Программакоррекционно-развивающих занятий
для 5-6 классов
Аннотация
Программа коррекционно-развивающих занятий для 5 – 6классов составлена в соответствии с требованиями следующих нормативныхдокументов:
· Федеральныйзакон от 29.12.12. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
· Федеральныйгосударственный стандарт начального общего образования (приказ Министерстваобразования и науки РФ от 06.10.2009 № 373, с последующими изменениями,внесенными приказом Министерства).
· Федеральныйгосударственный образовательный стандарт начального общего образованияобучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки Россииот 19.12.2014 N 1598)
· Положение о службепрактической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации(приказ № 636 от 22.10.1999);
· Письмо Министерстваобразования РФ от 27.06.2003 г. № 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическомусопровождению обучающихся в учебно-воспитательномпроцессе в условиях модернизации образования»;
Программа составлена на основе психологической программы развития когнитивной сферы учащихся V – VI классовН.П. Локаловой «Уроки психологического развития в средней школе». Даннаяпрограмма входит в число рекомендуемых в рамках введения ФедеральныхГосударственных Стандартов.
Для реализации программы используютучебно-методические пособия:
Локалова Н.П. Уроки психологического развития всредней школе (V – VI классы): М: Ось-89, 2001.
1. Результаты освоения программы
Создание комфортныхкоррекционно-развивающих условий для обучающихся с ОВЗ, способствующихкоррекции и развитию познавательных процессов и личностных особенностейобучающихся 5-6 классов, имеющих низкий или ниже возрастной нормы уровеньпознавательных УУД.
В результате обучения по данной программеучащиеся должны научиться:
— использовать разные способы и приёмы запоминания информации, текста,
— произвольно управлять своей памятью;
— использовать приёмы запоминания в учебной и вне учебной деятельности.
—произвольноуправлять своим вниманием
— использовать приёмы по развитиюконцентрации и устойчивости внимания;
повышение уровня развития: мыслительныхдействий и операций.
— приобретение обучающимися навыковсамостоятельно
— обобщать предметы и понятия по разным признакам, параметрам;
— исключать предметы, понятия по разным признакам
— классифицировать предметы, понятия по признакам;
— устанавливать связи по аналогии;
— устанавливать причинно- следственные, последовательные, временныесвязи;
— выделять главное и второстепенное;
— находить существенные признаки предмета;
— устанавливать отношения части и целого, общего и конкретного, вида-рода
-находить сходства и различия;
— выдвигать гипотезы, версии, аргументировать своё мнение;
— уметь работать с текстом;
— понимать скрытый смысл пословиц,поговорок.
Познавательные УУД:
повышение уровня развития:
— восприятия устной и письменной информации;
— смысловой памяти, воображения;
— устойчивости, концентрации, объёма внимания;
— мыслительных действий и операций,необходимых для усвоения учебного материала;
Личностные УУД
— приобретение обучающимися навыковсамостоятельной работы на уроке и при выполнении домашнего задания;
— адекватная самооценка своих возможностей
2. Содержаниепрограммы
Программапсихологического развития для учащихся V – VI классов основывается нанеобходимости учета естественного ходаразвития познавательной деятельности от глобально-дифференцированногоотражения объектов и явлений действительности ко все более расчлененным идифференцированным ее формам (Я.А. Коменский, Э. Клапаред, Ж. Пиаже, Н.И.Чуприкова, Н.Н. Поддьяков). Внутренняя логика данной программы построена нареализации принципа системной дифференциации,являющейся ведущим механизмом психического развития (Н.И. Чуприкова, 1995,1997). Способом такойдифференциации, расчленения разного рода внешних и внутренних воздействийявляется всестороннее развитие процессов анализа и соответствующих импроцессов синтеза.
Центральной идеей психологического развития младшихшкольников в подростковом возрастена первый план выступает анализ, как средство расчлененияпонятийно-семантической и логико-понятийной информации, выраженной в вербальной форме, и ее постепенноеобобщенно-абстрактное репрезентирование в складывающихсявербально-смысловых когнитивных структурах.
Цель: познавательно-личностное развитиешкольников, на котором формируются умения осуществлять различные умственныедействия, развиваются самостоятельность обучающихся, способность к рассуждению,самоконтроль, стремление отстаивать свое мнение.
Задачи:
1. Развитие познавательныхпроцессов (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения).
2. Формированиепсихологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение копироватьобразец, заданный как в наглядной, так и в словесной формах; умение слушать ислышать учителя; умение учитывать в своей работе требования учителя).
3. Развитиеэмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков;
4. Развитие чувствасплоченности, ответственности, формирование опыта нравственного поведения;
5. Формированиепсихологических новообразований младшего школьного возраста, произвольности.
6. Развитие рефлексии.
Основное содержание групповых занятий составляют игры и психотехнические упражнения,направленные на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, навыковадекватного социального поведения школьников. Также необходимый элемент всехзанятий – психотехники, направленные на развитие групповых структур ипроцессов, поддержание благоприятного внутригруппового климата, сплочение иорганизационное развитие детского коллектива.
Структура группового занятия со школьниками.
Содержаниемосновной части урока является целенаправленное развитие прежде всегомышления — его отдельных процессов и качеств (анализа, синтеза, обобщения, установления закономерностей, гибкости),представленных как в конкретныхсвоих проявлениях, так и в абстрактно-логической форме. Другими развиваемымипсихологическими процессами являются воображение, внимание, внутренний план действия, пространственные представления.В качестве важной составляющей основной части урока выступает развитие личностных характеристик подростков:осознание ими разных видов поведения,положительных и отрицательных личностных качеств, формированиепонимания о допустимых формах вербальных реакций в конфликтных ситуациях.
Задачазаключительной части урока состоит в подведении итогов занятия, обсуждении результатов работы учащихся и техтрудностей, которые возникли при выполнении заданий.
При проведении занятий используются методы:
— психолого-педагогическиеигры;
— развивающие упражнения;
— диагностические методы(мониторинг уровня личностно-мотивационного развития, эмоционального состоянияученика);
— рисуночные методы.
Принципы проведения занятий:
1. Безопасность.
Создание атмосферы доброжелательности,психологического комфорта, принятия каждого ребенка.
2. Возрастноесоответствие.
Предлагаемые упражнения учитывают возрастныеособенности обучающихся.
3. Деятельностныйпринцип.
Задачи развития психических функций достигаются черезиспользование различных видов деятельности.
4. Дифференцированныйподход.
Учет индивидуальных особенностей обучающихся.
5. Рефлексия.
Совместное обсуждение понятного, почувствованного назанятии и краткое резюме педагога в конце занятия.
6. Конфиденциальность.
Адресность информации о ребенке родителям.Недопустимость медицинских диагнозов. Акцент на рекомендациях.
Форма оценивания знаний учащихся – безотметочная.
Формы контроля: выполнение тестовых заданий, диагностика.
3. Тематическоепланирование коррекционно-развивающих занятий
3. Тематическое планирование
«Уроки психологического развития» 5 класс
№ урока |
Развиваемые психологические процессы |
Методики и задания |
1. |
Рефлексия собственных личностных качеств Развитие внимания (переключение) Развитие мышление (синтез) Развитие мышления (анализ чрез синтез) |
Говорящая надпись
Называйте и считайте Три слова Составьте слова
|
2. |
Изучение уровня тревожности, связанного со школой |
Тест Филлипса |
3. |
Изучение межличностных взаимоотношений в классе |
Социометрия |
4. |
Рефлексия чувств Развитие пространственных представлений Развитие мышления (гибкость) Развитие мышления (анализ через синтез) |
Какие мы разные Представьте куб
Замените цифры символами Отгадайте слова |
5. |
Рефлексия личностных качеств Развитие внутреннего плана действия Развитие мышления (абстрагирование) Развитие мышления (вербальный анализ) |
Я узнаю себя Муха Говорим по марсиански
Объясните греческие слова |
6. |
Рефлексия личностных качеств Развитие пространственных представлений Развитие мышления (установление закономерностей) Развитие мышления (гибкость) |
Я – ромашка Необычные ножницы
Найдите фигуры
Забавные омонимы |
7. |
Рефлексия личностных качеств
Развитие внимания (в условиях коллективной деятельности) Развитие мышления (гибкость) Развитие мышления (установление сходства, противоположности) |
Что я могу сказать о себе хорошее? Делаем вместе
Способы применения предмета Выберите синонимы и антонимы |
8. |
Развитие пространственных представлений Развитие вербального мышления
Развитие умения дифференцировать чувства |
Слово в зеркале
Подберите синонимы и антонимы Отгадайте чувство |
9. |
Рефлексия собственных чувств Развитие мышления (установление закономерностей) Развитие мышления (установление сходства, противоположности, различия) |
Что я чувствую? Найдите фигуры
Одинаковые? Противоположные? Разные? |
10. |
Развитие пространственных представлений Развитие вербального мышления (выделение существенных признаков) Развитие умения различать эмоциональные состояния |
Ошибки в изображении
Существенные и несущественные признаки Такие разные лица |
11. |
Различать виды вербальных реакций Развитие внимания (устойчивость) Развитие мышления (гибкость)
Развитие вербального мышления |
Какие слова легче Стенографы Замените символы цифрами Объясните поговорки |
12. |
Развитее мышления (установление закономерностей) Развитие вербального мышление Развитие умения различать виды поведения |
Найдите фигуры
Представленная информация была полезной? ДА 59.43% НЕТ 40.57% Проголосовало: 1166 Понимание пословиц Какое бывает поведение? |
13. |
Развитие пространственных представлений Развитие вербального мышления Познание своего поведения |
Вид комнаты сверху
Понимание пословиц Я узнаю себя |
14. |
Развитие мышления (установление закономерностей) Развитие вербального мышления (преобразование предложений без изменения смысла) Развитие умения различать виды поведения |
Найдите фигуры
Выразите разными словами
Кто это? |
15. |
Развитие внимания (устойчивость в условиях коллективной деятельности) Развитие вербального мышления (определение понятий) Развитие умения различать разные формы поведения |
Делаем вместе
Какое это понятие?
Как попросить и отказать
|
16. |
Развитие пространственных представлений Развитие логического мышления (сравнение понятий) Развитие умения различать разные формы поведения |
Найдите лишнюю фигуру
Сравнение понятий
Вылепите фигуру |
17. |
Развитие внутреннего плана действия Развитие логического мышления (установление отношений между понятиями) Развитие эмоциональной сферы |
Муха Сравниваем понятия
Как преодолеть плохое настроение? |
18. |
Диагностика умственного развития при переходе в среднее свено |
ГИТ |
19. |
Изучение мотивации у подростков |
Анкета мотивации Лускановой |
20. |
Изучение самооценки и уровня притязаний |
Тест Дембо-Рубинштейна |
3. Тематическое планирование
«Уроки психологического развития» 6 класс
№ |
Развиваемые психологические процессы |
Методики и задания |
Развитие мышления (установление закономерностей) Развитие логического мышления (установление отношений между понятиями) Развитие умения различать виды поведения |
Найди фигуры
Сравниваем понятия
Какое бывает поведение? |
|
Определение выявления уровня агрессивности и враждебности. |
Тест Басса-Дарки |
|
Развитие внимания (устойчивость) Развитие пространственных представлений Развитие логического мышления (установление отношений между понятиями) Развитие умения различать виды поведения |
Стенографы Дополните до куба
Сравниваем понятия
Кто это?
|
|
Развитие воображения Развитие логического мышления (деление понятий) Рефлексия собственных личностных качеств |
Придумайте предметы Разделите понятия
Говорящая надпись |
|
Развитие пространственных представлений Развитие логического мышления (деление понятий) Развитие умения различать разные формы поведения |
Перекресток
Деление понятий
Вылепите фигуру |
|
Развитие воображения Развитие логических форм вербального мышления (определение видов суждений) Рефлексия личностных качеств |
«Рисуем» в уме Определите вид суждения
Что я могу сказать о себе хорошее? |
|
Развитие пространственных представлений Развитие мышления (установление закономерностей) Развитие логических форм вербального мышления Развитие перцептивно-эмоциональной сферы |
Переворот фигур
Найдите фигуры
Измените форму, не меняя содержания Угадайте выражение лица |
|
Развитие мышления (гибкость и анализ через синтез) Развитие логических форм вербального мышления Развитие перцептивно-эмоциональной сферы |
Замените цифры буквами
Измените форму, не меняя содержания Угадайте выражение лица |
|
Развитие перцептивно-эмоциональной сферы Развитие пространственных представлений Развитие логических форм вербального мышления |
Учимся различать эмоции
Переворот фигур Измените форму, не меняя содержания |
|
Развитие воображения Развитие перцептивно-эмоциональной сферы Развитие логических форм вербального мышления |
Соедините точки Учимся различать эмоции
Измените форму, не меняя содержания |
|
Развитие внимания Развитие логических форм вербального мышления Тренинг поведения в конфликтных ситуациях |
Называйте и считайте Учимся рассуждать
А что сказал бы ты? |
|
Развитие мышления (установление закономерностей) Развитие логических форм вербального мышления Тренинг поведения в конфликтной ситуации |
Найдите фигуру
Учимся рассуждать
А что сказал бы ты?
|
|
Развитие пространственных представлений Развитие логических форм вербального мышления |
Переворот фигур
Учимся рассуждать |
|
Рефлексия собственных личностных качеств Развитие мышления (гибкость) Развитие логических форм вербального мышления |
Я — ромашка
Замените буквы цифрами Учимся рассуждать |
|
Развитие мышления (установление закономерностей) Развитие логических форм вербального мышления Рефлексия личностных качеств |
Найдите фигуры
Учимся рассуждать Что я могу сказать о себе хорошее? |
|
Развитие пространственных представлений Развитие логических форм вербального мышления Рефлексия собственных личностных качеств |
Развертка с буквами
Учимся рассуждать
Говорящая надпись |
|
Диагностика умственного развития при переходе в среднее звено |
ГИТ |
|
Изучение мотивации у подростков |
Анкета мотивации Лускановой |
|
Изучение самооценки и уровня притязаний |
Тест Дембо-Рубинштейна |