МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
Федеральноегосударственное бюджетное образовательное учреждение
высшегообразования
«Воронежскийгосударственный технический университет»
|
Утверждено В составе образовательной программы Учено-методическим советом ВГТУ 28.04.2022 протокол № 2 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
предмета
БУП.08Астрономия
Специальность: 09.02.07-Информационныесистемы и програмирование Квалификация выпускника: програмист
Нормативныйсрок обучения:2года 10 месяцев
Формаобучения:очная
Разработчики:Алексеева Е.В., Поправка А. П., Резник Н.Н.
Программаобсуждена на заседании методического совета СПК «18»02.2022 года. Протокол № 6,
Председательметодического совета СПК
Сергеева С.И.____________________________________________________.
(подпись)
Программаодобрена на заседании педагогического совета СПК
«25» 02.2022года. Протокол № 6.
Председательпедагогического совета СПК
ДёгтевД.Н.____________________________________________________.
(подпись)
2022
Программа предметаБУП.08 Астрономия разработана на основе федерального государственногообразовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказомМинобрнауки России от 17.05.2012 № 413, федерального государственногообразовательного стандарта по специальности среднего профессиональногообразования 09.02.07-Информационные системы и програмирование ,утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 23.01. 2018 г. №45.
.
Организация-разработчик:ВГТУ
Разработчики:
Резник Н.Н.,преподаватель
1 паспорт рабочей ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА… Ошибка!Закладка не определена.
1.1 Областьприменения программы.. Ошибка!Закладка не определена.
1.2 Местопредмета в структуре ППССЗ: Ошибка!Закладка не определена.
1.3 Общаяхарактеристика учебного предмета Ошибка!Закладка не определена.
1.4. Профильная составляющая (направленность) общеобразовательного предмета 10
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА 11
2.1 Объемпредмета и виды учебной работы.. 11
2.2 Тематическийплан и содержание предмета 12
3 условия реализации ПРЕДМЕТА 13
3.1 Требованияк материально-техническому обеспечению… 13
4 Контроль и оценка результатов освоения ПРЕДМЕТА ……. Ошибка!Закладка не определена.
1 паспорт рабочейПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА
БУП.08 АСТРОНОМИЯ
1.1 Областьприменения программы
Реализациясреднего общего образования в пределах ОП СПО по программе подготовкиспециалистов среднего звена по специальности 09.02.07-Информационные системы ипрограмирование в соответствии c ФГОС СПО 09.02.07-Информационныесистемы и програмирование с учетом требований ФГОС среднего общегообразования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413, ипримерной программой учебного предмета БУП.08 Астрономия.
1.2 Местопредмета в структуре ППССЗ:
Учебный предмет БУП.08 Астрономияявляется учебным предметом обязательной предметной области «Естественные науки»ФГОС среднего общего образования.
В учебном плане ППССЗучебный предмет БД.08 Астрономия входит в состав общих общеобразовательныхучебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОСсреднего общего образования. При этом изучение предмета предусмотрено на базовомуровне и направлено на достижение личностных и метапредметных результатовобучения, выполнение требований к предметным результатам обучения.
1.3 Общаяхарактеристика учебного предмета
Астрономия — наука, изучающая строение иразвитие космических тел, их систем и всей Вселенной.
Методы астрономических исследований оченьразнообразны. Одни из них применяются при определении положения космических телна небесной сфере, другие — при изучении их движения, третьи — при исследованиихарактеристик космических тел различными методами и, соответственно, с помощьюразличных инструментов ведутся наблюдения Солнца, туманностей, планет,метеоров, искусственных спутников Земли.
В профессиональных образовательныхорганизациях, реализующих образовательную программу среднего общего образованияв пределах освоения ОП СПО на базе основного общего образования, учебнаядисциплина «Астрономия» изучается на базовом уровне ФГОС среднего общегообразования, основывается на знаниях обучающихся, полученных при изучениифизики, химии, географии, математики в основной школе.
