|
Основной задачей модернизации российского образования является повышение его доступности, качества и эффективности. Качество образовательных результатов школьников играет важную роль в современном обществе. Результаты анализа проведенного в общеобразовательных школах города Ярославля свидетельствует о том, что изучение предмета геометрия вызывает гораздо больше трудностей, чем учебный предмет-алгебра. Вместе с тем, геометрические задачи входят в основной государственный экзамен и занимают примерно третью часть всех заданий варианта. Залог успешного повышения и совершенствования качества обучения в том числе и по учебному предмету геометрия, определяется эффективным построением самого процесса обучения и воспитания. В связи с этим возникает необходимость применения разнообразных и эффективных форм организации учебного процесса наряду с традиционными. |
|
Возникает проблема, как организовать учебный процесс таким образом, чтобы наряду с формированием математических знаний и умений развивались творческие способности обучающихся, способствовавшие формированию исследовательских навыков и поиску эффективного решения жизненных и практических задач. Таким образом, возникает необходимость разработать методический проект по организации и проведению урока одной задачи, способствовавший повышению качества образовательных результатов школьников через систему неоднократного повторения, обобщения, систематизации математического материала, а так же через развитие отдельных индивидуальных способностей обучающихся. |
|
Для достижения поставленной цели были определены задачи работы. Изучить методическую и учебную литературу по данной теме. Обобщив и систематизировав полученную информацию, сформулировать рабочее определение урока одной задачи на основе анализа двух понятий «урок» и «задача», рассмотреть его структуру и характерные отличительные особенности, в том числе и при подготовке учащихся к основному государственному экзамену. Для демонстрации эффективности проведения уроков такого типа разработать конспект урока одной задачи, направленный на подготовку учащихся к итоговой аттестации за курс основной школы, а также подобрать учебные задания для проведения уроков одной задачи. Определить образовательные технологии и методические приемы к каждой структурной единице урока одной задачи.
|
|
Нами были рассмотрены различные трактовки понятий «урок» и «задача» в разных научных источниках. Проанализировав, систематизировав и обобщив полученную информацию, мы сконструировали рабочее определение урока одной задачи. Урок одной задачи – это основная форма организации учебного процесса, характеризующаяся единством дидактической цели, определённостью структуры, закономерностями усвоения учебного материала для достижения планируемого результата через решение математической задачи с использованием различных способов, требующей постановки проблемы, проведения исследования и вычисления, формирование умозаключения. В методической литературе имеются два вида «урока одной задачи». В первом случае на базе некоторой задачи рассматриваются другие задачи, которые были получены преобразованием первой. Во втором случае предлагается рассмотрение нескольких различных способов решения одной задачи. В работе была рассмотрена специфика организации второго вида урока одной задачи. Нами были определены следующие структурные единицы урока одной задачи: 1. Формирование гипотезы. 2. Определение причинно-следственных связей. 3. Проведение исследование. 4. Построение математической модели. 5. Формирование умозаключения. 6. Выводы. |
|
Проведение урока одной задачи с использованием данных структурных элементов дает возможность формирования у учащихся необходимого математического знания, умения и навыка, а также усвоения учебного материала на более качественном уровне в процессе неоднократного повторения и систематизации. Традиционный же урок может содержать данные структурные элементы в одной или максимум двух позициях. Данная форма обучения в отличие от «традиционной» предоставляет более широкую возможность учителю осуществлять образовательный процесс с учетом различных категорий обучающихся. На таком уроке появляется возможность слабоуспевающему ребенку найти способ решения задачи на базовом уровне, одаренному ученику построить процесс решения этой же задачи с применением более глубоких знаний, творчески подойти к процессу решения. |
|
Таким образом, цель урока одной задачи является повышение качества образовательных результатов школьников через систему неоднократного повторения, обобщения и систематизации математического материала. Задачи данной формы организации учебного процесса представлены как на слайде, так и в буклетах. |
|
Нами был разработан и апробирован урок решения одной задачи на базе общеобразовательных организаций г. Ярославля № 28, № 68, № 14. На основании отзывов полученных от школ г. Ярославля можно сделать вывод об эффективности, целесообразности, необходимости и значимости проведения урока одной задачи.
Рассмотрим детально каждую структурную единицу урока одной задачи и проиллюстрируем ее применение на конкретном учебном примере. В равнобедренном треугольнике длина высоты, проведенной к основанию, равна см, а основание равно 8 см. Найти длину медианы, проведенной к боковой стороне.
|
|
Подготовительный и организационный этапы содержали подготовку рабочего места ученика, учителя. Было определено 6 рабочих мест для учеников, деятельность которых предполагала индивидуальную, парную и групповую форму работы. Этап мотивации содержал вступительную речь учителя о необходимости успешной сдачи выпускных экзаменов. Постановка учебной задачи включала рассмотрение условия задачи, построение чертежа. |
|
Формирование гипотез способствовало применение методического приема «Филворд», который содержал 6 ключевых слов, с помощью которых в последующем определялись способы решения задачи. Представленная информация была полезной? ДА 59.43% НЕТ 40.57% Проголосовало: 1166 Для каждого ключевого слова обучающиеся класса вспоминали пройденный ранее учебный материал, формулировали определения, свойства и признаки, теоремы, т.е. все связанные с этим словом понятия. |
|
Далее каждая рабочая группа выбирала то необходимое понятие с помощью которого возможно было решить задачу. Для этого обучающиеся устанавливали причинно-следственные связи между понятиями, признаками, свойствами, теоремами при необходимости аксиомами, леммами, способствующие определению конкретного способа решения. |
|
Например, с помощью свойства медиан треугольника, можно найти искомый элемент или с помощью применения теоремы косинусов, синусов можно найти искомый элемент. Отличительной особенностью данной работы являлась формирование умения обучающихся проводить аналогии, устанавливать причинно-следственные связи и формулировать промежуточные выводы. |
|
Используя различные формы научного познания, обучающиеся в рабочих группах проводили исследования по решению данной учебной задачи. На данном этапе работы обучающиеся могли попробовать решить задачу 1 или несколькими способами меняя при этом рабочие группы. |
|
В результате из 24 обучающихся 9 человек решили задачу 6 способами, 4 человека 5, 2 человека 3 способами, 5 человек 2 и 4 человека 1 способом. Отличительной особенностью данной работы является организация деятельности обучающихся с различным уровнем знаний. На данном этапе работы учащиеся получают возможность оценить собственные знания по заданной тематике, определить свой образовательный маршрут решив задачу любым из предложенных способов. |
|
Результатом проведенного исследования учащимися было построение математической модели каждого способа решения задачи. Оформление способов решения задачи в рабочих группах осуществлялось на ватмане. В результате работы обучающиеся учились структурировать рабочий материал, обобщать, использовать математические символы в оформлении, формулировать выводы.
|
|
Этап формирования умозаключения предполагает презентацию способа решения данной задачи рабочей группы. 1 способ решения – 2 способ решения –
В презентации могут участвовать как один, так и несколько членов рабочей группы. В процессе презентации учащиеся могут задавать вопросы, уточнять сведения, давать оценочные суждения на работу одноклассников, корректно аргументировать свои умозаключения и выводы.
|
|
Выводы и подведение итогов урока осуществлялось с помощью методического приема «Журнал понятий». На доске были представлены 6 ключевых слов, с которых был начат урок. На рабочих столах каждой группы лежал «Журнал понятий». Задача учащихся заключалась в соотнесении определений, понятий, свойств, признаков и теорем, предложенных в данном журнале с каждым ключевым словом. |
|
В результате такой работы получилась графическая структура теоретического материала, который был повторен, обобщен, систематизирован на данном уроке. |
|
Результатами работы является: Разработка рабочего определение урока одной задачи. Определение цели, задачи, структуры урока одной задачи. Разработка таблицы методического сопровождения учителей при подготовке таких типов уроков с использованием различных образовательных технологий. Определение возможности использования данной формы урока в рамках Федерального Государственного Образовательного стандарта и при подготовке к итоговой аттестации за курс основной школы; Разработка конспект урока одной задачи по геометрии и его апробирование на базе средних общеобразовательных школ №28, №68, №14 города Ярославля Подборка набора учебных заданий для проведения урока одной задачи. А так же, получение положительного практического опыта педагогической работы в рамках работы над данным проектом. |
|
Спасибо за внимание! |