МУНИЦИПАЛЬНОЕБЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №9 «СОЛНЫШКО»ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ГОРОДА ГОРНО-АЛТАЙСКА»
Принята:
Педагогическим советом № 1
от « 27 » августа 2021 года
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ВЕСЕЛЫЙКАРАНДАШ»
Направленность:художественно-эстетическая
Возраствоспитанников: 5-6 лет.
Срокреализации: 1 год.
Разработчики:
Елунина Оксана Валерьевна – 1КК
Воропаева Ирина Геннадьевна – 1КК
г. Горно-Алтайск
2021 г.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
1.Организация- исполнитель |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 «Солнышко» общеразвивающего вида города Горно-Алтайска |
2.Полное название программы |
Дополнительная общеобразовательная программа «Веселый карандаш».
|
3.Ф.И.О., должность автора |
Елунина Оксана Валерьевна, воспитатель. Воропаева Ирина Геннадьевна, воспитатель. |
4.Сведения о программе: |
|
4.1 Нормативная база |
— Федеральный Закон (с изменениями на 17 февраля 2021 г) от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», — Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р); — Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-202 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; — Постановление Главного государственного санитарного врача РФ № 2 «Об утверждении санитарных правил СанПиН 1.2.3685- 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». — Приказ Министерства образования и науки РА от 05.07.2016 г. за №1133 «Об утверждении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»; — Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 9 «Солнышко» общеразвивающего вида г. Горно-Алтайска» |
|
— Положение о дополнительном образовании в МБДОУ «Детский сад № 9 «Солнышко» общеразвивающего вида г. Горно — Алтайска». |
4.2 Область применения |
Дополнительное образование детей. |
4.3 Направленность |
Социально-педагогическая.
|
4.4 Вид программы |
Модифицированная. |
4.5 Целевая группа |
5-6 лет. |
4.6 Срок реализации |
1 год. |
ОГЛАВЛЕНИЕ
Раздел 1. Комплексосновных характеристик программы
1.1. Пояснительнаязаписка…………………………………………………….5
1.2. Цель и задачипрограммы………………………………………………….9
1.3. Содержание программы………………………………………………….10
1.4. Планируемые результаты………………………………………………..11
Раздел 2. Комплексорганизационно — педагогических условий
2.1. Календарно-тематическийплан…………………………………….…….12
2.2. Условия реализации программы………………………………………………..13
2.3. Формы аттестации…………………………………………………………14
2.4. Методические материалы…………………………………………………14
2.5. Список литературы……………………………………………………….16
Раздел 1. Комплекс основных характеристик
1.1. Пояснительная записка
Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника являетсяподготовка его к школе. Один из навыков, который должен быть сформирован к томувремени, когда ребенок пойдет в школу – это развитие точных движенийпальцев рук и всей кисти (тонкой моторики). Самые большие трудности,доставляющие много огорчений – это уроки письма. Процесс письма не может бытьосуществлен без участия зрительных и двигательных анализаторов безопределенного уровня развития мелкой мускулатуры и координации движения. Всеэто создает сложности в овладении графическими навыками.
Актуальность и педагогическаяцелесообразность программы
У детей дошкольного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки,несовершенна координация движений, незакончено окостенение запястий и фалангпальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственноучаствуют в восприятии и воспроизведения и букв и их элементов, находятся наразных стадиях развития. Дети с трудом ориентируются в таких необходимых приписьме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх-низ,ближе-дальше, над-под, около-внутри. Только к 6-7 годам в основном заканчиваетсясозревание соответствующих зон мозга.
У многих детей при поступлении в школу обязательно возникаютхарактерные нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия). Без специальноорганизованной коррекционной работы по подготовке к обучению грамоте эти детине смогут успешно обучаться. Поэтому коррекционный процесс в дошкольномучреждении направлен как на устранение имеющихся проблем в развитии, так и напрофилактику вероятных нарушений устной и письменной речи.
Один из показателей интеллектуальной готовности к школьномуобучению — уровень развития мелкой моторики. Ребенок, у которого этот уровеньвысокий, умеет логически рассуждать, у него хорошо развиты память и внимание,связная речь, он может приступать к приобретению навыков письма.
В дошкольном возрасте важна именно подготовка, а не обучениеписьму, иначе техника письма может быть сформирована неправильно.
Отличительные особенностипрограммы.
Для выполнения графических заданий необходим простой мягкийкарандаш. Если ребенок ошибается, то можно воспользоваться ластиком.Раскрашивают дети цветными карандашами, когда ребенок пишет карандашом, емутребуется приложить определенное усилие, которое со временем осознается какволевое. Тем самым мы формируем навык самоконтроля, который необходим детям сдефицитом внимания. Необходимо отслеживать, чтобы при раскрашивании и штриховкеребенок не выходил за контур рисунка. Линии должны идти параллельно.Сначаларебенок учится проводить прямые, кривые, ломаные линии в различныхнаправлениях. Затем учится ставить точки. Установив кончик карандаша в заданноеместо рисунка, мы закрепляем усвоенное выше движение, когда кончик карандашаслегка покачивается, не отрываясь от листа бумаги. Прежде всего, ребенок должен определить, где у него правая и леваястороны туловища. Это основа ориентировки в пространстве. Он долженпознакомиться с понятиями верх-низ, сзади-спереди. Такие понятия можно хорошоотработать во время физкультминуток. Самым сложным являетсяпонятие зеркального изображения. Проводим следующее упражнение: детямдаем в правую руку предмет и спрашиваем «В какой руке?». Многие дети не умеют ориентироваться на листе бумаги, не замечаюториентиры в виде клеток или строчек, не могут плавно прослеживать глазами задвижением своей руки.
Упражняемся впространственной ориентации детей на листе бумаги, разделенном пополам,фиксации ритма (ребенок хлопает, зарисовывает его).
Не менее полезнымупражнением для развития пространственной ориентировки на листе является штриховка. Онаимеет последовательность:
1. Редкая штриховкакарандашом одного цвета.
2. Штриховка двумякарандашами разного цвета.
3. Частая штриховка однимцветом.
4. Частая штриховкаразными карандашами. Здесь ребенок видит, что штриховка плавно переходит в раскрашивание.
Необходимо научить ребенка правильному захвату карандаша. Сначаланужно развить дифференцированные движения пальцев рук, умение складыватьбольшой палец в щепотку и захватывать различные предметы (перекладывать палочкив коробку, расстегивать и застегивать пуговицы, шнуровать, нанизывать кольца натесьму, сортировать крупу, нанизывать бусины).
Упражнения:
1. Захват граненогокарандаша большим и указательным пальцами рабочей руки.
2. Перекладываниекарандаша с одного листа на другой, при этом карандаш захватывается большим иуказательным пальцами.
3. Прокатывание карандашамежду ладонями.
4. Прокатывание карандашамежду большим и указательным пальцами.
5. Расслабление кистейрук путем поглаживание листа бумаги от середины в сторону или сверху вниз(можно использовать ткань, мех).
6. Круговые вращениякистей рук с последующим расслаблением.
7. Попеременноепоглаживание одно кисти руки другой.
Адресат программы. По данной программе могут заниматься дети старшегодошкольного возраста (5-6 лет). Также могут заниматься дети с ОВЗ, не имеющиепротивопоказаний.
Объем и срок освоения программы.Программа рассчитана на 1 год обучения – 32учебных недели.
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательногопроцесса. Занятия будут проходить втеоретической и практической форме. Количествовоспитанников в группе от 10 до 12 человек. Количество воспитанников в группахможет быть уменьшена, при наличии обучающихся с ОВЗ. Состав групп постоянный.
Режим занятий – Продолжительность занятий для групп детей старшегодошкольного возраста (5-6 лет) — 25 мин с перерывами на три тематическиефизкультминутки, продолжительностью 2 — 3 минуты. Занятия проходят один раз в неделю.
1.2. Цель и задачи программы
Цель:
Создание условий, способствующих развитию мелкой моторики рук дляподготовки детей старшего дошкольного возраста к овладению письмом.
Основные задачи:
1. Развитие мелкой мускулатуры руки.
· получение навыка правильно держать карандаш, ручку.
· развить пальцы и кисти рук.
· научить проводить точно и правильно вертикальные линии сверхувниз, горизонтальные — слева направо, овалы.
· подготовить руку к письму.
· уметь ориентироваться на листе бумаги, совершенствоватьпространственные представления.
2. Совершенствовать движения рук и развитие психических процессов:
· произвольного внимания;
· речи, памяти;
· логического мышления;
· зрительного и слухового восприятия.
3. Формировать и совершенствовать пространственные представления:
· ориентацию на листе;
· ориентацию в пространстве на примере собственного тела.
4. Формировать навыки учебной деятельности:
· умение действовать по словесным инструкциям, умение самостоятельнопродолжать выполнение поставленной задачи;
· контроль за собственными действиями.
1.3.Содержание программы
1год обучения – 25 мин.*1зан.*32нед.
№ |
Наименование разделов и тем |
Кол-во часов
|
1 год |
||
1 |
Диагностика |
25 мин |
2 |
«Сравни». |
25 мин |
3 |
«Веселое превращение». |
25 мин |
4 |
Развитие мелкой моторики руки. |
25 мин |
5 |
Работа по шаблону. |
25 мин |
6 |
Работа в тетради (обведение и раскрашивание по образцу). |
25 мин |
7 |
Работа по шаблону |
25 мин |
8 |
Работа в тетради (обведение и раскрашивание по образцу). |
25 мин |
9 |
Работа на листочках (обведение и раскрашивание по образцу). |
25 мин |
10 |
«Дорисуй вторую половину» |
25 мин |
11 |
Проведение графического диктанта. |
25 мин |
12 |
Завиток. |
25 мин |
13 |
Линия с петлями без отрыва карандаша.. |
25 мин |
14 |
Ломанная зигзаг. |
25 мин |
15 |
«Определи направление». |
25 мин |
16 |
Прямые и наклонные линии. |
25 мин |
17 |
Определение направления «вправо», «влево». |
25 мин |
18 Представленная информация была полезной? ДА 59.43% НЕТ 40.57% Проголосовало: 1166 |
Работа на листочках(обведение и раскрашивание по образцу). |
25 мин |
19 |
Работа по шаблону. |
25 мин |
20 |
Копирование, дорисовка. |
25 мин |
21 |
Развитие мелкой моторики руки. |
25 мин |
22 |
Работа по шаблону |
25 мин |
23 |
Копирование, дорисовка |
25 мин |
24 |
Проведение графического диктанта |
25 мин |
25 |
Широкая строка |
25 мин |
26 |
Вертикальные и горизонтальные линии. |
25 мин |
27 |
Ломанные и сплошные линии. Работа по шаблон |
25 мин |
28 |
Штриховка с чередованием прямых и зигзагообразных линий. |
25 мин |
29 |
Проведение графического диктанта |
25 мин |
30 |
Проведение графического диктанта |
25 мин |
31 |
Закрепление сформированных навыков |
25 мин |
32 |
Диагностика |
25 мин |
|
Итого: |
13 |
1.5. Планируемые результаты
Требования к знаниям и умениям,которые должны приобрести обучающиеся в результате освоения дисциплины:
1. развить мелкуюмускулатуру руки;
2. писать вертикальные линиисверху вниз, горизонтальные — слева направо;
3. подготовить руку кписьму;
4. уметь ориентироваться налисте бумаги;
5. сформированное умениесоблюдать гигиенические правила письма (положение корпуса, руки, тетради,карандаша);
6. сформировать взаимосвязьу учащихся номинативной функции слова и отражения ее в графическоймодели;
7. знать, как составляется модель к предложению и предложение к модели.
Раздел 2. Комплексорганизационно-педагогических условий
2.1. Календарно-тематический план
Месяц |
неделя |
Содержание занятий: |
Сентябрь
|
1-2 |
Диагностика |
3 |
«Сравни». Прямые и наклонные линии; работа по шаблону; (обведение и раскрашивание веточки земляники). |
|
4 |
«Веселое превращение». Упражнение на развитие воображения; работа по шаблону (обвести и дорисовать и раскрасить рыбку). |
|
Октябрь
|
1 |
Развитие мелкой моторики руки. Штриховка. |
2 |
Предмет и слово. Работа по шаблону. Работа в тетради (знакомство с клеткой). |
|
3 |
Работа по шаблону. Работа в тетради (обведение и раскрашивание по образцу). |
|
4 |
Работа по шаблону. Работа в тетради (обведение и раскрашивание по образцу). |
|
Ноябрь
|
1 |
Работа по шаблону. Работа в тетради (обведение и раскрашивание по образцу). |
2 |
Работа по шаблону. Работа на листочках (обведение и раскрашивание по образцу). |
|
3 |
Выполнение упражнений «Дорисуй вторую половину», «Узоры по клеточкам» |
|
4 |
Проведение графического диктанта. |
|
Декабрь
|
1 |
Завиток. Штриховка дугообразной строчкой. |
2 |
Линия с петлями без отрыва карандаша. Штриховка зигзагами. |
|
3 |
Ломанная зигзаг. Штриховка крестиками. |
|
4 |
«Определи направление». Вертикальные и горизонтальные линии; работа по шаблону (обведение, раскрашивание снеговика и домика). |
|
Январь
|
1-2 |
каникулы |
3 |
«Сравни». Прямые и наклонные линии. Работа по шаблону (обведение, раскрашивание кита). Развитие мелкой мускулатуры пальцев. |
|
4 |
«Сравни машины». Определение направления «вправо», «влево»; работа по шаблону (обведение и раскрашивание машины и светофора). |
|
Февраль
|
1 |
Работа по шаблону. Работа на листочках(обведение и раскрашивание по образцу). |
2 |
Работа по шаблону. Работа на листочках (обведение и раскрашивание по образцу). |
|
3 |
Развитие мелкой моторики руки. Копирование, дорисовка и раскрашивание клоуна и божьей коровки. |
|
4 |
Развитие мелкой моторики руки. Копирование, дорисовка и раскрашивание пароходика и клубнички. |
|
Март
|
1 |
Развитие мелкой моторики руки. Работа по шаблону (копирование, дорисовка и раскрашивание бабочки и вертолетика). |
2 |
Развитие мелкой моторики руки. Работа по шаблону (копирование, дорисовка и раскрашивание клоуна и божьей коровки). |
|
3 |
Проведение графического диктанта |
|
4 |
Широкая строка (Учить фиксировать середину, верхнюю и нижнюю границы строки, проводить линии по штрихпунктирным линиям, ориентируясь на указательную стрелку — безотрывные вертикальные и наклонные.) |
|
Апрель
|
1 |
Вертикальные и горизонтальные линии. Работа на листочках (обведение и раскрашивание по образцу). |
2 |
Ломанные и сплошные линии.Работа по шаблону |
|
3 |
Штриховка с чередованием прямых и зигзагообразных линий. |
|
4 |
Проведение графического диктанта |
|
Май
|
1 |
Проведение графического диктанта |
2 |
Закрепление сформированных навыков |
|
3-4 |
Диагностика |
2.2. Условия реализациипрограммы
Материально-техническоеобеспечение программы
Успешная реализация программы идостижения воспитанников во многом зависят от правильной организации рабочегопространства в групповой комнате.
Комната для занятий освещена(естественным и электрическим светом) и оборудована необходимой мебелью:столами, стульями, шкафами.
Для работы необходимо иметьдостаточное количество наглядного и учебного материала.
В учебном помещении находитсяспециальный методический фонд, а также часть современных технических средствобучения компьютер, интернет и др.).
Для успешной реализации программы вналичии есть специальная литература, материальная база, канцелярские товары,демонстрационный материал.
Для реализации программы необходимы:
· специальныеканцелярские принадлежности (для мелкой моторики пальцев),
· шаблоны,
· меловая доска (длядемонстрации написания, начертания),
Информационнымобеспечением данной программы в основном являютсятакие интернет-источники, как Сайт «Учебно – методические пособия https://ped-kopilka.ru/blogs/tatjana-kurilenko/-umelye-ruchki.html
https://myintelligentkids.com/razvitie-graficheskix-navykov-rebenka-doshkolnika,а также литературные источники.
Кадровоеобеспечение. По данной программе работаютвоспитатели 1 КК, имеющие педагогическое образование и специальное дошкольноеобразование.
2.3. Формы аттестации
Формы подведения итогов реализациидополнительной общеобразовательной программы.
Подведение итогов работы являетсянеобходимым моментом в работе детского коллектива, наиболее подходящей формойоценки детских работ является совместный просмотр выполненных образцов, ихколлективное обсуждение, выявление лучших работ. Такая форма работы позволяетдетям критически оценивать не только чужие работы, но и свои.
Основные формы оценки и анализадетских работ:
• открытые занятия;
• наблюдение.
Формой подведения итогов работы подополнительной общеразвивающей программе является итоговое занятие.
2.4. Методические материалы
Образовательный процесс по программедополнительного образования «Весёлый карандаш» организованв очной форме. Формами организации образовательного процесса будутиндивидуальные, индивидуально-групповые занятия. По данной программе могутзаниматься обучающиеся с ОВЗ, не имеющие противопоказаний.
Чтобы занятия были увлекательными иинтересными, а работа вызывала у детей чувство радости и удовлетворения,необходимо, чтобы познавательная и созидательная деятельность обучающихсяпереплетались бы со зрелищно-игровым процессом. Такая установка соответствуетвозрасту детей, для которых предназначена программа.
Занятия в виде игры в этом планеимеет особое значение. Она помогает педагогу выстроить образовательный процесспо принципу от простого к сложному, освоить материал в соответствии синдивидуальными возможностями ребенка, создав при этом каждому ситуацию успеха,ведь каждый ребенок – уникальная личность. Так как игра объединяет детей,содействует формированию детского коллектива, то с этой целью используютсяпрактические задания.
При подготовке к занятиям большоевнимание уделяется нормам организации образовательного процесса и дидактическимпринципам. Прежде всего, это принцип наглядности. Следовательно,воспитанники способны полностью усвоить материал при осуществлении практическойдеятельности с применением словесной (образная речь педагога, звуковые эффекты,видео и аудиоматериал) наглядности. Естественно, что достижение поставленнойцели в образовательной деятельности во многом зависит от системности ипоследовательности в обучении. При строгом соблюдении логики, дети дошкольноговозраста постепенно овладевают знаниями, умениями и навыками. Большое вниманиетакже уделяется принципам доступности и посильности в обучении, методуактивности, связи теории с практикой, прочности овладения знаниями и умениями.
В данной программе используются такиеметоды обучения, как словесный, наглядный, практический¸объяснительно-иллюстративный игровой. Методами воспитания в данной программеявляются: убеждение, поощрение, упражнение, мотивация и д.р.)
Используя такие педагогическиетехнологии на занятиях, как технология индивидуализации обучения, технологиягруппового обучения, технология коллективного взаимообучения, технологияигровой деятельности, технология коллективной творческой деятельности педагогрешает поставленные задачи по развитию творческой личности обучающегося.
Дидактические материалы.
Дидактические материалы используютсяна каждом занятии, кроме занятий по развитию фантазии, воображения ипроверочных занятий.
2.5. Список литературы
1. Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковаягимнастика с предметами определения ведущей руки и развитием навыков письма удетей 6-8 лет: Практическое пособие для педагогов и родителей. — М.: Аркти,2001.
2. Безруких М.М. Тренируем пальчики. — М.:ООО «Дрофа», 2000.
3. Белая А.Е. Пальчиковые игры. — М.:«Астрель», 2001.
4. Большакова С.Е. Формирование мелкоймоторики рук: Игры и упражнения. — М.: ТЦ Сфера, 2006.
5. Гаврина С.Е. Развиваем руки, чтоб учитьсяи писать, и красиво рисовать. – Ярославль: «Академия Холдинг», 2002.
6. Давыдова О.А. Графомоторика. Тренажёр поразвитию межполушарного взаимодействия и графомоторных навыков. – М.: Школьнаяпресса, 2017.
7. Зегебард Г.М., Ильичёва О.С. Волшебныеобводилки. Формирование графомоторных навыков, — М.: Генезис, 2013.
8. Лопатина Л.В., Логинова Е.А., ЛипаковаВ.И. Готовимся к овладению письмом. Дидактическое пособие для развитиязрительно-пространственных функций и графомоторных навыков у детей. Тетрадь1. – М.: Корона-Век, 2011.
9. Морозова Л. Нарисуй-ка. Клеточка заклеточкой. – М.: Быстров, 2006.
10. «Необыкновенноерисование», учебное издание из серии «Искусство – детям», М.: Мозаика-Синтез, 2007г., № 2.
11. Новиковская О.А. 100 игр для развитиямелкой моторики. – М.: АСТ, 2017.
12. Праведникова И. Нейропсихологическиепрописи. Точка, точка, два крючочка. Учимся красиво писать. – М.: Айрис-Пресс,2016.
13. Сазонова А.В., Боричева Г.А. Узоры дляразвития тонкой моторики дошкольников. – СПб.: Детство-Пресс, 2006.
14. Топоркова И., Кутявина Н., Гаврина С. Рисуем по точкам. Тетрадь для самостоятельных занятий детей 5-7 лет. – М.:Академия Развития, ВКТ, 2007.