НОДпо познавательному развитию на тему «Покормите птиц зимой» для детей старшеговозраста
Цель:формирование бережного отношения к зимующим птицам.
Задачи:
Образовательные:
1. Формирование экологическогопредставления детей об окружающем мире.
2. Обобщить и расширить представлениядетей о зимующих птицах
3. Расширять и активизировать словарьпо теме «Птицы».
Воспитательные:
Воспитывать желание помогать птицам втрудное для них время.
Развивающие:
— развивать у детей потребностьобщения с природой и окружающим миром.
— развивать в детях ответственностьза братьев наших меньших.
Оборудование:мультимедиа, презентация, фонограмма с голосами птиц, готовая кормушка для демонстрации,карточки с д.игрой.
Предварительная работа:
Беседа о зимующих птицах. Наблюдениеза птицами на участке детского сада. Чтение художественных произведений А.Барто «Кто как кричит?», «Птички», К.Ушинский «Дятел», М. Зощенко «Умнаяптичка», Волк и сорока (Болгарская народная сказка). Рассматривание иллюстрацийпо теме «Зимующие птицы». Разучивание стихотворений о птицах: «Спозаранокскачут птицы», «Снегирь» А.Борто, «Воробышки» В.Звягина, «Кормушка для птиц»Я.Воронец.
Ходзанятия
Воспитатель:— Ребята, скажите, какое сейчас время года?
Дети:Зима.
Воспитатель:Правильно, наступила зима. Особенно мы радуемся ее приходу, когда на улицевыпадает много снега. Только тогда и чувствуется ее приход. Наконец-то можнобудет прокатиться с горки на санках. Вдоволь поиграть в снежки, слепить снежнуюбабу. Но не надо забывать в это холодное время о наших пернатых друзьях. Дети,на прошлом занятии мы с вами уже говорили о перелетных птицах, а сегодня мы свами познакомимся с птицами зимующими.
Воспитатель: Авот какие птицы остаются зимовать, это вы отгадаете сами. Сейчас я будузагадывать, вам загадки, а на каждый ваш правильный ответ будет появлятьсякартинка отгадка.
1. Желтенькоебрюшко — воробья подружка. (СИНИЦА)
2. Этомаленькая пташка, Носит серую пташку рубашку, подбирает быстро крошки и спасаетот кошки.(воробей).
3. Кар-кар-кар!- кричит плутовка
Очень ловкая воровка!
Все блестящие вещицы
Подбирает эта птица!
Вам она, друзья, знакома,
Как ее зовут? (ВОРОНА)
4. Посмотрите на балкон:
Он с утра воркует тут.
Эта птица — почтальон,
Пролетит любой маршрут. (ГОЛУБЬ)
6. Все деревья с интересом
Изучает доктор леса.
Если дерево ест жук,
Доктор сразу: ТУК ТУК ТУК! (ДЯТЕЛ) — У дятла ребята клюв прочный и острый, онпитается личинками, которые находит под корой дерева, его ещё называютлесным санитаром.
7. Болтлива птичка — спору нет,
Расскажет новость и секрет!
Красива с виду, белобока
Кто? – Длиннохвостая … (СОРОКА)
8. Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым –
Клё! Клё! Клё! Поёт со свистом. ( КЛЕСТ)-Клест-единственная птица, которая выводит птенцов зимой. Они строят тёплое гнездо дляптенцов на деревьях.
9. Каждый год я к вам лечу,
Зимовать у вас хочу.
И ещё красней зимой
Ярко-красный галстук мой (снегирь)
10. Всю ночь летает — мышей добывает.
А станет светло — спать летит вдупло.(сова)
Воспитатель:-Ребята, а как вы думаете, птицы похожи друг на друга или чем — то отличаются?(Ответы детей)
— А чем они отличаются? (Величиной,формой хвоста, размером крыльев, цветом) .
Просмотр презентации. Слайды № 2-11.
Воспитатель: Когда выпадаетмного снега им особенно становится трудно добывать себе еду. Включаетсямагнитофонная запись «щебетание птиц».
Воспитатель:Дети вы слышите? Что это за звуки такие?
Дети: Это птицы поют
Воспитатель:Правильно, ребята, это щебетание птиц. Если мы с вами внимательно прислушаемся,то можем услышать их разговор .
Воспитатель:Ребята, холод – не самое страшное для птиц зимой, потому что к зиме у нихвырастает подпушек под перышками.
— Как вы думаете, что самое страшноезимой для птиц?(голод)
-Почему вы так думаете? (земляпокрыта снегом, семена, ягоды – остались под снегом, всё замерзло)
-За короткий зимний день птицы едвауспевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев ина снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу голодные иослабевшие птицы легко замерзают. Но когда корма мало для птиц наступаюттяжёлые времена Если им не помочь они могут погибнуть.
Воспитатель читаетстихотворение А.Яшина «Покормите птиц зимой».
Покормите птицзимой.
Пусть со всехконцов
К вам слетятся, какдомой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их —не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашемсердце есть
И для птиц тепло.
Разве можнозабывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц вмороз
К своему окну,
Чтоб без песен непришлось
Нам встречатьвесну.
-Ребята, как вы думаете, чем мыможете помочь зимующим птицам? (Ответы детей)
Воспитатель: Дети, как выдумаете кто же может помочь бедным птичкам зимой? Дети: Люди.
Воспитатель:Все верно. Только человек может помочь не погибнуть птицам. Дети, а как именномогут люди помочь нашим пернатым друзьям?
Дети:Построить для них кормушки, покормить.
Воспитатель:Все верно. (Демонстрация готовой кормушки). На деревьях люди вывешиваюткормушки, к которым слетаются птицы. Пернатые с удовольствием клюют корм. Нужнознать, какие корма можно будет туда сыпать. Иначе от неправильного питанияптицы могут погибнуть. Дети, сейчас мы с вами узнаем, чем же можноподкармливать птиц зимой.
Просмотр презентации. Слайды № 13-19
Воспитатель: Вот мы с вами иузнали, как правильно подкармливать птиц зимой. А теперь давайте мы с ваминемного отдохнем и поиграем.
Проводится физминутка «Скачетшустрая синица»
Скачет шустрая синица, (Прыжки наместе на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки наместе на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки наместе на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся наместе.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали,наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки наместе на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правойноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте надвух ногах.)
(А. Барто)
Проводится дидактическая игра.«Соедини птиц и подходящие тени»
Итог:
Воспитатель:Ребята, птицы – наши друзья, обижать их нельзя.
Они приносят пользу людям, являютсяукрашением природы.
-что вам понравилось сегодня делатьбольше всего? (Ответы детей).
-Что нового и интересного вы сегодняузнали? (Ответы детей)
-Почему дятла называют «леснымсанитаром»?
-Что самое страшное для птиц зимой?
-Как человек может помочь птицамзимой?
— Как мы можем заботиться о птицах?(Ответы детей).
Презентация на тему: Покормите птицзимой.