Вводныйурок Имя прилагательное как часть речи. 6-й класс
Лукишин Алексей Николаевич,
учительрусского языка и литературы
Разделы: Русский язык
Класс: 6
Цельурока:
- систематизировать изученное в 5 классе об имени прилагательном;
- создать целевую установку у учащихся на изучение всей темы;
- знать: морфологические признаки прилагательного, его синтаксическую функцию в предложении, роль прилагательного в речи и художественном тексте;
- уметь: определять морфологические признаки прилагательного, синтаксическую роль его в предложении, употреблять прилагательные в речи, составлять текст типа описания — описание картины И.Шишкина “Иней” (под музыку).
На уроке идетработа над развитием универсальных учебных действий:
- самостоятельно ставить цели на определенном учебном этапе;
- умение проконтролировать свою деятельность и оценить себя по образцу;
- строить монологическое высказывание – рассказ на лингвистическую тему;
- составление текста типа описания.
Оборудованиеурока: презентациямузыка А. Вивальди из цикла “Зима”, раздаточный материал (приложение1).
Урок выстроен наоснове дидактического материала по искусству и на художественных текстах,объединенных темой “Зима” (т.к. проводится зимой, одновременно идет подготовкак уроку развития речи – описание зимнего пейзажа).
В скобках даныответы учащихся.
Ходурока
I.Создание мотивационной установки у учащихся.
Учитель читаетэпиграф к уроку (слайд 2):
ЧародейкоюЗимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Ф.И.Тютчев
— Представьте, чтомы с вами оказались в зимнем лесу солнечным морозным днем. Нам хочется передатьволшебную красоту леса, рассказать о том, каким бывает снег на солнце. Спомощью какой части речи можно описать лес, снег, краски, передать настроение?/им.прил./
— Конечно, спомощью имени прилагательного. Тема нашего урока “Имя прилагательного как частьречи” (запись темы).
— Для чего нужноприлагательное? Прочитайте предложения (слайд 3).
Наступилоутро. Подул ветер. Земля покрыта ковром.
— Понятно, о какомвремени года идет речь? Что надо сделать, чтобы внести ясность? (подобратьприлагательные). Подберите о зиме (утро морозное, ветер северный, белоснежным ковром) (слайд4).
Какова рольприлагательных в речи? (помогают выделить предмет из ряда одинаковых)
II.Определение и принятие цели урока учащимися.
Прилагательное -часть речи, с которой вы знакомились в начальной школе. По каким трем признакамхарактеризуем любую часть речи, так называемые “три кита”? / общееграмматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль/. Исходяиз этого определите цель нашего урока:
- что мы должны знать;
- что должны уметь (учащиеся самостоятельно определяют цель урока).
Действительно,многое мы повторим на уроке и узнаем, чему научимся в результате изучения этой темы,какие разделы будем изучать, определим роль прилагательного в художественномтексте, будем готовиться к большой работе по развитию речи – описание зимнегопейзажа.
III.Актуализация опорных знаний и умений.
1. Общееграмматическое значение имени прилагательного.
Прочитайтепредложение (слайд 5):
Вьюгаснежная, пурга,
Намети нам пряжи,
Взбей пушистые снега,
Словно пух лебяжий.
(С.Маршак)
Назовите в этомтексте прилагательные, как определили (по вопросу). На какие вопросы отвечаетприлагательное? (какой? чей?) Что обозначает? (признак предмета)
Одновременно надоске оформляется запись:
Записьна доске:
I. Какой? чей?
признак предмета
Итак, чтообозначает и на какие вопросы отвечает прилагательное?
2. Морфологическиепризнаки имени прилагательного.
Имя прилагательноеобозначает признак предмета. Какую часть речи характеризует прилагательное?(сущ.) Выпишите столбиком словосочетания “прил.+сущ.” и определитеморфологические признаки прилагательного.
- снежная вьюга – в форме им.п., ед.ч., ж.р.
- пушистые снега – в форме в.п., мн.ч.
- лебяжий пух – в форме в.п., ед.ч.,м.р.
Какиеморфологические признаки есть у прилагательного, по какой части речи ихопределяем? (по сущ.)
Записьна доске: II. Изменяется по родам (в ед.ч.)числам, падежам, согласуется с сущ.
Каковыморфологические признаки у прилагательного?
3. Синтаксическаяроль.
Запишитепредложение, определите, каким членом является прилагательное.
Невидимкоюлуна
Освещает снег летучий,
Мутно небо, ночь мутна.
Записьна доске: III. Определение и сказуемое (чащевсего)
Но это чаще всего,а чем может быть еще в предложении? (слайд 6) Определите,какую синтаксическую роль играет прилагательное в этом тексте, в какую частьречи перешло:
Черноеи серое
Черноетихонько
Дремало на полу,
Серое тихонько
Пряталось в углу.
Черноелегонько
Лапой шевельнуло,
Серое проворно
Хвостиком вильнуло. (Кто это?)
4. Итоговоеобобщение по опорным записям по схеме. Монологический рассказ налингвистическую тему о прилагательном.
IV.Целеполагание на всю тему, создание целевой установки у учащихся.
Тема “Имяприлагательное” рассчитана на 25 часов. Что же мы будем знать и уметь врезультате изучения этой темы? Откроем оглавление в учебнике и прочитаем вразделе “Имя прилагательное”, какие темы будем изучать. На доске записано, чтомы знали, а вот что будем знать (слайд 7). Сравните свои“старые” знания с “новыми”. Может, обойдемся и без этих знаний и умений?
Решим нескольколингвистических задач.
1) “Разряды имениприлагательного”, “Склонение прилагательного”.
— Прилагательноеобозначает признаки предмета, а какие? (например, цвет, форму, размер, вкус ит.д.) В прочитанном нами предложении (слайд 8) попробуемопределить, какого разряда прилагательные.
Снежная (вьюга)–состоящая из снега — относительное; пушистые (снега)-качественное; лебяжий (пух) — чей? – притяжательное.
— Зачем надо знатьразряды? Решите такую лингвистическую задачу:
волчий (след)- летучий (снег)
— Внешне похожи?(да). Запишите их в родительном падеже (волчЬего следа – летучего снега). Какнаписали? (некоторые написали с ошибкой, увидели, что старых знаний нехватает).
Почему волчьего нужнописать с Ь, а летучего – нет? (слайд 9) Какойпризнак обозначает прилагательное волчий? (принадлежность, и этоприлагательное притяжательное, -ИЙ- здесь не окончание, как в слове летучий,а суффикс). Надо знать, что при склонении в притяжательных прилагательных на–ий- появляется Ь.
Летучий –какого разряда? (качественное). Оно склоняется как обычное прилагательное.
Можем мы обойтисьбез знаний о разрядах прилагательных? (нет). Значит, эта тема нам нужна.
2) “Краткие иполные прилагательные”.
В предложении,записанном для синтаксического разбора, в каких формах даны прилагательные? (летучий –полная, мутно, мутна — краткая). Кажется, что тутничего нет сложного. В своих творческих работах допускаете грамматическиеошибки на эту тему. Найдите такую ошибку в предложении и исправьте ее (слайд10).
*Зима в России чиста, свежа и длинная. (надопоставить в одну форму, слайд 11)
Чтобы не делатьподобных ошибок, надо знать и это правило.
3) “Степенисравнения прилагательных”
Чистейшегоснега
Белейшегоснега
Зимаотряхнула
Нарощу с разбега.
Чем отличается“чистый” и “чистейший”? (признак в большей или меньшей степени) Можно лисказать “самый чистейший”? Узнаем, что есть степени сравнения: сравнительная ипревосходная – и как правильно их образовывать. Исправьте ошибку в предложении:
*И над соснаминебо было светлей и более прозрачней, чем синева чистых снегов.
(Слайд12)
4.“Словообразование прилагательных”
С помощью какихморфем образуются новые слова? Зачем изучать этот раздел? Решите этилингвистические задачи (слайд 14):
а) / маши/н,нн/ый серебря/н,нн/ый ветре/н,нн/ый б) француз/к,ск/кий в) /не/большая поляна г) /снежно/белый наряд |
мыши/н,нн/ый стекля/н,нн/ый безветре/н,нн/ый скольз/к,ск/ий ничуть /не/большая /бело/снежный |
Вопросов возникломного. Для того чтобы их разрешить, надо знать и эту тему, учиться писать безошибок. (В слабом классе при решении этих задач учащиеся, как правило, делаютмного ошибок, и это допустимо, так как они должны увидеть, что необходимо этиправила знать, понимать, чтобы грамотно писать).
V.Определение измерителей. Ситуация “педагогизации”
Представьте, чтовы мои коллеги. Какие формы контроля знаний и умений после изучения разделов выбы предложили учащимся и почему? (тест – “Степени сравнения”, “Разрядыприлагательных”, словарные и выборочные диктанты, тесты, перфокарты –“Словообразование прилагательных”, в конце изучения темы – итоговый тест,устный зачет и контрольный диктант – все эти формы контроля внесены втехнологическую карту учителя).
VI.Обратная связь на уроке — составление текста типаописания – описание зимнего пейзажа.
— Важно грамотнописать, но не менее важно грамотно, образно и выразительно говорить. Изучениеэтой темы поможет нам научиться точно выражать свои мысли. Прилагательные нужныв речи для выделения предмета из ряда одинаковых, а в художественном тексте длячего? Какую роль играют прилагательные в стихотворениях? Как называется этотприем в литературе? (эпитет). Приведите примеры из стихотворений, где естьэпитеты. Какова же роль прилагательных в речи? (выделительная, рисующая,оценочная).
В течение изучениятемы “Имя прилагательное” будем учиться описывать зимний пейзаж. Наша задача –увидеть что-то свое в зиме. Но прежде, чем создать свой текст, поучимся уклассиков. Перед вами текст И.Бунина (распечатанный для каждого ученика), нобез прилагательных (у учащихся пропущены прилагательные). Прочитайте.Определите, каким настроением проникнут отрывок (восхищение, удивление).Постарайтесь восстановить авторский текст, впишите прилагательные (слайды15-17). Приложение 1
Утро. Выглядываю вокно и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие! Над глубокими исвежими снегами, завалившими чащу елей, — синее,огромное и удивительно нежное небо. Такие яркие,радостные краски бывают у нас только по утрам в январские морозы. Иособенно хороши они сегодня над свежим снегом и бором. Солнцеуже за лесом, просека в глубокой тени. В колеях санного следатень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на пышныхзеленых венцах, уже играет золотистый солнечный свет.И сосны замерли под глубоким небом. /И.Бунин/
— Видите, кактрудно работать с истинно художественным словом, важно подобрать не шаблонныеэпитеты, а свои (заметили, что ни разу не употребляется в тексте слово“белый”). Вывод (делают учащиеся): прилагательные служатизобразительно-выразительным целям, часто используются для типа речи – описание(говорится о признаках предмета и отвечает на вопрос — какой предмет?).
Что можно описатьс помощью прилагательных? (портрет, интерьер, пейзаж).
Составьте описаниекартины И.Шишкина “Иней” (слайд 18), используя прилагательные,передайте настроение картины (работа идет под музыку П.Чайковского из цикла“Времена года”).
VII.Прослушивание творческих работ. Итог урока. Рефлексия. Обобщение.
VIII.Домашнее задание (по выбору). Инструктаж:лингвистическая сказка “Из государства Морфология исчез город ИмяПрилагательное” или упр. № 320; подготовить рассказ об имени прилагательном спримерами из стихотворений (слайд 20).
22.12.2022
