«Игровые методики и технологии развития речи как ведущее средствокоммуникации детей с ТНР»
Мастер-класс: «Игры в логопедической работе»
Для детей с ТНР характерно нарушение формирования всехкомпонентов речевой системы: звуковой стороны речи, фонематических процессов,лексики, грамматического строя речи, связной речи.
Кроме речевых дефектов, у значительной части детей сТНР наблюдается сниженная познавательная активность, отклонения вэмоционально-волевой сфере, отклонения в общей моторике, различные соматическиезаболевания, повышенная утомляемость.
Дети неусидчивы, им трудно удерживать вниманиедлительное время, особенно на логопедических занятиях, где необходимо выполнятьмногократно упражнения и задания для получения хорошего результата. Однообразнаяработа приводит к утомлению детей и потере интереса к логопедическим занятиям.
Отсюда возникает необходимостьпоиска новых методов и приёмов работы, которые;
-содной стороны обеспечили бы повышение эффективности логопедической работы и позволилибы к концу учебного года добиться хороших результатов,
-ас другой стороны не переутомляли бы детей и сохранили им здоровье.
Игра — основной вид деятельности дошкольников имладших школьников. Именно в игре удовлетворяются потребности ребенка: вдвижении, в общении, в познании, в самореализации, свободе, самостоятельности,в радости и удовольствии.
Игровые приёмы наиболее естественны иприродосообразны, а потому позволяют эффективно обучать детей, развивать речь,эмоционально-волевую сферу, прививать им коммуникативные навыки, сохраняя приэтом здоровье.
В своей работе я использую разнообразные игры. Сегодняя хочу представить вашему вниманию несколько их них.
Игра«ДОББЛЬ»
Впервыеэта игра появилась в 2009 году и в настоящее время завоевала популярность средидетей.
Впроцессе игры у участников развивается зрительное восприятие, внимательность иреакция.
Слогопедической точки зрения настольная игра полезна для:
-активизацииречи,
-развитиякоординации речи с движением,
-актуализациисловаря детей.
Играиспользуется для автоматизации звуков. У нас есть подборка: Автоматизация звукаК, Д, З, Л, Р, С
Правила игры. Играсостоит из 30 карточек. На каждой карточке 6 изображений и ТОЛЬКО ОДНОИЗ НИХ совпадает с изображением на другой карточке.
Перед началом игры необходимо проговоритьс детьми названия всех символов и обсудить правила: Выигрывает не тот, ктобыстрее схватил карточку, а тот, кто четко и внятно назвал совпадающие символы.
Игра с залом. Нампотребуется три игрока
Игра1: «Башня»
ЦЕЛЬИГРЫ — раньше других найти изображение, совпадающее на
двухкарточках, громко объявить его и забрать карточку себе. Побеждает тот, укого больше карточек.
-Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся карточки в колоде.
Этаигра групповая. Можно играть и индивидуально.
Игра2: «Листалочка»
Перекладываемкарточки из одной стопки в другую в комфортном темпе, называясовпадающие картинки.
Длярешения некоторых логопедических задач вводим дополнительные правила:
1.Назвав общий символ, нужноещё и подобрать к нему нужное местоимение (дерево моё, человечек мой, губы мои,мишень моя и т.д.) и только после этого карточка окажется у игрока.
(согласованиесуществительных с притяжательными местоимениями МОЙ, МОЯ, МОИ, МОЁ)
2.Перед началом игры договариваемся, чтонужно назвать не только совпадающую картинку, а словосочетание (винительныйпадеж – вижу…, предложный падеж – мечтаю о …, творительный падеж – любуюсь …,дательный падеж – даю …)
Дляформирования навыка словоизменения существительных
3.Дляразвития связной речи и умения фантазировать каждомуигроку раздаётся карточка и даётся время на придумывание рассказа сиспользованием слов-символов на ней. Дети могут придумать самые фантастическиерассказы с неожиданным сочетанием действующих лиц.
Оцениваетсясвязность рассказа и количество использованных символов с карточки.
Вывод:Итак, мы видим, что с помощью этой игры можно не только развивать внимание,влияя на все его характеристики: произвольность, объём, концентрацию,распределение, устойчивость, переключение, тренировать реакцию, какдвигательно-моторную, так и речевую, но и расширять и
актуализироватьсловарный запас, отрабатывать слоговую структуру слова, автоматизировать звуки,упражнять грамматические функции словоизменения, развивать слуховое внимание ипамять, как зрительную, так и слуховую.
Поп-ит.
Недавно стала популярнановая антистресс-игрушки: резиноваяили силиконовая, с полусферами для нажатия, при котором издаётся щёлкающий звук– Поп-ит.
Процесс очень напоминаетлопание пузырьков из упаковочной пузырчатой пленки.
Весьма часто у детей с нарушениями речи встречается (СДВГ)- синдром дефицита внимания с гиперактивностью, основным признаком которогоявляется невозможность сосредоточиться.
Гиперактивность – состояние, при котором активность ивозбудимость человека превышают норму.
При использовании игрушки-антистресса, уменьшаютсяприступы тревоги, развиваются пальцы рук. В играх и игровых упражнениях сречевым сопровождением, поп-ит улучшает координацию речи с движением, чтоблаготворно влияет на развитие психических и речевых процессов.
Предлагаю вашему вниманию подборку игр, которые яиспользую в своей работе
1.«Изучениезвуков».
При закреплении знаний о гласных и согласныхзвуков русского языка, их графическом (цветовом) обозначении.
Изучая звуки вместе с ребенком с помощью поп-ит,предложить выдавливать красный пузырек, если ребенок услышит гласный звук.
А если ребенок слышит согласный твердый звук, тосиний.
И зеленый пузырек, если слышит согласный мягкий.
2.Развитиефонематического слуха.
Щелкнипупырку если услышишь звук Шв слове: стол, сон, шило, шок
3.«Хлопочки».Развитие слоговойструктуры слова и определение количества слогов в слове.
Каждыйслог выделяется лопаньем пупырки
4.Определи количествослов в предложении
Видео (30 сек).
Применение поп-ит на логопедических занятиях благотворно влияниена развитие психических функций и речевых процессов.
Игрушка яркая, красочная, популярная среди детей и использованиеее логопедом вызывает положительные эмоции, отличное настроение и хорошийрезультат!
Умныепальчики
Поступление в школу – ответственный моментдля ребенка.
Далеко не все дети подготовлены к безболезненному и успешномувхождению в учебную школьную деятельность.
Первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладениемнавыков письма.
Это частые отрывы ручки от бумаги,паузы между элементами, чрезвычайная медлительность письма, неустойчивостьграфических форм и движений руки.
В своей работе уделяю большоевнимание развитию мелкой моторики.
Есть такое упражнение «Умные пальчики».
Перед его выполнением надо познакомить ребят с названиемпальчиков.
СУТЬ упражнения:
1.Ребёнок располагаетладошку на рабочем поле.
2.Каждый пальчиксоотносится с цветом.
3. Выкладывается карточкас цветовой последовательностью.
Задача ребёнка: подниматьпальчики (или постукивать ими) в соответствии с цветом.
Это же упражнение использую при автоматизации и дифференциации изучаемыхзвуков.
СУТЬ упражнения: приавтоматизации и дифференциации изучаемых звуков:
1.Ребёнок располагаетладошку на рабочем поле.
2.Взрослый выкладываеткарточки с картинками на рабочее поле на квадраты.
3. Взрослый (ребёнок) выбирает по одной карточке с комбинацией цветных кружков.
4.Внимательно смотрит накарточку с кружками и определяет к каким пальчикам относятся цвета. Поднимаянужный пальчик (можно постучать этим пальчиком) называет, что нарисовано.
Игра с залом
Твистер
Каждый из вас, наверняка, играл в игру ТВИСТЕР.Её можно применить и для автоматизации, и дифференциации звуков.
Видео
«Фразовый конструктор»
«Фразовый конструктор» -ЭТО НАГЛЯДНАЯ опора для высказывания.
«Опираясь на глаза» мозг ребенка, имеющего речевые проблемы,формирует способность к планированию и проговариванию последовательности слов.
Такимобразом, идёт не заучивание слов и предложений, а именно формирование ЯЗЫКОВОЙСПОСОБНОСТИ.
«Фразовыйконструктор» направлен на решение следующих задач:
-Установлениелексико-грамматических отношений между членами предложения;
-Обучениепостроению двухсловных и трехсловных предложений;
-Актуализациянакопленного пассивного и активного словаря;
-Формированиесвязности и чёткости высказывания.
Показ.Фразовый конструктор состоит из картинок, которые обозначают разные части речи(существительное, глагол, прилагательное, предлог и т.д.)
Фразовый конструктор необходим:
— для запуска речи на этапе становления фразы,
— для развития уже имеющейся фразовой речи уребенка.
— Также очень полезен для развития связи слов и сочетания ихдруг с другом.
Игра — одна изформ обучаемого воздействия педагогов на ребенка, в то же время игра — основнойвид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которуюпреследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели.
Важно, чтобы этидве цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Игра помогаетсделать любой учебный материал увлекательным, вызываету детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность,облегчает процесс усвоения знаний.
