государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Тольяттинский социально – педагогический колледж»
|
Курсовая работа |
Виртуальнаяэкскурсия на уроке литературного чтения как средство формирования текстовыхумений у младших школьников
ПМ01 Преподавание по образовательным программам начального общего образования
Специальность: 44.02.02 Преподавание в начальных классах |
|
Форма обучения: очная (заочная) Студент(ка): Малыгина Дарья Дмитриевна Руководитель: Л. З. Мастерова |
__________________ __________________ |
|
Курсовая работа Защищена с оценкой «_______________» «_____» ______________ 2022 г. Руководитель курсовой работы ________________________________ (личная подпись)
|
Тольятти, 2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………..………….… |
3 |
||
1. Психолого-педагогические аспекты формирования текстовых умений у младших школьников на уроках литературного чтения посредством виртуальной экскурсии……………………………………….. |
7 |
||
|
1.1
|
Проблема текстовых умений у младших школьников в психолого-педагогической литературе…………………….……. |
7 |
|
1.2
|
Специфика уроков литературного чтения классах на современном этапе образования в педагогической литературе …. |
11 |
|
1.3
|
Технологические подходы применения виртуальной экскурсии по формировании текстовых умений у младших школьников….……………………………………………………… |
Представленная информация была полезной? ДА 59.06% НЕТ 40.94% Проголосовало: 1109 15 |
19 |
|||
|
2.1. |
Методика практико-ориентированного исследования формирования текстовых умений у младших школьников……… |
19 |
|
2.2. |
Выявление уровня формирования текстовых умений у младших школьников …………..……..………………………….…. |
21 |
|
2.3. |
24 |
|
Заключение……………………..……………………………………..…….… |
28 |
||
Список литературы…………………….………………………………..…… |
29 |
||
Приложение……………………………………..……………..………….…… |
32 |
Введение
Актуальностьисследования заключается в том, что в соответствии стребованиями ФГОС школа обязана подготовить ребенка к сознательной будущейжизни. Он должен не только иметь знания по предмету, но и уметь применять их напрактике. В частности, что касается языка, школьнику необходимо уметь правильновыражать свои мысли, поддерживать беседу, грамотно писать и учиться решатьразличные речевые ситуации. Одной из основных целейначальной школы является гармоничное развитие обучающихся, формирование прочныхнавыков грамотного письма, развитой речи. Развитие текстовых умений – сложныйпроцесс, поскольку его успех зависит от многих факторов, например, особенностейпсихического развития каждого школьника, от работы учителя, приемов и методов,которые он использует и т.д. Анализ программного содержания и учебниковпоказал, что существуют различные подходы к формированию текстовых умений.Перед учителями стоит проблема выбора наиболее эффективных методов, приемов исредств по совершенствованию текстовых умений у младших школьников с учетом ихпсихолого-педагогических особенностей.
В настоящеевремя проблема развития текстовых умений у младших школьников все большепривлекает внимание как исследователей, так и учителей-практиков, ищущихэффективные методы и приемы формирования и совершенствования текстовых умений.Несмотря на то, что проблема текстовых умений у младших школьников широкоосвещается в педагогических исследованиях и научных трудах многие десятилетия,она и в настоящее время является актуальной, поскольку международные исследованияпоказывают, что у российских учеников низкий уровень формирования уменийработать с текстом.
Выше сказанныхрезультатов можно добиться с помощью внедрения в учебную деятельность такойинновационной формы урока, как виртуальные экскурсии. Один из актуальныхвопросов, волнующих современного учителя: как заинтересовать обучающегося науроках литературы? Существуют различные формы и методы, которые стимулируютучебную деятельность учащихся. Одной из них является учебная экскурсия.Проведение учебных экскурсий усиливает практическую направленность обучения,реализуя тем самым принципы наглядности и связи обучения с жизнью.
Проблема исследования заключаетсяв том, что Федеральный государственный образовательный стандарт НОО поставил вкачестве одного из приоритетных формируемых результатов – текстовых умений,однако механизмы его формирования посредством виртуальной экскурсии разработаны в недостаточной степени.
Объектом исследования являетсяпроцесс формирования текстовых умений у младших школьников.
Предметом исследованияявляется виртуальная экскурсии на уроке, направленная на формирование текстовыхумений у младших школьников.
Цель исследования– формирование текстовых умений у младших школьников посредством виртуальнойэкскурсии на уроке литературного чтения.
Задачи исследования:
— осуществить анализпсихолого-педагогической литературы по проблеме формирования текстовых умений умладших школьников[T1]
— изучить особенностивиртуальной экскурсии на уроке как по формированию текстовых умений у младших школьников[T2] в педагогической и методической литературе;
-выявить уровеньформирования текстовых умений у младших школьников;
— проектировать комплексуроков литературного чтения с применением виртуальных экскурсий по формированиютекстовых умений у младших школьников;
— обобщить результатыисследования.
Гипотезаисследования заключается в предположении о том, чтоформирование текстовых умений у младших школьников будет эффективным приприменении виртуальной экскурсии на уроке литературного чтения.
Методологической основойисследования являются: исследования о человекекак субъекте отношений, его творческой активности; учение об особенностяхстановления и развития личности; комплексный подход к анализу рассматриваемыхфактов, положений и процессов; методологический принцип объективности, принципальтернативности научного поиска и положения о целостностивоспитательно-педагогического процесса.
Теоретической основойисследования являются следующие философские и психолого-педагогические работы:теория педагогических технологий (В.П.Беспалько, Дж. Керолл, Г.К. Селевко идр.); теория развивающего обучения (Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Н.Леонтьев идр.); теории личностно-ориентированного образования и организации творческойдеятельности учащихся (А.Н.Леонтьев, Т.А.Михайловская); концепции моделированияи конструирования педагогического процесса (Ю.К.Бабанский, М.Л.Поташник, П.И.Пидкасистый и др.); классификации методов обучения (Ю.К. Бабанский, М.Н.Скаткин, Е.И. Перовский).
Достоверность и обоснованность результатовобеспечивается применением комплекса методов теоретического и эмпирическогоисследования, адекватных его объекту, целям и задачам; репрезентативностьювыборки и статистической значимостью полученных результатов.
В процессеисследования использовались следующие методы: изучение и анализпсихолого-педагогической, научной и методологической литературы, нормативнопрограммной и учебно-планирующей документации, методические и учебные пособия;моделирование, проектирование, системный анализ, синтез; экспериментальное ипрактическое внедрение организационно-методического обеспечения (наблюдение заходом учебного процесса, беседы с учениками и учителями школы города Тольятти,метод экспертных оценок); наблюдение и постановка педагогического эксперимента;статистическая обработка полученных результатов.
Исследование проводилосьв четыре этапа. Основные этапы исследования:
На первомэтапе (сентябрь 2022г.)осуществлялось изучение и анализ психолого-педагогической литературы, былисформулированы рабочие гипотеза, цель, задачи.
На второмэтапе (октябрь 2022г.) проводиласьпрактико-ориентированное исследование, рассматривалось состояние проблемы втеории и практике общеобразовательных школ г.Тольятти; изучался опытформирования текстовых умений[T3] у младшихшкольников; разрабатывались основные положения практико-ориентированногоисследования.
На третьемэтапе (ноябрь 2022г.) проведенопрактико-ориентированное исследование по формированию текстовых умений умладших школьников посредством виртуальной экскурсии на уроке .
На четвертомэтапе (декабрь 2022г.) уточненыматериалы исследования, обобщены его результаты, сделаны выводы, велосьоформление курсовой работы.
Базойпрактико-ориентированного исследования явилосьГБОУ СОШ с.Узюково, учащиеся 3 «А» вколичестве 23 человек[T4] .
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись участием в XIIIнаучно-практической Интернет — конференции «Методологическаякультура выпускника специальностей педагогического профиля как фактор его профессионального[T5] становления на современном этапе образования»,где была представлена статья на тему «Виртуальная экскурсия на уроке каксредство формирования текстовых умений у младших школьников», на сайте http://wiki.tgl.net.ru(Приложение 1)
Научная значимостьисследования заключается в уточнении научных понятий «текстовых умений» умладших школьников и поиска пути их формирования средствами виртуальнойэкскурсии на уроке.
Практическая значимостьисследования состоит в том, что разработанный комплекс уроков литературногочтения с применением виртуальных экскурсий по формированию текстовых умений умладших школьников, может быть использован учителями начальной школы вучебно-воспитательном процессе.
Структура курсовойработы состоит из введения, 2-х глав,заключения, списка литературы, состоящего из 20 источников, 4 приложений, 5 таблиц, 5 рисунков.