X-PDF

Игровые методики и технологии развития речи как ведущее средство коммуникации детей с ТНР

Поделиться статьей

«Игровые методики и технологии развития речи как ведущее средствокоммуникации детей с ТНР»

Мастер-класс: «Игры в логопедической работе»

Для детей с ТНР характерно нарушение формирования всехкомпонентов речевой системы: звуковой стороны речи, фонематических процессов,лексики, грамматического строя речи, связной речи.

Кроме речевых дефектов, у значительной части детей сТНР наблюдается сниженная познавательная активность, отклонения вэмоционально-волевой сфере, отклонения в общей моторике, различные соматическиезаболевания, повышенная утомляемость.

Дети неусидчивы, им трудно удерживать вниманиедлительное время, особенно на логопедических занятиях, где необходимо выполнятьмногократно упражнения и задания для получения хорошего результата. Однообразнаяработа приводит к утомлению детей и потере интереса к логопедическим занятиям.

Отсюда возникает необходимостьпоиска новых методов и приёмов работы, которые;

-содной стороны обеспечили бы повышение эффективности логопедической работы и позволилибы к концу учебного года добиться хороших результатов,

-ас другой стороны не переутомляли бы детей и сохранили им здоровье.

Игра — основной вид деятельности дошкольников имладших школьников. Именно в игре удовлетворяются потребности ребенка: вдвижении, в общении, в познании, в самореализации, свободе, самостоятельности,в радости и удовольствии.

Игровые приёмы наиболее естественны иприродосообразны, а потому позволяют эффективно обучать детей, развивать речь,эмоционально-волевую сферу, прививать им коммуникативные навыки, сохраняя приэтом здоровье.

В своей работе я использую разнообразные игры. Сегодняя хочу представить вашему вниманию несколько их них.

Игра«ДОББЛЬ»

Впервыеэта игра появилась в 2009 году и в настоящее время завоевала популярность средидетей.

Впроцессе игры у участников развивается зрительное восприятие, внимательность иреакция.

Слогопедической точки зрения настольная игра полезна для:

-активизацииречи,

-развитиякоординации речи с движением,

-актуализациисловаря детей.

Играиспользуется для автоматизации звуков. У нас есть подборка: Автоматизация звукаК, Д, З, Л, Р, С

Правила игры. Играсостоит из 30 карточек. На каждой карточке 6 изображений и ТОЛЬКО ОДНОИЗ НИХ совпадает с изображением на другой карточке.

Перед началом игры необходимо проговоритьс детьми названия всех символов и обсудить правила: Выигрывает не тот, ктобыстрее схватил карточку, а тот, кто четко и внятно назвал совпадающие символы.

 

Игра с залом. Нампотребуется три игрока

 

Игра1: «Башня»

ЦЕЛЬИГРЫ — раньше других найти изображение, совпадающее на

двухкарточках, громко объявить его и забрать карточку себе. Побеждает тот, укого больше карточек.

-Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся карточки в колоде.

 

Этаигра групповая. Можно играть и индивидуально.

 

Игра2: «Листалочка»

Перекладываемкарточки из одной стопки в другую в комфортном темпе, называясовпадающие картинки.

Длярешения некоторых логопедических задач вводим дополнительные правила:

1.Назвав общий символ, нужноещё и подобрать к нему нужное местоимение (дерево моё, человечек мой, губы мои,мишень моя и т.д.) и только после этого карточка окажется у игрока.

(согласованиесуществительных с притяжательными местоимениями МОЙ, МОЯ, МОИ, МОЁ)

 

2.Перед началом игры договариваемся, чтонужно назвать не только совпадающую картинку, а словосочетание (винительныйпадеж – вижу…, предложный падеж – мечтаю о …, творительный падеж – любуюсь …,дательный падеж – даю …)

Дляформирования навыка словоизменения существительных

 

3.Дляразвития связной речи и умения фантазировать каждомуигроку раздаётся карточка и даётся время на придумывание рассказа сиспользованием слов-символов на ней. Дети могут придумать самые фантастическиерассказы с неожиданным сочетанием действующих лиц.

Оцениваетсясвязность рассказа и количество использованных символов с карточки.

 

 

 

Вывод:Итак, мы видим, что с помощью этой игры можно не только развивать внимание,влияя на все его характеристики: произвольность, объём, концентрацию,распределение, устойчивость, переключение, тренировать реакцию, какдвигательно-моторную, так и речевую, но и расширять и

актуализироватьсловарный запас, отрабатывать слоговую структуру слова, автоматизировать звуки,упражнять грамматические функции словоизменения, развивать слуховое внимание ипамять, как зрительную, так и слуховую.

Поп-ит.

Недавно стала популярнановая антистресс-игрушки: резиноваяили силиконовая, с полусферами для нажатия, при котором издаётся щёлкающий звук– Поп-ит.

