XXVI региональная научно-практическаяконференция-фестиваль школьников «НАУКА. ТВОРЧЕСТВО. РАЗВИТИЕ»
Направление:гуманитарная наука
Секция: история и культура родного края
Из прошлого в настоящее. Значение Яковлевской школы
Выполнила: ученица 8Г класса
Иванова Полина Андреевна
Руководитель:
учитель чувашского языка и литературы
Ишмуратова Людмила Валериановна
г. Новочебоксарск
XXVI РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ МОЛОДЕЖИ И ШКОЛЬНИКОВ
Тезизы:
Работа«Из прошлого в настоящее. Значение Яковлевской школы»( работа написана на русском языке) выполненаученицей 8Г класса Ивановой Полиной Андреевной
Целии задачи:
• Изучение истории деятельностистарых и современных школ
• Изучение с чего все начиналось
• Чем отличалась ЯковлевскаяСимбирская школа от других школ того века
• Проблемы современных школ
Суть иактуальность работы:
Школа открываетпуть в огромный мир знаний. Уже взрослые люди с теплом вспоминают, как впервыепришли в школу, сели за парты и с головой окунулись в новую жизнь, преподнесшуюсвои законы, уставы и правила. О том, какова была школьная жизнь учеников иучителей 200 лет тому назад можно узнать, просмотрев живописные полотна старыхмастеров разных стран, которых вдохновляла тема школы и ее воспитанников.
Запечатленныйна картинах художников процесс обучения, отразивший реалии тех далеких времен,вызывает неподдельный интерес у современного зрителя, имеющего возможностьсопоставить особенности обучения: тогда и сегодня.
Вывод:
Чем не довольны ученики всовременной школе?
Школа совершенно не учитывает тот факт, что у всех людейразные биоритмы. Простейший пример — «совы» и «жаворонки». Какправило, «жаворонки» с большой долей скепсиса относятся к привычкам«сов», считая их хроническими сонями и лентяями. Видимо, эти самые«жаворонки» и постановили начинать занятия в школе рано утром, когдамозг у «сов» ещё не проснулся и не собирается.
Бесконечные контрольные, диагностики, приходящие «сверху»,промежуточные аттестации, ВПР, ОГЭ, ЕГЭ и другие… За постояннойподготовкой к разнообразным формам контроля качества теряется основнойсмысл общего образования — передать ученику знания и навыки,необходимые во взрослой жизни. Умение решать тесты и писатьконтрольные работы — навык весьма сомнительный. В результате из школывыходят профессионалы в области расстановки крестиков в клеточки,совершенно себе не представляющие, кто такой Гумилёв или когда началасьВеликая Отечественная.
Если же значительноослабить сторонний контроль, переложив ответственность за усвоение знанийна учеников, возрастёт мотивация к приобретению нужных знанийи автоматическому отсеиванию бесполезных.
МБОУ «СОШ №19»
Работа «Изпрошлого в настоящее. Значение Яковлевской школы»
Содержание:
· Введение
· Целии задачи
· Актуальностьисследования
· Причиныиспользования псевдонимов
· Страничкаученика /ход исследования/:
1) школапрошлого
2) как училив школах на Руси?
3) Школа вДревней Руси
4) школа в XI X веке на Руси
5) церковно-приходскаяшкола
6) школа всельской местности
7) чемотличалась Яковлевская школа?
8) Отношениепедагогов к учащимся в Симбирской школе
9) Школы вСССР
10) чему учитсовременная школа?
11) В современныхшколах есть все возможности учиться, но есть но…
· Вывод:
1) чем не довольны ученики в современной школе?
2) Проблема Яковлевских школ
3) Школа будущего глазами детей
4) чем недовольны ученики в современной школе?
5) Десятькачеств великого учителя
· Использованнаяитература
· Приложение– видео
Введение
Эпиграф:
Школа дает знаниетем, кто согласен их получать.
СергейОхотников
Школа открывает путь в огромный мир знаний. Уже взрослые люди с тепломвспоминают, как впервые пришли в школу, сели за парты и с головой окунулись вновую жизнь, преподнесшую свои законы, уставы и правила. О том, какова былашкольная жизнь учеников и учителей 200 лет тому назад можно узнать, просмотревживописные полотна старых мастеров разных стран, которых вдохновляла тема школыи ее воспитанников.
Запечатленныйна картинах художников процесс обучения, отразивший реалии тех далеких времен,вызывает неподдельный интерес у современного зрителя, имеющего возможностьсопоставить особенности обучения: тогда и сегодня.
Целии задачи:
• Изучение истории деятельностистарых и современных школ
• Изучение с чего все начиналось
• Чем отличалась ЯковлевскаяСимбирская школа от других школ того века
• Проблемы современных школ
Суть иактуальность работы:
Школа открываетпуть в огромный мир знаний. Уже взрослые люди с теплом вспоминают, как впервыепришли в школу, сели за парты и с головой окунулись в новую жизнь, преподнесшуюсвои законы, уставы и правила. О том, какова была школьная жизнь учеников иучителей 200 лет тому назад можно узнать, просмотрев живописные полотна старыхмастеров разных стран, которых вдохновляла тема школы и ее воспитанников.
Запечатленныйна картинах художников процесс обучения, отразивший реалии тех далеких времен,вызывает неподдельный интерес у современного зрителя, имеющего возможностьсопоставить особенности обучения: тогда и сегодня.
Ход исследования:
Причиныиспользования псевдонимов: (4 слайд)
· научитьсяустанавливать взаимосвязь информации о прошлом, настоящем и будущем школы;
· находитьнеобходимые сведения среди архивной информации, информации в Интернете.
· совместно сучителями – консультантами и учащимися школы оценивать и анализироватьполученную информацию по заданной теме.
· проявлятьинтерес к изучаемому объекту, осознавать важность и необходимость достиженияпоставленных целей и задач.
Страничка ученика:
Школа прошлого
В первобытном обществе школ не было. Тогда были учителя,которые, не имея представления ни о какой грамоте, давали детям знания оправилах жизни.
Даже в19 веке были такие учителя. Это мы узнавали из биографии русского писателяАфанасия Афанасьевича Фета, как писатель признавал, что из детства он вынес только «интригичеляди», тупость учителей, суровость отца… .
На слайде 5 мынемного путешествуем по школам разного времени. Мы там видим в каких условияхучились ребята в Древней Руси, в церковно-приходских школах, в Яковлевской школев городе Симбирске, в школе во время СССР.
Как учили в школах на Руси?
В древней русской школе не было ни переменок, ни директора,а всего лишь один учитель.
Ученье шло с утра до вечера, в середине дня перерыв, чтобыученики могли пообедать. Не было отдельных уроков. Каждый ученик получалиндивидуальное занятие, в зависимости от того, что он уже успел изучить.
Учитель оценки не ставил. Выучил урок – молодец, ступайдомой, а не выучил – вот плетка, вот розги…
Школав Древней Руси
Запечатленный на картинах художников процесс обучения, отразивший реалии техдалеких времен, вызывает неподдельный интерес у современного зрителя, имеющеговозможность сопоставить особенности обучения: тогда и сегодня.
Основнымисредствами народного воспитания были фольклор, бытовые обряды, праздники.
• наличие ветхозаветного идеалавоспитания, согласно которому почи-тались строгость, уважение отца, матери,беспрекословное послушание взрослым;
• постижение нравственных ирелигиозных истин в образно-поэтической форме через наставления, поучения наславянском языке;
• сохранение традиций семейногонародного воспитания при тенденции государственного контроля, о чёмсвидетельствуют статьи «Русской правды» (1016).
Школа в XI X веке на Руси
С родителей бралась плата за обучение отпрыска. Кроме денежныхвзносов, полагалось приносить учителю еще и угощение. Так,приведя ученика впервые в школу: …родители приносили «хлеб-соль» –белую булку, водку, какую-либо живность и т. п. Каждый четверг ученик приносилеще «четверговое», на масленицу – сыр и масло, после каждого праздника –«праздниковое». Почему-то особо выделялся день 40 мучеников, когда полагалосьпринести 40 бубликов и постное масло. Часть бубликов тут же крошилась,заливалась постным маслом и съедалась учениками, остальное шло учителю. Втечение года родители ученика должны были доставить учителю еще воза тридров.
Церковно-приходская школа
Что касается школьников, то обучаться грамоте в то время былонелегко даже способным детям. Печатных букварей не хватало, и приходилосьпользоваться азбуками, которые переписывались от руки. Одолев букварь, ученикипереходили к заучиванию церковных книг, так как школы находились в ведениидуховенства и было их совсем мало.
Вшколах училось обычно от пяти до двадцати детей в возрасте от 7 до 16 лет. Одинучитель вел все предметы, а ученики постарше помогали ему учить младшиходноклассников и отстающих товарищей.
Занеаккуратность школяров наказывали: таскали за уши, секли розгами, ставили вугол на колени на рассыпанный горох, а подзатыльникам и счету не было. Порядкив школах 19 века были весьма архаичны. Например, по субботам все ученики безразличия подвергались порке.
Различныевиды наказаний были настолько распространены и обыденны, что прочесть о нихможно и в литературных произведениях и увидеть в изобразительном искусстве.Лишь в 1864 году появился «Указ об изъятии от телесных наказаний учащихсясредних учебных заведений».
Школав сельской местности
Учебный год в сельскойместности в те давние времена был намного короче, нежели сейчас. В некоторыхстранах он колебался в пределах 150 дней. Эта цифра менялась в зависимости оттого, как проходил сбор урожая: дети в эту пору привлекались ксельскохозяйственным работам и были незаменимыми помощниками. Поэтому школысвои двери открывали не в начале осени, а иногда даже в начале зимы. А такиепонятия как 1-сентября и каникулы в России появятся вжизни учеников лишь после 1935 года.
Чемотличалась Яковлевская школа?
Как известно,крестьянский сын из чувашского деревни Кошки-Новотимбаево Буинского уездаСимбирской губернии Иван Яковлевич Яковлев (1848-1930 гг.), еще будучигимназистом, 28 октября (9 ноября) 1868 г. на свои средства открыл чувашскуюшколу интернатного типа для четырех мальчиков, жителей своего уезда. И. Я.Яковлев нашел активную поддержку со стороны передовых представителейинтеллигенции, особенно Ильи Николаевича Ульянова (1831-1886 гг.), назначенногов сентябре 1869 г. инспектором народных училищ Симбирской губернии. А потомпостепенно расширялись.
Введя в программу обучения своих воспитанников новые предметы иувеличивая часы практических занятий, он придавал чувашской школе характеручительской семинарии. Летом 1876 г. он писал в разные вышестоящие инстанции поэтому поводу. Только 4 апреля 1877 г. эта школа официально была преобразована вцентральную чувашскую с разрешением готовить учителей для чувашских школКазанского учебного округа «впредь до открытия в этом округе чувашскойучительской школы»
Отношениепедагогов к учащимся в Симбирской школе
Спервых лет существования Симбирской школы в саду были устроены столярная икузнечная мастерские, так как Яковлев придавал большое значение проведению вжизнь чувашской деревни основных ремесел, необходимых в крестьянском быту.Столярные и токарные мастерские послужили важным источником специальныхфинансовых средств для школы. После уроков в школе ученики должны были работатьв учебной столярной мастерской, чтобы за 4 года обучения в мастерской научитьсявладеть инструментами и многие достигали значительных результатов в токарном истолярном ремеслах.
Жизньв чувашской школе
Для своих хозяйственныхнадобностей школа нуждалась в рабочих руках и в свободное от занятий времявоспитанники и воспитанницы обслуживали некоторые школьные нужды, таскалидрова, рубили капусту, ухаживали за садом и огородом, изготавливали в школьнойстолярной мастерской парты, классные доски, шкафы…
Физический труд былобязателен как потому, что школе нужны были рабочие руки, так и потому, что онбыл необходим для юноши только что оторванного от среды, где вся жизньпостроена на физической работе и выносливости.
Никто в данной школефизически не наказывал учащихся
Школа во время СССР
Образование в Советском Союзе было тесно связано с воспитанием иформированием качеств личности. Советская школа была призвана не только решатьобщеобразовательные задачи, обучая учащихся знанием законов развития природы,общества и мышления, трудовыми навыками и умениями, но и формировать на этойоснове коммунистические взгляды и убеждения учащихся, воспитывать учащихся вдухе высокой нравственности, советского патриотизма и пролетарского интернационализма.
Чему учит современная школа?
Каждый взрослый хоть раз вжизни задавал себе вопросы: «Чему же все-таки меня научили в школе?
Школа – это место, где детиучатся жить, строить взаимоотношения, учатся слушать и слышать друг друга. И,кстати, самого себя понимать – тоже учатся. Ученик ходит в школу не только длятого, чтобы расти в образовательном плане, но и для того, чтобы расти какЛичность. Личность, живущая в обществе, принимающая законы общества,способствующая его процветанию. По большому счёту, именно в школе должныформироваться такие понятия, как нравственность, гражданственность, патриотизм. В создании необходимых условий для реализации образовательных исоциальных потребностей учащихся, в соотнесении этих индивидуальных запросов спотребностями общества и заключается одна из Главных Задач СовременнойШколы. САМОЕ ГЛАВНОЕ: школа должна быть родным домом для ученика, чтобыему было приятно в ней находиться и не хотелось уходить
В современных школах есть все возможностиучиться, но есть но…
Средства обучения –обязательный элемент оснащения образовательного процесса. Наряду с целями,содержанием, формами и методами обучения средства обучения являются одним изглавных компонентов дидактической системы. Главная задача учителя заключается втом, чтобы сделать предмет интересным для ребенка, заставить его увидетьза формулами и теоремами настоящие живые явления природы.Использование современных обучающих мультимедийных технологий требуетиспользования в школах современных технических средств обучения, которыепозволяют: обогатить педагогический, технологический инструментарий учителей;автоматизировать процессы администрирования, избавляет от рутинной работы.
