X-PDF

Исследовательская работа Потенциал Темниковского района для развития религиозного и паломнического туризма

Поделиться статьей

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕБЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТЕМНИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ

ГЕРОЯСОВЕТСКОГО СОЮЗА А.И.СЕМИКОВА

 

 

Исследовательская работа

 

«ПотенциалТемниковского района для развития религиозного и паломнического туризма»

 

(экскурсионно-туристический

 маршрут

посвятым местам)

 

 

 

 

                              Подготовила:

                                                               ПанкратоваУльяна,

                                                               Учащийся6 Б класса

                                                               МБОУ«ТСОШ им. Героя Советского Союза

                                                              А.И. Семикова,

                                                                                                               

                                                                                     Руководитель:

                                                               БогородицкаяТатьяна Андреевна,

                                                               педагог   

                                                               МБОУ«ТСОШ им. Героя Советского Союза

                                                              А.И. Семикова                                                                

                                                               

                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                    

 

2023г.

 

 

           

Содержание

 

Раздел 1. Введение…………………. .……………………………………………..  3

Раздел 2.Основнаячасть . Маршрутами святынь Темниковского района   

2.1     Знакомство смаршрутом………………………………………………………….5-6

2.2    Церковь Успения Пресвятой Богородицы г.Темников……………..…………7

2.3     Рождество-БогородичныйСанаксарский мужской монастырь……… ……..7-8

2.4     Родник, названный в честь преподобногоФеодора Санаксарского……  …8-9

2.5     Алексеевский(монаховский) родник……………………………………………..9

2.6      ХрамАлександра Невского с. Лесное Ардашево……………………………9

2.7      ХрамРождества Христова с.Аксел……………………………………………….10

2.8      Покровскаяцерковь с.Жегалово…………………………………………….10

2.9      Храм Святыхапостолов Петра и Павла с.Пурдошки……………..………..10

2.10   СтароковыляйскийСвято-Троицкий женский монастырь………………….11

2.11   Храм СвятогоНиколая Мирликийского Чудотворца с.Урей……………….11

2.12   Михайло-Архангельскаяцерковь с.Куки……………………………………..12

2.13   ХрамВеликомученицы Параскевы с. Старый Город…………………………12

Раздел 3 .Заключение……………………………………………………………12-13

Литература…………………………………………………………………………. 14

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. Введение. Туристскийпотенциал Темниковского района.

 

                                                                      Среди лесов и рек ленивых

                                                                  Вдалиот шумных большаков

                                                                  Естьгородок, что так ревниво

                                                                  Хранитпокой и красоту лугов.

                                                                  Онв самом сердце блоковской России

                                                                  Онзатерялся в «чуди» и «мордве»

                                                                  Втуманной прячется он мгле.

                                                                                              Н.Е. Никитина

 

     В сердце каждого человекаживет любовь к малой родине,  к родной земле с ее бескрайними степями,полями, лесами.   Наша земля стоит того,чтобы ею гордиться. Для этого надо знать историю своего родного края, культуруи традиции народов, живущих здесь.

   Не все страницыистории Темниковского района, Республики Мордовия еще изучены. Чем гордиться,если не знаешь свои корни, историю родного района, историю своего села, историюсвоего народа, если лишён памяти о своём наследии? Народ, не помнящий своегопрошлого, не вправе надеяться на будущее.  

Изучая историю и культуру родного края, я обратил внимание на следующие факты:

·       на территорииТемниковкого района сохранились памятники православной культуры 17-19 веков,среди них есть уникальные;

·       на территории нашего района ведется большая работа по возрождению духовного наследия.

        Человекусвойственно желание больше узнать о тысячелетней религиозной культуре. Поэтомув последние годы подлинно массовыми стали визиты туристов и экскурсантов в храмыи монастыри. Многие из них стремятся прикоснуться к нетленным мощам,чудотворным иконам, совершить омовение в святых источниках.

Все это привеломеня к идее создания местного Экскурсионно-туристического маршрута  «Маршрутами святынь Темниковского района »

         Религиозный туризм — этосамостоятельный вид туризма. У него, как и у других его видов, есть своиразновидности: паломнический туризм и религиозный туризм экскурсионнойнаправленности. Религиозный туризм совсем недавно был внесен в список существующихвидов туризма, принятый Всемирной туристской организацией, хотя его можноназвать древнейшим, корни которого уходят в незапамятные времена.                                  Актуальность выбранной темысостоит в том, что сегодня в России значительно увеличился спрос натуристические маршруты религиозной направленности. Религия встречалась на всёмпути человечества, думаю, её роль останется неизменной в духовном возрождениинаселения страны и развитии интереса к религиозным и культурным ценностям.ВТемниковском районе есть многое, что могло бы привлечь верующих туристов, аименно соборы, церкви, мечети и другие культовые заведения и святыни.

Объект   исследования – культурноенаследие родного края : святыни , памятные места, православные храмы  Темниковскогорайона. 17-19 века. Предметом исследования является изучениеисторической судьбы церквей  Темниковского района, их архитектурныхособенностей, культурно-исторической ценности.  Гипотеза.  О развитии туризма на территории  Темниковского района  говорят очень много и работают в данном направлении,  но ясчитаю, в наш  район можно еще больше привлечь туристов разрабатывая религиозно-паломнические маршруты.

Цель данной работысостоит в том, чтобы изучить возможности использования религиозныхцентров Темниковского района в туристических маршрутах .

Задачи:

1. Выявить сущностьпонятия «религиозный туризм» и разновидности религиозного туризма;

2. Изучить религиозныйтуризм с точки зрения его экскурсионно-познавательного значения;

3. собрать материал об уникальных храмахнашего края.

4. развить навыки исследовательской работы в областиправославной культуры.

5. Разработать иподготовить религиозный туристический маршрут экскурсионно-познавательнойнаправленности для школьных групп «Маршрутами святынь Темниковского района».

Длядетального изучения этой темы были выбраны следующие методы исследования и подходы:

·                      Научно-поисковые: проведениеопроса и бесед с жителями;

·                      Аналитические: анализ и синтезсобранного материала;

·                      Систематизирующие: систематизацияполученных данных;

·                      Практические: компьютернаяпрезентация, создание буклетов с маршрутами.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.38%
НЕТ
40.62%
Проголосовало: 1167

Практическая значимость исследовательскойработы заключается в том, что она может быть использована учащимися на урокегеографии Мордовии. Кроме того, она может быть полезна для  любого человека,интересующегося историей и культурой родного края,  и того, кто любитактивный отдых и путешествия.

Научная новизна исследования состоит ввыявлении отношения жителей к  религиозному и паломническому туристическомупотенциалу района и созданию туристических маршрутов, которых до сих пор ещёникто не предлагал.

Позавершению работы я ожидаю получить следующие результаты:

·                      определить туристический потенциал района;

·                      выясненить отношения жителей к развитию религиозного ипаломнического туризма в районе;

·                      представить маршруты путешествия;

·                      оформить результаты исследования в виде презентации и буклетов.

В результате проведённой мною исследовательскойработы, я пришла к выводу о том, что моя гипотеза абсолютно подтвердилась.Потенциал для развития религиозного и паломнического туризма в Темниковскомрайоне есть.

Поэтомудля эффективного развития туризма я предлагаю следующие меры:

·                      Провести большую рекламную акцию.

·                      Разместить информационные баннеры.

·                      Культурно- этнические центры полностью ориентировать на принятиетуристов.

·                      Улучшить инфраструктуру (дороги, гостиницы, составить картотекусдачи для проживания жиля из частного сектора).

·                      Проводить конкурсы и олимпиады среди учащихся района погеографии и истории района.

Кроме этого, я разработала несколько примерныхтуристических маршрутов.

Раздел 2. Основная часть.  Маршрутами святынь Темниковскогорайона

2.1 Знакомство с маршрутом

Данная исследовательская работа направлена наповышение интереса к истории и культуре родного района, на восполненияотсутствия экскурсионных маршрутов религиозно-паломнического направления, напробуждение интереса у детей и взрослых к истории Малой родины черезорганизацию экскурсионных маршрутов к историческим памятникам родного края.Также моя работа нацелена на подготовку учащихся-экскурсоводов и разработкуэкскурсии по объектам маршрута. Под религиознымтуризмом следует понимать видыдеятельности, связанные с предоставлением услуг и удовлетворением потребностейтуристов, направляющихся к святым местам и религиозным центрам, находящимся запределами обычной для них среды.Религиозный туризм ориентирован напосещение святых мест, храмов и монастырей, сохраняющих мощи святых, иконы идругие предметы религиозного культа. Религиозные туры характерны дляпредставителей крупных мировых религий и могут выполняться как организованно,так и стихийно. Паломнический туризм — это совокупность поездокпредставителей различных конфессий с паломническими целями. Паломничество -стремление верующих людей поклониться святым местам.

 Темниковский районрасположен северо-западной части РеспубликиМордовия, граничит   с Нижегородской и Рязанской областями.

По его территории с востока на запад протекаетприток Оки река Мокша.

В Темниковском районеимеется 1 городское поселение и 6 сельских поселений, в состав которых входит97 населённых пунктов..

          На его территории   находятсястаринные сёла: Аксёл, Жегалово, Лесное Ардашево, Пурдошки, Урей, Кушки, СтарыйГород, Кондровка. Административный центр — город Темников. Именно этинаселенные пункты и стали объектами моего маршрута  «Культурное наследие Темниковскогорайона».

        

 2.2   Церковь УспенияПресвятой Богородицы г.Темников

Assumption

Успенская церковьг.Темников, каменная, была возведена в 1827 году близ кладбища, на месте гдесобирались солдаты на войну с Наполеоном. Храм мыслился, как памятник воинампавшим за Отечество. Храм построен в стиле классицизма, имеет три придела.Главный в честь Успения Божией Матери, правый в честь Святителя НиколаяЧудотворца, левый в честь Св.мученицы Параскевы. В годы лихолетия советской властидважды закрывался, второй раз открылся в 1961 году и поныне действует. В настоящее время  церковьотреставрирована,  совершаются ежедневные Богослужения.

2.3 Рождество– Богородичный Санаксарский мужской монастырь

http://go2.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//www.ledinn.ru/userfiles/21349092.jpg&mb=imgdb_preview_1076&q=90&w=245

                И до сихпор он над рекою

                Стоит какпамять о былом,

                Такомдалеком, невозвратном,

                Но близкомк нам,

                Не сказкидревние, а были

                В стенахСинаксаря живут,

                Их шепчутсосны вековые,

                И струиМокши им поют.

 

         В излучине Мокши, в трехкилометрах от Темникова, вниз по течению реки, в соседстве с сосновым бором, сдубовыми, липовыми и ольховыми порослями, раскинулся неповторимый ансамбль,подлинная жемчужина,        православная обитель с удивительным именем- Санаксарский монастырь. С северной и западной сторон к немупримыкают боры и рощи, с юга и востока за Мокшей – прекрасные, богатыеразнотравьем пойменные луга и бесчисленное количество больших и малых озер.

http://detsad114.ucoz.ru/_ph/17/2/190310616.jpgВозможно, это название происходит отслова «синаксарь» – так называли на Руси краткие жития святых, или отмордовского «санав сара», что означает болотистую местность, или от лежащего внизине у его стен озера Санаксар (производного от двух слов: «сена», т.е.сенокосные угодия, трансформировавшегося со временем в «сана» и «ксарь» -косарь.).                

Монастырь былоснован в 1659 году и к началу XIX века превратился в крупную, хорошообустроенную обитель. Существующие ныне здания и сооружения построены внесколько этапов с 1765 по 1820-е годы. Строительство шло сначала подруководством старца Феодора (Ушакова), затем старца Филарета (Былинина).Замкнутое пространство в форме трапеции образовано поставленными по периметрукорпусами келий, связанными стеной с тремя угловыми башенками. Главный вход –52-х метровая надвратная церковь (1776). В  юго-восточной части –одноглавая Владимирская церковь (1781) и больничные кельи. Западнее монастырярасположены гостиничные корпуса, далее, на расстоянии 260 м у соснового бора – кладбищенская Владимирская церковь (1806).

Пространственнаякомпозиция представляет сложно скомпонованные здания с прихотливым силуэтом ицентром – монументальным пятиглавым собором. Соборная церковь в честь РождестваПресвятой Богородицы имеет престол в честь Усекновения Главы Иоанна Крестителяв нижнем теплом этаже (1774). Она выстроена на пожертвования Екатерины II истоличных сановников. Ее композиция пирамидальна: высокий трехъярусный храмувенчан вычурным пятиглавием. Фасады церкви украшены многоцветной росписью, чтоявляется редкостью для русской архитектуры Нового времени. Экстерьер и интерьеррасписаны старцем Филаретом в стиле рококо: их отличает легкость, декоративнаяприхотливость и грациозная игра форм. Ансамбль Санаксарского монастыря – одиниз немногих крупных хорошо сохранившихся градостроительных памятников второйполовины XVIII – начала XIX века, барочная архитектура которого отличаетсязначительной художественной ценностью. Ансамбль властно входит в природныйландшафт и своими динамичными формами создает впечатление неисчерпаемой энергиичеловека. Главные святыни монастыря – мощи святых преп. Феодора, праведноговоина Феодора (Ушакова), преп. Александра исповедника.  В близи находитсяисточник преп. Феодора.

 

2.4 Родник, названный вчесть преподобного Феодора Санаксарского

CA1TM7YPCA7KQFS2CAP4VC1FCA307Q4FCAN9IILECAAAPQDZCAJBTXP9CAUB3XRSCARLBWQKCA6CWQU3CAIAI8CMCAABQWZPCAPITPT7CAEMKI8BCAKDBTQDCA96S07NCATG38OOCATU1E5ICAKKHGZPCA9BFU98

CA0PV4OUCAZ6SE3PCASL2145CAI1YIK6CAIOEOYMCA8HRXNGCAL7PW42CA86KJ07CANCEYSUCASJCN76CAHYKTOYCAL3A8B5CAX8STVGCAXFZ01ACA2X9ELECAGT9G1DCA7L511ICACDNP5VCAJ5HGDPCAQ18UVC Большое скопление верующихв  жаркие летние дни бывает  у святого источника, названного в честьПреподобного Феодора Санаксарского. Он расположен в лесу, у дороги, ведущей вмонастырь. Это место — прекрасное воплощение любви к Господу Богу. Верующиемогут испить и набрать в дальний путь святой прохладной водицы и пройтипроцедуру омовения в двух купелях, расположившихся в поистине сказочныхтеремах. На них с противоположной стороны смотрит лик Преподобного ФеодораСанаксарского. Здесь же возвышается часовня, строится домик смотрителя. Всесделано для удобства верующих: и лестница с перилами, и купальни с поручнями иступенями, и забор воды с водоразделом.

2.5 Алексеевский(монаховский) родник

 

100_3248Алексеевский родник с первых дней возникновения Санаксарского монастыряпринадлежал ему и в народе назывался монаховским. Этому есть и документальноеподтверждение. В районе расположения родника (по архивным данным) находилисьскотный двор, пчелиная пасека монастыря, мельница, ледник, дом для работниковмонастыря, церковно-приходская школа, — всего 21 здание.

В настоящее времярассматривается проект реконструкции источника, который предусматривает двекупальни: мужскую и женскую. К тому же, будет оборудована стоянка дляавтомобилей, проложены дороги. 

Источник, как ипрежде,  называется монаховским. А часовня, без всякого сомнения, — в честьПраведного воина Феодора. Ведь он жил здесь, и не исключено, что пил воду изэтого самого монаховского родника.

Большинствотемниковцев предпочитают брать родниковую воду из самого обильного источникарайона, расположенного на окраине  д. Алексеевка. Эта вода вкусная иблаготворно влияет на здоровье.

 

Церковь2.6 Храм АлександраНевского с. Лесное Ардашево

Храм во имяблаговерного князя Александра Невского с теплыми приделами в честь ПокроваПресвятой Богородицы и святителя Николая Чудотворца в селе ЛесноеАрдашево был закончен и освящен в1896 году.

Круглые барабаны,полусферические купола и штукатурные фасады роднят церковь Александра Невскогос образами храмов эпохи классицизма. Северный и южный фасады храма,снабжённые по центру полуциркульной закомарой над тройным арочным окном,венчание основного объёма, напоминают нам об образе первых каменныхцерквей Киевской Руси. В настоящее время совершаются Богослужения, идетреставрация храма.

2.7 ХрамРождества Христова с.Аксел

Храм Рождества Христовас.Аксел.
Храм кирпичный был построен в 1821 году имеет 4престола. В Советское время был разрушен. Открылся храм в 1990 году. Внастоящее время идут реставрационные работы.

 

 

2.8Покровская церковь с.Жегалово

Покровская церковьс.Жегалово
Храм кирпичный построен в 1840 г. имеет три престола: главный Покрова БожиейМатери, правый Св.Николая чудотворца, левый Св.Митрофана Воронежского. ВСоветское время был разрушен. В настоящее время совершаются богослужения и идутреставрационные работы.

2.9 Храм Св.апостолов Петра и Павла с. Пурдошки

Храм Св. апостоловПетра и Павла с.Пурдошки.
Храм каменный построен в 1820 году. Престол освящен в честь Св.апостолов Петраи Павла. В Советское время был закрыт. В настоящее время совершаютсяБогослужения, идет реставрация храма.

 

 

 

 

 

2.10 Староковыляйский Свято-Троицкийженский монастырь

http://photo.russian-church.ru/fd/72/19/0d/29/1000-865-facd57cbb943ffb9264.jpg

  Свято-Троицкийженский монастырь находится в Темниковском районе Республики Мордовия, в сорокакилометрах от известного паломникам Санаксарского Богородично-Рождественскогомонастыря. Еще в 2000 году на территории обители располагалась сельскаябольница. История обители начинается с 30-х годов XIX века. В 1834 году княжнаНадежда Даниловна Бибарсова открыла приют-богадельню при церкви во имяРождества Пресвятой Богородицы. По инициативе княжны Надежды и ее родственниковв селе Старый Ковыляй, где она проживала, взамен обветшавшего храма в 1826 годубыл построен новый каменный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы.

Получивблагословение трех старцев (иеромонаха Арсения, старца-затворника Иакова,преподобного Серафима Саровского) княжна вплоть до своей кончины в 1862 годузанималась устроением обители. 

Монастырь имел 10зданий-корпусов, в них — живописные, позолотные, иконные мастерские, мастерскиепо рукоделию, просфорни, складские, пошивочные, квасоварни, столярные,бондарские, скотный двор и др. хозяйственные постройки, а также открытоеучилище для девочек-сирот.

В 1863 году  вобители насчитывалось   72 сестры. В начале XX века количество сестер превышало450.

        В 1926 году монастырь былзакрыт. Имущество разграблено, постройки, храмы разрушены, разобрана ограда;уцелело одно здание.

      Храм во имя иконыБожией Матери Всех скорбящих Радость  был восстановлен, с 2004 годаздесь совершается Божественная литургия.        
      С 2002 года настоятельницей монастыря является монахиня Магдалина. Вместес ней в святой обители молитвенный подвиг несут 2 монахини, 2 инокини, 5послушниц

2.11 Храм Св. НиколаяМирликийского Чудотворца с.Урей

Храм Св. НиколаяМирликийского Чудотворца с.Урей.
Храм каменный, построен в 1765 году. Имеет три престола. В Советское время былсильно разрушен. В настоящее время отреставрирован и совершаются Богослужения.

2.12 Михайло-Архангельская церковь с. Кушки


Храмкаменный, построен в 1758 году. Имеет три престола: главный АрхистратигаМихаила, правый Покрова Божией матери, левый Св.муч.Иоанна воина. В Советскоевремя храм был сильно разрушен. В настоящее время совершаются Богослужения,идут реставрационные работы.

2.13 Храм Великомуч. Параскевыс.Старый Город

Храм Великомуч.Параскевы с.Старый Город.
Храм каменный, построен в 1840 году. Имеет три престола.
В Советское время сильно пострадал. В настоящее время совершаются Богослужения,идет реставрация храма.

 

 

 

 

 

Раздел 3. Заключение

        Подводя итогимоего исследования, можно сказать, что цель, поставленная мною, достигнута изадачи выполнены. Над своим исследованием я  работал  около трёх месяцев и   пришелак следующим выводам:

1.    Натерритории нашего района сохранились каменные памятники архитектуры

2.    XVIIXIX веков.  История наших храмов,обителей – это история родного края. А знание истории малой родины помогаетлучше понять историю своей страны, крепче любить родную землю.

3.      Всехрамовые сооружения на территории Темниковского района являются выявленными объектамикультурного наследия и поставлены на учет, ведется их восстановление.

4.    Религиозный туризм в Темниковском районе имеет достаточновысокий потенциал, который должен быть умело использован. Достаточноинтересными могут быть комплексные туры для детей, школьников, включающиепосещение объектов различных религий. Основными объектами являются православныехрамы. Реальные религиозные ресурсы более обширны и разнообразны.

5.     Религиозныйтуризм есть одно из направлений работы по духовно-патриотическому воспитаниюнаселения, а особенно молодежи, приобщению людей к нравственным ценностям,духовному и культурно-историческому наследию народа. Это комплексная задача, врешении которой должны принять участие государственные, частные, общественные ирелигиозные институты.

         История убедительносвидетельствует – храмы на Руси имеют огромное значение, выполняя духовные,культурно-просветительные, хозяйственные функции. В последнее времявозрождаются исчезнувшие в революционное время храмы .          Но сколько ещеих, к сожалению, остались в глубине веков и в памяти уходящего поколения.Поэтому так необходимо собрать и сохранить то немногое, что осталось от нашихсвятынь, служивших для народа и ради народа, несших спасение, святость инадежду.

           В своей работе я  попыталась составитьмаршрут культурного наследия  Темниковского района   и  если  мои старанияпринесли кому-то свет знаний, значит,  я  работала не зря.

            Конечно, я  не смогла пока рассказать обовсех культурных памятниках  нашего района, о христианском наследии нашего края.Однако мы с моим руководителем Богородицкой Татьяной Андреевной  увидели, чтонарод возвращается к вере, хочет иметь в своем селе маленькую деревяннуюцерковь или большой нарядный храм, построенный по старинным проектам.

           Можносказать, что религиозный туризм вызывает огромный интерес у населения, а,следовательно, с каждым днем получает все большее распространение в мировойтуристской практике.

 

          

         


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.38%
НЕТ
40.62%
Проголосовало: 1167

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет