УДК 373.24
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С МИРОМ ПРИРОДЫКАК СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Московая Марина Олеговна
Аннотация. Даннаястатья посвящена особенностям ознакомления с миром природы дошкольников какресурса развития познавательной активности. Показано, что ознакомлениедошкольников с миром природы базируется на чувственно-эмоциональном восприятииприроды, характеризуется осознанием природы как ценности, становлениемосознанно-правильного отношения к самой природе во всем её многообразии,осознании своей связи с природой, отношении к людям.
Ключевыеслова.мир природы, познавательная активность, окружающий мир, воспитание, развитие, детидошкольного возраста.
Современное общество нуждается в позитивной личности,способной к познавательно-активной самореализации, исследовательскойдеятельности и творчеству для решения ключевых проблем. В результате развитияпознавательной активности через ознакомление с миром природы, у детейформируются основы экологического воспитания, как составляющей пониманияокружающей среды и природы, воспитания трепетного отношения к природе.
В дошкольном возрасте дети открывают для себя мирприроды, а поддерживая элементарный интерес дошкольников ко всему живому,педагог ведет детей от изучения природы к ее пониманию, к тому, что они захотятзаботиться о растениях и животных, беречь землю и охранять природные ресурсы.Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать поэтапно, современи младшего дошкольного детства, так как в этом возрасте легче всегоприобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дошкольникиучатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы, обогащаютсвой запас знаний новыми познаниями о природных явлениях. Это зарождает у нихлюбознательность, бережное отношение к природе, побуждает желание знать больше.В педагогическом процессе существует ещё проблема как донести информацию нетолько до детей, но и к их родителям таким образом, чтобы у них выработаласьжизненно важная привычка бережного отношения к объектам окружающей природы.
Педагогическая действительность ежедневно доказывает, чтопроцесс воспитания и обучения проходит эффективнее, если дошкольник сам проявляетпознавательную активность. Данное явление зафиксировано в педагогической теориикак принцип «активности и самостоятельности познания личностью», а средствареализации ведущего педагогического принципа определяются в зависимости отсодержания понятия «познавательная активность» [1, с.61].
Познавательная активность и бережное отношение к природеу ребенка, обеспечиваются, если процесс воспитания и обучения опирается напознавательную активность ребёнка в ходе восприятия экологической информации и природоохранныенавыки. Поэтому, необходимо формировать у ребёнка высокую восприимчивость ксведениям о мире природы, показать, какими путями эти сведения можно получить ииспользовать; реализовать обучение детей элементарным приёмам и правиламсамостоятельных наблюдений в природе. Самостоятельно добытые сведения о «тайнахприроды» оказываются наиболее личностно значимыми и стимулируют дальнейшую познавательнуюактивность дошкольников, обеспечивают развитие их интереса к миру окружающейего природы. А.И. Васильева [2] утверждает, что в процессе реализации даннойзадачи работа воспитателя осуществляется по следующим направлениям:формирование навыков и умений эстетического поведения в среде; формированиенавыков и умений взаимодействия с природными объектами в условиях внешнейсреды; формирование навыков и умений природопользования в естественной среде;формирование навыков природоохранительной деятельности в родном крае.
Возможность познавать окружающий мир ребенкуобеспечивает слаженная педагогическая деятельность, так как она задает важное направлениев сфере познания. По своей природе, дети дошкольного возраста стремятся кактивной деятельности, а задача воспитателя детского сада, при этом – развить данноестремление [3, c.81]. Чемполнее и разнообразнее образовательная деятельность, чем она более значима дляребенка, тем успешнее идет его развитие, которое трансформируется в егопознавательную активность. Приобщение дошкольника к многообразию природногомира, развивает ребенка, что соответствует его интересам, потребностям ивозможностям, особенностям личностного роста в конкретный возрастной период.
Для развития осознанной познавательной активности удетей через ознакомление с окружающим миром и природой необходимо создать соответствующуюразвивающую предметно-пространственную образовательную среду. Н.С. Дежникова [4],вслед за Л.С. Выготским, требованием к ней выдвигает следующее положение: онадолжна обеспечивать и условия для деятельности каждого ребенка, акцентироватьсяна зону ближайшего развития ребенка.
Процесс развития у дошкольников умений и навыковвзаимодействия с природными объектами, тесно связан с формированием основ природопользования.М.Ю. Викторова в своём научном исследовании «Обзор современных программ экологическоговоспитания в ДОУ» [3] акцентирует внимание на том обстоятельстве, что для развитияпознавательной активности дошкольников, упор в процессе ознакомления детей смиром природы делается на вопросы классической экологии (ознакомление детей снекоторыми взаимосвязями живых объектов и окружающей среды, экосистемами ит.п.).
Сегодня в дошкольных образовательных организацияхреализуются программы, в которых одной из содержательных линий являетсяознакомление дошкольников с миром природы. Это программы: «Юный эколог» (С.Н.Николаева), «Мы» (Н.Н. Кондратьева), «Паутинка» (Ж.Л. Васякина),«Экологическая дорожка» (А.В. Королева), «Наш дом – природа» (Н.А.Рыжова), «Донбасс – мой край родной» (Л.Н. Арутюнян и др.). Ядром содержания большинствапрограмм Российской Федерации, являются знания о человеке в его связи сприродой, другими людьми, представления о человеке и природе как высшихценностях, знания о гуманном отношении ко всему живому и умения беречьприродные ресурсы. В каждом разделе большинства программ, представлены знания омире природы, как основа экологического сознания, описаны направленияэкологически ориентированных деятельностей во внешней среде.
Ознакомление дошкольников с миром природы базируетсяна чувственно-эмоциональном восприятии природы, характеризуется осознаниемприроды как ценности, становлением осознанно-правильного отношения к самойприроде во всем её многообразии, осознании своей связи с природой, отношении клюдям, охраняющим и созидающим её, а также к людям, создающим на основе еёбогатств материальные или духовные ценности экологической культуры собственногокрая.
Список литературных источников
1. Букин, А.П. В дружбе с людьми и природой / А. П. Букин – Москва :Просвещение, 2014. – 114 с.
2. Васильева,А. И. Учите детей наблюдать природу / А.И. Васильева – Минск : Ларецзнаний, 2016. – 297 с.
3. Викторова,М. Ю. Современные взгляды на проблему воспитания детей-дошкольников : обзорсовременных программ дошкольного образования (раздел : экология) // Психологияобразования в поликультурном пространстве. 2013. – Т. 3. – № 4. – С. 81-90.
4. Дежникова,Н. С. Особенности экологического образования у детей и подростков : экол.занятия, дидактич. игры, сюжет.-ролевые игры, сценарии лит.–экол. праздников /Н. С. Дежникова. – Москва : Педагогическое общество России, 2011. – 63 с.