, как история, география,экономика. Каждая из наук дополняет и углубляет знание курса.
В данном курсе рассматриваются следующие вопросы: природа,население, экономика, туризм, климат, история и политика страны. Программапредусматривает поисковую деятельность: нахождение и сбор различной информации(интересные факты, фотографии, статьи, газетные вырезки) о странах, изучаемыхв ходе курса факультатива.
Цель: развитие у школьников региональных представлений о природе стран, населении и его хозяйственнойдеятельности.
Задачи курса:
- Способствовать активному формированию географического мышления, развитию свободно и творчески мыслящей личности;
- Сформировать у школьников представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии;
- Привить чувство гражданственности, уважения к культуре, истории не только своей Родины, но и других стран и народов.
Средства обучения
1. Учебники географии
2. Статистическиесборники
3. Научно- практические материалы
4. Энциклопедии
5. Атласы, контурные карты
6. Использование системы «Интернет»
Предметные:
· Оценивать и прогнозировать:
· оценивать природные условия иприродные богатства как условия для жизни и хозяйственной деятельности людей;
· основные особенности природы вее связи с населением и его хозяйственной деятельностью в пределах стран.
· Объяснять:
· различия в условиях жизнинародов, в степени заселенности стран;
· различия в орудиях труда,средствах передвижения, в типах жилищ, видах хозяйственной деятельности,возникшие как результат адаптации человека
· к окружающей среде в разныхгеографических условиях;
· особенности экологическихситуаций в странах.
· Описывать:
· особенности материальной идуховной культуры народов стран.
· Определять (измерять):
· географическую информацию покартам различного содержания;
· вид и тип карт и другихисточников знаний для получения необходимой информации.
· Называть и (или) показывать:
· важные природные объекты стран;
· типы земной коры, основныетектонические структуры, месторождение полезных ископаемых, сейсмически опасныетерритории стран;
· факторы формирования климатастран;
· народы, языки, религии, ареалыи их распространение в странах;
· основные культурно-историческиецентры стран, их столицы и крупные города;
· ареалы распространения основныхвидов традиционной хозяйственной деятельности.
Метапредметные:
· использование различныхспособов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационномпространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи иинтерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательнымизадачами и технологиями курса;
· овладение логическимидействиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовымпризнакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построениярассуждений, отнесения к известным понятиям;
· готовность слушать собеседникаи вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точекзрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать своюточку зрения и оценку событий;
· овладение способностьюпринимать и сохранять цели и задачи внеурочной деятельности, поиска средств еёосуществления;
· освоение способов решенияпроблем творческого и поискового характера;
· формирование уменияпланировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленнойзадачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способыдостижения результата;
· использованиезнаково-символических средств представления информации для создания моделейизучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
· активное использование речевыхсредств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) длярешения коммуникативных и познавательных задач;
Личностные результаты:
· умение вестисебя культурно, экологически грамотно, безопасно в социальной (со сверстниками,взрослыми, в общественных местах) среде;
· осознание личнойответственности за своё здоровье и окружающих, уважительное и заботливоеотношение к людям разных стран, толерантное отношение к разным народам
· любить свою страну и суважением относиться к народам других стран
· сформированностьобщечеловеческих и общенациональных ценностей, гражданственности и национальнойидентичности, патриотизма, гордости за свою страну, свой народ, интерес кизучению географии;
· сформированность основгеографической культуры, географического мышления как частей целостногонаучного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки ипрактики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественногосознания, осознание своего места в поликультурном мире;
· готовность и способность кобразованию, в том числе самообразованию, потребности к самореализации,творческой деятельности, построению и стремлению к реализации своих жизненныхпланов на протяжении всей жизни;
· принятие и реализация ценностейэстетического отношения к миру, здорового и безопасного образа жизни вокружающей среде, умений противостоять социально опасным явлениям общественнойжизни;
· готовность к осознанному выборупрофессии, непрерывному самообразованию как условию успешной профессиональной иобщественной деятельности;
· сформированность экологическогомышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояниеприродной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленнойдеятельности.
2. Содержание учебного предмета.
«СТРАНОВЕДЕНИЕ»
10 класс
(34 ч; 1 ч в неделю.)
Введение (1 час):историко-географические регионы мира (ИГР) типология государств (повторение).
На изучение раздела «Страны Азии»выделено 5 часов:
· общий обзор стран ЗарубежнойАзии, политическая карта и регионы Азии, (периоды формирования политическойкарты, историко-географические регионы и состав государств,
· государственное устройствостран);
· краткая историческая справка,памятники природы, крупные туристические объекты, архитектура, быт и культуранаселения;
На изучение раздела «Страны ЗарубежнойЕвропы» выделено 11 часов:
· политическая карта и регионыЕвропы, краткая историческая справка, памятники природы, крупные туристическиеобъекты, архитектура, быт и культура населения состав государств,государственное устройство стран, природные условия и ресурсы, экологическаяситуация в странах Европы и мероприятия по охране;
· внешние связи, отношения Россиис Германией, с Великобританией, с Францией, с Италией;
На изучение раздела «Страны Америки»выделено 8 часов:
· политическая карта Америки,
· краткая историческая справка,
· памятники природы,
· крупные туристические объекты,архитектура, быт и культура населения,
· открытие и освоение Америки,история открытия, заселения, колонизации и освоения территорий Нового Света,регионы,
· коренные народы Америки, ихсостав и размещение, хозяйство и быт, культура, традиции, состояние индейскихплемен после колонизации,
· современная типология странАмерики;
На изучение раздела «Развивающиеся страныАфрики» выделено 4 часа:
· состав, современноегеополитическое положение,
· этапы формирования политическойкарты, колониальные владения, государственное устройство, типология стран ирегионы,
· природные условия и ресурсы,экология и особо охраняемые территории – заповедники, национальные парки;
На изучение раздела «Австралия,Океания» выделено 5 часа:
· краткая историческая справка,
· памятники природы,
· крупные туристические объекты,архитектура, быт и культура населения;
· история открытия, заселения иосвоения, состав региона, краткая характеристика хозяйства Австралии и странОкеании;
· внутренние различия, внешниесвязи, отношения России с Австралийским Союзом;
3. Тематическое планирование.
Класс 10
Количество часовпо учебному плану
Всего 34 часов; внеделю 1 час
№
|
Название раздела
|
Количество часов |
1 |
Введение |
1 |
2 |
Страны Азии |
5 |
3 |
Страны Зарубежной Европы |
11 |
4 |
Страны Америки |
8 |
5 |
Развивающиеся страны Африки |
4 |
6 |
Австралия, Океания |
5 |
|
Итого: |
34 |