ФИО автора(ов): КокоулинаО.С.
Населённый пункт: г.Красноярск
Образовательная организация: ШДО
Предмет: Окружающиймир
Класс:3
Тема раздела:«Человек и общество»
Тема урока:«Семейный бюджет»
Цель урока:организовать деятельность детей для расчетов по доходам и расходам семейногобюджета.
Предметные результаты: различает доходы и расходы семейного бюджета;
Метапредметныерезультаты: (УУД, ФГ) — ориентируется в средствах и расчетах доходовсемьи; ищет и выделяет из источников необходимую информацию, формировать умениедоговариваться, находить общее решение, умение аргументировать своёпредложение, убеждать и уступать; принимать и сохранять учебную задачу;проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Воспитательныйпотенциал:
направлен напроявление познавательного интереса (ценность научного познания);
направлен напринятие правил совместной деятельности (духовно-нравственное воспитание).
Карточки
Фамилия ………………….
Бабушка работала поваром. Сейчас она — пенсионер. Размер её пенсии составляет 12 000 рублей. Дедушка работал на заводе слесарем. Сейчас он — пенсионер. Размер его пенсии составляет 13 000 рублей. Папа работает водителем. Его заработная плата составляет 38 000 рублей. Мама занимается воспитанием маленькой Лены и получает пособие — 2 000 рублей. Старший брат Лены — Коля учится в третьем классе. Доход семьи – ………………… Расход семьи — ………………… Вывод:………………………….
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Фамилия……………………. Бабушка работала воспитателем. Сейчас она — пенсионер. Размер её пенсии составляет 12 000 рублей. Папа работает врачом. Его заработная плата составляет 35 000 рублей. Мама работает почтальоном. Её заработная плата составляет 15000 рублей. Младшая дочь Лиза учится в третьем классе, а её старший брат Коля учится в институте и получает стипендию. Размер его стипендии составляет 1 500 рублей. Доход семьи – ………………… Расход семьи — ………………… Вывод:………………………….
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающегося |
1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята. |
Приветствие. |
2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. – Ребята, у вас была такая ситуация, когда вы просили купить вам желаемую вещь, но родители предложили вам принять участие в планировании семейных расходов, чтобы понять, можно ли её приобрести? Что вы для этого сделали?
Зачем вы это выясняли? |
– Да, была. — Мы помогали составить список необходимых покупок.
— Смотрели цены и сравнивали, выяснили, где можно купить товары дешевле, чтобы сэкономить.
— Чтобы побыстрее купить себе желаемое. |
– Как думаете, почему произошла такая ситуация? |
– Родители хотели, чтобы мы понимали, как тратятся деньги. |
С какими понятиями связаны деньги? — Ребята, давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке? — Что такое госбюджет? — Откуда государство получает доходы? — Что такое налоги? |
— Доходы, расходы, бюджет, налоги. — На прошлом уроке мы говорили о государственном бюджете. — План доходов и расходов государства. — Налоги граждан и организаций. — Деньги, поступающие в бюджет. |
3. Исследование темы и целей урока. — Сегодня мы с вами поговорим о другом виде бюджета, наиболее близком каждой семье. Если мы называем бюджет целого государства государственным бюджетом, то как называется бюджет одной семьи? – Я предлагаю вам побыть в роли родителей и составить семейный бюджет. Для выполнения задания вам нужно разделиться на четыре группы. Придумайте название своей команды — любую фамилию. Для работы каждая группа получает карточку. |
— Семейный.
Делятся на 4 группы. Подбирают название — фамилию: — 1 команда — Петровы; — 2 команда — Смирновы; — 3 команда — Ложкины; — 4 команда — Копейкины.
|
4. Работа по теме урока. – Ребята, изучите данные карточки. Что вы скажете? — Что вы можете сделать для решения этой задачи?
— Где можно выяснить?
— На что будете обращать внимание? — Как вы будете составлять бюджет «вашей» семьи? Учитель предлагает представителям команд выйти к доске и изобразить свои схемы и модели расчётов.
|
— Мы видим доход семьи, но не знаем расходов. Поэтому составить семейный бюджет не можем. — Можем самы выяснить цены на необходимые товары и подобрать, что нам нужно. — В мобильных приложениях (предлагают разные варианты) — Чтобы расходы не превышали доходы. — Сначала посчитаем все доходы семьи, а потом расходы и сравним. Представители команд выходят, договариваясь, кто изображает схемы расходов, а кто — доходов. После этого весь класс анализирует и делает выводы, у какой семьи денег на расходы хватило, а у какой — нет. |
– Скажите, в вашем семейном бюджете образовался дефицит бюджета или экономия бюджета? |
— Мы не знаем значения этих слов.
|
– Где вы можете найти их значение? |
— В учебнике. — В словаре. — В интернете. Ищут значение понятий «дефицит бюджета» и «экономия бюджета». |
– Теперь вы познакомились с новыми понятиями, обсудите в группе и подберите определение вашему семейному бюджету. |
— У нас в семье экономия бюджета, – ответила группа девочек. — А у нас получился дефицит бюджета, — ответила группа мальчиков. |
– Ребята, сделайте вывод, какими должны быть доходы и расходы в семье? |
— Нужно, чтобы расходы не превышали доходы. — Я считаю, что нужно всегда считать доходы и расходы, чтобы не получилось дефицита. |
– Что делать, если мы не укладываемся в бюджет? |
— Нужно научиться экономить, чтобы не было дефицита бюджета и была возможность делать сбережения. — А считаю, что нужно увеличить доходы, чтобы не урезать расходы. |
– Ребята, как вы думаете, что можно сократить в расходах, на чем можно сэкономить? |
Ребята предлагают свои варианты. — Можно не покупать игрушки, фрукты, сладости. — Не ходить в кино и не тратить деньги на отдых.
|
— Какие статьи расходов должны при планировании учитываться обязательно? |
— Расходы на лекарства, на проезд, на кружки. |
— Откуда взять деньги на крупные расходы? Отпуск или одежду, бытовую технику? |
— Нужно откладывать понемногу, копить. |
— Теперь каждой команде нужно составить такой бюджет для своей «семьи», чтобы туда вошли все необходимые ежемесячные расходы и остались средства для развлечений и накоплений. Зачем нам нужно уметь планировать свой бюджет? |
Команды работают с карточками и составляют бюджет, обдумывая траты и учитывая необходимые ежемесячные расходы. — Чтобы жить по средствам. |
— Уважаемые «семьи», прошу представить свои бюджеты. |
Представители от каждой команды тянут жребий, выходят согласно очереди и представляют свои бюджеты. |
5. Рефлексия. — Подведём итог урока: что узнали, чему научились? |
— Узнали, что такое дефицит и экономия бюджета. Учились составлять бюджет для своей семьи, что нужно обязательно учитывать при планировании бюджета, а без чего мы сможем обойтись .Узнали, почему родители иногда отказывают в покупке желаемого. |
6. Домашнее задание. С родительской помощью составь бюджет своей семьи на текущий месяц. |
|
