План-конспектинтегрированного урока
русского языка илитературы в 6 классе.
Тема. Падеж именсуществительных.
А.А.Фет. «Летний вечер тих и ясен…», «Бабочка».
Цель: познакомитьучащихся с творчеством А.А. Фета на примере стихотворений «Летний вечер тих иясен», «Бабочка»; раскрыть авторскую идею о красоте и скоротечности каждогомгновения, познакомить с понятием импрессионизм; содействовать воспитаниюпонимания ценности жизни, способствовать формированию активной жизненнойпозиции;
Обобщить иуглубить знания учащихся о склонении имен существительных, повторить изученноев младших классах о склонениях существительных; создавать условия для развитиясамостоятельности, умения работать в парах, а также навыков индивидуальной работы.
Оборудование:мультиборд, презентация, рабочие листы, вытинанки-бабочки.
Тип урока:комбинированный.
Ход урока
1. Орг.момент.
-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Парфененко Елена Анатольевна, я учительрусского языка и литературы, и мы с вами сегодня проведем вместе урок русскогоязыка и литературы.
Выпришли с хорошим настроением на урок? Я уверена, что мы сегодня с вамиплодотворно поработаем.
Урокнаш будет не совсем обычный. Мы объединим темы по языку и литературе.
2.Объявление темы и цели урока.
— Ребята,посмотрите, что у меня в руках. Кто это? (Бабочка)
— Какиеассоциации она вызывает у вас? (Лето, насекомое, красота, природа, цвет,радость, тепло)
— Какиеэмоции – положительные или отрицательные? (Положительные.) Я надеюсь, этонастроение сохранится у вас надолго.
— Какойобщей темой можно объединить эти слова? (Природа)
Да,конечно же, это тема природы, ведь такое чудесное существо – часть природы. Оприроде мы сегодня и будем говорить.
— А скажите,ребята, к какой части речи относятся эти слова? (Существительные)
-Правильно. Мы продолжим сегодня изучать имя существительное как часть речи.
3. Актуализациязнаний, проверка д/з.
-Вы уже знакомы с этой частью речи, и чтобы актуализировать наши знания, мынемножко поиграем в игру «Верю – не верю».
Настоле у вас лежат бабочки. Если вы согласны с моим утверждением, поднимаемсинюю бабочку, если нет – красную.
Верите ли вы, что:
— существительное – это самостоятельная часть речи?(да)
— существительные спрягаются?(нет)
— существительные имеют формы единственного имножественного числа?(да)
— существительные обозначают действие?(нет, да)
— у существительных 2 склонения? (нет -3)
— собственные имена существительные пишутся с маленькойбуквы? (нет)
— существительные изменяются по падежам? (ДА)
-Молодцы, ребята. Итак, настало время сформулировать тему и цели урока.
-Сегодня на уроке мы поговорим о падежах существительных, узнаем, как правильносклоняются некоторые существительные. Также мы с вами рассмотрим тему природы влирике известного русского поэта 19 века Афанасия Афанасьевича Фета.
-Работать мы сегодня будем в рабочих листах на печатной основе, и все записиделать будем в них. Подпишите, пожалуйста, свои рабочие листы.
4.Изучение нового материала.
Слово учителя об А.А. Фете.
5 декабря 1820 г.в имении Новоселки Орловской губернии родился мальчик, крещенный АфанасиемШеншиным. Родители не состояли в церковном браке, и только через 14 летобнаружилась незаконность записи, и дворянин Афанасий Афанасьевич Шеншин сталразночинцем Афанасием Фетом. В доме отца Афанасий прожил до 14 лет. Посовету В.А.Жуковского , друга отца, юношу отправили учиться в
г. Вееро впансион Крюммера. В 1838г. Афанасий Фет поступил в Московский университет, где начал писать стихи. В 1840 году вышел первый поэтический сборник стихов подинициалами А.Ф.В доме Погодина жил тогда приехавший из-за границы Н. В. Гоголь.Именно ему показал Погодин тетрадь со стихами А.Фета. 21 апреля 1845г.
Фет был принят унтер-офицером в кавалерийский полк. В 1877 г. Фет-Шеншин купил в Москвеусадьбу Воробьёвка, которую сделал «обителью поэта». Здесь появились 4 выпускаего лирических стихотворений под названием «Вечерние огни». Умер А.А.Фет 3декабря 1892 года и похоронен в родовом имении Шеншиных в селе Клейменове, вМценском уезде, в 25 верстах от Орла.
— Сегодня мыпознакомимся со стихотворениями Афанасия Фета «Летний вечер» и «Бабочка».
— Давайте ихпослушаем в исполнении учащихся (ученики наизусть читают стихотворения)
— Какие чувствавызвало у вас это стихотворение? Подберите слова-существительные, чтобы ихназвать. (Радость, любование, восхищение, умиротворение, задумчивость)
— Хорошо, ребята.А сейчас откроем рабочие листы и посмотрим на первое задание. Там вы видитестихотворение «Летний вечер». Но в произведении пропущены буквы. Попробуем ихвставить и объяснить правописание.
Л..тний вечертих и ясен;
П..смотри, какдремлют ивы;
Запад небабледно-красен,
И р..ки бл..стятизвивы.
От верш..н скользяк верш..нам,
Ветр ползет лесноювысью.
Слыш..шь ржанье подолинам?
То табун несется рысью.
— В произведенияхвстречаются словарные слова – слова с непроверяемыми гласными: табун,долина, бабочка, бархат. Написание этих слов надо запомнить.
— Давайте составимсловосочетания с этими словами пор схеме сущ.+сущ.
(Табун лошадей,крылья бабочки, бархат травы, долина сказок)
-Хорошо, ребята,молодцы. Один учащийся пойдет к доске и запишет их, а все остальные запишут врабочие листы.
— Скажите, ребята,какая часть речи преобладает в стихотворении «Летний вечер»? Какиесуществительные употребляет автор? Почему? (Существительные помогаютнарисовать картину летнего вечера)
— Существительныеимеют грамматические категории – постоянные и непостоянные. Давайте мы ихвспомним.
В рабочих листахесть схема, которую нужно дополнить. Сделайте это, пожалуйста.
Грамматические
признаки
существительного
-Ребята, для чего нужен падеж? Для чего нам знать падежи?
-Вернемся к нашим словосочетаниям. Обозначим в них главное и зависимое слова,определим падеж имен существительных, выделим окончания.
