МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «СОЗВЕЗДИЕ»»
__________________________________________________________________
143404, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г. КРАСНОГОРСК, УЛ.БОЛЬШАЯ КОМСОМОЛЬСКАЯ Д. 13Б ТЕЛ/ФАКС 8(495)564-63-41
Анализ
реализации программытьюторского сопровождения
обучающихся классов по специальной индивидуальной программе развития …………
Тьютор: Шелюхаева Н.А.
г.Красногорск
I Тема, цель и задачи школына 2020-2021 учебный год
Тема МБОУ «Образовательныйцентр «Созвездие»»: Образование обучающихся с ограниченными возможностямиздоровья в условиях модернизации образования.
Цель: обеспечение различныхиндивидуальных траекторий получения полноценного образования обучающихся сограниченными возможностями здоровья, учитывающего особенности, возможности иинтересы обучающихся.
Задачи:
1. Обеспечить достижение обучающимися с ограниченнымивозможностями установленных федеральным образовательным стандартом образованияобучающихся с умственной отсталостью дифференцированных требований крезультатам освоения адаптивной основной общеобразовательной программы.
2. Создание условий (кадровых,материально-технических, финансово-экономических, организационно) дляэффективной реализации и освоения обучающимися с ограниченными возможностямиздоровья адаптированной основной общеобразовательной программы, в том числе условийдля индивидуального развития всех обучающихся.
II. Цель и задачи курса
Цель программы: успешноевключение обучающегося с ОВЗ в общеобразовательную среду школы-интерна исоздание условий, позволяющих успешно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Задачи программы:
1. Организовать в классе и школе рабочееместо и место отдыха обучающемуся: парта ученика в классеи место тьютора, бумажные и электронные учебные материалы, освещение,специальные сенсорные принадлежности, помещение для индивидуальных занятий.
2. Помощь учителю в усвоении учебной программы дляобучающегося с ОВЗ.
3. Воспитывать умение слышать инструкцию учителя,тьютора.
III. Содержание работы
3.1. Статистическая справка о выполнении программы
Тьюторская работа проводилась в соответствии с рабочейпрограммой тьюторского сопровождения обучающегося. Основной формой организацииработы является индивидуальные занятия на уроках с обучающимися класса поспециальной индивидуальной программе развития. Выполнение учебной программы за2020-2021 учебный год отраженно в таблице 1.
Таблица 1
Класс |
Предметы |
2020-2021 учебный год |
|||||
по плану |
по факту |
в.т.ч практ |
|||||
3 |
Речь и альтернативная коммуникация |
94 |
94 |
94 |
|||
Математические представления |
66 |
66 |
66 |
||||
Человек |
94 |
94 |
94 |
||||
Окружающий природный мир |
66 |
66 |
66 |
||||
Изобразительная деятельность |
94 |
94 |
94 |
||||
Окружающий социальный мир |
33 |
33 |
33 |
||||
Адаптивная физкультура |
66 |
66 |
66 |
||||
Коррекционно-развивающие занятия |
66 |
66 |
66 |
||||
Музыка и движение |
66 |
66 |
66 |
||||
Сенсорное развитие |
66 |
66 |
66 |
||||
Предметно практические действия |
99 |
99 |
99 |
||||
Альтернативная коммуникация |
66 |
66 |
66 |
||||
Всего: |
876 |
876 |
876 |
||||
Вывод: программа выполнена в полном объеме.
3.2.Методы и приемы обучения
Основойдля работы с особыми детьми в нашей школе является использованиеследующих технологий:
1. Чередованиеумственной и практической деятельности, использование интересного и красочногодидактического материала и средств наглядности;
2. Игровые ситуации вкачестве эффективных приемов коррекционного воздействия на эмоциональную ипознавательную сферу детей;
3. Физкультминутки,разминки, различного вида гимнастики (для улучшения мозгового кровообращения, для снятия утомления плечевого пояса и рук, для снятия напряженияс мышц туловища; пальчиковая; дыхательная; гимнастика для глаз).
Вывод: в работе использовались все запланированные на 2020-2021учебный год методы и приемы тьюторского сопровождения. Чаще всего использовалисьнаглядно-демонстрационные технологии (слайды, презентации, картинки), которыеявляются более эффективными.
3.3. Информационнаясправка об использовании технических средств обучения и дидактическогооборудования.
На занятияхиспользовались технические средства обучения (презентации и различноедидактическое оборудование, информация о применении которых отражена в таблице2.
Таблица 2
Использование ТСО и дидактическогооборудования
Класс |
Кол-во занятий |
В том числе |
Наименование ТСО |
Наименование дид. оборудования |
|
С применением ТСО |
С применением дид. обор |
||||
1б |
876 |
876 |
876 |
Презентации: -Времена года -Части суток -Цвета спектра -Школьные принадлежности -Звукоподражание животных. -Сказки. -Аудиозаписи шумов и звуков бытовых предметов. -Физминутки
|
Дидактический материал: -«Окружающий мир. Зима. Весна. Лето. Осень». -«На что похоже?» -Логическая цепочка. -Времена года. Комплект плакатов: -Птицы.. -«Живая и неживая природа». -«Лесные животные». -Зима, весна, лето, осень. -Один и много « Мир животных » « Мир растений» -« Мир человека -Основные цвета спектра. -Геометрические фигуры -Длина, ширина, высота -Части суток и время -Дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями) |
Вывод: 2018-2019 учебном году количество занятий с использованиеТСО 876 (100%), количество занятий с использование дидактического материала –876 (100%).
3.4.Результатыреализации программы
Результаты реализации программы тьюторскогосопровождения за 2020-2021 учебный год представлены в таблице 3.
Таблица 3
Деятельность ребенка |
Делает + Делает не всегда +- Делает, но редко -+ Не делает — |
|||
1 триместр |
II триместр |
III триместр |
Год |
|
Маршрутная деятельность |
||||
Знает, где раздевалка; приходя в школу, идет в раздевалку, в соответствующее место; верхнюю одежду вешает на вешалку, переобувается, пакет с обувью также вешает на вешалку |
_ |
_ |
_ |
_+ |
Берет свой портфель и идет в свой класс |
_ |
_ |
_ |
_ |
В классе находит свое место; достает из портфеля необходимые вещи, в соответствии с уроком; портфель помещает на соответствующее место |
_ |
_ |
_ |
_ |
В течение урока находится в классе, сидит или двигается в соответствии с указаниями учителя |
_ |
_ |
_ |
_+ |
После урока меняет учебники и тетради для следующего урока |
_ |
_ |
_ |
_ Представленная информация была полезной? ДА 59.43% НЕТ 40.57% Проголосовало: 1166 |
Во время перемены вместе с другими учениками под руководством учителя выходит из класса, гуляет в рекреации или идет в столовую, в спортзал, в другие классы, после уроков – в раздевалку |
_ |
_ |
_ |
_ |
После уроков собирает все вещи в портфель |
_ |
_ |
_ |
_ |
Другое |
_ |
_ |
_ |
_ |
Витальная деятельность (навыки самообслуживания) |
||||
Во время урока (или на перемене) может попроситься в туалет |
|
|
|
|
Может самостоятельно сходить в туалет во время перемены |
_ |
_ |
_ |
_ |
Моет руки перед едой и после туалета (только с помощью учителя) |
_ |
_ |
_ |
_+ |
Находясь в столовой, ест (только с помощью учителя) |
_ |
_ |
_ |
_+ |
Другое |
|
|
|
|
Коммуникативная деятельность |
||||
Выполняет инструкции учителя |
_ |
_ |
_ |
_ |
Может повторять действия за учителем |
_ |
_ |
_ |
_+ |
Смотрит на учителя |
_ |
_ |
_ |
_+ |
Задает вопросы |
_ |
_ |
_ |
_ |
Отвечает на вопросы |
_ |
_ |
_ |
_ |
Поднимает руку, когда знает ответ |
_ |
_ |
_ |
_ |
Может по просьбе учителя выйти из-за парты и ответить у доски |
_ |
_ |
_ |
_ |
Копирует то, что делают другие ученики, если не успел за учителем |
_ |
_ |
_ |
_ |
На перемене общается со сверстниками |
_ |
_ |
_ |
_ |
Другое |
|
|
|
|
Учебная деятельность |
||||
Может самостоятельно писать |
_ |
_ |
_ |
_ |
Может самостоятельно открыть учебник или тетрадь на нужном месте |
