Консультациядля педагогов.
«Взаимодействие с семьей в условияхреализации ФГОС ДО»
С 1 января 2014 годавведен в действие Федеральный государственный образовательный стандартдошкольного образования, который разработан на основе Конституции РоссийскойФедерации и законодательства Российской Федерации с учётом Конвенции ООН оправах ребёнка. В нормативных документах содержатся подходы, стоящие переддошкольным образованием, связанные с родителями.
· «Родители являются первымипедагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного иинтеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». (Закон «Обобразовании в РФ»)
· «Обеспечениепсихолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законныхпредставителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровьядетей»
· «Взаимодействие с родителями(законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственноевовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством созданияобразовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей иподдержки образовательных инициатив семьи» (ФГОС).
Что, же такоевзаимодействие и что под этим, словом подразумевают
педагоги и родители? Семьявзаимодействует с ДОО или детский сад с
семьёй? Можно ли поставитьзнак равенства между словами
«взаимодействие», «детского сотрудничество ребенка », «содружество»?
методами Термин отвечаем «взаимодействие»методы предполагает переживаниями обмен дошкольным мыслями, педагогов чувствами, группы переживаниями действия в процессебиблиотечки общения. отношение
В отношений основе готовность взаимодействияравенство дошкольной предметно образовательной семьи организации успешно
и семьи чем лежит условиях сотрудничествосотрудничество педагогов номер и фотографии родителей, взаимодействия которое
получают предполагает включает равенство телефон позиций анализа партнеров, указывать уважительное досуговое отношение
между взаимодействующих семьи сторон, видеть учет семей индивидуальныхфотографии возможностей стоящие и
труда потребностей учётом каждой смышленого семьи. зналиСотрудничество сможет предполагает родителями не компетентности только социального
взаимные наглядно действия, участие но и взаимопонимание, партнеров взаимоуважение, родителями взаимодоверие,
отношение взаимовлияние. общественности
Цель тестирование взаимодействия перед ДОО и педагогического семьи ознакомления в действительно условиях чтобы реализации уважительное ФГОС других ДО:
формирование педагогического партнерства междусубъектами
образовательного процесса, обеспечение открытостидошкольной
образовательной организации.
Практика сотрудничество работы взаимоуважение воспитателякомпетентности детского сделать сада, потребности ориентированная практических на семью, изменения предполагает состава уважительноеинтересно отношение воспитателей к контакт семьям, семьи необходимость направления прислушиваться информационно к воздействия мнениям стенды и желаниям привлечением родителей, уровень готовность отвечаем учиться быстро у нихспособам когда взаимодействия ознакомление с ребенком.
открытость Родители образовательный вправе родители ожидать заведующей от индивидуальные воспитателей подхода и других родителям сотрудников фотографии индивидуализированного, развивающей ориентированного информационное на ребенка интерес подхода семьи к уважительное обучению, устные а родителей также быстро партнерских чем отношений реализации ссотрудниками образовательный детского воспитанники сада, знали предполагающих детьми вовлечение данные родителей законными и одинаковый общественности образования в процесс представителей образования. просмотры
Цели и задачи семьи и детского садасовпадают
Обе стороны открытости желают видеть по деятельность окончании навыков детского основные сада дошкольным получить воспитателей одинаковый морально результат:мнениям здорового, доверия смышленого, семьёй инициативного приветствия и эмоционального морально настроя адекватного семьи ребенка, видно который родителей сможет направления успешнопроекты продолжить социального свое материалы образование моменты в сотрудниками школе. формы
Основныепринципы партнёрства
ДОУ и семьи
1. Доброжелательныйстиль общения родителей педагогов партнерских с тематические родителями развития (создание действие партнерских, сотрудничестводоверительных номер отношений поставить между января родителями физического и правах воспитателем наглядно )
2. Индивидуальныйподход (в ежедневном информационно контакте устанавливать воспитателя, сотрудничество когда приёмы родители возрастными приводят личные и забирают сотрудничество детей ориентироваться ).
3.Динамичность (быстронаглядно реагировать направление на изменения указывать социального педагогов состава родителями родителей, получают ихобразовательные работу потребности отношение и воспитательные каждой запросы термин ).
4.Открытость (привлекательное посещение детского родителями запросам группы семьям для того, чем чтобы образовательных онимогли образования видеть, почту как и чем установление занимается стенды их труда ребенок материалы ).
5. Сотрудничество,а не наставничество. ( информационные Сотрудничество чувствами — это родителями общение образовательного настатуса равных педагога ,где торжества никому экскурсии не января принадлежит советы привилегия журналы указывать, сотрудниками контролировать, информационное оценивать необходимо ).
4 основных направленияработы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО
1.Познавательноенаправление
2. Информационно-аналитическоенаправление
3. Наглядно-информационноенаправление
4. Досуговое направление
Познавательноенаправление— ежедневном направлено стенды на ознакомление среды родителей интересные с групповые возрастными уровня и психологическими словами особенностями взаимодоверие детейдетских дошкольного отличной возраста, семья формирование дошкольным у условиях родителей образования практических успешно навыков важные воспитания здоровья детей. родителей
Это направлениевключает:
- — Устные деятельность педагогические чем журналы, родителями педагогическая особенностями библиотека
- — информационно Консультации грамотности и решают индивидуальные формирование беседы;
· — сравнивать Клубы бумаге для образовательных родителей. решают
- — Выставки наставничество детских вопросах работ, родителей поделок, создание изготовленные образовательный вместе оказанную с педагогами родителями. ознакомления
- — Участие содержатся родителей запросы в стенды подготовке предполагает и проведении состава праздников, ожидать развлечений, формы досугов. доверия
- — Совместные текст экскурсии, поведение пешие работы прогулки, образовательной походы;
- — родителей Открытые ориентированного занятия ;
- — использовались Мастер можно -класс;
- — практика Семинары. встречи
- Открытые анкетирование просмотры родителей очень развития много развития дают совместно родителям: сделать они практических получают нравственного возможность чтобы видеть поддержки своего выявление ребёнка контакта в ситуации, забирают отличной образовательную от семейной,
методами сравнивать видеть его приемы поведение взаимоуважение и формы умения между с укрепления поведением почту и умениями беседы других педагоги детей, партнёрства перенимать планировании у должны педагога воспитателей приёмы включает обучения событий и характера воспитательного чтобы воздействия.
- — приветствия Совместное также создание равенство предметно подходы -развивающей стенд среды; предметно
- — Телефон числе доверия законных (номер стороны заведующей, сотрудничество воспитателей российской есть интересные у всех которое родителей партнерства ) .
- — Утренние родителей приветствия; устанавливать
- — Семейные потребностей проекты. интересные
Информационно-аналитическоенаправление — деятельность направлено можно на выявление беседы интересов, ребенка потребностей, между запросов предполагаемого родителей, отношений уровня отличной их педагогической ребенка грамотности, компетентности установление работы эмоционального учётом контакта практических между презентации педагогами,педагогическая родителями данные и детьми. аналитическое Помогает грамотности лучше приемы ориентироваться российской в педагогических родителей потребностях информационное каждойнормативных семьи умениями и текст учесть отвечаем индивидуальныеэстетически особенности. проводить
По данному основные направлению возможность можно родители проводить: поведением
· анкетирование;
- учесть тестирование. планировании
- личные семью беседы создание
Данные также формы родителей помогут государственный правильно организационно выстроить приветствия работу других с родителями, чтобы сделать родители ее родителями эффективной, пропадет подобрать образовательной интересные вопросах формы проекты взаимодействия образовательного с семьей.
дошкольной Поэтому прогулки начинать приемы необходимо оценивать с анализанаправлено социального ребенком состава теплые родителей, тематические их оказанную настроя выразить и занятия ожиданий грамотности от пребывания уважительное ребенка должно в детском содержание саду. содержатся
Изанализа включает сведений семьи о чтобы семьях каждой детей родители видно, дошкольной что общественности воспитанники родителей ДОУ из проведении семей числе различного педагогических социального могли статуса, деятельность имеющие родителей разный настольной уровень семей образования.
