X-PDF

Рабочая программа по природоведению

Поделиться статьей

 

1.Пояснительная записка

            Программа разработана  всоответствии со следующими  нормативно-правовыми и инструктивно-методическимидокументами:

·Федеральныйзакон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ.

·Федеральныйперечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющихгосударственную аккредитацию образовательных программ начального общего,основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказомМинпросвещения России от 28 декабря 2018 г. №345  (с учетом приказов о внесенииизменений от 08.2019 №233, от 22.11.2019 г. №632, от18.12.2019 г. № 695, от 28мая 2020 г.)

·УставМОУ «Кривецкая средняя общеобразовательная школа» с.Сейм.

·Учебныйплан МОУ  «Кривецкая средняя общеобразовательная школа» с.Сейм.

·Календарныйучебный график МОУ «Кривецкая средняя общеобразовательная школа» с.Сейм. на2021-2022 учебный год.

·Положениео разработке, принятии и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов«Кривецкая средняя общеобразовательная школа» с.Сейм.

При разработке  рабочей  программы  были  использованы  программно-методическиематериалы:

1.  Рабочие программы  по  учебным  предметам.  ФГОС  образования  обучающихся  синтеллектуальными  нарушениями.  Вариант  1.  5  —  9  классы. Природоведение.  Биология. География / Т.М. Лифанова и др. – М.: Просещение,2019. – 310 с.;

2.  Программы  специальных (коррекционных)  образовательных  учреждений  VIII  вида:  5-9 кл. /ВоронковаВ.В., Перова М.Н., Экк В.В., Алышева Т.В. и др./ Под редакцией докторапедагогических наук В. В. Воронковой. – Москва «Владос», 2013 – Сб. 1. – 224 с

3.  Программы специальных(коррекционных)  образовательных учреждений VIII вида. 5-9 класс, под редакциейИ.М. Бгажноковой, 2013.

Данная  рабочая  программа  ориентирована  на учебно-методический  комплект: Природоведение.  5  класс:  учебник  для  общеобразовательных организаций,  реализующих  адаптированные основные  общеобразовательные программы /Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина. 3- е изд.  М.: Просвещение, 2021.

Изучениеприродоведения в 5 классе имеет своей  целью  освоение знаний омногообразии природных  объектов,  развитие  интереса  к  изучению  природы, воспитание положительного эмоционально-личностного  отношения  к  природе  и применение  практических  сведен ий  в повседневной жизни учащимися снарушениями интеллекта.

  Достижениепоставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

·        формированиепервоначальных знаний о живой и неживой природе;

·        формирование элементарных  представлений  о  взаимосвязи  между  живой  и  неживой природой;

·        формирование географических  представлений  о  формах  поверхности,  водоемах, населении,городах и др.;

·        формированиепредметных и общеучебных умений и навыков;

·        воспитание патриотических  чувств,  видение  красоты  природы,  бережного  отношения  кприроде,  ее  ресурсам,  знакомство  с  основными  направлениямиприродоохранительной работы;

·        формирование умений  применять  полученные  знания  в  повседневной  жизни; 

·        развитиеположительных качеств и свойств личности.

Программа обеспечивает необходимую систематизациюзнаний.  Программный материал расположен  концентрически.

При подборе учебного материалаиспользовался разноуровневый подход к учебным возможностям обучающихся,мотивация учения данного предмета, способствующая наилучшей социальнойреабилитации обучающихся, учтены реалии сегодняшнего дня.

Данная программа составлена с учетомвозрастных и психофизических особенностей развития обучающихся, уровня ихзнаний и умений.

Срок реализациипрограммы:2021-2022  учебный год

 

2. Общая характеристика учебного предмета

В системе  образования  учащихся  с  нарушением  интеллекта  учебный  предмет    «Природоведение» входит  в  обязательную  часть  адаптированной  основной общеобразовательной программы  для  обучающихся  с  умственной  отсталостью  и  реализуется  вурочной деятельности.

Программа реализует  современный  взгляд  на  обучение  естествоведческим  дисциплинам,который выдвигает на первый план обеспечение:

·        полисенсорностивосприятия объектов;

·        практического взаимодействия  обучающихся  с  умственной  отсталостью  (интеллектуальныминарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и вестественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебныхситуациях;

·         накопленияпредставлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие сразличными  носителями  информации:  устным  и  печатным  словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решенияучебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессерешения проблемных ситуаций и т.п.;

·         закрепленияпредставлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению  опыта взаимодействия с  предметами  познания  в  игровой, коммуникативной  и учебной деятельности;

·         постепенного усложнения  содержания  предмета:  расширение  характеристик  предметапознания, преемственность изучаемых тем.

В процессе  изучения  природоведческого  материала  у  обучающихся  развиваются и корригируются  наблюдательность,  память,  воображение,  речь,  логическое мышление  (умение анализировать,  сравнивать,  обобщать,  классифицировать,  устанавливать причинно-следственные связи и зависимости).

Программапо природоведению в 5 классе включает следующие разделы:

1.Введение

2.Вселенная

3.Наш дом-Земля

4.Есть на земле страна Россия.

5.Повторение

Раздел «Введение»  в 5 классе  направлен на повторение материала по формированиюзнаний о неживой и живой природе.

       Приизучении раздела «Вселенная» учащиеся знакомятся с Солнечной системой: звездамии планетами,  историей  исследования  космоса  и  современными  достижениями в  этой  области, узнают о значении Солнца для жизни на Земле и его влиянии насезонные изменения в природе.

       В  разделе «Наш  дом  —  Земля»  изучаются  оболочки  Земли  —  атмосфера,  литосфера  игидросфера,  основные  свойства  воздуха,  воды,  полезных  ископаемых  и почвы,  меры, принимаемые  человеком  для  их  охраны.  Этот  раздел программы  предусматривает  также

знакомство сформами поверхности Земли и видами водоемов.

       Раздел «Есть на Земле страна Россия»  завершает изучение неживой природы в  5  классеи готовит  учащихся  к  усвоению  курса  географии.  Школьники  знакомятся  с наиболее  значимыми географическими объектами,  расположенными на территориинашей страны (например: Черное и Балтийское  моря,  Уральские  и  Кавказские горы,  реки  Волга,  Енисей,  и  др.).  Изучение  этого материала  имеетознакомительный  характер  и  не  требует  от  учащихся  географическойхарактеристики этих объектов и их нахождения на географической карте.

       В процессеизучения природоведческого материала учащиеся должны понять логику курса:Вселенная  —  Солнечная  система  —  планета  Земля.  Оболочки  Земли: атмосфера  (в  связи  с  этим изучается  воздух),  литосфера  (земная поверхность,  полезные  ископаемые,  почва),  гидросфера (вода, водоемы). Отнеживой природы зависит состояние биосферы: жизнь растений, животных ичеловека.

       Такое построение  программы  поможет  сформировать  у  обучающихся  с  умственнойотсталостью (интеллектуальными нарушениями) целостную картину окружающего мира,показать единство материального мира, познать свою Родину как часть планетыЗемля.

       Одной  из задач  курса  «Природоведение»  является  формирование  мотивации  к  изучениюпредметов  естествоведческого  цикла,  для  этого  программой предусматриваются  экскурсии  и разнообразные практические работы, которыеопираются на личный опыт учащихся и позволяют использовать в реальной жизнизнания, полученные на уроках.

       Большое количество  экскурсий  обусловлено  как  психофизическими  особенностямиучащихся  (наблюдение  изучаемых  предметов  и  явлений  в  естественных условиях  способствует более прочному формированию природоведческихпредставлений и понятий), так и содержанием учебного материала (большинствоизучаемых объектов и явлений, предусмотренных программой, доступно непосредственномунаблюдению учащимися).

       В техслучаях, когда изучаемый материал труден для вербального восприятия, программапредлагает демонстрацию опытов (свойства воды, воздуха, почвы). Техническинесложные опыты ученики могут проводить самостоятельно  под руководствомучителя. Предлагаемые практические работы имеют различную степень сложности:наиболее трудные работы, выполняются совместно с учителем.

       Программа предусматриваетпроведение уроков, на которых  используются различные формы работы:фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах .

      При  проведении  уроков  природоведения предполагается  использование следующих методов:

·        методов организации  и  осуществления  учебно-познавательной  деятельности  (словесный,наглядный, практический);

·        методовстимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

·        методовконтроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности;

·        методовисследования (наблюдение, демонстрация, просмотр

        Основныенаправления коррекционной работы:

·        коррекциядвижений и сенсомоторного развития;

·        коррекцияартикуляционного аппарата;

·        коррекцияслухового и зрительного восприятия;

·        коррекциямышц мелкой моторики;

·        коррекцияпознавательных процессов.

 

3. Описание места учебного предмета«Природоведение» в учебном плане

В  соответствии с  ФГОС  образования  обучающихся  с  умственной  отсталостью(интеллектуальными нарушениями)  учебный предмет «Природоведение» входит вобразовательную область «Естествознание» и является обязательной частьюучебного плана.

Рабочая программапо предмету «Природоведение» в 5 классе в соответствии с учебным планомрассчитана на 70 часов в год, т.е.2 часа в неделю (35 учебных недели).

Тематический план предмета «Природоведение» в 5 классе (70 часов)    

 

Раздел

 

 

Количество часов

I

четверть

II

четверть

III

четверть

IV

четверть

За год

 

1.

Введение 

2

 

 

 

2

2.

Вселенная 

5

 

 

 

5

3.

Наш дом – Земля   

Воздух

Полезные ископаемые

Вода

Поверхность суши. Почва

 

9

 

 

 

14

2

 

 

 

12

7

 

 

 

 

9

14

14

7

4.

Есть на  Земле страна Россия    

 

 

1

17

18

5.

Повторение   

 

 

 

1

1

 

Итого:

16

16

20

18

70

 

4. Планируемые результаты освоения программы учебного предмета «Природоведение»в 5 классе

Освоение обучающимися  рабочей  программы,  которая  создана  на  основе  ФГОС,предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.Личностные результаты  освоения учебной программой по предмету «Природоведение » дляучащихся  5класса включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные)компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

Личностныерезультаты

·        развитие адекватных  представлений  о  собственных  возможностях,  о  насущно  необходимомжизнеобеспечении;

·        владениенавыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

·        способность к  осмыслению  социального  окружения,  своего  места  в  нем,  принятиесоответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

·        принятие и  освоение  социальной  роли  обучающегося,  формирование  и  развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

·        развитие навыков  сотрудничества  с  взрослыми  и  сверстниками  в  разных  социальныхситуациях;

·        формированиеэстетических потребностей, ценностей и чувств;

·        развитиеэтических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,понимания и сопереживания чувствам других людей;

·        формированиеготовности к самостоятельной жизни.

          Предметные результаты 

·        формированиеинтереса к изучению природоведения; 

·         коммуникативно-речевые умения,  необходимые  для  обеспечения  коммуникации  в различных ситуацияхобщения;

·         овладение нормами  экологического  поведения  в  природной  среде,  с  сохранениемсобственного здоровья.

Готовность применения  предметных  результатов  определят  два  уровня:  минимальный  идостаточный.  Минимальный уровень является обязательным для большинстваобучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Предполагается,что к концу обучения в 5 классе учащиеся будут иметь:

Основныетребования к умениям учащихся

1-йуровень (минимальный)

·        узнаваниеи называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;       

·        представленияо назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;

·        называние сходных  объектов,  отнесенных  к  одной  и  той  же  изучаемой  группе (полезные ископаемые);      

·        соблюдение элементарных  правил  безопасного  поведения  в  природе  и  обществе  (подконтролем взрослого);

·         выполнениенесложных заданий под контролем учителя;

·         адекватнаяоценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценкипедагога.

            2-йуровень (достаточный)

·        узнавание и  называние  изученных  объектов  в  натуральном  виде  в  естественных условиях;

·        знание способов  получения  необходимой  информации  об  изучаемых  объектах  по заданию педагога;

·        представленияо взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

·        называние сходных  по  определенным  признакам  объектов  из  тех,  которые  были изучены  на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;

·        выделениесущественных признаков групп объектов;

·        знаниеи соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правилздорового образа жизни;

·        участие в  беседе;  обсуждение  изученного;  проявление желания  рассказать  о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;

·        выполнениездания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итоговогоконтроля),  осмысленная  оценка  своей  работы  и  работы  одноклассников, проявление  к  ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватноевосприятие похвалы; 

·        совершениедействий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученныхобъектов и явлений;

·        выполнениедоступных возрасту природоохранительных действий; 

Изучение предмета  «Природоведение»  в  5  классе  направлено  на  формирование следующих базовых учебных действий.

1.      Личностныеучебные действия

·        активновключаться в общеполезную социальную деятельность;

·        осуществлятьдействия самоконтроля за свои поступки в школе, в обществе, в природе;

·        уважительнои бережно относиться к труду работников школы, школьному имуществу;

·        проявлятьсамостоятельность при выполнении заданий;

·        оказыватьпомощь сверстникам и взрослым;

·        гордитьсяшкольными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;

·        проявлятьбережное отношение к культурно-историческому наследию родного края и страны.

2.      Коммуникативныеучебные действия

·        вступать и  поддерживать  коммуникацию  в  разных  ситуациях  социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);

·        слушатьсобеседника, вступать в диалог и поддерживать его;

·        использовать доступные  источники  и  средства  получения  информации  для  решениякоммуникативных и познавательных задач.

3.      Регулятивныеучебные действия

·         принимать и  сохранять  цели  и  задачи  решения  типовых  учебных  и  практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;

·        осознанно действовать  на  основе  разных  видов  инструкций  для  решения  практических и учебных задач;

·        осуществлятьвзаимный контроль в совместной деятельности;

·        осуществлятьдействия самоконтроля в процессе деятельности;

·        адекватно реагировать  на  внешний  контроль  и  оценку,  корректировать  в соответствии  с  ней свою деятельность.

4.      Познавательныеучебные действия

·        дифференцированно воспринимать  окружающий  мир,  его  временно-пространственную организацию;

·        использовать усвоенные  логические  операции  (сравнение,  анализ,  синтез,  обобщение,классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственныхсвязей) на наглядном,  доступном  вербальном  материале  при  установлении аналогии  между  частями слова, частями речи, в работе с предложением;

·        использовать в  деятельности  межпредметные  знания  для решения коммуникативно-речевыхпрактических задач.

     Диагностика  БУДов  проводится  в  соответствии  с  «Программой  формирования базовых учебных действий», реализуемой в образовательной организации.

      Диагностикии критерии результативности предметных результатов

      Оценкадостижения обучающимися с интеллектуальными нарушениями предметных результатовдолжна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированногоподходов. Усвоенные обучающимися, даже незначительные объёмы и элементарные посодержанию знания и умения, должны выполнять коррекционно-развивающую функцию,поскольку они играют определённую роль в становлении личности обучающегося иовладении им социальным опытом.

Отметка «5» ставится, когдаработы выполнена без ошибок.

Отметка «4» ставится, когда вработе допущены 1-2 ошибки.

Отметка «3» ставится, когда вработе допущено 3-6 ошибок.

Отметка «2» ставится, когда вработе допущено 7 и больше ошибок.

Диагностика достиженияпредметных результатов по предмету «Природоведение» проводится в 3 этапа:

1 этап – сентябрь (первичнаядиагностика)

2 этап — декабрь(промежуточная диагностика)

3 этап — май (итоговаядиагностика)

Для фиксации полученных данныхможно использовать мониторинговую карту.

Диагностика сформированностибазовых учебных действий проводится в 3 этапа:

1 этап – сентябрь (первичнаядиагностика)

2 этап — декабрь(промежуточная диагностика)

3 этап — май (итоговаядиагностика)

Сформированность базовыхучебных действий оценивается по следующим критериям:

0 баллов — действиеотсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процессвыполнения вместе с учителем;

1балл — смысл действияпонимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только попрямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

2 балла — преимущественновыполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способенвыполнять его самостоятельно;

3 баллов – самостоятельноприменяет действие в любой ситуации.

С примером фиксации полученныхданных можно ознакомиться в мониторинговой карте.

 

5.      Содержаниеучебного предмета

 

п/п

Наименование

раздела, темы

 

 

 

Краткое содержание раздела (темы)

Количество

часов

Из них (количество часов)

Теория

Практ. работы

Лабор.

работы

Экскурсии

1.       

Введение.

Что такое природоведение. Зачем нужно изучать природу. Неживая и живая природа

2

2

2.       

Вселенная

 Небесные тела: планеты, звезды. Солнечная система. Солнце. Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос. Современные исследования.

5

1

3

1

3.       

Наш дом — Земля.

Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли.  Соотношение воды и суши на Земле. Воздух и его охрана. Состав воздуха. Значение воздуха для жизни на Земле. Поверхность суши. Почва (охрана почвы). Свойства почвы. Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Способы добычи. Вода. Свойства. Вода в природе. Воды суши. Сезонные изменения. Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека.

44

32

9

2

1

4.       

Есть на Земле страна Россия.

 Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты. Население России. Народы России. Столица Москва. Санкт-Петербург. Города России. Золотое кольцо. Древние русские города. Исторические и культурные достопримечательности. Наш город (село, деревня). Занятия населения.

18

10

6

2

5.       

Повторение

Неживая природа

1

1

 

ВСЕГО

 

70

46

18

2

4

 

 

 

 

 

6.      Критерии инормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебногопредмета

В основу критериеви норм оценки учебной деятельности обучающихся положены объективность иединый подход.  Знания и умения обучающихся по природоведению оцениваются порезультатам их индивидуального и фронтального опроса, тестовогоконтроля,  направленных  на  определение  уровня  освоения  темы  учащимися.

При 5 — балльнойсистеме для всех установлены следующие общедидактические критерии:

·        соответствие достигнутых предметных,личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоенияадаптированной общеобразовательной программы;

·        динамика результатов предметнойобученности, формирования базовых учебных действий.

Устный опрос  учащихся  является  одним  из  методов  учета  знаний,  умений  и навыков  по природоведению. При оценке устных ответов принимается во внимание:а) правильность ответа по содержанию,  свидетельствующая  об  осознанности усвоения  изученного  материала;  б)  полнота ответа; в) умение практическиприменять свои знания; г) последовательность изложения и речевое оформлениеответа.

Оценкаустных ответов

Отметка «5»  ставится  ученику,  если  он:  обнаруживает  понимание  материала,  может с помощью учителя или самостоятельно обосновать, сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые самисправляет.

Отметка «4»  ставится,  если  ученик  дает  ответ,  в  целом  соответствующий требованиям оценки ответа на «5», но допускает неточности в подтвержденииправил примерами и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые ошибкив речи; при работе над текстом или разборе предложения допускает 1–2 ошибки,которые исправляет при помощи учителя.

Отметка «3»  ставится,  если  ученик  обнаруживает  знание  и  понимание  основныхположений данной  темы, но излагает материал недостаточно полно ипоследовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельноподтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается впостоянной помощи учителя.

Отметка «2»  ставится,  если  ученик  обнаруживает  незнание  большой  или  наиболеесущественной  части  изученного  материала,  допускает  ошибки  в формулировке  правил, искажающие  их  смысл;  в работе  с  текстом  допускает грубые  ошибки,  не  использует  помощь учителя.

      Отметка «1»за устные ответы не ставится.

      Оценкапрактических умений. Оценка умения ставить опыты

      Отметка «5» ставится ученику, если:  правильно определена цель опыта;  самостоятельно ипоследовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа позакладке опыта; грамотно, доступно описаны наблюдения и сформулированы выводы.

      Отметка «4» ставится, если: правильно определена цель опыта; самостоятельно проведена работа по  подбору  оборудования,  объектов  при  закладке  опыта  (допускаются  1-2 ошибки);  в целом грамотно и последовательно описаны наблюдения, сформулированыосновные выводы.

      Отметка «3»ставится, если:  правильно определена цель опыта, но подбор оборудования иобъектов, а также работа по закладке опыта проведены с помощью учителя;допущены неточности и ошибки в закладке опыта, описании наблюдений,формировании выводов.

      Оценкаумений проводить наблюдения

      Отметка «5» ставится ученику, если:  наблюдение проведено правильно, в соответствии сзаданием;  выделены  существенные  признаки;  логично,  доступно  оформлены результаты  и выводы.

      Отметка «4»ставится, если:  наблюдение проведено правильно, в соответствии с заданием; при выделении  существенных  признаков  наблюдаемого  объекта  (процесса)  названывторостепенные; допущена небрежность в оформлении результатов и выводов.

      Отметка «3»  ставится,  если:   допущены  неточности,  1-2  ошибки  в  проведениинаблюдений;  при  выделении  существенных  признаков  наблюдаемого  объекта (процесса) выделены лишь некоторые, допущены 1-2 ошибки в оформлениирезультатов и выводов.     

      Тестовыезадания оцениваются по 5- бальной системе:

100 %-90 %правильно выполненных заданий — 5 баллов;
91%-70 % правильно выполненных заданий — 4 балла;
71%-50 % правильно выполненных заданий — 3 балла;
Менее 49 % — 2 балла.

     Итоговая отметка знаний и умений обучающихся ставитсяв конце учебного года на основе четвертных оценок.

 

 

 

 

 

 

 

7.      Календарно– тематическое планирование  

Содержание

(разделы, темы)

Кол.

час.

Дата

Домашнее

задание

план

факт

1

Что изучает природоведение?

1

 

Стр. 3-5

2

Предметы и явления неживой и живой природы

1

 

Стр. 5 — 7

3

Небесные тела: планеты, звёзды. Пр. р. № 1 по теме «Зарисовка звездного неба»

1

 

Стр. 8-9

4

Солнечная система. Солнце. Пр. р. № 2 по теме «Зарисовка формы Земли и Луны»

1

 

Стр. 9-12

5

Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Полёты в космос. Пр. р. № 3 по теме «Зарисовка космического корабля»

1

 

Стр.12-16

6

Смена дня и ночи. Смена времён года. Сезонные изменения в природе

1

 

Стр.17-18 Стр. 18-21

7

ТБ. Экскурсия №1  по теме «Осенние явления в природе»

1

 

Записи в тетрадях

8

Воздух. Планета Земля. Оболочки Земли

1

 

Стр.22-23

9

Представленная информация была полезной?
ДА
58.96%
НЕТ
41.04%
Проголосовало: 1111

Значение воздуха для жизни на Земле.

1

 

Стр.23-25

10

ТБ. Пр. р. № 4 по теме «Свойства воздуха»

1

 

Стр.25-28

11

ТБ. Лаб. р. № 1 по теме «Давление и движение воздуха»

1

 

Стр.28-31

12

Температура воздуха. Термометр

1

 

Стр. 31-34

13

Движение воздуха в природе. Ветер

1

 

Стр. 34-39

14

Состав воздуха. Кислород, его значение и применение

1

 

Стр. 39-42

15

Состав воздуха. Углекислый газ и азот

1

 

Стр. 42-45

16

Охрана воздуха. Пр. р. № 5 по теме «Изготовление плакатов «Охрана  воздуха»

1

 

Стр. 45-47

17

Виды полезных ископаемых. Их значение, способы добычи. Пр. р. № 6 по теме «Составление таблицы  «Полезные ископаемые»»

1

 

Стр. 48-50

18

Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит. Известняк

1

 

Стр. 51-53

19

Песок. Глина

1

 

 

Стр. 54-57

20

Горючие полезные ископаемые. Торф

1

 

 

Стр. 57-59

21

Каменный уголь

1

 

 

Стр. 60-61

22

Добыча и использование каменного угля

1

 

 

Стр. 61-64

23

Нефть

1

 

 

Стр. 64-65

24

Добыча и использование нефти

1

 

 

Стр. 65-68

25

Природный газ. Добыча, использование. Правила обращения с газом в быту

1

 

 

Стр. 68-70

26

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Чёрные металлы. Сталь. Чугун

1

 

 

Стр. 71-74

27

Цветные металлы

1

 

 

Стр. 74-77

28

Благородные           (драгоценные) металлы

1

 

 

Стр. 77-80

29

Охрана полезных ископаемых

1

 

 

Стр. 80-82

30

Обобщающий урок по теме «Полезные ископаемые»

1

 

 

Стр. 82-83

31

Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов

1

 

Стр. 84-86

32

Лаб. р. № 2  по теме «Свойства воды»

1

 

Стр. 86-88

33

Растворимые и нерастворимые вещества. Питьевая вода

1

 

Стр. 88-90

34

Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды

1

 

Стр. 91-93

35

Три состояния воды. Температура воды и её измерение

 

1

 

 

Стр. 93-95

36

Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании.

1

 

Стр.95-99

37

Работа воды в природе

1

 

Стр.99-102

38

Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве

1

 

Стр.102-104

39

Вода в природе: осадки, воды суши. Круговорот воды в природе

1

 

Стр.105-107

40

Воды суши:  ручьи, реки. Пр. р. № 7 по теме «Заполнение схемы  «Воды суши»»

1

 

Стр.108-109

41

Воды суши: озёра, болота, пруды, водохранилища

1

 

Стр.109-111

42

Моря и океаны

1

 

Стр.112-113

43

Охрана воды. Пр. р. № 8 по теме «Изготовление плакатов «Охрана воды»»

1

 

Стр.114-115

44

Обобщающий урок по теме «Вода»

1

 

Повт. стр. 84-115

45

ТБ. Экскурсия  № 2  по теме «Зимние явления в природе. Формы поверхности Земли»

1

 

Записи в тетрадях

46

Формы поверхности суши: равнины, холмы, овраги. Пр. р. № 9 по теме «Зарисовка форм поверхности суши»

1

 

Стр.116-117

47

Горы. Пр. р. № 10 по теме «Изготовление макетов форм поверхности суши»

1

 

Стр.117-119

48

Почва – верхний слой земли. Состав почвы

1

 

Стр.119 -122

49

Разнообразие почв

1

 

 

Стр.122-124

50

Основное свойство почвы – плодородие. Пр. р. № 11 по теме «Свойства почвы» Обработка почвы

1

 

 

Стр.124-126

51

Охрана почвы. Пр. р. № 12 по теме «Изготовление плакатов «Охрана почвы»»

1

 

 

Стр.126-128

52

Место России на земном шаре. Знакомство с картой. Пр. р. № 13 по теме «Нахождение России на политической карте»

1

 

Стр.129-131

53

Пр. р. № 14 по теме «Зарисовка государственного флага России»

       1

 

Записи в тетрадях

54

Моря и океаны, омывающие берега России

1

 

 

Стр.131-133

55

Равнины и горы  на территории нашей страны.