Важную роль в освоении содержанияпрограммы играют собственные наблюдения обучающихся. Специфика планирования иорганизации этих наблюдений определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, они(за исключением наблюдений Солнца) должны проводиться в вечернее или ночноевремя. Во-вторых, объекты, природа которых изучается на том или ином занятии,могут быть в это время недоступны для наблюдений. При планировании наблюденийэтих объектов, в особенности планет, необходимо учитывать условия их видимости.
При невозможности проведения собственныхнаблюдений за небесными телами их можно заменить на практические задания сиспользованием современных информационно-коммуникационных технологий, вчастности картографических сервисов (Google Maps и др.).
Цели и задачи предмета – требования крезультатам освоения предмета:
В настоящее время важнейшие цели и задачиастрономии заключаются в формировании представлений о современнойестественнонаучной картине мира, о единстве физических законов, действующих наЗемле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашейпланеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной.
Освоениесодержания учебного предмета БД.08 Астрономия обеспечивает достижение студентамиследующих результатов:
Личностныерезультаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1)российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину,прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственныхсимволов (герб, флаг, гимн);
2)гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон иправопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознаннопринимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические идемократические ценности;
3)готовность к служению Отечеству, его защите;
4)сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развитиянауки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а такжеразличных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурноммире;
5)сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии собщечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность испособность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6)толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способностьвести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общиецели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологииэкстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным,религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальнымявлениям;
7)навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми вобразовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной идругих видах деятельности;
8)нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческихценностей;
9)готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, напротяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию какусловию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10)эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и техническоготворчества, спорта, общественных отношений;
11)принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,потребности в физическом самосовершенствовании, занятияхспортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения,употребления алкоголя, наркотиков;
12)бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому ипсихологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умениеоказывать первую помощь;
13)осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственныхжизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможностиучастия в решении личных, общественных, государственных, общенациональныхпроблем;
14)сформированность экологического мышления, понимания влияниясоциально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды;приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15)ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятияценностей семейной жизни.
Метапредметныерезультаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1)умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планыдеятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректироватьдеятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленныхцелей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различныхситуациях;
2)умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместнойдеятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективноразрешать конфликты;
3)владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектнойдеятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность ксамостоятельному поиску методов решения практических задач, применениюразличных методов познания;
4)готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательнойдеятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарейразных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации,критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различныхисточников;
5)умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий(далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач ссоблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6)умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7)умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегиюповедения, с учетом гражданских и нравственных ценностей
8)владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать своюточку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9)владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий имыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания инезнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметныерезультаты изучения предметной области Естественные науки(Астрономия) должны отражать:
1)сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд иВселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;
2)понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;
3)владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами изакономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией исимволикой;
4)сформированность представлений о значении астрономии в практическойдеятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии;
5)осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космическогопространства и развитии международного сотрудничества в этой области.
В результатеосвоения предмета обучающийся должен:
знать/понимать:
З1. Предмет,задачи, разделы астрономии; историю развития астрономии.
З2. Историювозникновения и развития астрономии; знаменитых ученых и их вклад в развитие астрономии.
З3. Понятияпланеты, спутника планеты, классификацию планет, понятия астероида, кометы,метеора, метеорного потока и метеорита. Ученик должен описывать современнуюконцепцию строения Солнечной системы.
З4. Знать опервых представлениях о Земле, модели мира, физические характеристики Земли какпланеты; знать смысл явлений радуга, гало, миражи, полярные сияния;расположение магнитных полюсов Земли и роль магнитного поля Земли.
З5. Понятияместного, поясного, Всемирного и звездного времени; принципы измерения и счетавремени.
З6. Знатьпонятия небесная сфера, небесные координаты; называть количество созвездий посовременным делениям на небе, характерные созвездия, яркие звезды на небе;знать способы и методику использования небесных светил с целью ориентирования впространстве и времени.
З7. Долженхарактеризовать Солнце как звезду, знать внутреннее строение Солнца и егоатмосферы, физические параметры отдельных зон; формулировать понятия пятна,вспышки, солнечного ветра, короны, солнечного затмения.
З8. Знатьпонятия эклиптики, восхода и захода светил, полуденной линии; знать о процессахдвижения Солнца, способы ориентирования по Солнцу.
З9. Должензнать понятия естественные спутники планет, фазы Луны, лунное затмение;физические характеристики Луны, характеризовать физические условия наповерхности Луны, обосновывать значение изучения поверхности Луны дляпрактической деятельности человека в будущем.
310. Знатьпонятия звезда, светимость звезды, двойные, кратные, переменные звезды, иметьпонятие о химическом составе звездного вещества, об эволюции звезды, движениизвезды. Ученик должен знать спектральные классы и классы светимости.
З11. Понятиягалактика, Млечный путь, пылевая туманность, межзвездный газ, диффузная ипланетарная туманность. Ученик должен называть составные части, размер и числозвезд Галактики; характеризовать место Солнечной системы в Галактике, описыватьустройство Галактики.
уметь:
У1. Видетьсвязь астрономии с другими науками; называть астрономические приборы; вестинаблюдение в школьный телескоп.
У2.Выстраивать ход исторических событий; называть ученых по их портретам.
У3.Уметьназывать планеты земной группы, планеты-гиганты, карликовые планеты.Характеризовать главные сходства и различия между планетами земной группы ипланетами-гигантами;
У4.Называтьмалые тела Солнечной системы; приводить примеры известных комет и метеорныхпотоков. Объяснять образование хвоста кометы, природу свечения метеоров, уметьобосновывать проблему астероидной опасности.
У5. Объяснятьпричины изменений времен года, дня и ночи на Земле, причины парниковогоэффекта, радуги, полярного сияния. Приводить примеры использования звездного исолнечного времени; описывать суточное и годовое движения Солнца по небеснойсфере, историю календаря.
У6. Уметьработать с моделью небесной сферы, звездными картами; приводить примерыизвестнейших созвездий неба и северной сферы; ориентироваться на местности посозвездиям и Полярной звезде, определять географическую широту местности понаблюдениям Полярной звезды.
У7.Объяснятьфазы Луны, процесс протекания лунного затмения.
У8. Уметьприводить примеры звезд с разными температурами, светимостями, массами иплотностью; описывать взаимосвязь между размером, температурой и абсолютнойзвездной величиной.
У9. Уметьприводить примеры звездных скоплений, туманностей; по рисункам и фотографиямопределять наиболее известные туманности и галактики; на звездном небеопределять Млечный путь.
использоватьприобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля:
· пониманиявзаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания поастрономии;
· отделенияее от лженаук;
· применениянавыков использования естественно-научных, особенно физико-математическихзнаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примередостижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.
· оцениванияинформации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярныхстатьях.
1.4Профильная составляющая (направленность) общеобразовательногопредмета
При отборе содержания учебного предметаБУП.08 Астрономия использован междисциплинарный подход, в соответствии скоторым обучающиеся должны усвоить знания и умения, необходимые дляформирования единой целостной естественно-научной картины мира, определяющейформирование научного мировоззрения, востребованные в жизни и в практическойдеятельности.
В целом учебный предмет БУП.08 Астрономия,в содержании которой ведущим компонентом являются научные знания и научныеметоды познания, не только позволяет сформировать у обучающихся целостнуюкартину мира, но и пробуждает у них эмоционально-ценностное отношение кизучаемому материалу, готовность к выбору действий определенной направленности,умение использовать методологию научного познания для изучения окружающегомира.
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
2.1 Объемпредмета и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Объем работы обучающихся в академических часах (всего) |
40 |
Объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем (всего) |
40 |
в том числе: |
|
лекции |
20 |
практические занятия |
20 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) с обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение |
|
в том числе: |
|
изучение учебного/теоретического материала (по конспектам лекций), изучение основной и дополнительной литературы |
|
подготовка к практическим занятиям |
|
подготовка к промежуточной аттестации, которая проводится в форме диф. зачета |
|
Промежуточная аттестация в форме |
|
2 семестр – диф.зачет |
|