Здоровье нации – категория экономическая, политическая,определяющая социальную стабильность общества. От него зависит трудовойпотенциал страны и её обороноспособность, а также, что не менее важно –воспроизводство населения – здорового будущего поколения. Уровень здоровьяподрастающего поколения в Российской Федерации неумолимо снижается. Поэтому сохранение и укрепление здоровья детей и подростковявляется сегодня приоритетной задачей государства. О состоянии здоровьяшкольной молодежи в документах Министерства здравоохранения за 2010 годопубликовано: 50% школьников считаются с нарушенным здоровьем, 20-35%школьников имеют хроническую патологию, 27% болезней – биологическиобусловлены, а 43% болезней являются следствием пагубного образа жизни.
Решение проблемы носит комплексный характер, требующийпривлечения специалистов разных научных направлений, в том числе и специалистовпо оздоровительной физической культуре, в частности – по фитнесу. Одним изпутей решения этой проблемы может являться внедрение различных направлений фитнеса в систему школьного физкультурного образования, что будетспособствовать обновлению занятий по физической культуре школьников. Развиваясьи совершенствуясь, направления фитнеса охватывают различные формы двигательнойактивности, при этом он может удовлетворять потребности самых различныхсоциальных групп населения в выборе оздоровительных занятий, содействуяповышению не только двигательной, но и общей культуры занимающихся, расширениюих кругозора за счёт большого количества фрагментов искусства в занятияхфитнесом (классических, народных, современных танцев и музыкальных произведенийв различных стилях и т.д.), возможности выбора фитнес-программ, ориентированныхкак на культурные традиции Запада, так и Востока.
Направление детского фитнеса появилось сравнительно недавно,но его популярность стремительно растёт как за рубежом, так и у нас в стране ипредставляет интерес для специалистов по физической культуре, несмотря на то,что пока ещё он не имеет достаточно строгого научного обоснования. Анализданных научно-методической литературы определил, что занятия детским фитнесомпризваны удовлетворить потребность детей в физической активности испособствовать их оздоровлению, повышению интереса к ним, приобщению кздоровому образу жизни. Это достигается за счёт использования разнообразных фитнес-технологий, современного инвентаря и оборудования,музыкального сопровождения и др., а также возможностей выбора тех или иныхвидов занятий. Широкая пропаганда фитнеса в средствах массовой информациислужит дополнительным и существенным аргументом в пользу выбора детьми занятийим. Их интерес также обусловлен и тем, что фитнес-программы общедоступны, высокоэффективныи эмоциональны. Доступность занятий детским фитнесом определяется, преждевсего, тем, что их содержание базируется на простыхобщеразвивающих упражнениях и, в большинстве случаев, не требуется специальногодорогостоящего оборудования (исключение составляют упражнения на тренажерах,степах, фитболах). Их эффективность заключается в разностороннем воздействии наопорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системыорганизма ребёнка, развитие двигательных способностей и профилактику различныхзаболеваний.
Эмоциональность занятий объясняется не только музыкальнымсопровождением, создающим положительный психологический, настрой, танцевальнойи игровой направленностью детского фитнеса, но и стремлением согласовывать своидвижения с движениями партнёров в группе, возможностью демонстрировать хорошоотработанные движения, получением удовлетворённости от занятий, что также эмоционально вдохновляет занимающихся и повышаетинтерес к ним. Интерес к фитнесу и разновидностям его направлений не случаен.Занимающимся предоставляются большие возможности заниматься в соответствии с ихпотребностями и интересами, проявлять свою индивидуальность, самобытность. Этообуславливается также свободой выбора направлений фитнеса и добровольностьюучастия, доступностью для самого широкого круга занимающихся (независимо отпола, возраста, состояния здоровья) и современным взглядом на занятия физическойкультурой.
Детский фитнес включает большое разнообразие оздоровительныхкомплексных программ. Приоритет оздоровительно-профилактической направленностипрограмм детского фитнеса определяются обилием проблем с состоянием здоровья удетей и подростков. Их основу составляет использование физических нагрузок сцелью оздоровления, физического развития, повышения физической подготовленностии раскрытия внутреннего потенциала ребёнка как личности, как сторонниказдорового образа жизни. Демонстрация развития двигательных умений и навыков, занимающихся реализуется черезпоказательные выступления, конкурсы, фестивали и шоу. Программы по детскомуфитнесу и его технологии в последние годы применяются в учреждениях общего(дошкольного и школьного), дополнительного образования, фитнес-центрах и вспециальных коррекционных учреждениях. Комплексы упражнений из разныхнаправлений детского фитнеса можно включать в школе как во внеклассную работу(кружки, секции, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного ипродлённого дня, в общешкольных физкультурно-массовых и спортивныхмероприятиях), так и в основную форму учебно-воспитательной работы – урок.Программы с применением различных направлений фитнеса и его технологий(включающих средства ритмопластики, стретчинга, фитбол-аэробики,танцевально-игровой гимнастики, лечебно-профилактического танца), которыепользуются большой популярностью среди детей школьного возраста, могут способствовать: приобщению школьников к систематическимзанятиям физической культурой и повышению интереса к ним; улучшению состоянияих здоровья, профилактике различных заболеваний (зрения, осанки, плоскостопия,двигательной активности); повышению уровня физической подготовленностизанимающихся и эффективному развитию двигательных способностей. Всё это даствозможность теоретического обоснования программы для внедрения её в учебныйпроцесс школьников в виде третьего урока физкультуры с оздоровительнойнаправленностью.
Занятия фитнесом для детей разного возраста могут эффективноспособствовать их оздоровлению, привлечению к занятиям физической культурой,повышению к ним интереса. Они содействуют формированию двигательной культуры:культуры тела, культуры движений, культуры телесного здоровья, разумнойорганизации досуга, развлечения, самосовершенствования, ведения здоровогообраза жизни. Используя в полной мере оздоровительный потенциал фитнеса впрофилактике различных заболеваний, гиподинамии, общество получит наименеезатратный и наиболее эффективный способ оздоровления детей школьного возраста.Таким образом, детский фитнес можно рассматривать как общедоступную,высокоэффективную, эмоциональную систему целенаправленных оздоровительныхзанятий разной направленности на добровольной основе, исходя из интересовзанимающихся, с целью достижения оптимального физического состояния, повышенияфизических кондиций, профилактики заболеваний, укрепления состояния здоровья иприобщения к здоровому образу жизни детей и подростков.
Появившиеся сравнительно недавно такие направления фитнесакак фитбол-аэробика, степ-аэробика, йога-аэробика и др., также пользуютсяпопулярностью среди учащихся. 88,9% респондентов отметили, что уроки физическойкультуры будут более интересными, если в них включать современные направленияфитнеса. Согласно опросу учащихся, фитнес-технологии занимают второе место попопулярности среди секционных занятий в школе (после спортивных игр). В связи сэтим в некоторых учебных заведениях, в частности на факультете «Физическойкультуры и спорта» Российского государственного педагогического университетаим.А.И.Герцена, для учителей физической культуры проводятся курсы повышенияквалификации «Фитнес-технологии в физкультурном образовании школьников». Проведённый анализ научно-методическойлитературы, педагогические наблюдения, опрос, позволили экспериментальнообосновать эффективность внедрения фитнес-технологий и программ в физкультурноеобразование школьников. Разработка новых фитнес-технологий включает наиболееэффективные, как зарубежные, так и отечественные достижения в областиоздоровительной физической культуры, что позволяет их использовать сопределённой целью в различных типах и видах образовательных учреждений, в томчисле, специализированных коррекционных, а также в фитнес-центрах.