Министерство образования Республики Башкортостан
ГБПОУ Дюртюлинский многопрофильный колледж
Рассмотрено на заседании ПЦК ОГСЭ и ЕН ___________ Хабибова Д.А. Протокол от «____» ______________ 20__ г. |
Утверждаю Зам. директора по УР _____________ Хамидуллина Г.Р. «_____» ______________ 20__г. |
|
|
Рабочая программа
общеобразовательной учебной дисциплины
Химия
для профессии
43.01.09 «Повар,кондитер»
2020 г.
Программаобщеобразовательной учебной дисциплины «Химия» предназначенадля изучения химиив профессиональных образовательных организациях СПО,реализующих образовательнуюпрограмму среднего общего образования в пределах освоения основнойпрофессиональной образовательной программы СПО (ППКРС) на базе основного общегообразования при подготовке квалифицированных рабочих профессии 43.01.09 Повар, кондитер
Организация-разработчик:
ГБПОУ Дюртюлинский многопрофильныйколледж
Разработчик:
Шамина Л.Ф. – преподавательГБПОУДюртюлинскогомногопрофильного колледжа
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательнойучебной дисциплины «Химия» предназначена для изучения химии в профессиональныхобразовательных организациях СПО ,реализующих образовательную программусреднего общего образования в пределах освоения основной профессиональнойобразовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образованияпри подготовке квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена.Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования,предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебнойдисциплины «Химия», в соответствии с рекомендациями по организации получения среднегообщегообразования в пределах освоения образовательных программ среднегопрофессионального образования на базе основного общего образования с учетомтребований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемойпрофессии или специальности среднего профессионального образования (письмоДепартамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПОМинобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Содержание программы «Химия»направлено на достижение следующих целей:
• формированиеу обучающихся умения оценивать значимость химического знания для каждогочеловека;
• формированиеу обучающихся целостного представления о мире и роли химиив создании современнойестественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессыокружающей действительности: природной, социальной,
культурной, технической среды, — используя дляэтого химические знания;
• развитиеу обучающихся умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы,видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с
определенной системой ценностей, формулироватьи обосновывать собственную позицию;
• приобретениеобучающимися опыта разнообразной деятельности, познания
и самопознания; ключевых навыков, имеющихуниверсальное значение для
различных видов деятельности (навыков решенияпроблем, принятия реше-
ний, поиска, анализа и обработки информации,коммуникативных навыков,
навыков измерений, сотрудничества, безопасногообращения с веществами в
повседневной жизни).
В программу включено содержание,направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых длякачественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования сполучением среднего общего образования; программы подготовки квалифицированныхрабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена ППКРС.
Программа учебной дисциплины«Химия» является основой для разработки рабочих программ, в которыхпрофессиональные образовательные организации, реализующие образовательнуюпрограмму среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базеосновного общего образования, уточняют содержаниеучебного материала,последовательность его изучения, распределение учебных часов, тематикурефератов, виды самостоятельных работ, учитывая специфику программ подготовкиквалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена, осваиваемойпрофессии или специальности.
Программа может использоватьсядругими профессиональными образовательными организациями, реализующимиобразовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОПСПО на базе основного общего образовании ППКРС.
Рабочая программаучебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственныхобразовательных стандартов (далее – ФГОС) по профессиональной подготовкеквалифицированных рабочих и служащих по профессии 43.01.09 «Повар,кондитер»
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«Химия»
Химия — это наука о веществах, ихсоставе и строении, свойствах и превращениях, значении химических веществ,материалов и процессов в практической деятельности человека.
Содержание общеобразовательнойучебной дисциплины «Химия» направлено на усвоение обучающимися основныхпонятий, законов и теорий химии; овладение умениями наблюдать химическиеявления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основехимических формул веществ и уравнений химических реакций.
В процессе изучения химии уобучающихся развиваются познавательные интересы и интеллектуальные способности,потребности в самостоятельном приобретения знаний по химии в соответствии свозникающими жизненными проблемами, воспитывается бережное отношения к природе,понимание здорового образа жизни, необходимости предупреждения явлений,наносящих вред здоровью и окружающей среде.
Они осваивают приемы грамотного, безопасногоиспользования химических веществ и материалов, применяемых в быту, сельскомхозяйстве и на производстве.
При структурировании содержанияобщеобразовательной учебной дисциплины для профессиональных образовательныхорганизаций, реализующих образовательную программу среднего общего образованияв пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учитываласьобъективная реальность — небольшой объем часов, отпущенных на изучение химии истремление максимально соответствовать идеям развивающего обучения. Поэтомутеоретические вопросы максимально смещены к началу изучения дисциплины, с темчтобы последующий фактический материал рассматривался на основе изученныхтеорий .Реализация дедуктивного подхода к изучению химии способствует развитиютаких логических операций мышления, как анализ и синтез, обобщение иконкретизация,сравнение и аналогия, систематизация и классификация и др.
Изучение химии в профессиональныхобразовательных организациях, реализующих образовательную программу среднегообщего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общегообразования, имеет свои особенности в зависимости от профиля профессиональногообразования. Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемыхна изучение отдельных тем программы,глубине их освоения обучающимися, объеме ихарактере практических занятий ,видах внеаудиторной самостоятельной работыстудентов.
При освоении профессий СПО испециальностей СПО естественно-научного профиля профессионального образованияхимия изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования, приосвоении профессий СПО и специальностей СПОтехнического профиляпрофессионального образования химия изучается более углубленно как профильнаяучебная дисциплина.
При освоении профессий СПО испециальностей СПО социально-экономического профиля, специальностей СПОгуманитарного профиля рассматривается химический компонент естественно-научногообразования в пределах изучения учебной дисциплины «Естествознание» предметнойобласти «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования.
Специфика изучения химии приовладении профессиями и специальностями технического профиля отражена в каждойтеме раздела «Содержание учебной дисциплины» в рубрике «Профильные ипрофессионально значимые элементы содержания».Этот компонент реализуется прииндивидуальной самостоятельной работе обучающихся (написании рефератов,подготовке сообщений, защите проектов), в процесс учебной деятельности подруководством преподавателя (выполнении химического эксперимента —лабораторныхопытов и практических работ, решении практико-ориентированных расчетных задач ит. д.).
В содержании учебной дисциплиныдля естественно-научного профиля профессионально значимый компонент не выделен,так как все его содержание является профильно ориентированным и носитпрофессионально значимый характер.В процессе изучения химии теоретическиесведения дополняются демонстрациями,лабораторными опытами и практическимизанятиями. Значительное место отводится химическому эксперименту. Он открываетвозможность формировать у обучающихся специальные предметные умения: работать свеществами, выполнять простые химические опыты, учить безопасному иэкологически грамотному обращению с веществами, материалами и процессами в бытуи на производстве.
Для организации внеаудиторнойсамостоятельной работы студентов, овладевающих профессиями СПО испециальностями СПО технического и естественно-научного профилейпрофессионального образования, представлен примерный перечень рефератов(докладов), индивидуальных проектов.
В процессе изучения химии важноформировать информационную компетентность обучающихся. Поэтому при организациисамостоятельной работы необходимо акцентировать внимание обучающихся на поискеинформации в средствах массмедиа, интернете, учебной и специальной литературе ссоответствующим оформлением и представлением результатов.
Изучение общеобразовательной учебнойдисциплины «Химия» завершается подведением итогов в форме дифференцированногозачета или экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов в процессеосвоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования ППКРС.
Содержание
|
|
стр. |
|
Паспорт программы учебной дисциплины |
8 |
|
Результаты освоения дисциплины |
11 |
|
Структура и примерное содержание учебной дисциплины |
12 |
|
Условия реализации программы учебной дисциплины |
24 |
|
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины |
31 |
1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«Химия»
1.1 Область применениерабочей программы
Рабочаяпрограмма учебной дисциплины является частью основной профессиональнойобразовательной программы подготовки квалифицированных рабочих в соответствиис ФГОС по профессии СПО:43.01.09 «Повар, кондитер»
Рабочая программаучебной дисциплины может быть использована другими профессиональнымиобразовательными организациями, реализующими образовательную программу среднегообщего образования в пределах освоения основной ОПОП СПО на базе основногообщего образования (ППКРС).
1.2 Место учебной дисциплины в структуреосновной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина входит в общеобразовательный цикл дисциплин.
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины –требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины«Химия» обучающийся должен уметь:
• называть: изученные вещества по тривиальнойили международной номенклатуре;
• определять: валентность и степень окисленияхимических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характерсреды в водных растворах неорганических и органических соединений, окислитель ивосстановитель, принадлежность веществ к разным классам неорганических иорганических соединений;
• характеризовать: элементы малых периодов по ихположению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойстваметаллов, неметаллов, основных классов неорганических и органическихсоединений; строение и химические свойства изученных неорганических иорганических соединений;
• объяснять: зависимость свойств веществ от ихсостава и строения, природу химической связи (ионной ковалентной, металлическойи водородной), зависимость скорости химической реакции и положение химическогоравновесия от различных факторов;
• выполнять химический эксперимент: по распознаваниюважнейших неорганических и органических соединений;
• проводить: самостоятельный поиск химическойинформации с использованием различных источников (научно-популярных изданий,компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерныетехнологии для обработки и передачи химической информации и ее представления вразличных формах;
• связывать: изученный материал со своейпрофессиональной деятельностью;
• решать: расчетные задачи по химическим формулам иуравнениям;
использовать приобретенные знания и умения впрактической деятельности и повседневной жизни:
• для объяснения химических явлений, происходящих вприроде, быту и на производстве;
• определения возможности протекания химическихпревращений в различных условиях и оценки их последствий;
• экологически грамотного поведения в окружающейсреде;
• оценки влияния химического загрязнения окружающейсреды на организм человека и другие живые организмы;
• безопасного обращения с горючими и токсичнымивеществами и лабораторным оборудованием;
• приготовления растворов заданной концентрации вбыту и на производстве;
• критической оценки достоверности химическойинформации, поступающей из разных источников.
В результате освоения учебной дисциплины «Химия» обучающийсядолжен знать:
• важнейшие химические понятия: вещество, химическийэлемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион,аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность,степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ,вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит инеэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель,окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химическойреакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональнаягруппа, изомерия, гомология;
• основные законы химии: сохранения массы веществ,постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева;
• основные теории химии; химической связи,электролитической диссоциации, строения органических и неорганическихсоединений;
• важнейшие вещества и материалы: важнейшие металлы исплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; благородные газы, водород,кислород, галогены, щелочные металлы;основные, кислотные и амфотерные оксиды игидроксиды, щелочи, углекислый и угарный газы, сернистый газ, аммиак, вода,природный газ, метан, этан, этилен, ацетилен, хлорид натрия, карбонат игидрокарбонат натрия, карбонат и фосфат кальция, бензол, метанол и этанол,сложные эфиры, жиры, мыла, моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза),полисахариды (крахмал и целлюлоза), анилин, аминокислоты, белки, искусственныеи синтетические волокна, каучуки, пластмассы.
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоениепримерной программы учебной дисциплины
Максимальная учебная нагрузка обучающегося – 256 час,втом числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося– 171 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 85часов.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «Химия»
Дисциплина направлена наформирование общих компетенций:
ОК 1 |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2 |
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 3 |
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 4 |
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 5 |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 6 |
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ОК 7 |
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий |
ОК 8 |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
ОК 9 |
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности |
3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«Химия»
3.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
171 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
171 |
в том числе: |
|
лабораторные занятия |
— |
практические занятия |
34 |
контрольные работы |
5 |
курсовая работа (проект) |
— |
Итоговая аттестация в форме итоговой контрольной работы |
