Личностно-ориентированныйподход
вкоррекционно-логопедическом обучении детей
с ограниченнымивозможностями здоровья
в условияхлогопедической группы.
Современная Логопедиянаходится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизациипроцесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различныхобразовательных условиях, которые характерны для детей с особымиобразовательными потребностями.
Мы все прекрасно знаем,что хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условиемуспешного обучения в школе. Коррекция нарушений речи – нелегкий процесс. На первый план в обучении и воспитании детей с ограниченнымивозможностями здоровья (ОВЗ) выходитличностно-ориентированный подход. Суть личностно-ориентированного подхода втом, что в воспитательно-образовательном процессе во главу ставятся личностьребенка, его потребности, делается упор на развитие индивидуальных качеств и проявлениеуникальных черт.
Для повышенияэффективности в коррекции речи детей учителем-логопедом применяются актуальныетехнологии: игровые, здоровьесберегающие, информационно-компьютерные технологии,нетрадиционные технологии, мнемотехника, технология проектной деятельности,су-джок терапия и др.
Здоровьесберегающаятехнология — это система мер, включающая взаимосвязь ивзаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранениездоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития
Здоровьесберегающиетехнологии наиболее актуальны для детей с ОВЗ. Данные технологии обеспечиваютребенку возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимыезнания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использоватьполученные знания в повседневной жизни. Широко используются в коррекционнойработе:
‒ дыхательнаягимнастика;
‒ артикуляционнаягимнастика;
‒ пальчиковаягимнастика
‒ Cу-джоктерапия.
-кинезиологические упражнения
Дыхательная гимнастика Правильноедыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система — этоэнергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение,артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработатьдиафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильноераспределение выдоха.
Правильное речевоедыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия дляподдержания громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речии интонационной выразительности. Логопедыдошкольных учреждений уделяют пристальное внимание формированию речевогодыхания у детей как базы для правильного развития не только звукопроизношения,но и всей речи в целом.
При проведении игр, направленных на развитие уребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстроутомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игрынеобходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) иобязательно чередовать с другими упражнениями. («Кораблики», «Футбол»,«Мыльные пузыри», «Дудочки»(можно использовать колпачки от фломастеров) и тд.
Артикуляционная гимнастика Артикуляционнаягимнастика — это упражнения для тренировки языка, губ, щек и нижней челюсти.Именно эти органы отвечают за четкое и правильное произношение звуков и слов.Артикуляционные упражнения повышают подвижность органов речи, увеличивают силуих движений, а также помогают ребенку запомнить правильное положение языка игуб. С помощью артикуляционной гимнастики формируется правильное«автоматическое» произношение. (Окошко, Лягушка, Слоник, Качели, Часики и др.)
Пальчиковая гимнастика: Пальчиковые игры –это не только веселое, но и чрезвычайно полезное занятие для детей. Ониспособствуют:
Развитиюмелкой моторики, а значит и речи;
Развитиюкоординации движений;
Подготовкеруки к письму;
Расширениюсловарного запаса;
Развитиювнимания, памяти, воображения;
Снятиюэмоционального и умственного напряжения;
Установлениютеплого телесного контакта между ребенком и взрослым.
В своей работе яактивно использую камешки «Марблс»-это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Входе упражнений предусмотрено, с одной стороны, решение сенсорных задач сучетом различных умений и навыков детей, с другой – приобретение детьми новыхзнаний и умений, которые они могли бы использовать в разных видах деятельности.
Cу-джок терапия: Одной из нетрадиционныхлогопедических технологий является Су –Джок терапия («Су » – кисть, «Джок»– стопа). Очень интересен для дошкольников это метод терапии. Ребристая,игольчатая поверхность шарика воздействует на нервные окончания, улучшаетприток крови и активизирует кровообращение. Массажные шипы на поверхностишарика воздействуют на биологически-активные зоны коры головного мозга и способствуютулучшению состояния всего организма. Если я вижу, что ребёнок не можетсосредоточиться на речевом задании, если у него повышенная двигательнаяактивность, то обязательно включаю су-джок. Таким образом, Су – Джок терапияявляется одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной,эмоционально-волевой сфер ребенка
Кинезиологические упражнения (Коррекционно-развивающаяработа с использованием кинезиологических упражнений стимулирует не толькофизическое, но и речевое развитие ребенка.)
Кулак-ребро-ладонь. Три положенияруки на плоскости стола, последовательно сменяя друг друга. Ладонь на плоскости,сжатая в кулак ладонь, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняетсясначала правой рукой, потом — левой, затем двумя руками вместе. Количествоповторений — по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях ввыполнении помогайте себе командами («кулак — ребро – ладонь»), произнося ихвслух или про себя.
Ухо-нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, аправой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос,хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
Колечко. Поочередно и как можно быстрееперебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательноуказательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательногопальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке.Вначале упражнение выполняется каждой рукой
Использование оздоровительных технологий происходит вигровой форме: обучение и оздоровление происходит с легкостью, упражненияостаются в памяти ребенка на долгое время.
Технология игрового обучения
Вся работа осуществляется в игровой форме,так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольноговозраста. В игре независимо от сознанияребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье,повышает у детей уровень речевой активности; формируетспособность рассуждать, размышлять, обобщать, доказывать, делать выводы.
В образовательную деятельность включаются различные виды игр:дидактические, словесные, сюжетно-ролевые, игры с предметами, игры с игрушками,подвижные игры, игры-инсценировки.
Детямпредлагаются различные игры со звуками (Различные игры наавтоматизацию звуков; Составь слово по первым звукам; Игра «Прятки»-найди ивыдели слова); игры на развитие фонематического слуха (Отхлопайслово, соедини с нужной схемой; «Хлопни», когда услышишь звук Ш, топни, кодауслышишь звук С),
навыковзвукового анализа и синтеза (Определите место звука вслове, Подбери картинку к схеме),
лексико-грамматическогостроя речи («Один-много», «Большой-маленький», «Ктоу кого?», «Посчитай-ка» (играя в эту игру можно автоматизировать звуки изакреплять лексическую тему), «Повар» (относительные прилагательные-закрепляемтему «Ягоды»), «Чья голова?» (притяжательные прилагательные) и др.).
Технология проектной деятельности
Для полноценной социализации детей с ОВЗ (ТНР)учитель-логопед и воспитатели логопедической группы, вовлекают в различныепроекты («Безопасная дорога», «Разноцветное лето», «Буквы потерялись», «К намвесна шагает быстрыми шагами», Мои любимые игрушки», «Наша Азбука» и др.),конкурсы («Новогодняя открытка», «Моя здоровая семья», «Простые правила» идр.), квесты («Дорога к знаниям – иду по карте спасу Василису»), викториныразного уровня (муниципальный, областной, всероссийский). Дети в процессеработы над проектами учатся взаимодействовать друг с другом, с социумом,находят разные пути решения той или иной проблемы, познают новое, совершаютоткрытия и делятся своими впечатлениями со сверстниками и взрослыми. Участие вконкурсах, квестах, викторинах также помогает детям закрепить полученные знанияи умения, сформировать навыки общения с окружающим миром, позволяет раскрытьвозможности и таланты дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.Полученные дипломы за участие в конкурсах стимулируют детей на новые свершенияи открытия, помогают им поверить в собственные возможности, мотивируют их кдальнейшему развитию способностей.
Информационные компьютерные технологии
Информационные компьютерные технологии (ИКТ)стали перспективными средствами коррекционно-развивающей работы с детьмидошкольного возраста с ОВЗ. Уже несколько лет наша группа активно использует всвоей коррекционно-развивающей работе интерактивные игры портала « Мерсибо». Компьютерные развивающие игры создают высокую мотивацию детей,поддерживают их активное восприятие занятий. Интерес к заданию при этомудерживается значительно дольше. Использование интерактивной доски даётвозможность в некоторой степени самостоятельно оценивать правильностьвыполнения задания, так как на экране он видит результат своих действий. Игрырассчитаны на развитие речи, памяти, внимания, кругозора, обучение чтению исчету, подготовку к школе. Использование в логопедической коррекционной работеразвивающие игры « Мерсибо » предотвращают утомление детей, поддерживают удетей с различной речевой патологией познавательную активность, повышаютэффективность логопедической работы в целом.
В ходе проведения логопедических занятий япровожу веселые физминутки, зарядки для глаз, презентации к занятиям.Применение ИКТ позволяет повысить мотивацию к логопедическим занятиям,поддерживать внимание на всех этапах занятия, развивать познавательнуюактивность детей дошкольного возраста.
Мнемотехника
Учитывая индивидуальные особенности детей с ТНР, активноиспользуем «Мнемотехнику» в переводе с греческого — искусство запоминания,технология развития памяти. На каждое слово или словосочетание придумываетсякартинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку,пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьныезнаки. Глядя на эти схемы, ребенок дошкольного возраста с ОВЗ воспроизводитполученную информацию.
Как показала практика, этот метод обеспечиваетуспешное и эффективное запоминание информации.
Ребенкунезависимо от его нарушения необходимо положительное эмоциональное отношение ксоциальному окружению для его личностного благополучия, физического ипсихического здоровья. Это облегчает решение образовательных, воспитательных исоциальных задач, связанных с завтрашним днем подрастающего человека.
Таким образом, коррекционно-логопедическаяработа по устранению речевых нарушений у детей с ОВЗ, зачисленных влогопедическую группу в МБДОУ «Детский сад № 1 «Сказка» г. Полярный, построена наличностно-ориентированного взаимодействии учителя-логопеда с детьми иосуществляется на основе вариативности форм и содержания работы с детьми, сопорой на ведущие виды деятельности детей дошкольного возраста, отражающиесамоценность этого возраста, с учетом индивидуальных особенностей ивозможностей воспитанников.
Учитель-логопедСеменова М.В.
