РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
Участие воспитателя вмузыкальном занятии зависит от возраста группы, музыкальной подготовленностидетей и конкретных задач данного занятия. Особенно важноучаствовать воспитателю в работе с младшимигруппами, где ему принадлежит главная роль вигре, пляске, песне. Чем младше дети, тем активнее приходится быть воспитателю- оказывать помощь каждому ребенку, следить, чтобыдети не отвлекались, были внимательными, наблюдать, кто икак проявляет себя на занятии. В старшей и подготовительной группах детям предоставляется больше самостоятельности, но все жепомощь воспитателя необходима. Он показывает движения упражнений вместе смузыкальным руководителем, исполняет пляску вместе сребенком, у которого нет пары, осуществляет контроль за поведением детей, за качеством выполнения всего программного материала. Воспитатель должен уметь петь песни, показывать любое упражнение, игру или танец, знать музыку для слушания детскогорепертуара. Во время музыкальных занятий воспитатель следитза осанкой детей, произношением слов в песне, качеством усвоенияматериала. Роль воспитателя меняется в зависимости от содержаниямузыкального занятия. Если в плане занятия намеченодать новую песню, спеть ее может воспитатель, если предварительно разучит ее с музыкальным руководителем. Допускается и такой вариант: первый раз песню исполняет музыкальный руководитель, повторно — воспитатель. Музыкальный руководитель и воспитатель могут исполнить песню вдвоем. На следующем занятии воспитатель поет запев песни, а дети — припев. Воспитатель следит, всё ли дети активно поют, правильно ли они передают мелодию песни, выговаривают слова. Поскольку музыкальный руководитель находится около инструмента, он не всегда способен заметить, кто из детей спел то или иное слово неправильно. Если занятие посвящено слушанию музыки, воспитатель может рассказать о содержании музыкальной пьесы, которую будет исполнять музыкальныйруководитель, во время исполнения следить за тем, как дети воспринимают музыку.Когда дети мало высказываются по поводу услышанного, ноподают реплики во время исполнения, воспитатель помогает им прианализе наводящими вопросами. При проведениимузыкально-ритмических движений с детьми 3-4 лет воспитательиграет с ними, показывает плясовые и имитационные фигуры. В группах детей 4-5лет он внимательно следит, правильно ли дети выполняют движения и кому из нихнадо помочь. Присутствуя на занятиях, активно участвуя в них,воспитатель не только помогает детям, но и сам усваиваетматериал. Необходимо, чтобы на занятиях поочередноприсутствовали оба воспитателя. Зная репертуар, они могутвключать те или иные песни, игры в повседневную жизнь детей. Особыеобязательства налагает на воспитателя отсутствие в детском саду музыкальногоруководителя, ибо процесс музыкального развития ни в коемслучае не должен приостанавливаться. Его осуществляетвоспитатель в полном соответствии с задачами исодержанием программы. Обычно музыкальные занятияв отсутствие музыкального руководителя проводятся сиспользованием вокальной музыки. Для этого воспитателю совершеннонеобязательно иметь хорошие певческие данные — достаточнообычного голоса, но песни должны исполняться интонационнои ритмически точно, выразительно. Кроме пения, воспитательможет включать в занятие хороводные пляски, слушание музыкис использованием различных народных и детских музы- кальных инструментов,технических средств обучения, которые позволяют ознакомитьдетей с лучшими образцами русской и западной классическоймузыки, народным музыкальным творчеством, слушать произведениянеоднократно в различном исполнении на рояле, баяне?скрипке и др. Грамзапись дает возможность не толькослушать музыку, но и выполнять под нее некоторые виды упражнений(ходьба, бег, подскоки, плавный шаг), игры и пляски. Такимобразом, организация работы по музыкальному воспитанию в дошкольном учреждениизависит от тесного рабочего взаимодействия всего педагогического коллектива.
Роль воспитателя в музыкально-педагогическом процессе
Придавая большое значениеличности педагога, его руководящей роли в воспитательном процессе, Н. А. Метловвозлагал большие надежды на его активноеучастие в работе по музыкально-эстетическому воспитанию детей.
Степень активности воспитателя он ставил в зависимость не только от природных данных (слух, голос, пластикадвижений) и профессиональнойподготовки, получаемой в педагогическом училище или на курсах, но главным образом от согласованности в работе воспитателя имузыкального руководителя, от их взаимной заинтересованности в успешном музыкальномвоспитании детей.
Н. А. Метлов пропагандировал такие формы повышения музыкальной грамотности и культуры воспитателя, каксовместное с музыкальнымруководителем планирование музыкальных занятий, открытые музыкальные занятия с последующим обсуждением,индивидуальные и групповыеконсультации и практические занятия музыкального руководителя своспитателями, обучение воспитателя методике пользованиятехническими средствами, детскими музыкальными инструментами.
Н.А.Метлов
РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
Воспитатель осуществляет в основном всюпедагогическую работу в детском саду, — следовательно, он не может оставатьсяв стороне и от музыкально-педагогического процесса.
Наличие в детском саду двух педагогов —музыкального руководителя и воспитателя, к сожалению, не всегда приводит кжелаемым результатам. Тут имеют место две крайности. Одна, когда всемузыкальное воспитание сводится только к проведению музыкальных занятий.Воспитатель при этом считает себя свободным от музыкального развития детей. Втаком случае музыкальное воспитание не является органической частью всей жизнидетей: пляска, музыкальная игра не входит в быт ребенка. Воспитатель,недооценивая значение музыкального воспитания в педагогической работе, непроявляет сам интереса к нему и не умеет вызвать интереса у детей.
Существует и другое противоположное явление,когда музыкальный руководитель выступает только аккомпаниатором, не принимаетнепосредственного участия в проведении музыкальных занятий, не следит за тем,как воспитатель и дети исполняют песни, пляску, движения. Такое распределениеролей возможно лишь в том случае, когдавоспитатель музыкален, методически подготовлен, но слабо владеетмузыкальным инструментом. Воспитатель малоопытный и недостаточно музыкальноподготовленный, работая без всякой помощи и указаний, может допустить в работеошибки как в подборе музыкального репертуара, так и в исполнении его.
Проведение музыкального занятия не являетсямонополией музыкального руководителя, а составляет часть педагогической работы,которую ведет воспитатель. Часто растерянность, сухой скучный тон воспитателя,нечеткость в движениях происходит от того, что он еще не имел достаточнойпрактики, не уверен в своих силах. В первое время воспитатели являются на музыкальныхзанятиях как бы на положении «практикантов», которые работают под наблюдениеммузыкального руководителя. Успехи воспитателя в значительной мере зависят отинтенсивности работы музыкального руководителя с ним.
Педагог-музыкант ведет работу в двух направлениях — с детьми ивоспитателями. Чем меньше подготовлен воспитатель, тем больше приходитсямузыкальному руководителю заниматься непосредственно с детьми. По мереовладения воспитателем содержанием и методикой музыкального воспитания,педагог-музыкант все больше вовлекает воспитателя в непосредственную работу сдетьми, а также осуществляет контроль за его работой вне занятий.
Музыкальный руководитель знакомит воспитателя спрактическим материалом, который дается детям. Воспитатель проводит с детьмина занятиях отдельные его элементы: поет новую песню или разучивает с детьминовую пляску, организует музыкальную игру, показывает упражнение.
Давая воспитателям задания, музыкальный руководитель должендифференцированно подходить к каждому воспитателю, учитывая его силы ивозможности.
Какие же формы работы с воспитателями наиболееэффективны? Среди них можно назвать индивидуальную консультацию и групповыезанятия (кружок).
На индивидуальных консультациях музыкальныйруководитель договаривается с воспитателем о заданиях, интересных и доступныхдетям данной группы, и о том, кому из детей следует уделить особое внимание.Музыкальный руководитель проверяет, как воспитатель исполняет детские песни,пляски.
На занятиях кружка воспитатели знакомятся с основными теоретическими и методическими вопросамимузыкального воспитания, а также разучивают детские песни, пляски,игры, упражнения. Кроме того, разучиваются песни взрослых и песни, которыедоступны дошкольникам для слушания. Эти песни педагогический коллективисполняет детям на занятиях как слушание музыки или на праздниках, концертах.При разучивании с воспитателями песен обращается внимание на чистоту интонации,на четкость дикции. Наряду с приобретением вокальных навыков воспитатели повышают культуру своего движения. Кроме детскихигр, плясок и упражнений они делают более сложные движения, которые способствуют развитию координации их движенийи общему музыкальному развитию.
На кружковых занятиях воспитатели выполняют также некоторыесамостоятельные задания. Цель их двоякая: проверить, насколько ими усвоенматериал, и развить инициативу воспитателя. Например, задание составитьпляску, упражнение на определенную музыку. Удачный творческий опыт воспитателя следует поощрять и широко использовать в работе с детьми.
Нужно научить воспитателя пользоватьсяпроигрывателем, совершенствовать знания в области музыкальной грамоты, чтобыон мог исполнить по нотам детскую песенку, спеть ее. Хорошо привлечь в кружоктехнический персонал и актив родителей. Это приближает их к педагогическойработе. Кроме кружков, следует широко использовать для воспитателей и детейслушание радиопередач.
Интерес педагогического коллектива к музыкальномувоспитанию отражается на всей воспитательной работе, создает подъем, бодрость,особенно при проведении праздников.
Для того чтобы наладить должным образом работу музыкального руководителя с воспитателем, необходимконтроль и помощь заведующего учреждением.
