X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Кондакова Евдокия Николаевна,

учитель высшей категории

МОБУ «Саха гимназия» г.Якутск

Организация научно-исследовательскойработы по математике.

Одна из важныхзадач общеобразовательной школы состоит в том, чтобы сформировать у учащихсяумения, позволяющие им активно включаться в творческую, исследовательскуюдеятельность. На реализацию этой задачи нацелена технология деятельностногометода. Любому обществу нужны одаренные люди, и задача учителя состоит в том,чтобы поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того,чтобы эти способности были реализованы.

Каждому ребенкударована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира.Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность,способствовать развитию соответствующих умений и навыков, привитию школьникамвкуса к исследовательской деятельности.

Исследовательскаядеятельность учащихся — это совокупность действий поискового характера, ведущаяк открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способовдеятельности. Учебное исследование сохраняет логику исследования научного, ноотличается от него тем, что не открывает объективно новых для человечествазнаний. В качестве основного средства организации исследовательской работывыступает система исследовательских заданий. Исследовательские задания — этопредъявляемые учащимся задания, содержащие проблему; решение ее требуетпроведение теоретического анализа, применение методов научного исследования, спомощью которых учащиеся открывают ранее неизвестное для них знание.

На базе Сахагимназии работает летний научный лагерь. Учителя ведут для школьников различныеспецкурсы, проводят с детьми летние исследования, руководят исследовательскимипроектами. Работа ведется круглодично. Результаты летних полевых работоформляются в виде докладов. Потом по этим темам школьники успешно участвуют вразличных научно-практических конференциях.

Цель исследовательского метода -«вызвать» в уме ученика тот самый мыслительный процесс, который переживаеттворец и изобретатель открытия или изобретения. Школьник должен почувствоватьпрелесть открытия. Таким образом, исследовательский процесс — это не толькологико-мыслительное, но и чувственно-эмоциональное освоение знаний. И еслиребенок осознает способ поиска, то тогда он сможет использовать его и вследующий раз. Когда ребята сами придумывают задачи, алгоритмы, примеры, томатериал данной темы усваивается ими лучше. И математика становится частью ихжизни, потому что теперь каждый из них — участник процесса созданияматематического знания.

Представленная информация была полезной?
ДА
60.87%
НЕТ
39.13%
Проголосовало: 1536

И если ребенокосознает способ поиска, то тогда он сможет использовать его и в следующий раз.Когда ребята сами придумывают задачи, алгоритмы, примеры, то материал даннойтемы усваивается ими лучше. И математика становится частью их жизни, потому чтотеперь каждый из них — участник процесса создания математического знания.

Применениеисследовательского метода возможно в ходе решения сложной задачи, анализаинформации из первоисточников, разрешения поставленной учителем проблемы. Причемформы задания при исследовательском методе обучения могут быть различными. Этоили задания, поддающиеся быстрому решению в классе, дома, или задания,требующие целого урока, домашние задания на определенный срок.

Помогают развитиютворческих способностей детей задания, подобранные в учебнике илидополнительной литературе. Если ребенок решил задачу на смекалку, то здесьважно помочь детям осознать найденный ими способ — этим мы тоже развиваем ихтворческие способности.

В качествеиллюстрации учебного исследования остановлюсь на изучении некоторых тем поматематике в 5 — 6 классах по учебнику Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов. Изучениеэлементов теории вероятностей в школьном курсе математике, уже несколько летставшее обязательным, до сих пор вызывает много вопросов и дискуссий. Длярешения вероятностной задачи хорошо подходит математическое исследование.

При изучении в5-м классе темы: «Натуральные числа и шкалы» после введения понятиянатурального числа ребятам предлагается практическая работа исследовательскогохарактера: записать все трехзначные числа, для записи которых употребляютсятолько цифры 1 и 2. Включение в курс математики основной школы задачкомбинаторного характера связано с целью повышения развивающей функцииматематики, так как комбинаторные задачи требуют сочетания эвристического иалгоритмического стиля мышления.

Вероятность истатистика — способствуют формированию у учащихся функциональной грамотности,умения воспринимать и критически анализировать информацию, пониматьвероятностный характер многих реальных зависимостей, обогащается представлениео современной картине мира. В учебниках 5 — 6 классов заданияисследовательского характера так и называются «Математическое исследование».Это задание на умножение, деление степеней с одинаковыми основаниями (5 класс),построение правильного шестиугольника с помощью циркуля и линейки (5 класс), задачао пересечении сторон угла параллельными прямыми (6 класс) и другие. На такиезадания целесообразно отводить целый урок и проводить их в видеурока-исследования в форме групповой работы, по результатам которой можнопредложить подготовить ребятам проектные работы. Метод проектов помогает решатьисследовательские задачи в свободном режиме. Учебные исследования, проводимыешкольниками в рамках учебных проектов, могут нести объективно новое знаниеприкладного характера. Используя этот метод можно сформировать у учащихсякоммуникативные навыки, умение работать в коллективе. Метод проектов позволяетразвивать у школьников творческие способности, стремление самому созидать,осознавать себя творцом.

Использованиеисследований на уроках способствует сближению образования и науки, так как вобучение внедряются практические методы исследования объектов и явлений природы- наблюдения и эксперименты, которые являются специфичной формой практики. Ихпедагогическая ценность в том, что они помогают учителю подвести учащихся ксамостоятельному мышлению и самостоятельной практической деятельности;способствуют формированию у школьников таких качеств, как сообразительность,вдумчивость, настойчивость, терпеливость, аккуратность; развиваютисследовательский подход к изучаемым технологическим процессам.

Учитель какорганизатор учебного процесса, должен проявлять и управленческие способности, итворческий подход. Непосредственное руководство учебно-исследовательскойработой школьника — это тот вид педагогического взаимодействия, в котороммаксимально раскрываются возможности сотрудничества, соавторства, сотворчества.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.87%
НЕТ
39.13%
Проголосовало: 1536

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет