X-PDF

Реферат на тему «Социально-психологическая дезадаптация семьи больных с невротическими и психосоматическими расстройствами»

Поделиться статьей

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»

 

Кафедра социальной психологии образованияи развития

Факультет психолого-педагогического испециального образования

Дисциплина: Психологическая адаптация идезадаптация обучающихся

 

Реферат на тему:

«Социально-психологическая дезадаптация семьибольных с невротическими и психосоматическими расстройствами»

 

 

Подготовила:

Студентка 2 курса 241 группы

Егорова Валерия

Проверила:

Преподаватель по психологической адаптациии дезадаптации обучающихся

Малышев Иван Викторович


 

Введение

Характерные для современного этапаразвития общества изменения социальных процессов, разрушение сложившейсясистемы жизненных стереотипов, привычной социальной среды для большинствалюдей, расширение зоны социальных конфликтов, создающих угрозу благополучию, аиногда и физическому существованию человека, повышают требования кадаптационным ресурсам человека и увеличивают роль социально-психологическихфакторов в возникновении невротических и психосоматических нарушений.

Под психосоциальными факторами, какправило, подразумевают набор социальных и психологических характеристик,имеющих отношение к здоровью индивида. Многочисленные исследования в данномнаправлении не объединены какой-либо концептуальной позицией, а конкретныйперечень характеристик (личность, ситуация на работе, ситуация в семье, общественныесвязи, межличностное поведение, поведение в ситуации конфликта) определяетсяконтекстом проводимого исследования и может охватывать широкий диапазон сферфункционирования индивида.

 


Системная концепция рассматриваетчеловека как открытую подсистему в иерархическом ряду других открытыхподсистем, т.е. осуществляющих взаимообмен информацией, энергией, ресурсами.При этом изменения на уровне организации (интерактивный уровень) действуютв качестве стимуляторов, модифицирующих процессы на другом уровне — соматическом.И наоборот, соматические изменения вызывают реакцию в иных подсистемах, в томчисле во взаимодействии с другими людьми. Поэтому, как подчеркивает П.К.Анохин: Проблема восстановления функций человека является в такой же мерепроблемой физиологической, в какой мере и психологической.

Личность существует, реализуется иразвивается в системе организуемых ею отношений, причем на всех ее уровнях, каквнутренних, так и внешних. При этом как любая система, личность обладаетопределенными характеристиками или качествами. Элементарными системнымикачествами человека как личности являются различные переживания. В случаеболезни личность, во всех ее качествах от ощущений до осознания актуальнойситуации в целом, формирует систему отношений в ситуации болезни. Наиболеесущественными являются следующие уровни: отношение к себе, к своей болезни, кокружающим и к жизненной ситуации. Болезнь, как стрессовая ситуация в жизнипациента активирует систему значимых отношений, с одной стороны, в характерныхспособах восприятия, переживаний и оценок, а с другой — в особенностяхприспособительного поведения. По мере перехода состояния из острого вхроническое, вся система отношений человека трансформируется, переживаянаиболее яркие катаклизмы в период повторных обострений хроническогозаболевания.

При рассмотрении личности как единойбиолого-социальной системы, становится доступным понимание, что эти два фактора(биологический и социальный) способствуют формированию определенного видапсихической деятельности личности. Именно под контролем психики, ее высшихпсихических функций, осуществляется биологическая, психическая и социальнаяадаптация (и дезадаптация) личности в ее конкретной жизненной ситуации. Поэтомудля понимания психологии соматически больного необходимо рассматриватьсоциальную ситуацию развития в условиях болезни.

Однако возможна и иная, чащевстречающаяся ситуация, особенно в случае длительно или повторяющегося стресса,когда к психической травме присоединяется соматическое недомогание, которое всилу интоксикационных процессов, оказывает дополнительное патогенное действиена психическую деятельность человека.

В любом случае восприятие имреальности становится искаженным, что отражается на поведении, а значит и навзаимоотношениях с окружающим миром, т.е. развивается социальная дезадаптациябольного.

 

Таким образом, при психологическомконсультировании пациентов с соматическими заболеваниями необходимоанализировать качество их социальной адаптации и степень дезадаптации. Опыт психологическойпомощи таким пациентам показывает, что в первую очередь они предъявляютпсихологу именно вопросы неудовлетворенности изменениями взаимоотношений сокружающими в ситуации развития их болезни. При этом могут звучать обвинения вадрес близких по поводу причин возникновения заболевания или недостаточностиоказываемого внимания и ухода за больным. Это может быть также недооценка илипреувеличение серьезности своего заболевания и/или необходимости лечебных и реабилитационныхмероприятий.


 

Заключение

Таким образом, ситуация развитиясоматического заболевания ведет к появлению определенного вида и степенисоциальной дезадаптации, что делает ее объектом анализа и коррекции.Особенностью психологического консультирования пациентов с соматическимизаболеваниями является необходимость начинать с полного принятия пациента какцелостной личности с ее актуальными в данный момент потребностями ипереживаниями. Психологическая коррекция этих пациентов способствует изменениюих физического состояния и качества взаимоотношений с окружающими, т.е.отражается на их социальной адаптации. Принятие психологом дезадаптированнойреальности пациента создает для него ситуацию признания его как цельнойличностью, чего он был чаще всего лишен в своей социальной ситуации развитияболезни. Это помогает снизить тревожность эмоционального реагирования пациентаи организовать обстановку доверия и взаимопонимания с психологом.


 

Списоклитературы

1.    Бодалев А.А. Введение в кн. Мясищев В.Н.Психология отношений: Избранные труды. / Ред. Бодалев А.А. — М., 1998.

2.    Вацлавик П., Бивин Дж., Джексон Д.Психология личностных коммуникаций. — СПб., 2000.

3.    Вассерман Л.И. и др. О системном подходе воценке психологической адаптации. — Л., 1994.


 

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»

 

Кафедра социальной психологии образованияи развития

Факультет психолого-педагогического испециального образования

Представленная информация была полезной?
ДА
60.14%
НЕТ
39.86%
Проголосовало: 1252

Дисциплина: Психологическая адаптация идезадаптация обучающихся

 

Реферат на тему:

«Модели социально-психологическихтренингов, направленные на профилактику и преодоление стрессов»

 

 

Подготовила:

Студентка 2 курса 241 группы

Егорова Валерия

Проверила:

Преподаватель по психологической адаптациии дезадаптации обучающихся

Малышев Иван Викторович


 

Введение

Проблема стресса истрессоустойчивости в последние годы становится одной из самых актуальных тем вмировой психологической науке и практике. Ее актуальность заключается, в том,что стресс, оказывая воздействие, как на физическое здоровье организма, так ина психические процессы и социально-психологические функции, отражается на всехсферах жизнедеятельности человека и откладывает свой отпечаток на его возможностии способы взаимодействия с окружающим миром. Особую актуальность проблемаразвития стрессоустойчивости приобретает в связи с социальной, экономической,политической и практической значимостью обеспечения должного уровнястрессоустойчивости в общественно необходимых видах деятельности.

 Родоначальником и основателемконцепции стресса является канадский ученый Г. Селье. Исследователь определилстресс, как «состояние, проявляющееся специфическим синдромом, который включаетв себя все неспецифически вызванные изменения в биологической системе».Центральным положением его концепции является гомеостатическая модельсамосохранения организма и мобилизации ресурсов для реакции на стрессор. Всевоздействия на организм он подразделил на специфические и стереотипныенеспецифические эффекты стресса, которые проявляются в виде общегоадаптационного синдрома.

Этот синдром в своемразвитии проходит три стадии: 1) реакцию тревоги; 2) стадию резистентности; 3)стадию истощения. Исследователи выделяют два вида стресса: эустресс и дистресс.Эустресс – это положительный стресс без нарушений адаптации организма. Однако,чаще всего, под стрессом понимают реакции именно на негативные воздействиявнешней среды, то есть дистресс. Дистресс оказывает отрицательное влияние на организм,психическую деятельность и поведение человека вплоть до полной ихдезорганизации.


 

Рассмотрим некоторыеособенности работы со стрессом и повышения стрессоустойчивости в рамкахразличных психотерапевтических направлений.

1. Когнитивнаяпсихотерапия основана на теории, в соответствии с которой поведение человекаопределяется его мыслями о самом себе и его роли в обществе. Неэффективноеповедение обусловлено укоренившимися стереотипными мыслями, которые могутпривести к когнитивным искажениям или ошибками в мышлении. Эта теорияориентирована на коррекцию подобных когнитивных искажений и, являющихся ихследствием, поведенческих установок, направленных на самозащиту. В когнитивнойтерапии обучают по-другому реагировать на ситуации, вызывающие беспокойство.Устраняются иррациональные суждения, возникшие на фоне тревоги и косвеннымобразом поддерживающие ее, путем оспаривания их уместности.

2. В теориителесно-ориентированной психотерапии, каждый стресс продуцирует состояниенапряженности в теле. В нормальном состоянии напряженность исчезает, когдастресс уменьшается. Хронические же напряжения, сохраняющиеся после провокациистресса, видоизменяются в неосознаваемые телесные позы. Такие хроническиемышечные напряжения разрушают эмоциональное здоровье, так как уменьшаютиндивидуальную энергию, ограничивают подвижность. В данном случае, работа с теломвключает как манипулятивные процедуры, так и специальные упражнения.Манипулятивные процедуры состоят из массажа, контролируемых надавливаний,мягких прикосновений для расслабления зажатых мускулов.

3. В рамкахнейролингвистического программирования (НЛП) также развиты техники повышениястрессоустойчивости. Якорные техники НЛП – простой и надежный способ, как длятого, чтобы облегчать доступ в «ресурсное состояние», так и избегать попаданияв «проблемное», связанное со стрессовой ситуацией. Это такие техники, как:«Взмах», «Коллапс якорей», «Дыхание жизни» и др. Важной базой вышеперечисленныхтехник, является прием диссоциации, то есть «отделение» клиента от своихпереживаний.

4. Применение арт-терапиипозволяет не только снять стресс, но и высвободить творческое начало. Внастоящее время существует множество видов арт-терапии: цветотерапия,музыкотерапия, песочная терапия, работа с глиной, рисование, фототерапия и др.Применение методик арт терапии позволяет клиенту расслабиться, значительноповысить эмоциональный фон и достичь внутренней гармони.

 5. В рамках суггестивнойпсихотерапии широкое распространение в работе со стрессовыми состояниямиполучила аутогенная тренировка. Эффективность аутогенной тренировки взначительной степени определяется тем, что особое психофизиологическоесостояние, сопровождающее аутогенное погружение, позволяет организму человеказапустить механизмы саморегуляции и восстановления работы нарушенных функций.Аутогенная тренировка позволяет быстро избавляться от усталости, эффективномобилизовать свое физическое состояние, снять психическое напряжение.
Таким образом, мы видим, что проблема стресса, а также методы и приемы психотерапевтическойработы над повышением устойчивости к нему активно разрабатываются в различныхнаправлениях психотерапии.

Целью тренинга должностать обучение методам и приемам снятия внутреннего напряжения, подходящимиспособами для каждого участника, а также формирование таких стратегийповедения, которые будут способствовать повышению стрессоустойчивости.

Проведение тренингапредполагается разделить его на 4 взаимодополняющих этапа.

На первом этапепроисходит ознакомление участников с основными понятиями теории стресса:определение стресса; виды стресса; фазы стресса (тревога, резистентность,истощение); симптомы стресса; причины возникновения стрессов; видыстрессогенных факторов, то есть агентов, вызывающих стресс.

 На втором этапе спомощью техник работы с телом, основанных на сознательном расслаблении мышц, идыхательных техник, предполагается приведение участников в состояниерасслабления, покоя, результатом чего может стать снижение уровня психическогонапряжения. Со снижением психического напряжения, предполагается повышениеэмоционального фона, достижение внутренней гармонии, появление у участниковуверенности в своих силах.

На третьем этапезакрепляются ресурсные для участников состояния. С помощью методовсамовнушения, составляются формулы для достижения требуемых физиологических,психологических и эмоциональных состояний. Происходит расширение диапазонаповеденческих стратегий. Вырабатываются навыки эффективного поведения встрессовых ситуациях.

На четвертом этапепроисходит завершение тренинга. Участники делятся с группой своими ощущениями,эмоциями, полученными навыками.


 

Заключение

Итак, мы видим, что формированиестрессоустойчивости является залогом психического здоровья людей. Использованиемероприятий по профилактике

стрессовых состояний способствуетсовершенствованию у человека готовности к выполнению задач профессиональной деятельности,а также поддержанию на оптимальном уровне показателей психического здоровья.Умение эффективно справляться со стрессовыми ситуациями, обусловленнымисовременной повседневной деятельностью, может значительно повысить уровеньэффективности деятельности, улучшить взаимодействие с другими людьми, а также способствоватьсамореализации личности.


 

Списоклитературы

1.    Китаев-Смык Л.А.Психология стресса. – М.:Наука, 1983. – 368 с

2.    Апчел В.Я., Цыган В.Н. Стресс и стрессоустойчивостьчеловека. – СПб.: ВМА, 1999. – 86 с.

3.    Селье Г. Стресс без дистресса. – М.:Изд-во Прогресс, 1982. – 68 с.

4.     Селье Г. Очерки об адаптационномсиндроме. – М.: Медгиз, 1960. – 255 с.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.14%
НЕТ
39.86%
Проголосовало: 1252

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет