Методическая разработка обобщающегоурока в 6 классе по теме
«Решение практических задачна пропорции».
Пояснительнаязаписка.
Предложенная темаразработана мной для понимания и применения учащимися темы «Пропорции» длярешения задач в повседневной жизни. Использование таких заданий, как решениеуравнений и практических задач в учебном процессе позволяет ответить на вопросыучащихся «Зачем нам нужна математика?», «Где нам это пригодится?», «Зачем мы изучаем эту тему «Пропорции»? Тему «Пропорции» мы изучаем в 6 классе, а знанияэтой темы мы применяем для решения многих задач по другим предметам, а также вповседневной жизни. Поэтому учащиеся должны иметь практические навыкиприменения полученных знаний.
В работе представленыразработанные мной задачи практического характера, а также таблица, котораяоблегчает решение задач и система оценивания как задач , так всей работыкаждого учащегося.
Цель занятия: Обобщить и систематизировать полученные знания о пропорции и еесвойствах, научиться применять эти знания в практической жизни, познакомитьучащихся с понятием «функциональная (математическая) грамотность.
Задачи.
Образовательные: повторить понятия: пропорция, члены пропорции, верная и неверная пропорция;основное свойство пропорции и научиться применять его для решенияпрактических задач, формировать умения решать задачи и уравнения , используяосновное свойство пропорции.
2. Развивающие: развиватьу учащихся умение ставить перед собой цель, добывать новые знания путёмисследования; учиться выражать свои мысли в устной и письменной речи,высказывать свою точку зрения; развивать практические умения и навыки решениязадач, сравнивать и оценивать свои результаты, делать соответствующие выводы.
3. Воспитательные: развивать познавательные интересы у учащихся , творческуюактивность, формировать чувство товарищества и взаимопомощи, самооценку;формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся.
Планируемыерезультаты.
Предметные: уметьиспользовать понятия отношения, пропорции и ее свойство при решении уравнений изадач; приводить примеры использования пропорции на практике в жизни,формирование устойчивой мотивации к обучению и математической грамотности наоснове алгоритма выполнения практических задач.
Личностные: формированиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; развитиемышления, находчивости, активности при решении математическихзадач; воспитание таких качеств как умение работать в паре, взаимопомощии способность принимать самостоятельные решения.
Метапредметные:
Коммуникативные:
–организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
–развивать умение грамотно выражать свои мысли;
–уметь воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить втексте информацию, необходимую для решения задачи.
Регулятивные:
–определять целевые установки учебной деятельности, выстраивать цепочки логических операций, необходимых для достижения поставленной цели;
–корректировать свою деятельность на уроке: вносить изменения в свою работу сучетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.
Познавательные:
– осуществлятьосмысленное чтение, которое позволит учащимся быстро найти пути решения той илииной задачи;
–использовать общие приёмы решения задач.
Открытый урок поматематике в 6 классе по теме
«Решение практическихзадач на пропорции».
План урока
1.Организационныймомент.
2.Мотивацияк учебной деятельности.
3.Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока.
4.Подготовкак основной части урока. Повторение теоретического материала.
5.Основнаячасть «Всего лишь один день вместе с математикой»:
а)Решение уравнений напропорции.(Работа в парах на ноутбуках).
б)Физкультминутка.
в)Решениезадач на формирование функциональной грамотности учащихся.
6.Первичнаяпроверка задач.
7.Рефлексияучебной деятельности. Подведение итогов урока.
8.Постановкадомашнего задания.
Ход урока.
1.Организационныймомент .Проверка готовности класса к уроку: организация рабочего места и концентрациивнимания .(Слайд 2)
2.Мотивацияк учебной деятельности.
Учитель. Я радаприветствовать вас на нашем открытом уроке по математике по теме «Пропорция». Надеюсьу всех у вас настроение хорошее ,а чтобы оно было еще лучше послушаем песню проматематику.(Учащиеся исполняют песню). Только что в песне вы услышали, чтоматематика- важный предмет и тема «Пропорция» важна не только в математике ,нои в других различных областях науки и жизни.(Слайд 3).
3.Актуализациязнаний. Постановка цели и задач урока.
Приизучении таких предметов как биология, география встречали вы задачи, которыерешали с помощью пропорции? Приведите примеры таких задач. В дальнейшем приизучении других предметов, как физика и химия вы не раз встретитесь сзадачами, которые решаются с помощью пропорции. А для чего эти знания намнужны, для чего мы учимся решать задачи? Поэтому целью нашего занятия является что, как вы думаете? (Учащиеся отвечают, учитель подводит кформулировке цели. ) (Слайд 4.)
Цель: Обобщить исистематизировать полученные знания о пропорции и ее свойствах, научитьсяприменять эти знания в практической жизни, познакомить учащихся с понятием«функциональная (математическая) грамотность. (Слайд 5)
Ребята,знаете ли вы, что такое функциональная грамотность? — Слышали ли вытакое понятие, как функциональная грамотность?(Дети отвечают)
На уроках математикиразвивается математическая грамотность — это способность учащегосяиспользовать математические знания, приобретенные им за время обучения в школе,для решения жизненных задач.
Мыучителя не только даем вам определенные знания ,но и учим применять их, то есть учимся для жизни. Сегодня мы с вами будем работать под девизом: «Решаем задачии учимся для жизни». А для этого мы должны сегодня выполнить следующие задачи урока:(Слайд 6)
Образовательные: повторить понятия: пропорция, члены пропорции, верная и неверная пропорция;основное свойство пропорции и научиться применять его для решенияпрактических задач, формировать умения решать задачи и уравнения, используяосновное свойство пропорции.
2. Развивающие: развиватьу учащихся умение ставить перед собой цель, добывать новые знания путёмисследования; учиться выражать свои мысли в устной и письменной речи,высказывать свою точку зрения; развивать практические умения и навыки решениязадач, сравнивать и оценивать свои результаты, делать соответствующие выводы.
3. Воспитательные: развивать познавательные интересы у учащихся , творческуюактивность, формировать чувство товарищества и взаимопомощи, самооценку;формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся.
4.Подготовка к основной части урока.Повторение теоретического материала.
Чтобырешить все эти задачи нам нужны глубокие знания по этой теме.(Слайд 8, 9)
Учительорганизует фронтальную работу на повторение основных понятий и определений иуточняет понимание учащимися поставленной цели.
За каждый правильныйответ учащиеся получают один балл. (Учащиеся выставляют баллы в свой оценочныйлист).
Ответьте на вопросыили продолжите предложение.
1. Равенство двух отношений называют … .
2. Отношение 2-х чисел показывает, какую частьпервое число….
3. Если пропорция верна, то произведение еёсредних членов равно произведению ….
4.Назовите крайние члены пропорции:7:21=1:3
5. Верна ли пропорция: 4:3 =2:1,2 ?
6.Частное двух чисел называют ….
7. Прямо пропорциональные величины- это …
8.Обратно пропорциональные величины –это….
5.Основная часть «Всего лишь один деньвместе с математикой»
(Слайд 10)
а)Решение уравнений на пропорции.(Работа впарах на ноутбуках).(Слайд11)
Учитель.Молодцы. С таким багажом знаний мы смело можемпродолжить наш урок. Теоретический материал мы повторили, а теперь закрепимнаши знания практически. Мы с вами знаем, что многие задачи решаются с помощьюосновного свойства пропорции, решая уравнение. Теперь все учащиеся делятся напары и решают уравнения, используя свойство пропорции, на ноутбуках. Уравнения составлены по уровням. Выберите сначала уровень, затем решите. Послевыполнения задания пары обмениваются решениями и оценивают.
б)Физкультминутка.(Слайд12)
Затем учащимсяпредлагают встать и сделать несколько упражнений для смены вида деятельности идля дальнейшей работоспособности учащихся.(Звучит музыка и учащиеся выполняютупражнения)
в)Решение задач на формирование и развитиематематической грамотности учащихся.(Слайд 13,14,15)
Чтобы следоватьдевизу нашего урока «Решаем задачи и учимся для жизни» предлагаю примеры задачпрактического характера. Как уже выше было отмечено, основная часть нашегоурока называлась «Всего лишь один день вместе с математикой», все задачи,которые вы будете решать- это такие задачи ,с которыми мы сталкиваемся каждыйдень. Поэтому мы должны иметь навыки решения таких задач. На слайде имеетсятаблица, которая поможет вам решить задачи. Обратите внимание на величины-прямо пропорциональные или обратно пропорциональные.
Учащиеся получают карточки с задачей итаблицей и решают их.
Задача 1. Мама попросила сына подсчитать, сколькокилограмм сахара необходимо для приготовления варенья из 5,4кг айвы, еслидля приготовления 3,8 кг айвы использовала 4 кг сахара.
Задача 2. Для лечения гриппа папа попросил дочкурассчитать, сколько г ромашки необходимо для 500г отвара, если лекарственногоотвара ромашки на 100 г кипятка необходимо 20 г сухой ромашки.
Как вы знаете скоро наступит зима ,поэтомунам всем нужно запасаться витаминами. Следующая задача связана с капустой, котораябогата витамином С. А ваши мамы часто на зиму готовят квашеную капусту. (Этузадачу по решению самих учащихся один из учеников решает у доски )
Задача 3.Мама Руслана решила заквасить 8 кг капусты. Капуста при засолке теряет 20 %своего веса. Она попросила сына рассчитать ,достаточно ли купить 14кг свежей капусты.
Посоветовавшись сучителем биологии, я решила вам дать задачу, которую предлагает она на урокахбиологии.
Задача 4. Наповерхности кожи площадью 1 кв.см. находится 5000 разнообразных вирусов ибактерий. Вычислите , сколько вирусов и бактерий находится на коже площадью 1кв.м.
Задача 5.Припосадке деревьев на пришкольном участке классный руководитель сказала учащимся,чтобы они принесли деревья в таком отношении, чтобы число фруктовых деревьевотносилось к числу декоративных, как 2:3.Сколько % на участке из посаженныхдеревьев составляют фруктовые деревья.
Учитель.А теперь попрошу вас обменяться решениями задач, проверить и оценить их .(Учительпомогает оценивать при спорных ситуациях).Одну задачу учитель требует решить удоски.
6.Первичная проверка задач.(Слайд16)
Учитель.Вы оценили решение задач, теперь подсчитайте свои баллы на оценочных листах и поставьтесебе оценку ,а окончательные оценки я выставлю после проверки ваших оценочныхлистов, оценки должны быть одинаковые, если вы все правильно подсчитали. Оценкивы выставили ,теперь я прошу вас провести рефлексию урока, на оценочныхлистах продолжите фразы.(Слайд 17)
7.Рефлексия .
|
— Довольны ли вы своими результатами? — Я сегодня узнал(а).. — Я теперь умею… — Полученные знания буду использовать… Я хотела бы… (Слайд 17) |
Учитель.Сегодня мы достигли нашей цели урока и выполнили все задачи ,поставленные переднами. Самое главное, все эти знания , полученные сегодня, пригодятся вам вжизни. Я думаю, мы учимся не только чтобы получить знания, а учимся для жизни. До свидания, спасибо, всем , за ваши старания.
8.Постановка домашнего задания.(Слайд 18)
Учебник Математика 6 класс. А.Г.Мерзляк,№ 682, придумать одну задачу из жизни на пропорцию и решить ее.