Применениеинформационных технологий в обучении планиметрии
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляетзадуматься над тем, как поддержать у обучающегося интерес к изучаемомупредмету, их активность на протяжении всего урока. Для этого необходимы новыетехнологии обучения, в том числе с использованием компьютера, что позволяетучителю создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливостьшкольников.
Ключевые слова: геометрия, способности, технологии, компетентность,мышление.
Использование информационно-коммуникационныхтехнологий в обучении школьников – важная цель информатизации нашего общества.Внедрение компьютеров во все сферы деятельности человека создает благоприятныеусловия для обширного внедрения в педагогическую практику информационных икоммуникативных технологий.
Введение в ход урока информационно-компьютерныхтехнологий делает процесс обучения математике интересным и занимательным,создаёт у детей рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоенииучебного материала. Разнообразные моменты применения информационно-компьютерныхтехнологий, при помощи которых решается та или иная умственная задача,поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.
Неразвитостьмыслительной деятельности (анализа, синтеза, обобщения), незрелаяэмоционально-волевая сфера являются главным в психическом развитии обучающихсяс низким уровнем знаний.
Изучениесамых элементарных математических понятий требует от школьника высокого уровняразвития логического мышления, а именно: анализа, синтеза, обобщения исравнения.
Слабостьактивности восприятия создает существенные трудности в понимании задач,примеров, как показали исследования. Учащиеся воспринимают задачу не полностью,а фрагментарно, т.е. по частям, а несовершенство анализа и синтеза не позволяетэти части связать в единое целое, установить между ними связи и зависимости и,исходя из этого, выбрать правильный путь решения.
Информационно-коммуникативныетехнологии на уроках математики повышают мотивацию, помогают провести болееполную проверку знаний, умений, возрастает интерес к уроку, предмету в целом,красочно представляют учебный материал.
Следуетпомнить, что уроки математики имеют ряд отличительных признаков, которые необходимоучитывать при построении современного урока математики с использованиеминформационно-коммуникативных технологий:
-содержание обучение базируется на ранее изученном и готовит базу для усвоенияновых знаний;
-математика – это основа для изучения некоторыхдругих предметов;
-больше внимания уделять развитию у обучающихся логического мышления, умениюрассуждать и доказывать;
— теория лучшеусваивается в процессе решения задач.
Нa уроках геoметрии ученики мнoгo рaбoтaют с изoбрaжением геoметрических фигур, пoэтoму oсoбый интереспредстaвляют грaфические редактoры, пoзвoляющие сoздaвaть кoмпьютерные мoдeлигeoмeтрических oбъeктoв.
Тема «Треугольники» – одна из самых важных тем геометрии 7класса. Треугольники являются основным рабочим аппаратом всего курса геометрии.Мною разработана система уроков по геометрии с использованиеминформационно-компьютерных технологий.
Работа по развитиювнимания и памяти.
Спомощью презентации можно создать упражнения на развитие памяти и вниманияобучающихся.
Например,запомнить пары геометрических фигур или запомнить поочередность изображенныхфигур на слайде. Сложность заданий будут корректироваться исходя из уровняразвития внимания и памяти обучающихся. После демонстрации слайда, изображениесворачивается и классу задаются вопросы. Для проверки обучающимся сновадемонстрируется изображение.
Так,например, для темы «Треугольники» 7 класс я использую презентацию (рисунок 1).
Рисунок 1. Виды треугольников
Такжес помощью презентации можно формировать у обучающихся понятий «биссектриса»,«высота», «медиана» (рисунок 2, рисунок 3).
Рисунок 2. Определения медианы, биссектрисы, высоты
Рисунок 3. Формирование понятия биссектрисы
Работапо формированию и развитию логического мышления
Презентации(медиауроки), созданные непосредственно учителем, позволяют проверить знанияобучающихся, повторить и закрепить пройденный материал, позволяют быть в тесномвзаимодействии с детьми, постоянно наблюдать за ними и удерживать их внимание;не нужно отвлекаться на запись у доски. Если обучающиеся не совсем понялиопределенный момент урока – можно всегда вернуться назад. Также данный видурока позволяет работать индивидуально с конкретным школьником, сидя закомпьютером и объясняя ему материал.
Такдля 7 класса были разработаны презентации, позволяющие ученикам самим решитьзадачи, ответить на вопросы, закрепляя изученный материал (рисунок 4).
Рисунок 4. Задача на тему «Треугольники»
Контрольи проверка знаний
Возможноиспользование тестов и промежуточного контроля, как средств диагностикиусвоения обучающихся пройдённого материала.
Например,для закрепления темы «Треугольники» в 7 классе разработана система контрольныхтестов, приведен фрагмент разработки.
Вопрос 1. Треугольник –это
А) геометрическая фигура, состоящая из вершин, сторон и углов;
Б) геометрическая фигура, состоящая из трёх точек, не лежащих наодной прямой;
В) геометрическая фигура, состоящая из трёх равных углов.
Вопрос 2. Сумма длин трёх сторон треугольника – это его
А) периметр;
Б) площадь;
В) полупериметр.
Вопрос 3. Элементы одного треугольникасоответственно равны элементам другого треугольника, если
А) у треугольников равны периметры;
Б) треугольники с одинаковыми углами;
В) треугольники равны.
Вопрос 4. Теорема – это
А) рассуждение, приводящее к истине;
Б) утверждение, требующее доказательство;
В) утверждение, которое принимается без доказательств.
Вопрос 5. Какой признак равенства треугольников представленна рисунке?
А) первый признак;
Б) второй признак;
В) третий признак.
Итак, можно сделатьвывод: использованиеинформационно-коммуникационных технологий на уроках математики способствуетдостижению основной цели модернизации школьного образования – улучшениюкачества обучения, обеспечению потребностей гармоничного развития отдельногоученика и информационного общества в целом.