Вывод: чем не довольны ученики в современной школе?
• Школа совершенно не учитываеттот факт, что у всех людей разные биоритмы. Простейший пример —«совы» и «жаворонки». Как правило, «жаворонки» с большой долейскепсиса относятся к привычкам «сов», считая их хроническими сонямии лентяями. Видимо, эти самые «жаворонки» и постановили начинатьзанятия в школе рано утром, когда мозг у «сов» ещё не проснулсяи не собирается.
• Казалось бы, простейшеерешение — учёба в две смены. Но это создаст дополнительнуюнагрузку на учителей, которые и так выматываются.
• Бесконечные контрольные, диагностики, приходящие«сверху», промежуточные аттестации, ВПР, ОГЭ, ЕГЭ и ниже с ними…За постоянной подготовкой к разнообразным формам контроля качестватеряется основной смысл общего образования — передать ученику знания и навыки,необходимые во взрослой жизни. Умение решать тесты и писатьконтрольные работы — навык весьма сомнительный. В результатеиз школы выходят профессионалы в области расстановки крестиковв клеточки, совершенно себе не представляющие, кто такой Гумилёв иликогда началась Великая Отечественная.
• Если же значительно ослабить стороннийконтроль, переложив ответственность за усвоение знаний на учеников,возрастёт мотивация к приобретению нужных знаний и автоматическомуотсеиванию бесполезных.
Проблемы Яковлевских школ
Еще в конце 20 века. как врусскоязычных школах вели 3-х часовую программу для изучения родного языка,число жителей, разговаривающиеся на родном языке по крайней мере неуменьшалось, многие дети с интересом начали изучать родной язык, но по переписивидно, что число жителей чувашского населения с каждым годом уменьшается. Этоочень печально.
Численность населения
• 1997-1341946, 1998- 1339194, 1999- 1338819,2000-1334219,2001- 1327743, 2002- 1313754, 2006 – 1292236…2018- 1231117
Школа будущего глазамидетей
• удобное и просторное школьноездание;
• хорошая школа оснащена всемнеобходимым;
• высококвалифицированные итворческие учителя;
• дружелюбная атмосфера;
• хорошая библиотека с видео иаудио материалами;
• хорошие спортивные сооружения;
• хорошая столовая с большим количествомвкусной еды;
• детские клубы;
• хороший медицинский центр;
• психологическая помощь;
• большой сад с клумбами итеплицами;
• современные информационныетехнологии и компьютерные лаборатории;
• плавательный бассейн;
• проверенные временем традиции;
• хорошая школьная мебель;
• школьный автобус;
• умный и эффективный директоршколы;
• понимание и забота учителей.
Десять качеств великого учителя
• Что делает великий учитель?Великие учителя понимают магию обучения!
• Сострадание.
• Творчество.
• Посвящение.
• Энтузиазм.
• Этика.
• Воображение.
• Руководство.
• Прослушивание.
• Терпение.
• Уважение.
Использованнаялитература:
• Интернет
• Вакс Э.П. Учебное пособие “Дух России”. Дух России”.Издательство “детство-пресс”, 1998, стр.8 1.
• Элиот д., Кинг к. Детская л. “Росмэн”, 1994 г., стр.96.
• Опросы:
1) Директор школы №19 – Осокин А.А.;
2) Учитель чувашского языка и литературы школы №19 -Николаева Г. Л.;
3) Учащиеся школы №19(опрос начали еще 202122 учебном году) – Бойкова Виктория (опрашивает директора школы). АдитатоваМилена – ученица 11 класса, Митрофанова Юлия – ученица 10 класса,
|
|
|
|
|
|
2003 |
2004 |
|
|
|
|
|
|
↘1 311 737 |
↘1 304 984 |
|
|
|
|
|
|
2011 |
2012] |
|
|
|
|
|
|
↘1 250 518 |
↘1 247 012 |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|