Методическаяразработка учебного занятия
Разработала преподаватель высшей категорииГБПОУ «Южно-Уральский многопрофильный колледж» г.Челябинска: БеловаНаталья Рустэмовна
Дициплина: «Естествознание»
Группа: ПД-101, «Правоохранительная деятельность», 1 курс.
Тема занятия: Способыпрофилактики инфекционных заболеваний. Практическая работа «Извлечениеинформации из инструкций по применению лекарств».
Цели занятия:
Обучающие:
· Закрепитьзнания об иммунитете и инфекционных заболеваниях человека.
· Познакомитьсясо способами профилактики инфекционных заболеваний.
· Научитьсяполучать и выделять информацию из инструкций по применению лекарственныхпрепаратов.
Развивающие:
· Развиватьосознание значимости здоровья человека для достижения им успеха в жизни и профессиональнойдеятельности.
· Развиватьспособность ориентироваться в информации о лекарственных препаратах, готовностьсамостоятельно находить дженерики, заменяющие их.
· Развиватьнавыки познания: описания, наблюдения при изучении инструкций к лекарственнымпрепаратам.
· Развиватьумение сравнивать, обобщать, анализировать;
· Развиватьпрофессиональную наблюдательность;
· Развиватькоммуникативный компонент у обучающихся.
Воспитательные:
· Воспитыватьчувство ответственности за порученное дело, исполнительности;
· Воспитыватьстремление к физическому здоровью с использованием полученных знаний
· Воспитыватьчувство гордости за достижения отечественной науки и производства в областимедицины.
Результатыосвоения темы занятия
Освоение содержания учебногозанятия обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
личностных:
— устойчивыйинтерес к истории и достижениям в области медицины;
— объективноеосознание значимости компетенций в области медицины для человека и общества;
— готовностьсамостоятельно добывать и анализировать новые для себя сведения, используя дляэтого доступные источники информации;
— умениеуправлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровнясобственного интеллектуального развития;
— готовностьк продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональнойдеятельности, используя полученные знания.
метапредметных:
— применениеосновных методов познания (описания, наблюдения) для изучения различныхпроявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимостьсталкиваться в профессиональной сфере;
— умениеиспользовать различные источники для получения сведений медицинской направленностии оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;
предметных:
— сформированностьестественно-научного мышления и способности учитывать и оценивать последствия применениялекарственных средств для здоровья человека.
— умения применять естественно-научные знания в жизненных ситуациях.
— владениезнаниями гражданских прав и обязанностей в области здоровьесбережения.
— сформированностьличностного отношения, моральной ответственности за последствия своих действий посохранению здоровья.
Тип занятия:комбинированный урок.
Структура занятия:
1. Организацияначала занятия – 1 мин.
Подготовкаобучающихся к работе на занятии, полная готовность группы и оборудования,быстрое включение обучающихся в деловой ритм.
2. Контроль ипроверка знаний – 9 мин.
Выявление качестваи уровня овладения знаниями в устной и письменной форме. Получение достовернойинформации о достижении всеми обучающимися запланированных результатовобучения.
3. Подготовка косновному этапу занятия – 2 мин.
Обеспечениемотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности,актуализация знаний.
4. Основной этап:обобщение, углубление и систематизация знаний – 35 мин.
Формированиесистемы знаний, согласно планируемым целям занятия. Активная продуктивнаядеятельность обучающихся по включению части в целое.
5. Закрепление исистематизация знаний, в том числе практическая часть – 35 мин.
Закрепление целостнойсистемы ведущих знаний по теме, курсу.
6. Подведениеитогов занятия – 5 мин.
Дать анализ иоценку успешности достижения цели. Получение обучающимися информации орезультатах учения.
7. Домашнеезадание – 3 мин.
Основнаялитература
1. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология/В.И. Коробкин, Л.В. Передельский.Изд. 8-е – Ростов н/д: Феникс, 2005. – 576 с. (Высшее образование)
2. Степановских А.С. Прикладная экология: охрана окружающей среды:Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 751 с. (серия «Oikos».)
Дополнительнаялитература.
1. Лучич С.И. Популярные беседы по экологии. Челябинск: Изд-во«Рекпол», 2000. – 277 с.
2. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: Учебнаяпособие для вузов, средних школ и колледжей. – М.: ФАИР – ПРЕСС, 2000. – 320 с.
3. Левит А.И. Южный Урал: География, экология, природопользование.Учебное пособие. – Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд. – торг. дом, 2001 – 246 с.
4. Энциклопедия для детей. Том 19. Экология/Глав. Ред. В.А. Володин.– М.: Аванта+, 2001. – 448с.: ил.
Интернет-ресурсы
www. ecologysite. ru (Каталог экологическихсайтов).
www. ecoculture. ru (Сайт экологическогопросвещения).
www. ecocommunity. ru (Информационный сайт,освещающий проблемы экологии России).
Видеоролик: https://www.youtube.com/watch?v=-mg2eup83Mg
Ходзанятия
Этап занятия |
Цель этапа |
Деятельность преподавателя |
Деятельность обучающегося |
Результат |
1.Органи-зационный момент |
Организация обучающихся к работе на занятии, быстрое включение обучающихся в деловой ритм.
|
Приветствие
Ознакомление со структурой занятия
Тема сегодняшнего занятия «Способы профилактики инфекционных заболеваний. Практическая работа «Извлечение информации из инструкций по применению лекарств».Слайд №1. Тема занятия Слайд №2. Цели занятия
На сегодняшнем занятии мы с вами повторим основные понятия темы «Иммунная система и принципы ее работы», проследим взаимосвязь между темами предыдущего и сегодняшнего занятия, выслушаем сообщение, подготовленное по дополнительным источникам информации, выполним практическую работу, а затем подведем итоги.
|
Занимают свои рабочие места
Слушают и записывают тему занятия.
|
Группа обучающихся готова к деятельности.
Оборудование готово к работе. |
Метод: объяснительно-иллюстративный. Форма: фронтальная. Методические приемы: беседа. Средства: АРМ, рабочая тетрадь, ЦОР. |
2. Конт-роль и проверка знаний |
Выявление качества и уровня овладения знаниями в устной форме. Получение достоверной информации о достижении всеми обучающимися запланированных результатов обучения.
|
Задает вопросы, слушает и комментирует ответы обучающихся.
— Раскройте понятие «Иммунитет». Объясните, из чего складывается иммунитет человека?
— Дайте характеристику естественному и искусственному приобретенному иммунитету.
— Дайте характеристику искусственному активному и искусственному пассивному иммунитету.
|
Повторение материала предыдущего занятия.
Отвечают на вопросы: — Под иммунитетом принято понимать врожденную или приобретенную невосприимчивость организма…. Иммунная защита организма обеспечивается: 1) лейкоцитами (клетки-фагоциты); 2) антителами – особыми белковыми веществами, способными склеивать или разрушать микроорганизмы. Антитела обладают строгой специфичностью – действуют только на тот микроорганизм, который послужил причиной их возникновения.
— Естественный, или врожденный, иммунитет наследуется организмом от родителей… — Искусственный или, приобретенный иммунитет вырабатывается у человека после перенесенного заболевания.
— В ответ на прививку организм вырабатывает антитела, у него возникает искусственный активный иммунитет -… искусственный пассивный иммунитет, который создается путем введения человеку сыворотки крови
|
Текущий контроль, корректировка знаний.
Владение знаниями в области здоровья, формирования и поддержания собственного иммунитета. Владение навыками ЗОЖ.
|
Методы: устный опрос. Форма: фронтальная Методические приемы: беседа. Средства: карточки-задания
|
3. Подготовка к ос-новному этапу заня-тия |
Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация знаний.
|
Как мы уже знаем, иммунитет противостоит основным инфекционным заболеваниям, но периодически появляются новые болезнетворные вирусы и бактерии, для борьбы с которыми нужно создавать новые лекарства и вакцины, например от Covid.
— Как же защитить организм от инфекционных заболеваний? Можно ли предупредить заболевание и уменьшить нагрузку на иммунитет? |
Слушают, настраиваются на дальнейшее восприятие информации.
. |
Мотивация познавательной деятельности.
Умение применять основные методы познания для изучения различных способов предупреждения заболеваний и борьбы с ними.
Объективное осознание значимости компетенций в области сохранения здоровья и жизни человека. |
Метод: информационно-сообщающий. Форма: фронтальная Методический прием: рассказ. Средства: АРМ |
4. Основной этап: обобщение, углубление и систематизация знаний
|
Формирование системы знаний, согласно планируемым целям занятия.
Проведение физультминутки |
Об этом мы узнаем из сообщения «Профилактика инфекционных заболеваний», который подготовил(а) ……. Тема сообщения соответствует теме нашего занятия, поэтому в тетрадях делаем краткие записи по услышанному, в помощь вам будут слайды презентации.
— А теперь мы попробуем один из способов укрепления здоровья согласно рекомендациям первичной профилактики. Вы устали, давайте немного отдохнем. Встаньте, пожалуйста.
Продолжаем занятие. Напоминаю, что к мероприятиям третичной профилактики относят своевременное и эффективное лечение лекарственными средствами. Лекарственные вещества оказывают на организм как местное, так и общее действие. Реакция на введение лекарственных веществ зависит от индивидуальных особенностей организма, степени чувствительности его органов и тканей. Кроме основного терапевтического эффекта, лекарственные препараты могут вызывать и побочные отрицательные реакции. Иногда взаимодействие лекарственных веществ приводит к совершенно новым реакциям организма неблагоприятного характера. Поэтому принимать лекарства необходимо только по назначению врача. Лекарственные средства (медикаменты) представляют собой природные либо синтетические вещества или комплексы веществ, изготовленные с целью профилактики, диагностики и лечения человека. Медикаменты с одним и тем же действующим веществом выпускаются фармкомпаниями под разными торговыми наименованиями. Поэтому, зная название действующего вещества, можно найти аналог нужного препарата – дженерика.
О препаратах- дженериках нам расскажет … . |
Слушают, записывают определения и примеры
Делается сообщение, остальные конспектируют основной материал по нему.
Делают несложные физические упражнения под руководством одного из студентов.
Представленная информация была полезной? ДА 59.01% НЕТ 40.99% Проголосовало: 1110
Делается сообщение, остальные конспектируют основной материал по нему.
|
Активная продуктивная деятельность обучающихся по включению части в целое и систематизации знаний.
Владение знаниями в области здравоохранения.
Умение находить решение в проблемной ситуации.
Готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения, используя для этого доступные источники информации. Умение найти, проанализировать и выбрать нужную информацию.
|
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, Методические приемы: беседа, иллюстративный, презентации, постановка проблемы, установление причинно-следственных связей, поисковая деятельность. Форма: фронтальная, индивидуальная. Средства: АРМ, ЦОР. |
||||
5. Практическая часть. Закрепление и систематизация знаний теоретического материала.
|
Закрепление целостной системы знаний по теме, разделу, курсу.
|
— Как вы уже узнали, чтобы поддержать иммунитет и сохранить здоровье при контакте с инфекционными возбудителями необходимо правильно применять назначенные врачом лекарственные средства. Чтобы достичь максимально действенного результата, нужно научиться извлекать информацию из инструкций к лекарственным препаратам.
Предлагает начать практическую работу «Извлечение информации из инструкций по применению лекарств». Слайды №9-12.
— Итак, мы приступаем к выполнению практической части занятия, а именно извлечению информации из инструкции к лекарственному препарату
|
Слушают пояснения и приступают к выполнению практической работы.
Выполнят практическую работу, оформляют согласно выданной инструкции.
Сдают тетради
|
Владение знаниями в интересах поддержания и сохранения здоровья и безопасности жизни.
Умение управлять своей познавательной деятельностью.
Овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения способов поддержки собственного здоровья.
Применение основных методов познания (описания, наблюдения) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия. Воспроизведение изученной информации.
Владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей.
|
Методы: репродуктивный, проблемное изложение, практическая проверка знаний. Методические приемы: беседа, презентации, постановка проблемы, установление причинно-следственных связей, решение типового задания. Форма: фронтальная, индивидуальная, практическое занятие. Средства: АРМ, ЦОР, рабочая тетрадь.
|
6. Подведе-ние итогов занятия |
Дать анализ и оценку успешности достижения цели. Получение обучающимися информации о результатах учения.
|
— Что нового для себя вы узнали на занятии?
Анализирует успешность достижения целей занятия. Оценивает работу группы в целом. Иллюстрация №2(13): Цели занятия. Называет отметки: 1) обучающихся, подго-товивших сообщения; 2) обучающихся, отвечавших на вопросы при проверке знаний и закреплении материала. |
Ответы обучающихся
Слушают
Дополняют сведения |
Достижение целей обучения.
Стимул к дальнейшей учебно-познавательной деятельности |
Метод: информационно-сообщающий. Форма: фронтальная Методический прием: беседа. Средства: ЦОР |
7. Домаш-нее задание |
Закрепление полученных знаний, подготовка к следующему этапу обучения.
|
Создать «рейтинг» пунктов информации о лекарственном препарате, выстроив алгоритм чтения инструкции по степени важности. Поясните.
Используйте файл с инструкцией к практической работе прикрепленный к дистанционным заданиям группы в э/курсе «Естествознание» в ProCollege.
Слайд
Слайд №14. |
Записывают все обучающиеся
|
Сформированные навыки грамотного получения и использования информации из инструкций к лекарственным препаратам.
Ответственное отношение к здоровью своему и своих близких.
Навык самостоятельной аналитической работы. |
Метод: информационно-сообщающий. Форма: фронтальная. Методический прием: беседа. Средства: ЦОР. |
Приложение№1
Вопросыдля самооценки экологического поведения дома.
1. Как часто Выпроветриваете квартиру?
Редко — 1 балла
Часто — 2 балла
2. Как часто Вы делаетевлажную уборку?
1 раз в неделю — 1 балл
2 раза в неделю — 2 балла
Чаще — 3 балла
3. Используете лиВы моющие средства для посуды?
Да — 1 балл
Иногда — 2 балла
Нет — 3 балла
4. Подключаете лиВы в одну э/розетку сразу несколько э/приборов?
Да — 0 баллов
Нет — 2 балла
5. Сколько в Вашемдоме комнатных растений?
Нет совсем — 0 баллов
1-2 растения — 1 балл
Более 5-ти — 3 балла
Оцените свои результаты:
3-4 балла — В вашем доме неблагоприятная экологическая обстановка, нужно приниматьсрочные меры.
5-9 баллов — экологическая обстановка относительно неблагоприятная, нужно уделитьвнимание своему дому.
10-13 баллов — Ваше жилище экологически благоприятно!
Приложение №2
Практическая работа № 2
«Описание жилища человека какискусственной экосистемы»
Цель: описать жилищечеловека, изучить экологичностьнаиболее популярных строительных и отделочных материалов, вопросы грамотного ивзвешенного их выбора, необходимости размещать в помещениях цветов, аквариумов,и т. д.
Ход работы
Опишите жилище человекакак искусственную экосистему, заполнив таблицу:
Элемент дома, материал, наличие, количество |
Вредные факторы |
Методы устранения этих факторов |
Отделка помещения |
||
потолок |
|
|
пол |
|
|
стены |
|
|
Интерьер |
||
мебель |
|
|
растения |
|
|
Бытовые приборы |
|
|
Компьютерная техника |
|
|
Сделайте вывод обэкологической безопасности изученного жилища или помещения для проживания илиработы. Какие меры нужно предпринять, чтобы улучшить ситуацию.
Приложение №1. Материалы,использующиеся при строительстве и отделочных работах в доме.
Название материала |
Степень вредного воздействия на организм человека |
Дерево |
Экологически чистый материал |
Железная арматура |
Экологически чистый материал |
Стекло |
Экологически чистый материал |
Краска масляная |
Токсическое воздействие тяжелых металлов и органических растворителей |
Древесностружечные плиты |
Формальдегид, обладающий мутагенными свойствами |
Пластик |
Содержат тяжелые металлы, вызывающие необратимые изменения в организме человека |
Линолеум |
Хлорвинил и пластификаторы могут вызвать отравления |
Бетон |
Источник радиации |
Поливинилхлорид (ПВХ) |
Может вызвать отравления |
Обои с моющим покрытием |
Источник стирола, вызывающего головную боль, тошноту, спазмы и потерю сознания |