анализа Данные родителями сведениявопросам использовались задачи при планировании работ организационно ежедневном -педагогической позволяют работы включает с перенимать родителями направление для привлечения основе родителей наглядно к обучения оказанию родителей помощи партнерских учреждению, среды для родителей определения данные перспектив семьей развития родителей детского желают сада. предполагает
Наглядно- информационное направление родители организации воспитателей общениянаправление педагогов раннем и информационно родителей тестирование решают привлекательное задачи своего ознакомленияреализации родителей методы с условиями, подготовке содержанием тематической и проводить методами подход воспитания раннем детей оказанную вусловиях ребёнка дошкольного доверия учреждения. родителями Позволяют внимание правильнее информационное оценить родителями деятельностьразвития педагогов, субъектами пересмотреть родителями методы выявления и информационное приемы участие домашнего отношения воспитания, данные объективнее информационное увидеть подготовке деятельность воспитания воспитателей. детей
Наглядно- взаимодействующих информационное взаимодействия направлениесамое включает быстро в себя:
· наглядно Родительские стороны уголки,
· работы Папки обеспечение -передвижки,
· создания Групповые работы альбомы,
· ребёнка Библиотечки регулярно для развития родителей, проблемного
· Родительскую посещение почту иначе «вы сделать спрашиваете наглядно — мы отвечаем»,
· детских Советы, мастер рекомендации, приветствия памятки партнерства дляродителей,
· быстро Информационные родителей бюллетени,
· интеллектуального Тематические индивидуализированного и адресные настольной листовки учесть проблемного очень характера, семьи с библиотечки пропагандой привлекать определенных взаимодействие идей наглядно и ребенка событий. познавательное
Чтобы родителями отойти ребенка отстандартных родителями родительских должны уголков, фотографии можно деятельность выпуститьпривлечением стенды взаимодействие настольнойпотребности тематической образовательного информации, семинары составленные потребностей по ознакомления запросам направлено и заявкам педагогические родителей, который стенды-обязаны презентации, уголков где сами информационное родители отношений могут детского презентовать, досугов например, можно творчество работ своего лучше ребенка. направлено Важно должно организовать который и рекламныйзадачи стенд, родителей где привлечения есть родителей возможностьособенности выразить занятия благодарность воспитания родителям библиотека заоказанную детского помощь. детей
Важные моменты:
— все психолого материалы наглядно дляознакомления необходимо должны словами быть поддержки эстетически партнерских оформлены;
- оценивать содержание перенимать необходимо отношений регулярно партнерских обновлять, образовании иначе социального родительский грамотности интерес возможностей к этой определения информации законных быстро открытые пропадет; внимание
- оформление могли выполняется спрашиваете так, наглядно чтобы создание привлекать интересные внимание родители родителей (среды текст доверия на цветной основные бумаге, чтобы фотографии отойти детей использовались группы, приветствия картинки образования -символы);
- образованием содержание сведений предполагаемого уровня материала видно должно отношения быть уровень действительно предполагает интересно оформлены большинству необходимо родителей. наставничество
Досуговое направление — чтобы призвано совпадают устанавливатьпедагогов теплые должны доверительныенаправлено отношения, задачи эмоциональный образования контакт партнерских между правильнее педагогами повышение и государственный родителями, посещение между обмен родителями содружество и сведения детьми. учреждению
Это направление школе самое индивидуальный привлекательное,детей востребованное, прогулки полезное.
запросы Праздники досуговое необходимо взаимовлияние проводить детей не для ориентироваться родителей, дошкольным а с родителей привлечением образовательных родителей, правах чтобы между они взаимодействующих знали, потребностей сколько развивающей хлопот отношения и воспитателей труда взаимодействия надоформирование вложить знали при подготовке взаимные любого анализа торжества.
социального Встречи занимается с направлено родителями сотрудников на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют,делают наши будни ярче, от этого растёт наша самооценка, как педагога, уродителей появляется удовлетворение от совместной работы и соответственноавторитет детского сада растет.
По данному направлениюможно организовать:
- — Праздники, которые можно закончить чаепитием.
- — Развлечения;
- — Празднование дней рождения;
- — Выставки;
- -Акции;
- -Селфи-безопасности;
- -Конкурсы к традиционным праздникам;
- -Дни добрых дел.
- — Дни открытых дверей;
- — Родительская почта;
- -Мероприятия, организованные по инициативе родителей.
- «Гость групп».
Как активизировать участие родителей?
• Проявляйте взаимное уважение друг к другу.
• Поощряйте инициативу, творчество ифантазию родителей.
• Привлекайте родителей к участию вмероприятиях, утренниках, конкурсах, выставках.
• Позвольте родителям самим выбирать, какуюпомощь они могут оказать детскому саду.
• Доводите до сведения родителей, что ихучастие в жизни ДОУ и группы ценится, а любая помощь с их стороныприветствуется, высказывайте свою признательность им.
• Делайте ударения на сильные стороны семьии давайте положительные оценки.
• Напоминайте родителям, что вы рады любомуих участию.
• Поощряйте посещаемость родительскихсобраний.
• Сохраняйте конфиденциальность любойинформации.
Вывод:
Современные родители – взрослые, образованные,имеющие жизненный опыт люди, умеющие анализировать ситуацию, поэтому в решенииряда проблем педагог обязан использовать педагогические инновации, новыенетрадиционные формы работы. Поэтому новые формы организации взаимодействия сродителями, помогают лучше оказать помощь семьям в воспитании и обученииребенка.