_ |
_ |
_ |
_ |
Пользуется не только ручкой, но и остальными канцтоварами, в соответствии с заданием |
|
|
|
|
_ |
_ |
_ |
_ |
|
Рисует |
_ |
_ |
_ |
_+ |
Пользуется красками, фломастерами, мелками |
_ |
_ |
_ |
_+ |
Другое |
|
|
|
|
Этика отношений |
||||
Здоровается (прощается) в соответствии с ситуацией |
_ |
_ |
_ |
_ |
Обращается к учителям на «вы», к сверстникам – на «ты» |
_ |
_ |
_ |
_ |
Ждет, когда надо ждать всех |
_ |
_ |
_ |
_+ |
Помогает другим, по просьбе |
_ |
_ |
_ |
_ |
Помогает другим, без просьбы, по ситуации |
_ |
_ |
_ |
_ |
Поздравляет, выражает радость успеху других |
_ |
_ |
_ |
_ |
Переживает за других в случае грустной ситуации |
_ |
_ |
_ |
_ |
Другое |
|
|
|
|
Осознавание себя и смысла учебы |
||||
Радуется похвале |
_ |
_ |
_ |
_+ |
Понимает и серьезен, когда его действия критикуют |
_ |
_ |
_ |
_ |
Стремится исправить свое поведение или оценку |
_ |
_ |
_ |
_ |
Выражает разную степень интереса к темам и урокам |
_ |
_ |
_ |
_ |
Что-то любит больше, что-то меньше (рисовать, двигаться, слушать) |
_ |
_ |
_ |
_+ |
Другое |
|
|
|
|
Выводы: По итогам 2020-2021 учебного года выявленоследующее:
1. Маршрутная деятельность. Динамика уже по двум параметрам из восьми всравнении с прошлым учебным годом:
— знает, гдераздевалка; приходя в школу, идет в раздевалку, в соответствующее место; спомощью тьютора верхнюю одежду вешает навешалку, переобувается, пакет с обувью также вешает на вешалку);
— в течение урока находится в классе, сидит или двигается всоответствии с указаниями учителя
2. Витальная деятельность (навыки самообслуживания). Без изменений по сравнению с прошлым учебным годом:
— моет руки перед едой и после туалета с помощью тьютора;
— находясь в столовой, ест с помощью тьютора.
3. Коммуникативная деятельность. Динамика уже по двум параметрам из десяти по сравнению с прошлымучебным годом:
— смотрит на учителя, тьютора;
— может повторять действия за учителем (очень простые:положить кубик по образцу).
4. Учебная деятельность.Динамика выявлена уже по двум параметрам из шести по сравнению с прошлымучебным годом:
— рисует («рука в руке», с помощью тьютора)
— пользуется красками, фломастерами, мелками с помощьютьютора, приём «рука в руке».
5. Этика отношений. Появиласьдинамика, пока только по одному параметру:
— ждет, когда надо ждать всех.
6. Осознование себя и смысла учёбы. Появилась динамика по двум параметрам:
— радуется похвале;
— что-то любит больше, что-то меньше (рисовать любит больше,а двигаться и слушать любит меньше).
Результаты диагностики представлены в диаграмме «Результатыреализации программы по итогам 2020-2021 учебного года» (Рис. 1).
Рисунок 1.
Таким образом, сравнительный анализрезультатов диагностики на начало 2020-2021 учебного года и конец 2020-2021учебного года показал, что достигнута положительная динамика по всем параметрам.
IV. Выводы и перспективы
Проанализировав тьюторскую работу за 2020-2021учебный год, результаты мониторинга, можно сделать вывод, что задачи,поставленные в начале учебного года частично решены, что обусловленоиндивидуальными психофизиологическими особенностями ребёнка. Необходимопродолжить работу по данным направлениям в следующем учебном году.
Анализ показал, что ожидаемыерезультаты освоения программы достигнуты частично за счет:
— выполнения программыв полном объеме;
— использования ТСО идидактического материала;
— взаимодействия сучастниками образовательного процесса (учителя, родители).
Перспективы:
-продолжить работу с педагогамии родителями, через разнообразные формы;
— использование новыхтехнологий тьюторской работы.
-продолжить работу потеме самообразования.