Урок 18. Святые Кирилл и Мефодий — просветители славян
Цель урока: формированиепредставлений о просветительском подвиге святых Кирилла и Мефодия в землях,населённых славянами.
Задачи урока:
— образовательные:познакомить обучающихся с просветительской деятельностью святых Кирилла иМефодия, рассказать историю создания церковнославянского языка, оценитьзначение деятельности равноапостольных братьев для славянских народов;
—воспитательные: способствовать формированиюнравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческихнравственных ценностей;
— развивающие (развитиеУУД): способствовать развитию умений работатьс различными источниками информации, проводить сравнение, делать выводы,выявлять моральное содержания действия на основе сравнения с эталоном,планировать и оценивать результаты своей работы, слушать учителя иодноклассников, вступать в диалог.
Тип урока: урок освоения новых знаний и учебныхдействий.
Основныепонятия и термины: старославянский и церковнославянскийязыки.
Методическое обеспечение:учебник, рабочая тетрадь, аудиозапись молитв на церковнославянском, фотографиизалива Термаикос, пейзажей Салоник и Константинополя.
Оборудование: класснаядоска, устройство для прослушивания музыки, экран, проектор.
Ход урока
1.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся
Формированиемотивации учебной деятельности и актуализация знаний.
Вопросы:
1) Вспомните, каких святыхназывают равноапостольными.
2) Согласились бы вы уехать вкакую-нибудь не очень развитую чужую страну и помогать местным жителям беззарплаты?
Сегодня наша цель — узнать о жизнипросветителей славян Кирилла и Мефодия и попытаться понять значение дела,которое они выполнили.
Задачи: проанализировать жизнеописание святыхКирилла и Мефодия; узнать о создании славянской азбуки и связи старославянскогоязыка с церковнославянским и современным русским языками; оценить значениедеятельности равноапостольных братьев для славянских народов и нашей страны
2.Первичное усвоение новых знаний
Вначале рассказа о равноапостольных Кирилле и Мефодии можно предложитьобучающимся представить себя в византийском городе Салоники. Для этого можноразвесить на доске или вывести на экран фотографии окружающих этот городпейзажей. Учителю следует ярко описать город, в котором родились святые братья,а также великолепие Константинополя, в котором они учились и жили некотороевремя. Затем ученикам предлагается ответить на вопрос, что могло бы стать дляних поводом из такой прекрасной страны уехать на чужбину.
Далеерассказ учителя о святых Кирилле и Мефодии можно построить, ориентируясь натекст учебника. Следует обратить внимание на то, что Кирилл и Мефодий посвятилисвою жизнь служению чужим по происхождению, но братским во Христе славянскимнародам. В средние века, когда христианство было основой жизни всех людей,считалось, что попытки сменить Богом определённое место внутри иерархическогопорядка природы и общества ни к чему хорошему не приводят. В поэме ВернераСадовника «Крестьянин Гельмбрехт» описано, как крестьянский сын уходит врыцари. Переживая кризис, он стремится вернуться обратно, но уже не может.Определение места в будущей жизни человека происходило уже с рождения, и егообучение и воспитание направлялись на то, чтобы сформировать данного человеканаиболее подходящим именно для этого места.
Внаше время люди много перемещаются по земле. Чаще всего это поиск более хорошихусловий жизни, как говорится в русской пословице, «рыба ищет, где глубже,человек — г де лучше». Кирилл и Мефодий не искали для себя лучших условийжизни, наоборот, славянские страны в то время были намного хуже развиты, чемВизантийская империя. Они не думали о себе, а хотели послужить Христу.
3. Закрепление и проверка понимания
В целяхзакрепления изученного и проверки понимания предлагается ответить на вопросы 1,2 учебника (§ 18) и выполнить задания 1, 2, 4 рабочей тетради (тема 18).
Дополнительные задания
1. Напишите впервой строке языки, на которых сейчас совершается богослужение в православныхцерквях. Во второй строке напишите языки, на которых совершалось богослужениедо Кирилла и Мефодия.
1) Сейчас:
2) До Кирилла и Мефодия:
2.Представьте себе, что вы прекрасный врач, очень нужный у себя на Родине. Вамприходит сразу два письма: одно из США, другое из африканской страны.
Письмо 1
«Уважаемый(ая)…
Зная о ваших достиженияхв медицине, мы приглашаем вас работать в очень известный госпиталь на берегуокеана. Ваша зарплата будет составлять 500 000 долларов в год, вам будетпредоставлен для житья благоустроенный коттедж с видом на океан, в вашемраспоряжении будет автомобиль».
Письмо 2
«Брат(сестра)…
В нашей стране очень нехватает врачей, люди без врачебной помощи постоянно умирают. Помогите нам,приезжайте хоть на небольшое время, правда, мы не сможем платить вам большуюзарплату, и условия жизни у нас весьма скромные».
Каждомуиз вас даётся пустой конверт — это ваш чемодан и листочки бумаги свысказываниями — это ваши вещи. Решите, что бы вы сделали в данном случае, иположите в чемодан то, что соответствует вашему решению.
—Я очень люблю Родину и не могу никуда уехать.
—Я хочу жить в хороших условиях с хорошей зарплатой.
—Я хочу, чтобы у моих детей было обеспеченное будущее.
—Я хочу получить от жизни всё.
—Главное, иметь возможность расслабиться.
—У меня ещё пока нет семьи, и я могу послужить людям.
—Я хочу, чтобы мои будущие дети могли брать с меня пример.
—Я хочу, чтобы мои дети росли на Родине.
—Я должен трудиться, чтобы моя Родина была богаче и счастливее.
—Я хочу потрудиться для своей Родины.
—Я должен быть там, где сейчас нужнее.
(Обсуждениесодержания «чемоданов».)
4.Рефлексия. Подведение итогов
Итак,Кирилл и Мефодий стали святыми, выбрав по доброй воле тяжёлую жизнь в чужойземле и проповедуя там христианскую веру.
Домашнее задание
Учебник,§ 18, задание 3; рабочая тетрадь, тема 18, задание 3.