1

 

Стр.134-135

56

Реки и озёра России

1

 

Стр.136-138

57

Москва – столица России

1

 

Стр.139-141

58

Санкт — Петербург

1

 

Стр.141-144

59

Города Золотого кольца России: Ярославль, Владимир, Ростов Великий

1

 

Стр.144-146

60

Нижний Новгород, Казань, Волгоград.

1

 

Стр.146-148

61

Новосибирск, Владивосток

1

 

Стр. 149-151

62

Пр. р. № 15 по теме «Подбор  иллюстраций —  достопримечательности  городов,  представителей  народов  нашей  страны,

изделия народных промыслов»

1

 

Записи в тетрадях

63

Население  нашей страны.

1

 

Стр.151-153

64

Пр. р. № 16 по теме «Составление рассказа о своем городе, поселке, селе, деревни»

1

 

 

Составить рассказа о своем городе

65

Обобщающий урок по разделу «Есть на земле страна Россия»

1

 

 

Повт. стр. 129-144

66

ТБ. Экскурсия № 3 по теме «Весенние явления в природе»

1

 

 

Записи в тетрадях

67

Пр. р. № 17 по теме «Изготовление альбома «Россия – наша Родина»»

1

 

 

Записи в тетрадях

68

Пр. р. № 18 по теме «Изготовление альбома «Наш город – Курск»

1

 

 

Записи в тетрадях

69-70

Резервный урок

 

 

 

8.Описание материально – технического обеспечения учебного процесса

Библиотечный фонд (книгопечатнаяпродукция)

1.Научно-популярные ихудожественные книги для чтения, в соответствии с основным содержаниемобучения.                                                                             2.Учебные пособия для обучающихся:                                                                                                                                                                   Природоведение.5 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основныеобщеобразоват. программы / Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина. 3 — е изд. – М.:Просвещение, 2021.

Карточки-задания,

3.Методические пособия для учителя:

Плешаков А.А. Зелёные страницы: Книга для учащихся начальныхклассов. 3-тье изд. М.: Просвещение, 1996.

Природоведение. 5 класс. Поурочные планы. Волгоград: Учитель-АСТ,2003

Природоведение. 5 класс: учебник для специальных (коррекционных)школ VIII вида / И.В. Романов, Р.А. Петросова. –    М.: Дрофа, 2010. – 189с.

О.М.Леонтьева, Зарудная Т.В. Биология. Игры на уроках. 5 класс:Пособие для учителя. М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998.

Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина «Природоведение» 5 класс: учебник дляспециальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида;  Москва,изд. «Просвещение»2021год.

Школьная энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия,2004.                                                                                     

Печатные пособия

Иллюстрированные материалы.

Кроссворды.

Таблицы в соответствии с программойобучения.

Тесты.

Компьютерные иинформационно-коммуникативные средства

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособленийдля крепления таблиц.

Экранно-звуковыепособия

Видеофрагменты идругие информационные объекты, отражающие темы уроков.

Видеофильмысоответствующего содержания.

Слайдысоответствующего содержания.

Мультимедийныеобразовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.

Оборудованиекласса

Ученические столыодноместные и двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский стумбой

Шкафы для храненияучебников, дидактических материалов, пособий.

Настенные доски.

Подставки длякниг, держатели схем и таблиц

Информационное обеспечение образовательного процесса

Федеральный порталРоссийское образование  http://www.edu.ru

Федеральный центр информационно-образовательныхресурсов   http://fcior.edu.ru

Учительскийпортал  http://www.uchportal.ru

Фестивальпедагогических идей Открытый урок» http://festival.1september

Электроннаябиблиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru

Портал «Мойуниверситет»/ Факультет коррекционной педагогики  http://moisat.ru

Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.96%
НЕТ
41.04%
Проголосовало: 1111

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет