Акимова С.Р.
Государственное бюджетное образовательноеучреждение высшего образования Республики Крым Крымскийинженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова
г. Симферополь
Научнаястатья
«СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПОПРЕОДОЛЕНИЮ ДИЗАРТРИИ»
Аннотация
В этой статье речь пойдет об одном изсамых распространенных нарушений речи — дизартрии. Большое внимание в статье уделяетсяобщим симптомам дизартрии и способам их устранения. Также подчеркиваетсяважность и содержание логопедической помощи для улучшения организации речи удетей с дизартрией.
Ключевые слова: фонематическиенарушения, дизартрия, диагностика, симптоматика, логопедическая коррекция.
Keywords: phonemic disorders, dysarthria,diagnosis, symptoms, speech therapy correction.
Дизартрия -это нарушение произношения, проявляющееся в отсутствии органической иннервации артикуляционныхорганов. Термин дизартрия образован от греческихслов arthson — сочленение и dys — частица, означающаярасстройство(нарушение).
Понятие «дизартрия»предложил терапевт А. Куссмауль в 1877 г., под которым он понимал все нарушенияфонетической стороны речи у детей и взрослых. Изучение дизартрии как речевой патологии и системыкоррекционной работы связаны с исследованиями Е. Н. Винарской, Е. Ф.Архиповой, Е. М. Мастюковой, Е. Ф. Соботович, Л. И. Белякова, Г. В. Чиркина, Л.В. Лопатина.
Под речью ребенка с дизартрией обычно понимают неясную,смазанную, глухую, часто с носовым оттенком речь. О таких людях говорят, что уних «полный рот каши».
Причиной этого нарушения речи может стать:
-внутриутробные инфекции;
-тяжелые токсикозы в период беременности у матери;
-травма или кислородное голодание головного мозга в процессе родов;
-перенесенные инфекции центральной нервной системы (менингиты,
энцефалиты);
-пороки развития нервной системы;
-тяжелые наследственные заболевания.
Хотядизартрия изучается так давно, до сих пор остается много не известного. Внастоящее время существует два основных подхода к изучению этого речевогорасстройства:
ü Неврологический. При такомнаправлении учитываются клинические проявления дизартрии и локализацияпоражения ЦНС. Нарушения речи рассматриваются в сочетании с другимидвигательными нарушениями, имеющимися у пациента.
ü Нейрофонетический. Фонематический анализ речи ребенка с дизартрией проводитсяс использованием психолингвистических методов. Большее внимание уделяетсявыявлению и изучению нейрофонетических проявлений, отодвигая клиническуюкартину состояния на второй план.
Основными симптомами дизартрии являются проблемы сартикуляцией, трудности с речью и изменения в темпе, ритме и интонации речи.
Данные нарушения проявляются в различной степени и комбинациях, в зависимостиот локализации поражения в центральной и периферической нервной системе,тяжести расстройства и времени его начала. Клинические,психологические и логопедические исследования детей с дизартрией показывают,что эта категория детей весьма неоднородна в плане двигательных, психических иречевых нарушений.
По последнимданным исследований российских и зарубежных ученых, 60-70% детей с нарушениямиречи имеют дизартрию.
Основная цель при дизартрии – добиться дифференцированногопроизношения. Поскольку основной причиной дизартрии является полная иличастичная неподвижность артикуляционного аппарата, логопедам необходимососредоточиться на развитии подвижности артикуляционного аппарата.
Основные направления коррекционной работы при дизартриивключают в себя:
· Развитие фонематическоговнимания и восприятия;
· Формирование правильногоречевого дыхания;
· Преодоление нарушенийголоса;
· Работа над просодическойстороной речи (ритмом, темпом, интонацией);
· Развитие и формированиемимической и артикуляционной моторики;
· Постановка звуков;
· Формирование и развитиеобщей моторики и мелкой моторики рук.
Логопедическая работа основываетсяна знании структуры речевого дефекта при дизартрии, механизмов общихдвигательных и логопедических нарушений, с учётом индивидуальных особенностейдетей. Коррекционные занятияпроводятся комплексно с участием медиков и мер медицинского характера,которые включают медикаментозное лечение, физиотерапевтическое лечение,лечебную физкультуру.
Очень важным принципом, особенно придизартрии, является раннее начало коррекционной и восстановительной работы.Ранняя коррекционная поддержка ребенка позволяет быстрее компенсироватьтрудности речевого развития.
Лечение дизартрии всегда длительное,кропотливое, систематическое и регулярное.
При коррекции дизартрии в практике, как правило,используется регуляция речевого дыхания, как один из ведущих приемовустановления плавности речи.
Логопед использует несколько принциповпри коррекционной работе с детьми:
Индивидуальный подход. Специалист оцениваеткомпенсаторные возможности ребёнка — какие артикуляционные движениясохранились, какие звуки и слоги малыш произносит правильно;
От простого — к сложному. Коррекционная работа всегданачинается с тех звуков, которые ребенок произносит лучше всего. Такаяпоследовательность постановки звуков при дизартрии позволяет добиться лучшихрезультатов.
Продолжительная отработкакаждого звука. Коррекция речи у детей с дизартриейзанимает гораздо больше времени, чем при других речевых проблемах. Поэтому дляпреодоления дизартрии необходимо запастись терпением и проводить регулярныезанятия с ребенком.
Действия по преодолениюдизартрии начинается с преодоления наслоений и вторичных явлений, которыепрепятствуют правильному произношению: это преодоление обильного слюнотечения,пассивности мышц речевого аппарата, недостатков фонематического внимания ивосприятия и подготовка мышц к формированию артикуляционных укладов.
Работа надразвитием основных движений артикуляционного аппарата проводится с помощью логопедическогомассажа и артикуляционных упражнений. Целью артикуляционной практики являетсяразвитие полноценного движения и специфических позиций артикуляционных органов,необходимых для правильного произношения звуков.
На следующем этапе осуществляетсяпреодоление основного нарушения – фонетических недостатков речи, т.е.постановка звуков.
Автоматизация поставленных звуков в речи требует такжедлительных сроков работы.
Последовательностьпостановки звуков определяется индивидуальным подходом, в зависимости отподготовленности артикуляционных укладов.
Г.В. Чиркина предлагает два этапа в постановкезвуков и их дифференциации:
I этап. Отрабатываются звуки: [а, п, у, м, к, ы, н, х,в, о, т, с, л], автоматизируются.
На этом этапепланируют дифференциацию: [п-м, м-н, к-х, т-с, а-у-о-ы].
II этап. Отрабатывают: [б, д, з, г, ж, ш, щ, ч, ц, р].
Дифференцируют:[с-з,ш-ж, ц-ч, ч-щ, ч-т
Лечение ребенка с дизартрией требует много терпения,настойчивости и времени как от логопеда, так и от ребенка.
Различные упражнения должны проводиться длительно исистематически, они легко могут надоесть ребенку, поэтому от логопеда требуетсямного умения и такта, чтобы заставить ребенка их производить, а кроме того,много изобретательности, чтобы варьировать форму их преподнесения.
Заключительным этапом коррекционнойлогопедической работы является: включение ребенка в активное общение.
Логопеды должны быть очень гибкими в выборе речевогоматериала, поскольку им необходимо использовать как можно большесоответствующей возрасту лексики и соответствовать повседневным интересамребенка. Он может быть подобран как из специальных пособий по исправлениюпроизношения, так и из различных букварей.
Слова должны подбираться по двум принципам:
а) по постепенно нарастающей трудности произнесения —длине, звуковому составу;
б) по смысловому значению, начиная со слов конкретныхи обиходных и постепенно переходя к более абстрактным.
При раннем обнаружении данную болезнь можно вылечить.Комплексное лечение дает хорошие результаты. Это, конечно, при отсутствиитяжелых неврологических заболеваний.
Ещё лучше, если болезнь диагностирована в то время, когдаона еще не распознана, т.е. до того, как ребенок впервые попытается заговорить.Такое раннее выявление является эффективной профилактической мерой.
Медико-педагогическая работа по предотвращению дизартрии удетей с перинатальным поражением мозга должна начинаться с первых месяцевжизни. Профилактика дизартрии в раннем детском и взрослом возрасте содержится впредостережении нейроинфекций, травм мозга, токсических воздействий.
Списоклитературы
1. Мастюкова Е.М. Дизартрия //Логопедия. —М., 1989-2002 — 30-33 с.
2. Бабина Г. В.Логопедия. Дизартрия: учебно-методическое пособие / Г. В. Бабина, Л. И.Белякова, Р. Е. Идес; — Москва: МПГУ, 2016. — 102 с.
3. Филичева Т. Б.,Орлова О. С., Туманова Т. В. Осноы дошкольной логопедии / Т. Б. Филичева, О. С.Орлова, Т. В. Туманова и др. — Москва: Эксмо, 2017. — 99–103 с.
4. Белякова Л. И., Волоскова Н. Н. Логопедия. Дизартрия. —М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2009. 287 с.
5. Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическаяработа по преодолению стертой дизартрии. — М.: АСТ, 2011. 200 с.
6. Белякова Л. И. Развитие речевого дыхания у дошкольников снарушением речи: метод. пособие / Л. И. Белякова. — М.: Книголюб, 2005. — 55 с.