Процесс очень напоминаетлопание пузырьков из упаковочной пузырчатой пленки.

Весьма часто у детей с нарушениями речи встречается (СДВГ)- синдром дефицита внимания с гиперактивностью, основным признаком которогоявляется невозможность сосредоточиться. 

Гиперактивность – состояние, при котором активность ивозбудимость человека превышают норму.

При использовании игрушки-антистресса, уменьшаютсяприступы тревоги, развиваются пальцы рук. В играх и игровых упражнениях сречевым сопровождением, поп-ит улучшает координацию речи с движением, чтоблаготворно влияет на развитие психических и речевых процессов.

Предлагаю вашему вниманию подборку игр, которые яиспользую в своей работе

1.«Изучениезвуков».

При закреплении знаний о гласных и согласныхзвуков русского языка, их графическом (цветовом) обозначении.

Изучая звуки вместе с ребенком с помощью поп-ит,предложить выдавливать красный пузырек, если ребенок услышит гласный звук.

А если ребенок слышит согласный твердый звук, тосиний.

И зеленый пузырек, если слышит согласный мягкий.

 

Представленная информация была полезной?
ДА
60.87%
НЕТ
39.13%
Проголосовало: 1536

2.Развитиефонематического слуха.

Щелкнипупырку если услышишь звук Шв слове: стол, сон, шило, шок

 

3.«Хлопочки».Развитие слоговойструктуры слова и определение количества слогов в слове. 

Каждыйслог выделяется лопаньем пупырки

 

4.Определи количествослов в предложении

Видео (30 сек).

Применение поп-ит на логопедических занятиях благотворно влияниена развитие психических функций и речевых процессов.

Игрушка яркая, красочная, популярная среди детей и использованиеее логопедом вызывает положительные эмоции, отличное настроение и хорошийрезультат!

 

Умныепальчики

Поступление в школу – ответственный моментдля ребенка.

Далеко не все дети подготовлены к безболезненному и успешномувхождению в учебную школьную деятельность.

Первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладениемнавыков письма.

Это частые отрывы ручки от бумаги,паузы между элементами, чрезвычайная медлительность письма, неустойчивостьграфических форм и движений руки.

В своей работе уделяю большоевнимание развитию мелкой моторики.

Есть такое упражнение «Умные пальчики».

Перед его выполнением надо познакомить ребят с названиемпальчиков.

 

СУТЬ упражнения:

1.Ребёнок располагаетладошку на рабочем поле.

2.Каждый пальчиксоотносится с цветом.

3. Выкладывается карточкас цветовой последовательностью.

Задача ребёнка: подниматьпальчики (или постукивать ими) в соответствии с цветом.

 

Это же упражнение использую при автоматизации и дифференциации изучаемыхзвуков.

СУТЬ упражнения: приавтоматизации и дифференциации изучаемых звуков:

1.Ребёнок располагаетладошку на рабочем поле.

2.Взрослый выкладываеткарточки с картинками на рабочее поле на квадраты.

3. Взрослый (ребёнок) выбирает по одной карточке с комбинацией цветных кружков.

4.Внимательно смотрит накарточку с кружками и определяет к каким пальчикам относятся цвета. Поднимаянужный пальчик (можно постучать этим пальчиком) называет, что нарисовано.

Игра с залом

Твистер

Каждый из вас, наверняка, играл в игру ТВИСТЕР.Её можно применить и для автоматизации, и дифференциации звуков.

Видео

 

«Фразовый конструктор»

«Фразовый конструктор» -ЭТО НАГЛЯДНАЯ опора для высказывания.

«Опираясь на глаза» мозг ребенка, имеющего речевые проблемы,формирует способность к планированию и проговариванию последовательности слов.

Такимобразом, идёт не заучивание слов и предложений, а именно формирование ЯЗЫКОВОЙСПОСОБНОСТИ.

«Фразовыйконструктор» направлен на решение следующих задач:

-Установлениелексико-грамматических отношений между членами предложения;

-Обучениепостроению двухсловных и трехсловных предложений;

-Актуализациянакопленного пассивного и активного словаря;

-Формированиесвязности и чёткости высказывания.

 

Показ.Фразовый конструктор состоит из картинок, которые обозначают разные части речи(существительное, глагол, прилагательное, предлог и т.д.)

Фразовый конструктор необходим:

— для запуска речи на этапе становления фразы,

— для развития уже имеющейся фразовой речи уребенка.

— Также очень полезен для развития связи слов и сочетания ихдруг с другом.

 

Игра — одна изформ обучаемого воздействия педагогов на ребенка, в то же время игра — основнойвид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которуюпреследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели.

Важно, чтобы этидве цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Игра помогаетсделать любой учебный материал увлекательным, вызываету детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность,облегчает процесс усвоения знаний.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.87%
НЕТ
39.13%
Проголосовало: 1536

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет