ОРГАНИЗАЦИЯСЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБНОВЛЕННОЙ ИНФРАСТУКТУРЫ УЧРЕЖДЕНИЯ
ГорбуноваАнна Владимировна,
заместительдиректора по социальной работе, социальный педагог
КОУВО «Борисоглебская школа-интернат»,
г.Борисоглебск
Обучающиеся школы-интерната – это дети с особенностямиразвития, с ограниченными возможностями здоровья, обусловленными психическимнедоразвитием, отклонением. Образование лиц данной категории – одно из важныхнаправлений системы образования России.
Главные трудности детей с умственной отсталостьюзаключаются в нарушении их связи с миром, в ограниченной мобильности, бедностиконтактов со сверстниками и взрослыми, а иногда в недостаточном элементарномобразовании. Эти дети могут быть также способны и талантливы, как ихсверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования,развить их, приносить с их помощью пользу обществу мешает неравенствовозможностей.
В современном мире молодым специалистам достаточнотрудно найти себе работу по специальности. Чаще всего на рынке труда требуютсясотрудники с опытом работы, с положительными характеристиками, с высокимиинтеллектуальными возможностями, готовые на переработки. Поэтому выпускникам сумственной отсталостью становится еще труднее найти рабочее место в условияхконкурентной борьбы за рабочее место. Между здоровым человеком и человеком сумственной отсталостью приоритет имеют специалисты с нормальным развитием интеллекта.
Следует отметить, что число училищ и техникумов,готовых принять на обучения выпускников с ОВЗ, за последние десятилетиязначительно сократилось. Однако выпускники школ для обучающихся с ОВЗ такжеимеют право на дальнейшее образование и получение профессии для обеспечения вбудущем себя и своей семьи.
Очевидным является тот факт, что результата хорошейпрофессиональной подготовки детей с ОВЗ можно добиться, если начатьосуществлять данную подготовку с раннего возраста со среднего звена школы, используяодин из инструментов достижения цели – сетевое взаимодействие.
В школе-интернате с пятого класса на уроках трудапроисходит разделение по направлениям трудовой подготовки будущих выпускников сучетом интересующих их специальностей. Так, девочки на уроках труда занимаютсяшвейным делом, а мальчики столярным или штукатурно-малярным.
Данная подготовка должна сопровождаться плановымвзаимодействием школы-интерната и техникумов. Очень важно выстроить сетевоевзаимодействие и с будущими потенциальными работодателями в целях болееуспешной подготовки новых кадров к трудовой деятельности на этих предприятиях.
При комплексном сетевом взаимодействии различныхгосударственных и общественных структур можно достичь такого уровня адаптациидетей с умственной отсталостью, что они смогут в будущем трудиться и вноситьсвой посильный вклад в развитие экономики страны. Именно с этой цельюшкола-интернат заключила договора и соглашения о совместном сотрудничестве стехникумами Воронежской области, принимающими на обучение наших выпускников.
Предметом данных форм взаимодействия являетсяосуществление совместной деятельности по организации профессиональнойориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в целях выборабудущей профессии и возможности получения среднего профессиональногообразования. В рамках исполнения договоров и соглашений образовательныеорганизации проводят совместные со школой-интернатом мероприятия по реализациипрограмм профессионального ориентирования школьников с ОВЗ, обеспечивают сетевоевзаимодействие участников договора (соглашения).
На территории Воронежской области выпускников с ОВЗготовы принять на обучение в ГБПОУ ВО «БТПИТ», ГБПОУ ВО «Новоусманскиймногопрофильный техникум» и ГБПОУ ВО «Воронежский профессионально-педагогическийколледж».
Выпускники нашей школы-интерната — это детипреимущественно из Борисоглебского, Грибановского, Терновского, Поворинского,Новохоперского, Эртильского районов. Чаще всего они поступают в ГБПОУ ВО«БТПИТ», так как он по расположению является ближайшим к месту жительстваосновной части детей. Выпускники поступают на обучение по программе подготовки«рабочий по кухне». Они с удовольствием осваивают эту профессию, приобретаютнавыки приготовления пищи, необходимые не только для самообслуживания, но и длядальнейшего трудоустройства.
Сетевые формы взаимодействия набираютобороты в системе образования. Сегодня их рассматривают в ряду инноваций,приписывая значительное число возможностей и достоинств. Под сетевой формой реализации образовательных программ понимаетсяорганизация обучения с использованием ресурсов нескольких организаций,осуществляющих образовательную деятельность, при необходимости, сиспользованием ресурсов иных организаций.
Задачи,решаемые в процессе сетевого взаимодействия:
· Анализ рынка труда по востребованным профессиям всфере запросов потенциальных работодателей;
· Определение партнеров сетевого взаимодействия впроцессе предпрофессиональной подготовки детей;
· Обмен опытом, совместная реализация планов работыпо предпрофессиональной подготовке обучающихся;
· Повышение качества образования;
· Расширение круга общения обучающихся,позволяющего им получить социальный опыт, способствующий формированию ихмировоззрения;
Формы и методы сетевого взаимодействия.
1. Реализация образовательныхпрограмм с привлечением сетевых партнеров.
2. Взаимодействие виспользовании материально-технических ресурсов.
3. Сетевое образовательноесобытие – разовые несистемные мероприятия совместной деятельности: акции, экскурсии,практики и т.д.
Организация сетевого взаимодействиятребует обновления материально-технической базы школы-интерната,осуществляющего предпрофессиональную подготовку обучающихся. Модернизированнаяматериально-техническая база образовательного учреждения и использование механизмасоциального партнерства значительно повысит потенциал образовательнойорганизации в учебном процессе.
С этой целью в школе-интернате, согласносовременным требованиям и инновациям, был произведен ремонт и приобретеносовременное оборудование для столярной мастерской, оборудован кабинетсоциально-бытовой ориентировки (СБО). Получив обновленные помещения с новейшимоборудованием, стало возможным заниматься предпрофессиональной подготовкой поразным профессиям в рамках современных стандартов. На уроках трудовогообучения мальчики знакомятся с профессией столяра, на современном оборудованиипробуют изготовить свои первые изделия. Девочки на уроках труда учатся шитью изакройке, вязанию, вышиванию, а также имеют возможность научиться приготовлениюпищи, тепловой обработке продуктов питания, правильному хранению продуктов,тренируются в выпечке и учатся ухаживать за кухонной мебелью, столовымиприборами и наборами столовой посуды, соблюдая правила гигиены.
Таким образом, после окончания школы-интерната выпускникиимеют опыт разной трудовой деятельности и им легче определиться с вариантомвыбора профессий, предлагаемых техникумами с учетом интеллектуальных ифизических возможностей обучающихся.