Муниципальноебюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Ясли-садкомбинированного типа номер 6 города Донецка»
Мастер-класс для педагогов
Тема:«Игры с прищепками и их значение в развитии ребёнка»
Составила:
воспитатель
БелоусоваЛюбовь Ивановна
Г.Донецк 2022г.
Мастер-класс для педагоговна тему:
«Игры с прищепками и ихзначение в развитии ребёнка»
Цель:
Повышение профессионального мастерствапедагогов — участников мастер-класса в процессе активного педагогическогообщения по освоению опыта работы посредством использования технологии «Игры сприщепками»
Задачи:
1. Расширить знания педагогов о значениииспользования нетрадиционного материала для развития детей;
2. Познакомить и заинтересоватьвоспитателей возможностями использования прищепок для развития детей.
3. Развивать творческие способностипедагогов при разработке игровых упражнений с прищепками.
Предварительная работа:
1. Отбор и изучение литературы попроблеме развития.
3. Подбор нетрадиционного материала.
Ожидаемые результаты мастер-класса:
1. Понимание его участниками сутитехнологии педагога-мастера;
2. Практическое освоение ими важнейшихнавыков в рамках транслируемого опыта.
3. Активизация познавательнойдеятельности участников на мастер-классе;
4. Повышение уровня их профессиональнойкомпетентности по основным аспектам демонстрируемой деятельности.
5. Рост мотивации участниковмастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогическойдеятельности.
Дидактические материалы:
Готовые шаблоны фигурок животных,растений, предметов,
Тексты, стихи
Цветные прищепки
Представление опыта педагога-мастера припомощи основных приемов и методов работы:
1. практического занятия с участникамимастер-класса путем непосредственного контактного обучения основным приемамосуществления представляемой деятельности;
2. имитационных игр с участникамимастер-класса.
Ход мастер-класса:
Сенсорное воспитание –это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений овнешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении впространстве, запахе, вкусе и так далее.
Сенсорное восприятие (от латинскогоsensus- чувство, целенаправленное развитие совершенствованиясенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).
Сенсорное развитие являетсяусловием успешного овладения любой практической деятельностью. Все этозаставляет обратить внимание на предоставление ребенку условийдля развития его сенсомоторики, особенно мускулатуры рук и пальцев рук.
Развитие ручной и пальцевоймоторики имеет огромное значение в развитии устной и в будущемписьменной речи ребенка.
Действительно, развитие мелкоймоторики рук ускоряет созревание областей головного мозга, которые отвечают заречь, память мышление, воображение ребёнка. По исследованиям ученыхзанятие каллиграфией в младшем школьном возрасте дает хорошие результатыв развитии интеллекта и усвояемости школьной программы. Все вызнаете, что уровень развития мелкой моторики и координации движениярук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно,готовности к школьному обучению.
Как правило, ребенок, имеющий высокийуровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у негодостаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь. Как писалфизиолог И. П. Павлов, «руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, аумелые руки снова способствуют развитию мозга».
Чем богаче и правильнее у ребёнкаречь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познанииокружающей действительности, содержательнее отношения со сверстниками ивзрослыми.
Чем можно позаниматься с детьми,чтобы развивать ручную умелость?
Играмс цветными прищепками неоднократно уделялось внимание многих педагогов –практиков. Цвет, мелкая моторика, счет – с прищепками все это становитсязначительно интереснее, ярче. Предлагаю Вашему вниманию несколько вариантов игриз своей педагогической копилки:
«Солнечныелучики» с чередованием цвета и счетом прищепок.
Вигры с прищепками с большим удовольствием играют все воспитанники моей группы.Несомненным плюсом для организации этой деятельности является ее простоеоформление: цветные прищепки (чем сложнее они будут открываться, тем лучше,коробочки или пакетики для хранения прищепок. Не забудьте показать эти игрыродителям ваших воспитанников.
