Муниципальноеобщеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Ния
Усть– Кутского муниципального образования
Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:
МО наукестественного цикла «___»___________2021г. «___»___________2021г
Протокол №___ Заместитель директора Директор _______/Кичий Л.Г.
«___»___________2021г __________/Михайлова В.А.
Рабочаяпрограмма по химии для 8 – 9 классов разработана на основе требований крезультатам
освоенияООП ООО МОУ СОШ с. Ния
Составитель:
Учительхимии и биологии
МихайловаИрина Александровна
2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Рабочая программа по химии для 8 -9 класса составлена на основеФундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатамосновного общего образования, представленных в Федеральном государственномстандарте общего образования второго поколения (2011г-2016г) и в ООПООО МОУ СОШ с.Ния, а также с учётом Примерной основной программы основногообщего образования и программы по химии для общеобразовательныхучреждений «Химия 8-9 классы» автора О.С. Габриеляна . Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяетобщую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебногопредмета в соответствии с целями изучения химии, которые определены стандартом. Содержание курса химии в основной школе представляетсобой важное неотъемлемое звено в системе непрерывного химического образования,являющееся основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современнойестественнонаучной картины мира, показано практическое применение химическихзнаний.
Реализацияданной программы естественно-научной направленности предусматриваетиспользование оборудования, средств обучения и воспитания Центра «Точка роста».
1.Общее оборудование (физика, химия, биология):
- Цифровая лаборатория ученическая (физика, химия, биология).
- Комплект посуды и оборудования для ученических опытов (физика, химия, биология).
2.Химия:
- Демонстрационное оборудование.
- Комплект химических реактивов.
- Комплект коллекций («Волокна», «Металлы и сплавы», «Пластмассы», наборы для моделирования строения органических веществ и др.)
Использованиеоборудования «Точка роста» при реализации данной ОП позволяет создать условия:
• длярасширения содержания школьного химического образования;
• дляповышения познавательной активности обучающихся в естественно-научной области;
• дляразвития личности ребёнка в процессе обучения химии, его способностей,формирования и удовлетворения социально значимых интересов и потребностей;
• дляработы с одарёнными школьниками, организации их развития в различных областяхобразовательной, творческой деятельности.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Метапредметные:
• Использование умений и навыков различных видов познавательнойдеятельности, применение основных методов познания (системно – информационныйанализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающейдействительности;
• Использование основных интеллектуальных операций: формулированиегипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявлениепричинно – следственных связей, поиск аналогов;
• Умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для ихреализации;
• Умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средствареализации цели и применять их на практике;
• Использование различных источников для получения химическойинформации, понимание зависимости содержания и формы представления информации отцелей коммуникации и адресата;
Личностные
• Осознание своей этнической принадлежности,знание истории химии и вклада российской химической науки в мировую химию;
• Формирование ответственного отношенияк познанию химии; готовности и способности, обучающихся к саморазвитию исамообразованию на основе изученных фактов, законов и теорий химии; осознанноговыбора и построение индивидуальной образовательной траектории;
• Формирование целостнойестественно-научной картины мира, неотъемлемой частью которой является химическаякартина мира;
• Овладение современным языком, соответствующимуровню развития науки и общественной практики, в том числе и химическим;
• Освоение социальных норм, правил поведения,ролей и форм социальной жизни в социуме, природе и частной жизни на основеэкологической культуры и безопасного обращения с веществами и материалами;
• Формирование коммуникативнойкомпетентности в общении со сверстниками и взрослыми в процессеобразовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой идругих видов деятельности, связанных с химией.
Предметные:
• Давать определения изученным понятиям;
• Описывать демонстрационные и самостоятельно проведенныеэксперименты, использую для этого язык химии;
• Описывать и различать изученные классы неорганических иорганических соединений, химические реакции;
• Классифицировать изученные объекты и явления;
• Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты,химические реакции, протекающие в природе и в быту;
• Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химическихзакономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии сосвойствами изученных;
• Структурировать изученный материал;
• Интерпретировать химическую информацию, полученную из другихисточников;
• Описывать строение атомов элементов 1-4-го периодов сиспользованием электронных конфигураций атомов;
• Проводить химический эксперимент;
• Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах,связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
ТРЕБОВАНИЯК РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Выпускникнаучится:
Описывать свойства твёрдых, жидких,газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
Характеризовать вещества по составу,строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между даннымихарактеристиками вещества;
Раскрывать смысл основных химическихпонятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложноевещество», «валентность», используя знаковую систему химии;
Изображать состав простейших веществ спомощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химическихуравнений;
Вычислять относительную молекулярную имолярную массы веществ, а также массовую долю химического элемента всоединениях для оценки их практической значимости;
Сравнивать по составу оксиды, основания,кислоты, соли;
Классифицировать оксиды и основания посвойствам, кислоты и соли по составу;
Описывать состав, свойства и значение (вприроде и практической деятельности человека) простых веществ — кислорода иводорода;
Давать сравнительную характеристикухимических элементов и важнейших соединений естественных семейств щелочныхметаллов и галогенов;
Пользоваться лабораторным оборудованием ихимической посудой;
Проводить несложные химические опыты и наблюденияза изменениями свойств веществ в процессе их превращений; соблюдать правилатехники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
Характеризовать состав атомных ядер ираспределение числа электронов по электронным слоям атомов химических элементовмалых периодов периодической системы, а также калия и кальция;
Различать виды химической связи: ионную,ковалентную полярную, ковалентную неполярную и металлическую;
Изображать электронно-ионные формулывеществ, образованных химическими связями разного вида;
Выявлять зависимость свойств веществ отстроения их кристаллических решёток: ионных, атомных, молекулярных,металлических;
Характеризовать химические элементы и ихсоединения на основе положения элементов в периодической системе и особенностейстроения их атомов;
Описывать основные этапы открытияД. И. Менделеевым периодического закона и периодической системыхимических элементов, жизнь и многообразную научную деятельность учёного;
Устанавливать принадлежность химическойреакции к определённому типу по одному из классификационных признаков:1) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции (реакциисоединения, разложения, замещения и обмена); 2) по выделению илипоглощению теплоты (реакции экзотермические и эндотермические); 3) поизменению степеней окисления химических элементов (реакцииокислительно-восстановительные); 4) по обратимости процесса (реакцииобратимые и необратимые);
Составлять уравнения электролитическойдиссоциации кислот, щелочей, солей; полные и сокращённые ионные уравненияреакций обмена; уравнения окислительно-восстановительных реакций;
Прогнозировать продукты химических реакцийпо формулам/названиям исходных веществ; определять исходные вещества поформулам/названиям продуктов реакции;
Составлять уравнения реакций,соответствующих последовательности («цепочке») превращений неорганическихвеществ различных классов;
Выявлять в процессе эксперимента признаки,свидетельствующие о протекании химической реакции;
Приготовлять растворы с определённоймассовой долей растворённого вещества;
Составлять формулы веществ по ихназваниям;
Определять валентность и степень окисленияэлементов в веществах;
Называть общие химические свойства,характерные для групп оксидов: кислотных, оснóвных, амфотерных;
Называть общие химические свойства,характерные для каждого из классов неорганических веществ: кислот, оснований,солей;
Составлять окислительно-восстановительныйбаланс (для изученных реакций) по предложенным схемам реакций;
Проводить лабораторные опыты,подтверждающие химические свойства основных классов неорганических веществ;
Проводить лабораторные опыты по получениюи собиранию газообразных веществ: водорода, кислорода, углекислого газа,аммиака; составлять уравнения соответствующих реакций.
Выпускник получит возможностьнаучиться:
Осознавать необходимость соблюдения правилэкологически безопасного поведения в окружающей природной среде;
Грамотно обращаться с веществами вповседневной жизни;
Понимать смысл и необходимость соблюденияпредписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средствбытовой химии и др.;
Использовать приобретённые ключевыекомпетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств,способов получения и распознавания веществ;
Применять знания о закономерностяхпериодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойствконкретных веществ;
Развивать информационную компетентностьпосредством углубления знаний об истории становления химической науки, еёосновных понятий, периодического закона как одного из важнейших законовприроды, а также о современных достижениях науки и техники.
составлять молекулярные и полные ионныеуравнения по сокращённым ионным уравнениям;
2. СОДЕРЖАНИЕКУРСА ХИМИЯ 8 КЛАСС
Программа рассчитана на общее количествоучебных часов за год обучения 105 (3 часа в неделю).
Из них:
9 часов занимают практические работы,
6 часов контрольные работы,
В программе предусмотрено 3 часарезервного времени
Глава 1. Введение
Предмет химии. Методы познанияв химии: наблюдение, эксперимент, моделирование. Источники химическойинформации, ее получение, анализ и представление его результатов. Понятие охимическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых исложных веществах. Превращения веществ. Отличие химических реакций отфизических явлений. Роль химии в жизни человека. Краткие сведения из историивозникновения и развития химии. Роль отечественных ученых в становлениихимической науки — работы М. В. Ломоносова, А.М. Бутлерова, Д. И. Менделеева. Химическаясимволика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химическиеформулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы.Проведение расчетов массовой доли химического элемента в веществе на основе егоформулы. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ееструктура: малые и большие периоды, группы и подгруппы. Периодическая системакак справочное пособие для получения сведений о химических элементах.
Практическая работа № 1 «Правила техники безопасности при работе вкабинете химии. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательнымиприборами»
Практическаяработа № 2 «Изучениестроения пламени».
Оборудование: датчиктемпературы (термопарный), спиртовка
Лабораторныйопыт«Измерение температуры кипения воды с помощью датчика температуры и термометра».
Оборудование:датчик температуры платиновый, термометр, электрическая плитка
Глава 2. Атомы химическихэлементов
Атомыкак форма существования химических элементов. Основные сведения о строенииатомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарнаямодель строения атома. Состав атомных ядер: протоны, нейтроны. Относительнаяатомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомнаямасса». Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химическихэлементов. Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов.Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидностиатомов одного химического элемента. Электроны. Строение электронных уровнейатомов химических элементов малых периодов. Понятие о завершенном электронномуровне. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строениеатомов — физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номерапериода. Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атомахимического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы,образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических инеметаллических свойств в периодах и группах. Образование бинарных соединений.Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи. Взаимодействие атомовэлементов-неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простыхвеществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурныеформулы. Взаимодействие атомов неметаллов между собой — образование бинарныхсоединений неметаллов. Электроотрицательность. Ковалентная полярная связь.Понятие о валентности как свойстве атомов образовывать ковалентные химическиесвязи. Составление формул бинарных соединений по валентности. Нахождениевалентности по формуле бинарного соединения. Взаимодействие атомов металловмежду собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлическойсвязи.
Глава 3. Простые вещества
Положениеметаллов и неметаллов в Периодической системе химических элементов
Д.И.Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы (железо, алюминий, кальций,магний, натрий, калий). Общие физические свойства металлов. Важнейшие простыевещества-неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы,фосфора, углерода. Молекулы простых веществ-неметаллов — водорода, кислорода,азота, галогенов. Относительная молекулярная масса. Способность атомовхимических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия.Аллотропные модификации кислорода, фосфора, олова. Металлические и неметаллическиесвойства простых веществ. Относительность этого понятия. Число Авогадро.Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ.Кратные единицы измерения количества вещества — миллимоль и киломоль,миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярныйобъемы газообразных веществ. Расчеты с использованием понятий «количествовещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «число Авогадро».
Глава 4. Соединения химическихэлементов
Степень окисления. Сравнение степениокисления и валентности. Определение степени окисления элементов в бинарныхсоединениях. Составление формул бинарных соединений, общий способ их названий.Бинарные соединения металлов и неметаллов: оксиды, хлориды, сульфиды и пр.Составление их формул. Бинарные соединения неметаллов: оксиды, летучиеводородные соединения, их состав и названия. Представители оксидов: вода,углекислый газ, негашеная известь. Представители летучих водородных соединений:хлороводород и аммиак. Основания, их состав и названия. Растворимость основанийв воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие обиндикаторах и качественных реакциях. Кислоты, их состав и названия.Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная, азотная. Понятие ошкале кислотности (шкала pH). Изменение окраски индикаторов. Соли какпроизводные кислот и оснований, их состав и названия. Растворимость солей вводе. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция. Аморфные икристаллические вещества. Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллическихрешеток. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток. Чистыевещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойствачистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси.Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».
Демонстрационный эксперимент.«Определение состава воздуха».
Оборудование: Прибор для определения состава воздуха
Практическая работа № 3. «Анализ почвы и воды».
Практическая работа № 4 «Приготовлениераствора сахара и определение массовой доли его в растворе»
Глава5. Изменения,происходящие с веществами
Понятиеявлений, связанных с изменениями, происходящими с веществом. Явления, связанныес изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, —физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация,выпаривание и возгонка веществ, фильтрование и центрифугирование. Явления,связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки иусловия протекания химических реакций. Выделение теплоты и света — реакциигорения. Понятие об экзо — и эндотермических реакциях. Закон сохранения массывеществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составлениеуравнений химических реакций. Расчеты по химическим уравнениям. Решение задачна нахождение количества, массы или объема продукта реакции по количеству,массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля»,когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долейрастворенного вещества или содержит определенную долю примесей. Реакцииразложения. Представление о скорости химических реакций. Катализаторы.Ферменты. Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции,обратимые и необратимые реакции. Реакции замещения. Ряд активности металлов,его использование для прогнозирования возможности протекания реакций междуметаллами и кислотами, реакций вытеснения одних металлов из растворов их солейдругими металлами. Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протеканияреакций обмена в растворах до конца. Типы химических реакций на примере свойствводы. Реакция разложения — электролиз воды. Реакции соединения — взаимодействиеводы с оксидами металлов и неметаллов. Условие взаимодействия оксидов металлови неметаллов с водой. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения – взаимодействиеводы с металлами. Реакции обмена – гидролиз веществ.
Практическаяработа № 5. «Наблюденияза изменениями, происходящими с горящей свечой».
Практическаяработа № 6. «Признаки химических реакций».
Лабораторный опыт«Реакция нейтрализации».
Демонстрационный эксперимент«Основания. Тепловой эффект реакции гидроксида натрия с углекислым газом»
Оборудование: датчик рН, дозатор объёмажидкости, бюретка, датчик температуры платиновый, датчик давления, магнитнаямешалка
Демонстрационныйэксперимент. «Законсохранения массы веществ»
Оборудование:весы электронные
Глава6. Растворение. Растворы.Свойства растворов электролитов
Растворениекак физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах.Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимоститвердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенныерастворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства. Понятие обэлектролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизмдиссоциаций электролитов с различным характером связи. Степеньэлектролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положениятеории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Реакции обмена,идущие до конца. Классификация ионов и их свойства. Кислоты, их классификация.Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации.Молекулярные и ионные уравнения реакций. Взаимодействие кислот с металлами.Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидамиметаллов. Взаимодействие кислот с основаниями —реакция нейтрализации.Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости дляхарактеристики химических свойств кислот. Основания, их классификация.Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитическойдиссоциации. Взаимодействие оснований с солями. Использование таблицырастворимости для характеристики химических свойств оснований. Взаимодействиещелочей с оксидами неметаллов. Соли, их диссоциация и свойства в свете теорииэлектролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, особенностиэтих реакций. Взаимодействие солей с солями. Использование таблицырастворимости для характеристики химических свойств солей. Обобщение сведенийоб оксидах, их классификации и свойствах. Генетические ряды металла инеметалла. Генетическая связь между классами неорганических веществ.Окислительно-восстановительные реакции. Определение степеней окисления дляэлементов, образующих вещества разных классов. Реакции ионного обмена иокислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окислениеи восстановление. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакцийметодом электронного баланса. Свойства простых веществ — металлов и неметаллов,кислот и солей в свете окислительно-восстановительных реакций.
Практическая работа № 7. «Свойствакислот, оснований, оксидов и солей».
Практическая работа № 8. «Решениеэкспериментальных задач».
Практическая работа № 9.«Определение рН растворов кислот и щелочей»
Оборудование: Датчик рН
3. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС
№ |
Наименование тем |
Кол-во часов |
Из них |
|
Практические работы |
Контрольные работы |
|||
1. |
Введение |
8 |
2 |
|
2. |
Атомы химических элементов |
12 |
|
1 |
3. |
Простые вещества |
9 |
|
1 |
4. |
Соединения химических элементов |
18 |
2 |
1 |
5. |
Изменения, происходящие с веществами |
18 |
2 |
1 |
6. |
Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов |
37 |
3 |
2 |
|
Резерв |
3 |
|
|
|
Итого |
105 |
9 |
6 |
2. СОДЕРЖАНИЕКУРСА ХИМИЯ 9 КЛАСС
Программа рассчитана на общее количествоучебных часов за год обучения 68 (2 часа в неделю).
Из них:
6 часов занимают практические работы,
2 часа контрольные работы,
Глава 1. Введение в курс
Характеристика хим. элементана основании его положения в периодической системе Д.И. Менделеева.Характеристика хим. элемента по кислотно-основным свойствам образуемых имсоединений. и гидроксиды. Амфотерные оксиды. Периодический закон ипериодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Химическаяорганизация природы. Химические реакции. Понятие о скорость химической реакции.Катализаторы и катализ. Химическая организацияживой и неживой природы. Химический состав ядра, мантии и земной коры.Химические элементы в клетках живых организмов. Макро- и микроэлементы.
Демонстрационный опыт«Тепловой эффект растворения веществ вводе»
Оборудование: датчик температурыплатиновый
Практическая работа № 1.«Электролиты и неэлектролиты»
Оборудование: датчик электропроводности
Глава 2. Металлы
Векмедный, бронзовый, железный. Положение металлов в ПС Д.И. Менделеева.Физические свойства металлов. Сплавы металлов. Химические свойства металлов.Получение металлов и нахождение в природе. Коррозия металлов. Способы защитыметаллов от коррозии. Общая характеристикащелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов.Щелочные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочных металлов—оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойстваи применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения. Общая характеристикаэлементов главной подгруппы II группы. Строение атомов.Щелочноземельные металлы — простые вещества. Важнейшие соединениящелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты,нитраты, сульфаты, фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Алюминий. Строениеатома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия— оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия.Применение алюминия и его соединений. Железо. Строениеатома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические рядыFe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа и его соединений дляприроды и народного хозяйства.
Практическая работа № 2«Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ».
Демонстрационный опыт«Взаимодействие известковой воды с углекислым
Оборудование: датчик электропроводности,магнитная мешалка, прибор для получения газов» газов или аппарат Киппа
Лабораторный опыт «Окислениежелеза во влажном воздухе»
Оборудование: датчик давления
Глава 3. Неметаллы
Общаяхарактеристика неметаллов: положение в Периодической системе химическихэлементов Д. И.Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность(ЭО) как мера «неметалличности», ряд ЭО. Кристаллическое строение неметаллов —простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительностьпонятий «металл» и «неметалл». Водород. Положение водорода вПериодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома имолекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение иприменение. Вода. Строение молекулы. Водородная химическаясвязь. Физические свойства воды. Аномалии свойств воды. Гидрофильные игидрофобные вещества. Химические свойства воды. Круговорот воды в природе.Водоочистка. Аэрация воды. Бытовые фильтры. Минеральные воды. Дистиллированнаявода, ее получение и применение. Общая характеристика галогенов. Строениеатомов. Простые вещества и основные соединения галогенов, их свойства. Краткиесведения о хлоре, броме, фторе и йоде. Применение галогенов и их соединений внародном хозяйстве. Сера. Строение атома, аллотропия,свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение,свойства и применение. Серная кислота и ее соли, их применение в народномхозяйстве. Производство серной кислоты. Азот. Строение атомаи молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение иприменение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV).Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема ихсодержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения. Фосфор. Строениеатома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основныесоединения: оксид фосфора (V) и ортофосфорная кислота, фосфаты. Фосфорныеудобрения. Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства модификаций,применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Карбонаты:кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Кремний. Строениеатома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV),его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой инеживой природе. Понятие о силикатной промышленности.
Практическаяработа № 3 «Определение содержания хлорид-ионовв питьевой воде»
Практическая работа № 4 «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».
Практическая работа № 5 «Получение аммиака и изучение его свойств».
Практическая работа №6 «Получение, собирание и распознавание углекислого газа».
Демонстрационныйопыт«Изучение физических и химических свойств хлора»
Оборудование:аппарат для проведения химических процессов (АПХР), датчик хлорид-ионов
Демонстрационныйопыт«Изучение свойств сернистого газа и сернистой кислоты»
Оборудование:аппарат для проведения химических реакций (АПХР)
Глава 4. Обобщение знаний по химии за курс основной школы
Периодическийзакон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Физическийсмысл порядкового номера элемента, номеров периода и группы. Закономерностиизменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в светепредставлений о строении атомов элементов. Значение Периодического закона.Классификация химических реакций. Скорость химическихреакций. Диссоциация электролитов в водных растворах. Ионные уравнения.Окислительно – восстановительные реакции. Неорганические вещества, ихноменклатура и классификация. Химические свойства неорганических веществ. Видыхимических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения исвойств веществ. Классификация химических реакций по различным признакам (числои состав реагирующих и образующихся веществ; наличие границы раздела фаз;тепловой эффект; изменение степеней окисления атомов; использованиекатализатора; направление протекания). Скорость химических реакций и факторы,влияющие на нее. Обратимость химических реакций и способы смещения химическогоравновесия. Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические рядыметалла, неметалла и переходного металла. Оксиды и гидроксиды (основания,кислоты, амфотерные гидроксиды), соли. Их состав, классификация и общиехимические свойства в свете теории электролитической диссоциации.
3. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 КЛАСС
№ |
Наименование тем |
Кол-во часов |
Из них |
|
Практические работы |
Контрольные работы |
|||
1. |
Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса. |
10 |
1 |
|
2. |
Металлы |
16 |
1 |
1 |
3. |
Неметаллы |
28 |
4 |
|
4. |
Обобщение знаний по химии за курс основной школы |
7 |
|
1 |
9. |
Резерв |
7 |
|
|
|
Итого |
68 |
6 |
2 |
