X-PDF

Первый и второй законы Менделя

Поделиться статьей

Ф.И.О. Игнатьева КристинаГеннадьевна

Предмет:методика обучения билогии

Класс: 9

Методыобучения: частично-поисковый.

Тема:  «Моногибридноескрещивание. Первый и второй законы Грегора Менделя»

Тип урока:изучениенового материала.  

Цель: сформировать представления о моногибридном скрещивании.

Задачи:

•        Образовательные:сформировать представления о моногибридном скрещивании, первом и втором законеГ. Менделя; закрепить знания терминов и символики, применяемых в генетике;способствовать формированию умений учащихся находить причинно-следственныесвязи между генотипом и фенотипом, продолжить формирование биологическойкартины мира.

•        Развивающие:Развивать у учащихся умения выделять главное, сравнивать, сопоставлять.

•        Воспитательные:Способствовать развитию интереса к генетике как науке; Воспитывать толерантноеотношение к людям разных рас.

УУД:

Личностные: формированиеответственного отношения к уроку, познавательных интересов и мотивов, имеютмотивацию к учебной и творческой деятельности; понимают личную ответственностьза будущий результат, имеют желание работать, понимают значимость правильнойорганизации рабочего места.

Регулятивные: уменияставить учебную задачу, работать в соответствии с поставленной задачей; умение планировать своидействия; умение прогнозировать  результат; умение оценивать качествовыполненной работы; умение работать самостоятельно.

Коммуникативные: уменияслушать и уважать учителя и одноклассников, участвовать в совместнойдеятельности; умение строить высказывание в соответствии с грамматическими исинтаксическими нормами родного языка; умение формулировать ответы на вопросы.

Познавательные: умения работыс текстом, рисунками, схемами презентации, систематизации и обобщения информации;умение применять полученную информацию; составлять схемы и решать генетические задачи; анализировать иделать выводы, развивать устную речь, умение на основе полученной информациипринимать несложные практические решения.

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задания для учащихся,

выполнение которых приведёт

к достижению

запланированных результатов

Планируемые результаты

 

 

УУД

Организационный момент  ( 2 мин)                                                                                                     Цель: проверить готов-ность учащихся   к уроку, подготовить учащихся к работе на уроке, поло-жительно настроить  на урок.

 

Приветствие.

Проверяет учащихся к мероприятию, положительно настраивает на урок.

 

 

 

-Здравствуйте ребята!

Я очень рада видеть вас на сегодняшнем уроке.

С каким настроением вы пришли на урок? У меня тоже хорошее настроение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Здороваются, готовятся к уроку.

 

 

 

Приготовить все необходимые материалы для урока. Настроится на урок.

Регулятивные

Умение организовать и

целенаправить познавательную

деятельность учащихся, подготовить их к выполнению заданий учителя. Личностные: Уважение к личности и ее достоинствам; доброжелательное отношение к окружающим (умение соблюдать дисциплину)

Коммуникативные:

умение воспринимать речь учителя.

2. Повторение и проверка домашнего

задания

Время: 6 минут

 

 

-А сейчас мы проверим с вами знания, которые получили на предыдущем уроке. Сейчас я вам раздам карточки с заданиями, которые вам надо будет выполнить и сдать мне на проверку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внимательно слушают учителя, выполняют задания по карточке.

 

 

 

 

Вопросы карточки:

Чем представлен наследственный материал прокариот?

 

В чем заключается значение бактерий для человека?

 

Какое строение имеют вирусы?

 

Какие заболевания человека имеют вирусную природу?

 

 

 

Регулятивные Умение

самостоятельно оценивать и

корректировать свои знания.

Познавательные Умение

ориентироваться в системе ранее

полученных знаний; умение

выполнить задание и

оценить результат.

Личностные:

Знание основ здорового образа

жизни и здоровье сберегающих

технологий.

3.Изучение нового материала (время 20 мин)

 

Этапы:

Актуализация

познавательной

деятельности:

 

Целеполагание 5

минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Деятельностный 14

минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Направляет мыслительную деятельность учеников вопросами.

 

Постановка проблемной ситуации

-Ребята, мы с вами знаем, что живые организмы обладают важным свойством – это наследственность, благодаря которому появившийся на свет зайчонок будет такой, как его родители, а растение кактус таким же, как то, от которого мы его пересадили. Мы с вами так же наследуем признаки от своих отцов и матерей, а наши дети унаследуют их от нас.

·         А какие признаки мы можем унаследовать? (цвет волос, глаз и т.д.)

Совершенно верно и самое главное, что большинство внешних признаков передаются из поколения в поколение. А теперь послушайте пример из жизни. В молодой семье родился ребенок. Муж и жена имеют карие глаза, а ребенок родился голубоглазый.

·         Что вас удивило? (почему ребенок голубоглазый)

·         Какой вопрос у вас возникает? (возможно ли это?)

·         Кто считает, что такое возможно, поднимите руки. Кто считает, что это невозможно, поднимите руки. Теперь поднимите руки те, кто сомневается.

Итак, у нас в классе появилось три мнения на данный вопрос и нам необходимо выяснить, какое из них правильное. Как мы можем это выяснить? (учащиеся предлагают разные варианты)

как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке?

-Наша сегодняшняя тема – «Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Грегора Менделя»

 

Приложение 1

 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
59.43%
НЕТ
40.57%
Проголосовало: 1166

 

 

Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы.

Формулируют

тему и цель

урока.

Записывают в тетрадь тему урока и основные понятия.

 

Выполняют письменную фронтальную работу работу в парах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Письменная фронтальная работа:

Задание: запишите первый закон Г. Менделя в тетради. И если у вас возникли варианты формулировки темы, запишите их карандашом (моногибридное скрещивание, первый закон Г. Менделя и т.д.) Познакомьте друг друга с записями.

Письменная работа в парах:

Задание: оформите 2 закон письменно и затем в буквенном выражении.

Оформление на доске (1 человек).

 https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/30/s_5bd888f8c9d02/982448_4.png

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные

Целеполагание Прогнозирование , как предвидение

будущих событий и развития

процесса.

 

Коммуникативные

Устанавливать и поддерживать

необходимые контакты с другими

людьми.

 

Познавательные

Постановка цели  и решение проблем,

поиск путей решения.

Умение работать с информацией из

разных источников.

 

Личностные:

Учебно-познавательная мотивация и

интерес к учению.

Создание условий к саморазвитию и

самообразованию.

Установление связи между целью

деятельности и ее результатом.

 

Закрепление изученного материала (5 мин)

(Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.)

 

-Какие задачи мы уже рассмотрели? (мы рассмотрели 2 генетических закона и научились решать задачи). Давайте вспомним, какую ситуацию мы озвучили в начале урока (ситуация с молодой семьей). Какой вопрос у нас возник? (возможно ли это?)

В начале урока у нас возникло три различных мнения. В течение урока мы с вами получили определенные знания, которые помогут нам теперь ответить на данный вопрос.

 

 

 

 

 

 

 

-Следовательно, кто из нас был прав? (те, кто считали, что у двух кареглазых родителей могут быть голубоглазые дети, но только в том случае если оба родителя гетерозиготные) Каким образом, мы смогли это доказать? (мы изучили законы Г.Менделя и научились решать генетические задачи.

Внимательно слушают учителя и отвечают на вопросы. Оценивают свою работу и работу  коллег. Выполняют самостоятелную работу в парах.

.

Самостоятельная работа в парах:

Задание: в виде задачи докажите и сделайте вывод, возможно ли это.

Проверка на доске.

·         А – карий цвет глаз (доминантный)

·         а – голубой цвет глаз (рецессивный)

Первый случай: если оба родителя кареглазые гетерозиготные:

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/30/s_5bd888f8c9d02/982448_5.png

ВыводПри условии, если оба родителя кареглазые гетерозиготные, у них возможен голубоглазый ребенок.

Второй случай: если оба родителя кареглазые гомозиготные:

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/30/s_5bd888f8c9d02/982448_6.png

ВыводПри условии, если оба родителя кареглазые гомозиготные, у них не может быть голубоглазого ребенка.

Третий случай: если оба родителя кареглазые, но один из них гомозиготен, а второй гетерозиготен:

 https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/30/s_5bd888f8c9d02/982448_7.png

ВыводПри условии, если оба родителя кареглазые, но один из них гомозиготен, а второй гетерозиготен, у них не может быть голубоглазого ребенка.

 

Регулятивные

Планирование хода исследовательской работы.

Выбор эффективных путей организации практической работы.

Принимать решение в проблемной ситуации.

Познавательные

Умение анализировать и сравнивать.

Коммуникативные

Согласование действий с партнером,

участие в совместной деятельности.

Личностные:

Потребность в самовыражении и

самореализации

Рефлексия

Время: 4 минуты

Предлагает выполнить

Рефлексию деятельности

на уроке. Направляет

учеников, чтобы те

смогли правильно

сформулировать и оценить достижения и трудности.

Выполняют

рефлексию

своей

деятельности

и

деятельности

группы.

Поднимите сигнальную карточку со знаком (+) те, кто разобрался в теме и сможет решить генетические задачи на моногибридное скрещивание.

 

Поднимите сигнальную карточку со знаком (-) те, у кого есть вопросы по данной теме, и кто нуждается в дополнительной консультации.

 

Регулятивные

Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

Умение осознать усвоенный материал.

Познавательные

Умение устанавливать причинноследственные связи.

Умение обобщать, сравнивать и анализировать

Умение выделять главную и второстепенную информацию.

Коммуникативные

Умение оценивать свою работу и работу одноклассников.

Личностные:

Личностное самоопределение.

Признание ценности здоровья.

Информация о

домашнем задании

Время: 1 минута

Информирует о домашнем задании,

инструктирует по его

выполнению

Записывают

домашнее

задание,

осмысляя как

будут его

выполнять.

§ 18, с. 46 – 47, Выучить термины и законы, решить задачу в тетради.

 

 

Приложение 1

Изучение нового материала.

Долгое время существовало представление,что при скрещивании наследуются признаки. При этом у потомства они могутсмешиваться, разбавляться. Мендель доказал, что происходит наследованиематериальных частиц, ответственных за проявление тех или иных признаков.

Идея дискретной наследственности. Общеесвойство организмов сохранять и передавать особенности строения и функций отпредков потомству называют наследственностью. Наследственность реализуется впроцессе наследования – передачи генетической информации от одного поколенияорганизмов к другому. Важный шаг в познании закономерностей наследственностисделал выдающийся австрийский исследователь Грегор Мендель. Ведущей в ученииМенделя была идея дискретной наследственности, согласно которой развитиепризнаков определяется отдельными материальными единицами. Мендель назвал ихфакторами наследственности (теперь их называют генами).

Гибридологический метод. Руководствуясьидеей дискретной наследственности, Мендель разработал гибридологический методисследования. Суть его заключается в гибридизации (скрещивании) организмов.Потомство от скрещивания двух особей, обладающих различными наследственнымипризнаками, называют гибридами. В качестве основного объекта исследованияМендель выбрал сорта гороха посевного.

Сорта гороха характеризуютсяпротивоположным проявлением определенных признаков:

  • Высота стебля
  • Окраска и особенности поверхности семян.

Цветок гороха приспособлен к самоопылению,что важно для чистоты эксперимента. Растения гороха, отобранные дляскрещиваний, воспроизводили одни и те же наследственные признаки, представлялисобой так называемые чистые линии.

Первый закон Менделя. Опытыпо скрещиванию Мендель начал с родительских форм гороха, отличающихся однимпризнаком. Такое скрещивание называют моногибридным. Он бралгомозиготный горох по генотипу. Ген желтого цвета — доминантный поэтому А,зеленого цвета рецессивный — а. Цвет это признак. Итак, в 1 поколении всегорошины получились желтого цвета, потому что желтый цвет (доминантный)подавляет зеленый (рецессивный признак). Это закон единообразия гибридов 1поколения. Он гласит: «При скрещивании двух особей с противоположнымипризнаками в первом поколении все гибриды одинаковы и похожи на одного изродителей».

Второй закон Менделя. Семенагибридов первого поколения использовались Менделем для получения второгогибридного поколения. Снова посадив горошины, он таким же образом началскрещивать между собой растения, которые из них вырастил. Дождавшись созреваниясемян, он подсчитывал соотношение зеленых и желтых горошин. Получалось: сколькобы горошин ни завязалось на растениях, всегда ¼ часть горошин были зелеными, а¾ — желтыми.

Явление, при котором часть гибридоввторого поколения несет доминантный признак, а часть — рецессивный, называютрасщеплением. Причем наблюдающееся у гибридоврасщепление не случайное, а подчиняется определенным количественнымзакономерностям. Таким образом, на основе скрещивания гибридов первогопоколения и анализа второго был сформулирован второй закон Менделя: прискрещивании гибридов первого поколения в потомстве происходит расщеплениепризнаков в определенном числовом соотношении – 1:2:1 по генотипу и 3:1 пофенотипу.

Результат опытов позволил Менделю сделатьсенсационный для его времени вывод: признак, исчезающий у гибридов первогопоколения, на самом деле не теряется, а только на некоторое время подавляется ипроявляется во втором гибридном поколении.

https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_56bb996ca7ad4/plankonspiekturokazakonomiernostinasliedstviennostipiervyiivtoroizakonymiendielia10klass_1.png

Теперь познакомимся с символикой, спомощью которой изображают скрещивание гибридов:

Р — родители ( от латинского «парента» —родители), ♀ — «зеркало Венеры» — женская особь, ♂ — «Щит и копье Марса» —мужская особь, Х — скрещивание., F — от лат гибридное потомство, если подписаниндекс 1,2, и т.д., цифры соответствуют порядковому номеру поколений (F1).

Изначально Г. Мендель взял чистые линии.Как мы обозначаем генотип этих особей? (АА, аа) Сколько признаков взято?(один). Какой? (цвет (желтый и зеленый)). Какой из этих признаковбудет доминантным, а какой рецессивным? (желтый – доминантный,зеленый – рецессивный). Значит, какой буквой мы обозначаем желтый цвет, а какойзеленый? (А – желтый, а – зеленый)

Обозначаем:

 https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/30/s_5bd888f8c9d02/982448_3.png

Письменная фронтальная работа:

Задание: запишите первый закон Г. Менделяв тетради. И если у вас возникли варианты формулировки темы, запишите ихкарандашом (моногибридное скрещивание, первый закон Г. Менделя ит.д.) Познакомьте друг друга с записями.

Письменная работа в парах:

Задание: оформите 2 закон письменно изатем в буквенном выражении.

Оформление на доске (1 человек).

 https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/30/s_5bd888f8c9d02/982448_4.png

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.43%
НЕТ
40.57%
Проголосовало: 1166

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет