Интегрированный урок русского языка и окружающего мира.
Тема: Повторение. Глагол. Достижения 1950-1970 годов.
Организационный момент. Приветствие.
Прежде, чем начать урок,создадим себе хорошее настроение
Чтоб урок наш сталсветлее-
Мы поделимся добром.
Вы ладони протяните,
В них любовь своювложите.
Ей с друзьямиподелитесь
Идруг другу улыбнитесь!
Ребята, вы уже догадались, что у нас будет необычный урок,более объемный и сложный, чем всегда. Мы проведем интегрированный урок: урокрусского языка и окружающего мира.
Слайд №1
Запишите число
Каллиграфическая минутка
ем,ете, ешь, ет, ут, ют, им, ите, ишь, ит, ат, ят
-Как,вы думаете, что обозначаютзаписанные соединения? (личные окончания глаголов)
-Запишитесловарные слова.
Дорога,огород, сирень, телефон, инженер, железо, ежевика, народ, интерес, ягода.
Вкаждом слове подчеркните первую букву. Соберите их. Какое слово у васполучилось? Запишите
Запишитепредложение.
Надкаждым словом напиши, какой частью речи оно является
В 1950-1970 годы огромных успехов достигла отечественная наука
Каквы понимаете значение слова: достижение?
Достижение — это успех, положительный результат вашей деятельности,
которого вы добились большими усилиями и трудом.
Ребята, попробуйте определить тему нашего урока
Какие цели урока поставите?
Слайд №2
Игра «Вопрос-ответ»
Слайд №3
Прочитайте стихотворение
О каком важном событии в истории страны рассказываетпоэт?
-О каком чуде говорить автор стихотворения?
Это слово «первый» очень характерно для периода в историинашей страны. Мы были первыми в спорте, науке, искусстве.
Работа в группе
1,2,3,4, группы — выписывают из стихотворения глаголыпрошедшего времени. Определяют число и род.
,5,6,7,8,9 группы – выписывают из стихотворения глаголынастоящего времени.
Определите число, лицо
Прошедшее время
Свершилось- ед.ч. ср.р.
Вернулся- ед.ч. м.р
ворвался — ед.ч. м.р
Настоящее время
Идёт-ед.ч. 3л.
Обнимает- ед.ч. 3л.
Целует -ед.ч. 3л.
рукоплещет -ед.ч. 3л.
Проверка: члены одной группы отвечают, а другие оценивают.(жест)
Слайд№4
В эти годы началось освоение космоса.
Что вы знаете о Валентине Терешковой и об Алексее Леонове?
Слайд №5
Прочитайте текст.
-Назовите событие, которое произошло 4 октября 1957 года?
-Кем был Сергей Павлович Королёв?
-Сколько лет было Валентине Терешковой, когда к ней пришласлава?
-Почему её знали на всей планете?
-Кто первым вышел в открытый космос?
Работа в паре
Выпишите глаголы. Выделите окончание. Определите спряжениеглаголов.
Слайд №6
Оценивание в паре.
Слайд №7
Наша страна была не только первой в развитии космоса, но в наукеучёные совершали великие открытия.
Слайд №8
-Прочитайте и ответьте, в какой области науки прославил нашу странуучёный А.Н.Колмогоров? (в математике.)
-Какую пользу принесли его математические открытия в годыВеликой Отечественной войны? (Его открытия пригодились в артиллерии.)
Задание
-Выпишите второе предложение. Выполните синтаксический разборпредложения.
Работаем самостоятельно. Один ученик у доски.
Слайд №9
Физминутка
Слайд№10
Наши спортсмены достигли выдающихся результатов в фигурном катании,гимнастике, хоккее, футболе, тяжёлой и лёгкой атлетике.
31 июля 1956 года в Москве за 450 дней построилиспорткомплекс «Лужники». А несколько дней 5 августа в спорткомплексе состоялосьоткрытие первой Спартакиады народов в СССР. В этом спорткомплексе проходиласпортивная Олимпиада 80. Наши спортсмены завоевали 195 медалей:80-золотых,69-серебряных,46—бронзовых.
Слайд №11 (работа у доски)
Вставьте пропущенную букву. Выделите окончание. Определитечисло, лицо, спряжение.
Старту. шь-
Одоле. шь-
Закаля. тся-
Забива. те –
Состяза. тся-
Терп. т-
Верт. те-
Побед. м-
Стел. шь-
Слайд№12
А вы,любите ходить в театр? Кто смотрел балет?
Слайд№13
Выпишитевыделенное слово. Выполните морфологический разбор глагола.
(Одинученик работает у доски).3 тетради на скорость
Слайд№14
В этотпериод по всей стране началось массовое строительство жилья. Люди сталипереезжать из коммунальных в отдельные квартиры
Слайд№15 Рефлексия
Проверимсебя «Да или нет»
Слайд№16 Оцените себя.
Слайд№17
Проверимзнания по новой теме.
(группыоценивают друг друга)
Итог
-Достиглиеё?
-Теперья предлагаю каждому оценить свои знания по изученной теме: “Глагол-часть речи”и по новой теме «Достижения 1950-1970годов»
Увас на столе лежат звезды желтого и красного цвета. Если вам на уроке было всёпонятно и интересно, приклейте жёлтую звезду, а если вы не поняли тему урока -красную.
Домашнее задание
Оценки
А сейчас поднимите правуюладошку с теми знаниями, что у вас были на начало урока, теперь поднимите левуюладошку с теми знаниями, что вы получили на нашем уроке – соедините их вместе ипоблагодарите себя за работу на уроке
Чтообозначает глагол?
Накакие вопросы отвечает глагол?
Чемв предложении является глагол? (сказуемым)
Какподчеркивается?
Разбиратьглаголы, правильно употреблять их в устной и письменной речи вам поможет знаниеосновных грамматических признаков глагола.
Какизменяются глаголы?
Изменяютсяпо временам (настоящее, будущее и прошедшее время).
Впрошедшем времени глаголы изменяются по родам (м. р, ж. р, ср. р) и числам(ед.ч, мн.ч).
Изменяетсяпо лицам глаголы настоящего и будущего времени (1 лицо, 2 лицо, 3 лицо).
Какназывается изменение глаголов по лицам и числам?
Изменениеглаголов по лицам и числам называется спряжение. Спрягаются глаголы в настоящеми будущем времени.
Сколькоспряжений имеет глагол?
Глаголыимеют I и II спряжение.
Какиеличные окончания бывают у глагола?
Ударныеи безударные. Ударные окончания пишем так, как слышим. Безударные окончанияпроверяем.
Какже проверить безударные личные окончания глаголов?
Дляэтого необходимо поставить глагол в неопределенную форму.
Еслиглагол в неопределенной форме оканчивается на –ить, то он II спряжения: клеить,жарить, строить.
КоII спряжению относятся еще 11 глаголов, которые в неопределенной формеоканчиваются не на –ить. Запомните их: гнать, держать, смотреть, видеть,дышать, слышать, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.
Всеостальные глаголы относятся к I спряжению: тянуть, болеть, падать. Глаголыбрить, стелить относятся также к I спряжению
Задание 5
Тестовая работа
№№ п/п |
Задание |
Ответ |
|
Все три глагола имеют неопределенную формугореть, учить, лечит |
|
|
В слове листа.шь безударная гласная И |
|
|
Все эти глаголы-исключения гнать, держать, писать, дышать |
|
|
Спряжение –это изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени |
|
|
Глагол встречаете – 1-го лица |
|
|
Окончания глаголов 2-го лица единственного числа –ешь, -ишь |
|
|
Во множественном лице глаголы 2-го лица имеют окончание –ут, -ют |
|
|
Все данные глаголы I спряжения мечтает, учит, стирает |
|
|
Безударные личные окончания глаголов мы можем проверить по неопределенной форме или глаголами 3 лица множественного числа |
|
|
Лицо и число глаголов можно определить по местоимениям |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