Требования к проведению игрс прищепками:
• перед игрой показать детям, которые непользовались прищепками, принцип работы с ними;
• объяснить правилапользования прищепками;
• перед работойс прищепками можно провести подготовительные упражнения (поигратьпальчиками);
• при проведении игр важнапоследовательность (от простого к сложному)
• не следует ожидать немедленныхрезультатов, т. к. автоматизация навыка вызывается многократным егоповторением (если задача образовательная)
• не давайте ребёнку готовыхобразцов, побуждайте ребёнка к действию с помощью поисковых вопросов;
• игры должны проводиться пожеланию ребёнка, на положительном эмоциональном фоне;
• приобщая ребенка к играм, мотивируйтеего на интересное задание, (загадки, стихи) выполнениекоторого способствует развитию самостоятельности, ручной умелости;
• никогда не начинайте игры,если ребёнок неважно себя чувствует или увлечён своей игрой;
• недопустимо переутомление в игре,которое может привести к негативизму;
• соблюдайте технику безопасности смелкими предметами.
Картотека игр с прищепками
Игра «Елочка»
Возраст:2-3года
Цель: развитиемелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственныхпредставлений, развитие воображения, речи.
Оборудование:зеленые треугольники или прямоугольники, зеленые прищепки.
Ход игры: Даемребенку вырезанные из зеленого картона треугольники или прямоугольники. Ребенокберет зеленые прищепки, и прикрепляет к елке ее иголочки.
Игра «ёжик»
Возраст:2-3года
Цель: развитиемелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственныхпредставлений, развитие воображения, речи.
Оборудование:шаблон ежика, прищепки
Ход игры: Даемребенку вырезанную из цветного картона заготовку ёжика, на которой нарисованыглаза, уши, нос, но нет иголок. Ребенок прикрепляет к спинке ежика прищепки.
Ёжик, ёжик, гдегулял?
Где колючкипотерял?
Ты беги скореек нам, ёжик.
Мы сейчас тебепоможем.
Игра «Цветок»
Возраст:2-3года
Цель: развитие мелкоймоторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений,развитие воображения, речи.
Оборудование:шаблон цветка, прищепки
Ход игры:
Даем ребенкувырезанные из цветного картона кружки. Ребенок выбирает из коробки прищепкитакого же цвета, какой круг и прикрепляет их по кругу.
Лепесточки илисток –
Распустился нашцветок.
Игра «Солнышко»
Возраст:2-3года
Цель: развитиемелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственныхпредставлений, развитие воображения, речи.
Оборудование:шаблон солнышка, прищепки
Ход игры: Даемребенку, вырезанные из желтого картона заготовки солнца. Малыш выбирает изкоробки желтые прищепки и прикрепляет к солнцу лучи.
Солнышко,скорей взойди,
И лучи своипришли.
Чтоб они землюобогрели,
Нас тепломсвоим согрели.
Игра «Сказочныйдомик»
Возраст: 3-4года
Цель: развитиемелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственныхпредставлений.
Оборудование:обычная коробка, обклеенная с каждой стороны цветной бумагой.
Ход игры:Расскажите ребенку о том, что это не коробочка – а сказочный домик, где каждаякомната окрашена в свой цвет. А прищепки – это наши человечки, которые живут вдомике. Они вышли погулять на улицу и забыли, где живут. Помогите им найти своикомнаты. Можно нарисовать цифры на каждой стороне коробочки, и попроситьребенка прикрепить такое количество прищепок, которое соответствуетнарисованной вами цифре. А когда ребенок устанет играть, пусть побросаетприщепки внутрь коробки-домика. Человечки пошли спать. Закройте его ипотрясите. Послушайте, как гремят прищепки.
Игра «Снимиукрашения»
Возраст:2-3года
Цель: развитиемелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственныхпредставлений, развитие воображения, речи.
Оборудование:прищепки
Ход игры:Прицепите прищепки к одежде ребенка, попросите его снять их.
Игра «Большаястирка»
Возраст:2-3года
Цель: развитиемелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственныхпредставлений, развитие воображения, речи, обучение бытовым навыкам.
Оборудование:прищепки, веревка, кукольная одежда, платочки
Ход игры:Натяните веревку, повесьте кукольную одежду, платочки, закрепите их прищепками.
Игра «Рыбалка»
Возраст: 3-4года
Цель: развитиемелкой моторики рук, развитие воображения, речи, слухового и зрительноговосприятия
Оборудование:прищепки, удочка с магнитом, таз с водой
Ход игры:Сделайте удочку – к палочке привяжите шнурок с магнитом на конце, или купитеигрушечную удочку. Налейте в тазик воду, бросьте в нее прищепки и ловите ихмагнитом.
Игра «Овощи»
Возраст:2-3года
Цель: развитиемелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственныхпредставлений, развитие воображения, мышления, речи.
Оборудование:прищепки, шаблоны овощей
Ход игры:
Урожай мы собирали
И ботву всюободрали.
Мы листочкиприкрепляем –
овощи узнаем.
Игра «Рыбка»
Возраст:2-3года
Цель: развитиемелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственныхпредставлений, развитие воображения, мышления, речи.
Оборудование:прищепки, шаблон рыбки
Ход игры:
Рыбка, рыбка,что грустишь?
Не видатьулыбки?
Без хвоста иплавников
Не бываетрыбки.
Игра «Самолет»
Возраст:2-3года
Цель: развитиемелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений,развитие воображения, мышления, речи.
Оборудование:прищепки, шаблон самолета
Ход игры:
Самолет,самолет,
Отправляемся вполет.
Но без крыльеви хвоста
Не взлетит онникогда.
Игра «Стрекоза»
Возраст:2-3года
Цель: развитиемелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственныхпредставлений, развитие воображения, мышления, речи.
Оборудование:прищепки, шаблон стрекозы
Ход игры:
На ромашку уворот
Опустилсявертолет-
Золотистыеглаза,
Вот она иСТРЕКОЗА
Игра «Зайчик»
Возраст:2-3года
Цель: развитиемелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственныхпредставлений, развитие воображения, мышления, речи.
Оборудование:прищепки
Ход игры:
Мерзнет зайкана опушке,
Спрятал лапки,спрятал ушки.
Зайка, зайка,не дрожи,
Лапки, ушкипокажи.
Игра«Коробочки»
Возраст: 3-4года
Цель: развитиемелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственныхпредставлений, мышления
Оборудование: 4картонные коробочки, на дно приклеить кружки красного, желтого, зеленого исинего цвета. Подготовить прищепки таких же цветов
Ход игры:Попросим ребенка рассортировать прищепки по цветам. Прищепки соответствующегоцвета прикрепить к краю коробочки такого же цвета.
Игра«Разноцветный заборчик»
Возраст: 3-4года
Цель: развитиемелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственныхпредставлений.
Оборудование:картона вырезать небольшие прямоугольники 4 основных цветов — красный, желтый,зеленый и синий. Подготовить прищепки таких же цветов.
Ход игры:попросить ребенка построить забор — к красному картону прикрепить красныеприщепки, к желтому — желтые и т.д.
Далее можноусложнить задание и попросить ребенка построить разноцветный забор, чередуяприщепки двух цветов.
Игра«ОСМИНОЖКА»
Возраст:2-3года
Цель: развитиемелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственныхпредставлений, развитие воображения, речи.
Оборудование:прищепки, шаблон осьминожки
Ход игры:
Вот у нас иосминожка,
Зашагала подорожкам,
По дорожкам вокеане
Поспешила она кмаме!
Игра «Жучок»
Возраст:2-3года
Цель: развитиемелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственныхпредставлений, развитие воображения, речи.
Оборудование:прищепки, шаблон божьей коровки.
Ход игры:
Очень наш жучокустал-
Бегал подорожке.
Ночью спал, аутром встал,
Показал намножки.
Игра «Дом»
Возраст:2-3года
Цель: развитиемелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственныхпредставлений, развитие воображения, речи, мышления
Оборудование:прищепки, шаблон домика.
Ход игры:
Дом сломался –вот беда.
Где крылечко?Где труба?
Мы умееммастерить,
Можем домикпочинить.
Игра «Цветы»
Возраст:2-3года
Цель: развитиемелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственныхпредставлений, развитие воображения, речи, мышления
Оборудование:прищепки, шаблоны цветов.
Ход игры:
Во дворе растутцветы,
Небывалойкрасоты.
Желтый,красный, голубой,
Полюбуйтеся сомной!
ИГРА «РАДУГА»
Возраст:2-3года
Цель: развитиемелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственныхпредставлений, развитие воображения, речи, мышления
Оборудование:прищепки, шаблон тучки
Ход игры:выложить на тучке прищепки по цветам радуги
ИГРА «ЕЖАТА»
Возраст:2-3года
Цель: развитиемелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственныхпредставлений, развитие воображения, речи, мышления
Оборудование:прищепки, шаблоны ежиков 4 основных цветов
Ход игры:
Жу-жу-жу,жу-жу-жу— я ежа Вам покажу.
Жа-жа-жа-,жа-жа-жа— вот и несколько ежат.
ИГРА«ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Возраст: 3-4года
Цель: развитиемелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков, пространственных иматематических представлений, мышления, внимания, воображения
Оборудование:прищепки, шаблоны геометрических фигур
Ход игры:
Прикрепляемприщепки к углам на геометрических фигурах – изучаем понятие угол. Считаем,сколько углов у каждой фигуры. Где больше, где меньше углов, где одинаковоеколичество.
ИГРА «Цветик–семицветик»
Возраст:2-3года
Цель: развитиемелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственныхпредставлений, развитие воображения, речи, мышления
Оборудование:прищепки, шаблон цветка
Ход игры:
Прикрепитьприщепки согласно цвету на цветке
Игра «Кактус»
Возраст:2-3года
Цель: развитиемелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственныхпредставлений, развитие воображения, речи, мышления
Оборудование:прищепки, шаблон кактуса
Ход игры:
Прикрепитьприщепки на шаблон кактуса
ИГРА «ТУЧКА»
Возраст:2-3года
Цель: развитиемелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственныхпредставлений, развитие воображения, речи, мышления
Оборудование:прищепки, шаблон тучки.
Ход игры:
Прикрепитьприщепки на тучку
ИГРА «ПОЙМАЙЖУЧКА»
Возраст:2-3года
Цель: развитиемелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственныхпредставлений, развитие воображения, речи.
Оборудование:прищепки
Ход игры:Возьмите разноцветные прищепки и прикрепите их в различных местах комнаты – наскатерки, на диване, на шторах и т.д. Скажите ребенку, что к нам прилетелижучки. Но они решили поиграть с нами в прятки. Давай вместе найдем их и соберемв коробочку. Если малыш не видел, куда они сели, подсказывайте ему словами«горячо – холодно».
ИГРА «БУСЫ»
Возраст: 2-3года
Цель: развитиемелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственныхпредставлений, развитие воображения, речи.
Оборудование:прищепки, шнурок
Ход игры:Прищепки можно нанизывать на шнурок. Получатся красивые бусы. Усложняя задание,предложите ребенку чередовать прищепки по цвету.
ИГРА «СКАЗКА» -1
Цель: развитиемелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков, пространственныхпредставлений, развитие мышления, внимания, воображения, речи
Много сказокесть на свете.
Сказки любятвсе-все дети
Сказки учат насдобру,
Уму-разуму,труду.
Учат дружбойдорожить
И вообще, какнадо жить.
Предлагаю вам,ребята,
В сказочкуотправиться,
Мне затея эта
Очень даженравится.
Игра «На леснойполянке»
Ну, теперь намвсем туда.
Ой, а тут беда.
Посмотрите-касюда.
Растеряли елки
Все своииголки.
Стали наши елки
Ну совсем неколки.
И березкирядышком погрустнели,
Потому чтоветочки их опустели.
Помощь наша имнужна,
Приступайте,детвора! (дети приделывают елочкам иголочки деревцам листочки)
Вот сюда теперьидите,
Проходите, неспешите,
И внимательноглядите!
Что же здесь? Аздесь кружочки,
А ведь были тутцветочки,
Но попряталицветки
Все цветныелепестки.
Солнышко свои лучи
Потеряло втучке,
Надо лучики ему
Прицепить поштучке.
И когда оноопять
Будет землюосвещать,
На полянке всецветы
Вновь раскроютлепестки. (дети делают лучики солнышку)
Вот какоесолнышко получилось.
Посмотрелосолнышко, удивилось:
На полянкепусто –ни цветочка,
Все цветочкиспят, словно ночка.
Что же делать,как нам быть,
Как цветочкиразбудить?
Как полянкуоживить,
Как тут нужнопоступить? (сделать лепестки цветам, дети делают)
Вот полянкарасцвела,
Насекомых привлекла.
Только что-тоздесь не так-
В нас опятьнуждаются:
Ни ползти,полететь у них не получается!
Ну, ребята,помогайте,
Насекомыхвыручайте! (дети разбирают насекомых и доделывают крылья, лапки)
Молодцы,управились,
И с бедой высправились.
Творческих успехов вашиммалышам!