Социально– педагогическая работа с детьми из неблагополучных семей.
« Группа риска» — это категория детей, которая в силуопределенных обстоятельств своей жизни более других категорий подверженанегативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальныхэлементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних. Основной причинойпопадания ребенка в группу риска по наблюдению специалистов социально –психологической службы школы, являются сложные обстоятельства:
· Пьянствоодного или обоих родителей, их асоциальное поведение;
· Устройствов квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов;
· Психическиезаболевания родителей;
· Убийствоодного из родителей на глазах детей другим родителем;
· Отбываниенаказания одним из родителей в местах лишения свободы;
· Лечениеодного из родителей от алкоголизма;
· Жестокоеобращение с детьми(побои)
· Побегииз дома, конфликты со сверстниками.
При семейном неблагополучии решить проблемы детей, неимея института социально – педагогической поддержки, весьма проблематично.
Рост числа семей группы риска в последние годыобусловили необходимость обеспечить со стороны российского общества защитудетей в семьях. Для решения этой важной задачи в школах введена должностнаякатегория – социальный педагог.
Принципы работы социального педагога в школе с детьмигруппы риска:
1 -создание атмосферы доверительных взаимоотношений «социальный педагог – ребенок»
2 -подключение к процессу реабилитации всех субъектов государственной системысоциальной поддержки и защиты детства (органы социальной защиты, КДН и ЗП, ПДН, органами здравоохранения)
3 -тесное взаимодействие с семьей ребенка
Создание доверительных отношений требует наличия усоц. педагога информации о личностных характеристиках ребенка. Сбор такойинформации можно провести по матрице, которая одновременно является инструментомдля вычисления уровня социального благополучия.
Это позволяет своевременно выявить детей группы риска дляпринятия профилактических мер и определения путей индивидуальной работы сподростком.
Доверительность отношений социального педагога сребенком, как и работа с его семьей в целом, предполагает соблюденияконфиденциальности при получении информации о семье. Однако в процессе работымогут возникнуть обстоятельства, требующие немедленного принятия мер, а значит– отказа от принципа неразглашения информации. Социальный педагог не имеетправо принимать самостоятельное решение, игнорируя волю родителей. Согласносемейному кодексу России именно на родителей возлагается право на воспитание детейи заботу об их здоровье ( Семейный кодекс РФ , ст.63).
Специалисты социально – психологической службы школы,опираясь на принципы профессиональной этики, не только помогают детям ,попавшим в сложную социальную ситуацию, но и осуществляют деятельность,направленную на профилактику отклоняющегося поведения.
Соц. педагог Лищенко Л.В.